Водители такси и пассажиры получили от китайского сервиса DiDi оповещение о прекращении работы в России с 4 марта. До этого дня поездки можно совершать в обычном режиме Водители такси и пассажиры получили от китайского сервиса DiDi оповещение о прекращении работы в России с 4 марта. До этого дня поездки можно совершать в обычном режиме

Почему ушел щедрый китаец?

Накануне водители такси и пассажиры получили от китайского сервиса DiDi оповещение о прекращении работы в России. 4 марта объявлено последним днем работы агрегатора такси в РФ и Казахстане. До этого дня поездки можно совершать в обычном режиме.

«По прошествии полутора лет с момента запуска DiDi в России и почти года с момента запуска в Казахстане мы с сожалением объявляем о намерении прекратить работу на этих важных рынках, — сообщила корреспонденту „БИЗНЕС Online“ пиар-директор DiDi в России, Восточной Европе и Центральной Азии Ирина Гущина. — К сожалению, из-за меняющихся рыночных условий и других вызовов стало ясно, что в настоящий момент мы не сможем обеспечить наилучшие результаты в России и Казахстане».

Любопытно, что уход из РФ не сказался на планах развития в других странах. «DiDi продолжит фокусировать усилия и инвестиции на развитии устойчивого присутствия в странах Латинской Америки и на некоторых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки, — добавили в компании. — DiDi принимает решения о том, в какие рынки инвестировать, основываясь на расчете, где мы сможем добиться наилучших результатов для наших пользователей и партнеров. К сожалению, мы не видим, что в краткосрочной перспективе сможем это сделать здесь».

DiDi активно боролся за рынок. Размер гарантированных выплат за смену задрал почти в 2 раза — до 11 тыс. рублей. Впоследствии агрегатор неоднократно снижал размер гарантов и повышал комиссию, что привело к оттоку водителей и снижению доли перевозок на рынке РТ DiDi активно боролся за рынок. Размер гарантированных выплат за смену задрал до 11 тыс. рублей. Впоследствии агрегатор неоднократно снижал размер гарантов и повышал комиссию, что привело к оттоку водителей и снижению доли перевозок на рынке РТ

Агрегатор работал в 38 российских городах, но так и не запустился на московском рынке. Казань стала первым городом присутствия DiDi в России — брендированные автомобили сервиса начали курсировать по столице РТ в августе 2020-го. Появление нового игрока спровоцировало «битву гарантов» между DiDi и «Яндекс.Такси» в попытке переманить водителей. DiDi задрал размер гарантированных выплат за смену почти в 2 раза — с 5–6 тыс. рублей до 11 тыс. для брендированных автомобилей китайского агрегатора (для обычных водителей — до 10 тыс.), а размер пятничного вознаграждения составил небывалые 13 тысяч. В ответ на этот ход «Яндекс.Такси» поднял гаранты для водителей до 10 тыс. рублей для брендированных автомобилей и 9 тыс. для обычных. «Битва гарантов» превратила Казань в настоящую Мекку для таксистов, и число водителей из других регионов в столице РТ значительно увеличилось. В ноябре 2020 года DiDi зашел в Набережные Челны, но размер гарантированных выплат там уже был ниже — 9 тыс. для брендированных автомобилей. Одновременно с этим выросли комиссии — с 5% до 9,5% (у «Яндекс.Такси» средний размер комиссии составлял порядка 20%). Впоследствии агрегатор неоднократно снижал размер гарантов и повышал комиссию, что привело к оттоку водителей из сервиса и снижению доли перевозок на рынке Татарстана.

Угасание интереса к российскому рынку может быть связано с проблемами DiDi в Китае. Летом 2021-го акции китайского сервиса такси упали на 15%. Бумаги так отреагировали на новость о том, что администрация киберпространства КНР начала расследование в отношении Didi. По версии властей, агрегатор занимается сбором персональных данных, что представляет угрозу для частной жизни пользователей сервиса и национальной безопасности страны. В декабре, через несколько месяцев после начала расследования, DiDi объявил о делистинге с NYSE. В январе этого года о сокращении персонала в российском офисе DiDi сообщал РБК.

