«Представьте сейчас себя на месте владельца бизнеса Land Rover, Jaguar, Audi в России. Они инвестировали деньги, наняли персонал, все это построили. И им поставщик говорит: «Извините, ребята, мы больше не работаем с РФ», — комментирует экономические риски конфликта на Украине владелец сети автоцентров Руслан Абдулнасыров. Уже вчера автопоставщики разослали уведомление о том, что на 30% подняли стоимость запчастей. Авиакомпания «Тулпар» с тревогой ждет повышения цен на керосин и невозможность купить самолеты — в России такие не делают. О том, какой настрой в бизнес-среде Татарстана, — в материале «БИЗНЕС Online».
Первым отреагировал курс рубля: на 13:00 25 февраля доллар на Московской бирже стоил 83 рубля, евро — 93 рубля
«Развод произошел гораздо раньше»
Конфликт на Украине ожидаемо повлиял на российскую экономику. Первым отреагировал курс рубля, хотя на сегодня прошел небольшой отскок: на 13:00 25 февраля доллар на Московской бирже стоил 83 рубля, евро — 93 рубля. Отыграли и биржевые индексы: на 13:00 рост индекса Мосбиржи составил 14,07% — до 2 347 пунктов, индекс РТС вырос на 19,35% — до 886,64 пункта. Вчера стремительно взлетели вверх цены на зарубежную электронику, дилеры предсказывают рост цен на автомобили до 15% в марте – апреле. Повышенную нагрузку испытывают и банки. «БИЗНЕС Online» опросил крупный и средний бизнес республики, банки и риелторов, чтобы выяснить, с какими трудностями они столкнулись и каких последствий ожидают.
Что касается прямой работы с Украиной, то, по словам первого председателя Торгово-промышленной палаты РТ Артура Николаева, с 2014-го (год «крымской весны») татарстанским предприятиям удалось перестроиться и большой завязки на эту страну у них нет. «„Развод“ произошел гораздо раньше», — отметил он. «Если посмотреть по таможенному балансу, с Украиной внешнеэкономическая деятельность шла, были продажи и поставки. Но, если внимательно посмотреть, эти объемы шли за счет Донбасса и Луганска», — добавил Николаев.
Это подтвердили в крупных компаниях республики. «Мы с 2014 года с Украиной не работаем», — заявили нам в пресс-службе ПАО «КАМАЗ». На сайте автогиганта можно найти информацию, что ранее у него была сервисно-дилерская сеть из 7 точек на Украине. «Компания АО „Татспиртпром“ не осуществляет поставки своей продукции на территорию Украины», — ответили в пресс-службе производителя алкоголя.
Известно, что представительство в Киеве, а также сеть АЗС есть у ПАО «Татнефть». Поставляли (по крайней мере, раньше) на Украину и татарстанские шины. В каком режиме они работают сейчас и идет ли речь об эвакуации сотрудников, нам к моменту публикации не ответили. Смогут ли нефтяники остаться в плюсе? На фоне конфликта цена нефти продолжает расти, Brent подорожала до $101,3 за баррель. По словам старшего рыночного аналитика Rystad Energy Луизы Диксон, нефть может подорожать до $130 за баррель к июню, если украинский конфликт приведет к перебоям поставок, и может вырасти еще сильнее, если «возникнут дополнительные препятствия».
Определенная импортозависимость существует у производства холодильного оборудования. «Есть же мировая кооперация, от нее никуда не денешься», — объясняет Радик Хасанов (справа)
«Россия большая, без работы мы не останемся, но будут определенные сложности»
Накануне страны Евросоюза договорились ввести новый пакет санкций против России. В том числе Чехия объявила о приостановке выдачи виз россиянам. Прага также решила отозвать послов из Москвы и Минска. В этой стране есть активы у татарских промышленников — в городе Простиеве располагается завод гибкой упаковки «Данафлекс». Глава холдинговой компании Айрат Баширов никак не комментирует влияние санкций на его бизнес. «Пока не готов ничего комментировать, мало ясности, все меняется», — кратко сообщил Баширов.
Определенная импортозависимость есть у производства холодильного оборудования, рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ПОЗиСа Радик Хасанов. С начала пандемии компания хорошо поработала над ее снижением, но целиком отказаться от закупок извне пока не может. «Есть же мировая кооперация, от нее никуда не денешься», — объясняет Хасанов.
Примерно 40% комплектующих для производства холодильников завод закупает за рубежом. «Самая главная наша зависимость — электронная компонентная база, но над этим мы в предыдущие годы работали. Не из Европы, так из других стран поставлять будем», — рассуждает гендиректор предприятия.
Кроме того, в РФ не изготавливают необходимые для производства холодильников маленькие компрессоры, приобретать их приходится в Беларуси и прочих странах. «Вся мировая экономика взаимно интегрирована, вы же видите, какая зависимость идет, микрочипов нет — все автозаводы терпят проблемы на производстве. Жить в глобальном мире и быть независимым от него невозможно. Зачем американцы, европейцы начинают эти санкции? Прежде всего их производители страдают. Экономику Ирана рушат-рушат-рушат, но Иран развивается. А Россия не одно испытание прошла и это пройдет», — рассуждает он.
«В любом случае должно быть мирное решение конфликта. Сколько можно было терпеть не нужные никому „заигрывания“? — комментирует Хасанов ситуацию на Украине, но добавляет: — После ночи все равно будет доброе утро. Конфликт не продлится вечно».
Председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким сообщил, что для авиаторов ситуация на Украине, вероятно, скажется повышением цен на керосин, а также невозможностью купить импортные самолеты и запчасти к ним. «Евросоюз принял решение не продавать самолеты российским авиакомпаниям и, наверное, лизинговым компаниями. Значит, будут проблемы с поставками и самолетов, и запчастей», — считает Хаким.
Аналогов тех самолетов, на которых летает «Тулпар», в России не производят. «Да, мы с большой опаской ждем, что будет дальше. И, наверное, серьезные коррективы придется вносить в нашу деятельность. Возможно, надо будет искать другие каналы поставок, но опять же, это приведет к удорожанию и станет занимать гораздо больше времени», — считает глава компании.
Возможные ограничения полетов к серьезным изменениям в деятельности авиакомпании привести не должны. «В связи с пандемией у компании 70 процентов полетов осуществляется внутри в России, а 30 процентов — за рубежом, а раньше было наоборот. Поэтому для нас здесь серьезных проблем не ожидаю. По Ближнему Востоку сложностей я не вижу, по Юго-Восточной Азии — тем более. Проблемы будут у тех, кто летает в Евросоюз. Россия большая, без работы мы не останемся, но будут определенные сложности», — сообщает Хаким.
Основатель компании по производству мягкой упаковки «Фабрика мягких контейнеров» Данил Хамитов говорит, что пока не чувствует прямого влияния санкций, но считает, что они могут сказаться в дальнейшем на ценах на полимерное сырье.
«Мы планировали расширение производственных мощностей, ждали оборудование из-за рубежа. Вчера оно пришло, в этом плане повезло. Мы также планировали привлекать на производство трудовых мигрантов — граждан Узбекистана с территории Украины. Теперь, конечно, не совсем понятно, как это у нас получится. И предполагаю, что санкции могут сказаться на стоимости сырья, полиэтилена и полипропилена. Но это только предположение, пока никаких прямых воздействий мы не ощущаем», — прокомментировал Хамитов.