Проблемы компании также сопровождались исками от американских акционеров в адрес DiDi, после того как меры Пекина спровоцировали падение стоимости акций компании, отмечает BBC.

«Многие прогнозируют что Яндекс введёт ужесточение, может по лицензии будет принимать, может ещё что-то придумают. Но 100% на всех водителей заказов хватать не будет. Кроме того, теперь беженцы из ДНР хлынут в Россию, а такси — самый простой способ для заработка. Предпосылок к оптимистичному прогнозу пока нет» «Многие прогнозируют, что «Яндекс» введет ужесточение, может, по лицензии будет принимать, возможно, еще что-то придумают. Но 100 процентов на всех водителей заказов хватать не будет. Кроме того, теперь беженцы из ДНР хлынут в Россию, а такси — самый простой способ для заработка. Предпосылок к оптимистичному прогнозу пока нет»

«Яндекс» теперь еще больше начнет давить водителей»

Начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим» (ООО «Инфосервис») Павел Стенников полагает, что с уходом DiDi не изменится ровным счетом ничего. «Он не принес на российский рынок такси ничего нового ни в плане технологий, ни в плане ведения бизнеса, не успел занять существенную долю, — полагает Стенников. — У водителей станет на одно приложение меньше в телефоне».

«DiDi и так уже на грани работал, на этом умирающем такси катались водители, заблокированные в „Яндексе“, они регистрировались под чужими аккаунтами, — рассказал нашему корреспонденту владелец одного из таксопарков в Челнах (агрегатор „Яндекс.Такси“) Рафаэль Абелян. — В последнее время мы уже смирились с тем, что DiDi больше нет (слишком мала была доля компании на рынке — прим. ред.). Жалко, конечно, хорошие доходы это такси на пике приносило. Но теперь они иссякли». Собеседник издания видит несколько причин поражения DiDi на российском рынке. Первая кроется в неудобном мобильном приложении как для водителей, так и для пассажиров. Кроме того, китайский агрегатор нередко практиковал дальнюю подачу автомобиля — когда заявка на заказ приходит водителю, который находится в нескольких километрах от пассажира. В этом случае машина прибывает на место со значительным опозданием, а таксист тратит больше времени и ресурсов на выполнение заказа. «И они очень много денег просто так платили водителям в момент захода на рынок, гаранты достигали 11 тысяч рублей в день, а когда сократили их — потеряли водителей», — заключил Абелян.

Но уход одного из крупнейших агрегаторов ничего хорошего рынку не сулит, полагает собеседник издания. «„Яндекс“ теперь еще больше начнет давить водителей. Комиссию на покупку смены увеличит, потуже затянет гайки, — сетует он. — Например, есть основания полагать, что скоро минимальную цену поездки на брендированных машинах повысят — раньше она была 49 рублей. Могут и поднять тарифы на поездки, теперь же „Яндекс“ монополист, никто ему не помеха, он направо-налево водителей блокирует».

«DiDi мало кто катал. Из моего окружения 10 из 100 водителей им пользовались, но, если останется один монополист „Яндекс“, ничего хорошего от этого ждать не приходится, — говорит водитель такси Альберт. — Часть водителей из DiDi перейдут в „Яндекс“, арендодатели — тоже. Многие прогнозируют, что „Яндекс“ введет ужесточение, может, по лицензии будет принимать, возможно, еще что-то придумают. Но 100 процентов на всех водителей заказов хватать не будет. Кроме того, теперь беженцы из ДНР хлынут в Россию, а такси — самый простой способ для заработка. Предпосылок к оптимистичному прогнозу пока нет».

Запрос «БИЗНЕС Online» в пресс-службу «Яндекс.Такси» остался без ответа.