Совладелец казанского парка развлечений, пожелавший остаться неназванным, прислал в редакцию скриншот письма от европейского поставщика оборудования, с которым у него намечалась сделка на несколько десятков тысяч долларов. «Мы как ответственный независимый бизнес не работаем с государством агрессором!!!» — говорится в письме поставщика (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.). Переговоры по этой сделке велись уже не первый месяц, и дело оставалось за малым — перевести деньги. По словам собеседника, альтернатива этому оборудованию есть только в Китае, но там не удалось ни о чем договориться. В России только одна компания согласилась сконструировать такое же оборудование с нуля, однако с учетом согласования в РТИ это выходило в 1,5 раза дороже, чем заказать из-за границы уже сертифицированный товар. Плюсом у предпринимателя вызывает опасение отсутствие у российского производителя опыта такой работы. «В итоге мы приняли решение ремонтировать то, что есть, и не заказывать ничего нового», — подвел он черту.
Автобизнес уже почувствовал на себе некоторые последствия украинской лихорадки: ценники на автозапчасти взлетели на треть, ждут и подорожания автомобилей
«Какие-то марки авто вообще исчезнут с российского рынка»
Автобизнес уже почувствовал на себе некоторые последствия украинской лихорадки: ценники на автозапчасти взлетели на треть, ждут и подорожания автомобилей. А некоторые марки и вовсе могут уйти с российского рынка, предрекают опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты.
По словам владельца и гендиректора федеральной сети автоцентров по продаже авто с пробегом «Автосеть.РФ» и группы компаний «Апельсин» Руслана Абдулнасырова, сделки, которые планировались до истории с Украиной, пока совершаются, продаж хотя и стало меньше, но они есть.
«Люди так же покупают и продают автомобили, потому что еще нет ощущения глобальной опасности и пока ситуация на Украине не отразилась напрямую на карманах и ежедневном ритме жизни россиян. Города живут, люди работают, — говорит Абдулнасыров. — Что касается стоимости автомобилей, то, конечно, она поднимется, хотя бы потому, что привязана в том числе к курсу иностранной валюты. Но мы, думаю, увидим, что какие-то марки вообще исчезнут с российского рынка, причем достаточно популярные, известные. Бренды Land Rover, Jaguar, Audi, например, уже официально объявили о приостановке поставок машин в Россию. Мы находимся в активной фазе, самой гуще событий, мы не в ситуации наблюдателей, а эти события тоже имеют накопительный эффект».
По его словам, непонятна ситуация даже по тем маркам авто, производство которых локализовано в России. «Насколько я знаю, локализация составляет 70 процентов, то есть треть комплектующих остается импортной. И тут тоже достаточно много вопросов. Конечно, не хотелось бы терять стабильность, но, если французы примут решение о том, чтобы больше не заниматься бизнесом на территории нашей страны, им придется выйти в том числе из АвтоВАЗа, акционерами которого они являются. Там же альянс Renault, Nissan и АвтоВАЗа. И если такое решение будет принято, то автомобили, например Renault, у нас производиться перестанут. Но сейчас делать какие-то выводы рано, можно только прогнозировать. Ясно лишь одно, что автомобили, как товар, будут дороже», — делится Абдулнасыров.
Автосалоны в своем большинстве работают пока в штатном режиме и по старым ценам, утверждает спикер, хотя в любой момент готовы остановить продажи «при каком-то резком всплеске».
«Не хочу панику вносить, но есть такая тенденция в России: автомобильные компании начали приостанавливать продажи. Мы с коллегами активно общаемся, с утра в чате смотрели, что кто-то из них, по-моему, из Нижнего Новгорода, начал приостанавливать продажи и занимается пока только обслуживанием авто. Стараются не продавать ничего со своего склада, пока не наступит ясность. Представьте сейчас себя на месте владельца бизнеса Land Rover, Jaguar, Audi в России. Они инвестировали деньги, наняли персонал, все это построили. И им поставщик говорит: „Извините, ребята, мы больше не работаем с Россией“. Если они продадут то, что есть на складах, они будут сидеть и думать, что произойдет дальше. Даже по масс-брендам вроде KIA, Hyundai есть вопросы, хотя утверждают, что срывов поставок не случится», — комментирует он.
Сказывается положение на Украине и нестабильная финансовая ситуация и на комплектующих для авто: ценники на автозапчасти уже подросли на треть, причем, по словам опрошенных экспертов, речь идет и о тех комплектующих, которые были закуплены задолго до начала военного конфликта.
«Вот поставщики вчера прислали уведомление, что на 30 процентов подняли стоимость запасных частей. Причем у них эти запчасти были куплены и лежали на складе еще до валютного скачка, они просто взяли и переписали ценники», — говорит Абдулнасыров.
«Цены волнообразно корректируются, естественно, в бо́льшую сторону. На многие позиции увеличение стоимости — на 35–40 процентов. Причем коррекция проводится каждый день. Вчера — плюс 25–30 процентов, сегодня — еще плюс 15–20 процентов», — говорит управляющий многопрофильной станции техобслуживания (СТО) Игорь Дробот. По его словам, по логистике пока проблем нет, в стране есть запас товарных единиц. Когда запасы подойдут к концу — прибудут новые партии также с уже скорректированным ценником в бо́льшую сторону.
«Естественно, возможны срывы в поставках запчастей в страну, в меньшей степени касается запчастей со стороны Китая, Тайваня и Таиланда, в большей степени — со стороны ЕС и Японии, — комментирует спикер. — Столкнулись и с некоторого рода спекуляциями: все повышают цены на товарные единицы, лежащие на складах, хотя их закуп производился за энную сумму, отгрузка новых заказов производится уже по энной плюс 30 процентов. А есть ребята, которые по уже проплаченным и выверенным поставкам отказывают в исполнении договора, возвращают деньги и выкладывают эти же товарные позиции по новой цене».
Олег Власов: «Для всех сегодня понятно, что увеличение цены на любую группу товаров на потребительском рынке неминуемо затронет все остальное»
«Я провел с ними фантастическую, огромную работу, и сегодня она опять зависла в воздухе»
«Ожидаю проблемы с поставками селекционной птицы. У нас в России селекционной работой не занимаются, я каждый год покупаю селекционную птицу (родительское стадо) из Франции, Англии, которая дает мне „правильную птицу“», — говорит глава КФХ «Рамаевское» Фарид Хайрутдинов (производство мяса утки).
Отсутствие импортного селекционного яйца негативно скажется на качестве выпускаемой продукции. «Совершенно другая структура мяса, жира получается, — объясняет Хайрутдинов. — На этот год я „упакован“, но что будет дальше, не знаю. В 2022-м у меня срок закупки в августе, заявка подана, но как теперь все будет?» Если в августе закупка селекционной птицы не состоится, то это негативно скажется на производстве мяса утки в 2023-м.
Кроме того, глава КФХ в предыдущие годы готовился к выходу на рынки Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, но с учетом вводимых санкций эти налаживающиеся взаимоотношения, очевидно, также будут заморожены.
«Я хотел поставлять свою продукцию в Европу, потому что там много иракцев, иранцев, которые переехали в Европу, и им нужна халяльная продукция. Я провел с ними фантастическую, огромную работу, и сегодня она опять зависла в воздухе. Хотя у меня на руках все договоры есть. Сейчас только ближнее зарубежье остается», — сожалеет Фарид Нафигуллович.
Кроме того, на ферме установлено современное импортное оборудование (упаковочная машина и пр.), вероятно, возникнут сложности с поставками запасных частей.
Гендиректор агропромпарка «Казань» Олег Власов считает, что на данном этапе ситуация непредсказуемая, во многом она определяется различными политическими событиями и новыми антироссийскими санкциями. «Для всех сегодня понятно, что увеличение цены на любую группу товаров на потребительском рынке неминуемо затронет все остальное, — сообщает Власов. — Говорят, что на 30 процентов стали поднимать цены на электронику, хотя по большому счету это те товары, которые лежат на складе, с чего вдруг идет увеличение стоимости?»
Роста потока покупателей в агропромпарке со вчерашнего дня руководитель пока не отмечает, но говорит, что весной традиционно наблюдается определенное увеличение покупательской активности. «В целом мы верим в светлое будущее, что Россия пройдет и это испытание», — завершает Власов разговор на позитивной ноте.
По словам Гульнары Сафиной, в феврале и без того традиционно низкий сезон. А в этом году заполняемость даже ниже на 5–7% по сравнению с 2021-м
Рестораторы: импортного пива нет, а цены на продукты вырастут
Рестораторы Казани уже почувствовали на себе отголоски конфликта и падающего рубля. За вчерашний день спад в отрасли — в среднем 20%, рассказал «БИЗНЕС Online» председатель ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ (АРИО) Михаил Шарипов.
«Как ни странно, больше всего спад был в премиум-сегменте, вплоть до 30 процентов — это даже больше, чем год назад с учетом ограничений. Но это все было ожидаемо. Мы понимаем, что происходит в мире, и надеемся, что все скоро решится», — говорит он.
Начались проблемы с логистикой — и, в частности, по импортному пиву. «Отгрузки минимальные либо их вообще нет. Поставщики ждут изменения цен», — говорит один из участников рынка. С крепким алкоголем пока все хорошо, отмечает известный казанский бармен Артур Галайчук. Продукцию в регионы всегда везут с большим запасом. К тому же поставщики не могут резко поднять цены.
«В этом году уже была коррекция цен на крепкий алкоголь — она происходит каждый год в пределах 10–15 процентов. За 12 лет, что я работаю в данной отрасли, я ни разу не видел, чтобы они не поднимались. И в этом плане алкоголь даже ценнее золота, наверное. Золото может дешеветь, а алкоголь — никогда», — говорит он.
Самое слабое звено — продукты. Часть поставщиков начнут просить предоплату, усложнятся схемы заграничных поставок. «Как бы ни пытались с 2014 года заменить итальянские или французские продукты — этого не произошло на 100 процентов. Как бы ни гордились тем, что производим свой сыр — мы делаем его на иностранном оборудовании. Мы сильно связаны с мировой экономикой. Это все скажется на конечных ценах — из-за курса доллара, удорожания логистики. То, что произошло вчера и продолжает происходить, ударит по карману всем. Мы уже перешли в режим ежедневного мониторинга цен. Понятно, что в общепит ходит не подавляющее большинство населения, но продуктовых магазинов это неминуемо коснется. Там очень низкая маржа, и они на цены реагируют быстрее», — добавляет Галайчук.
Украинские события пока не аукнулись отелям Татарстана. По словам главы ассоциации отелей Казани и РТ Гульнары Сафиной, в феврале и без того традиционно низкий сезон. А в этом году заполняемость даже ниже на 5–7% по сравнению с 2021-м. «Прошлогодний февраль был очень хороший для отрасли — возможно, тогда люди устали сидеть дома из-за пандемии. А в этом году загрузка у ряда отелей не превышает 40 процентов. Получше себя чувствуют отели ближе к центру Казани — их загрузка еще более-менее. Все, что дальше, заполняется хуже. Пока ничего кардинально не поменялось — как было тяжело, так и остается», — отмечает она.
По словам риелторов, в первый день операции на Украине начали срываться сделки. Причин в основном две: или оказалось невозможно снять заранее заказанную наличность из-за повышенного спроса на бумажные деньги, или из-за отказов хозяев квартир на вторичке
Что будет с квартирами: сделки срываются, а рынок ждет поднятия ставки ЦБ до 17% в ближайшие сутки-двое
Реакция рынка недвижимости на происходящее тоже нервная.
«Наши поставщики приостановили отгрузку материалов, в частности арматуры, комплектующих инженерных систем, электроники, — говорит один из застройщиков. — Пока перерыв заявлен на 3–4 дня. Решение объясняют неопределенностью на рынке, нестабильностью рубля. Честно говоря, даже хорошо, что мы работаем в условиях пандемии. Это приучило нас создавать запасы, заранее обеспечивая процесс строительства. Поэтому речь не идет о пересмотре сроков сдачи домов». Судя по настроениям, надеются на скорое завершение военных действий.
По словам риелторов, в первый день операции на Украине начали срываться сделки. Причин в основном две: или оказалось невозможно снять заранее заказанную наличность из-за повышенного спроса на бумажные деньги, или из-за отказов хозяев квартир на вторичке.
«У нас вчера так было отложено несколько почти готовых сделок, — говорит один из риелторов. — Мы сами рекомендуем приостановить сложные продажи. Когда вместо старой квартиры покупается новая у застройщика, тут все понятно. А когда идет размен на вторичном рынке, люди придерживаются выжидательной тактики».
Однако сегодня ситуация отличается от вчерашней. Больше страхов теперь связано с ключевой ставкой ЦБ: говорят, ее поднимут до 15–17% в ближайшие сутки-двое. Тогда банки запросто пересмотрят уже одобренные кредиты, ипотека взлетит… Так что появившаяся ночью информация о банковских санкциях заставляет людей вновь думать, как спасать сбережения. «Люди начинают задумываться о недвижимости. А сделать это нужно очень быстро ввиду возможного повышения ключевой ставки Центробанка», — говорит руководитель офиса «Ибрагимова» компании «Флэт» Лия Енгуразова.
«Прямо сейчас, утром 25 февраля, мы не видим ровно никаких изменений в стоимости квартир или количестве сделок», — добавляет руководитель отдела аренды Анна Сметанина.
Один из собственников квартир, собиравшийся вот-вот продать свою квартиру и купить другую, рассказал «БИЗНЕС Online», что из четырех потенциальных покупателей трое «сорвались с крючка» совсем, а четвертый взял паузу. Вдобавок хозяин той квартиры, на которую нацелился наш собеседник, тоже в раздумьях. В таких условиях «сидеть на деньгах» как-то не по себе, и собственник тоже решил подождать. «Квартира — вот она, а что с деньгами будет, непонятно», — пояснил он логику решения.
Это косвенно подтверждает позицию риелторов, ждущих подъема спроса на недвижимость.
Падающий курс рубля уже сказался на стоимости электроники и бытовой техники
Дорожающая электроника, рост онлайн-заказов и «вербальное успокоительное» от маркетплейсов
В ретейле падающий курс рубля уже сказался на стоимости электроники и бытовой техники. Сеть магазинов электроники DNS накануне подняла цены на 30% из-за повышенного спроса покупателей. «БИЗНЕС Online» писал, что продавцы смартфонов начали переклеивать ценники — местами iPhone за несколько часов подорожал на 30 тыс. рублей. К примеру, в «М.Видео» фиксировали рост онлайн-заказов и предупреждали покупателей о подорожании техники вплоть до 20%.
«Техника, как показывает предыдущий опыт, является одним из инвестиционных форматов покупок. При сохранении волатильности на рынке не исключаем дальнейшее увеличение спроса», — ответили в пресс-службе «М.Видео – Эльдорадо» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online». Ждет ли рынок дефицит товаров? В компании успокаивают, что товарные запасы на сегодня есть. «При этом нельзя не учитывать пока еще нестабильную ситуацию, связанную с пандемией, которая продолжает влияет на глобальное производство и дистрибуцию и отражается на всех странах. Эта ситуация существует уже не первый год. В ряде товарных категорий мы хотели бы видеть более высокие поставки на российский рынок».
С возросшим спросом на некоторые позиции в электронике столкнулись и маркетплейсы. В Ozon нашему изданию рассказали, что такие всплески периодически наблюдаются в связи с ростом курса доллара. Также популярностью пользуются и продукты питания длительного хранения. «При этом не стоит говорить о потребительской панике. У Ozon есть запасы популярных товаров, и мы прорабатываем план дальнейших поставок с нашими партнерами», — говорят здесь.