В центре «Эрмитаж-Казань» стартует  «Золотой век фламандского искусства», центральное место на котором займут произведения Питера Пауля Рубенса (на фото его картина "Гильермо и Винченцо Гонзага с семейством поклоняются Святой Троице" и двух его младших современников В центре «Эрмитаж-Казань» стартует «Золотой век фламандского искусства», центральное место на котором займут произведения Питера Пауля Рубенса (на фото его картина «Гильермо и Винченцо Гонзага с семейством поклоняются Святой Троице» и двух его младших современников Фото: Питер Пауль Рубенс, wikimedia.org, Общественное достояние

«Они бегут в музей смотреть, что такое у нас висит, стоящее миллионы долларов»

В известном голливудском фильме «Афера» с Пирсом Броснаном была сцена в начале фильма, когда куратор нью-йоркского музея проводит экскурсию для детей и рассказывает о картине Клода Моне «Венеция. Сумерки» (1908) — полотне, с которого начался импрессионизм и которое оказало влияние на большинство художников, являвшихся основателями школ и стилей ХХ века. Каждый из подростков был занят своим делом, не обращая внимания на произведение искусства. Тогда экскурсовод сказала: «Ладно, попробуем иначе! Она стоит $100 миллионов!» Разумеется, публика тут же, открыв рот, посмотрела на картину. Что ж, цена — это один из ключевых аргументов для потенциального условного рядового посетителя, чтобы прийти и познакомиться с творчеством того или иного художника.

Эта история кажется еще более актуальной, если вспомнить, что на следующей неделе в столице РТ открывается сразу две большие выставки. В центре «Эрмитаж-Казань» стартует «Золотой век фламандского искусства», центральное место на котором займут произведения Питера Пауля Рубенса и двух его младших современников — Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Одновременно в галерее современного искусства ГМИИ РТ открывается выставка «Бубновый валет», посвященная одноименному сообществу художников нового искусства, образовавшемуся в Москве в 1910 году (забегая вперед — его представители заняли достойное место в нашем рейтинге). Причем, что любопытно, здесь будут выставлены произведения из собрания ГМИИ РТ, где и сосредоточено все татарстанское (государственное) богатство изобразительного искусства. И нам есть чем гордиться!

«Выставок с блокбастерами почти не привозят»: стоит ли радоваться двум эскизам Рубенса в Казани?

«Публике понятно, что представляет интерес для мировой культурной общественности. Поэтому у них возникает интерес и они бегут в музей смотреть, что такое у нас висит, стоящее миллионы долларов, —  говорит куратор, основатель и владелец „Галеев Галереи“ (Москва) Ильдар Галеев. — И, таким образом, люди вовлекаются в культурное строительство. Коллекция у вас очень богатая. Если продать картины из ГМИИ РТ, будет существенная прибавка к бюджету республики».

Самая дорогая в истории картина русского художника — это «Супрематическая композиция» Казимира Малевича — за $85,8 млн она была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 2018 годуФото: Казимир Малевич, wikimedia.org, Общественное достояние

«Критерии оценки? По старому искусству все довольно просто»

Какие же сокровища хранят в себе залы ГМИИ РТ и как определить размер этого богатства? С этим «БИЗНЕС Online» помогли эксперты.

«Критерии оценки? По старому искусству все довольно просто. Потому что есть аукционные продажи, которые, пусть и не совсем в свободном, но все же в доступе, в интернете. От них и отталкиваются все», — говорит известные казанский арт-эксперт и галерист Евгений Жудров.

Есть международные и российские аукционы, где продаются работы художников первого круга, говорят собеседники нашей газеты, есть динамика продаж. Есть специалисты, которые могут определить эстимейт (приблизительная оценка стоимости лота экспертами аукционного дома — прим. ред.) той или иной картины, опять же опираясь на статистику продаж. Наиболее объективными факторами, влияющими на цену работ того или иного художника, является наличие работ художника в музейных собраниях, наличие изданий и каталогов с работами художника, выставочная деятельность и аукционные продажи.

Также имеет значение и сумма страховки за полотна. «Стоимость картин определяется экспертами либо экспертными организациями, — рассказали „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе группы страховых компаний „Югория“. — Помимо определения стоимости картин важно провести профессиональный андеррайтинг (услуги, которые гарантируют получение выплат в случае финансовых убытков, — прим. ред.) и определить стоимость страхового полиса, которая зависит от страхуемых рисков, местонахождения предмета искусства  и многих других факторов». Правда, в компании подчеркнули, что конкретно к ним музеи из Татарстана не обращались.

Галерист Галеев рассказывает, что участвовал в частных продажах произведений Баки Урманче, цена на которые доходила до $80-100 тысяч. В частности, речь идет о картине «На току» (на фото) Галерист Галеев рассказывает, что участвовал в частных продажах произведений Баки Урманче, цена на которые доходила до $80–100 тысяч. В частности, речь идет о картине «На току» (на фото) Фото: art16.ru

Самая дорогая в истории картина русского художника — это «Супрематическая композиция» Казимира Малевича — за $85,8 млн она была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 2018 году. Традиционно к числу самых дорогих относят полотна Василия Кандинского и Марка Шагала. Правда, констатируют, наши эксперты, того же Кандинского сейчас очень редко можно встретить на аукционах, практически все его работы разошлись по музеям и частным коллекциям. Тем ценнее, что в ГМИИ РТ есть его «Импровизация 34». «Работа Василия Кандинского — пожалуй, самая „гастролирующая“ наша картина, — рассказала „БИЗНЕС Online“ главный научный сотрудник Дина Ахметова. — Сейчас он находится в Италии в галерее Палаццо Роверелла в Италии, где будет показан на большой выставке „Кандинский. Произведения 1900–1940 годов“. Кандинский не впервые там да и вообще постоянно катается по Европе».

«Вообще, чем больше знакомишься с биографиями художников, тем больше узнаешь, что очень многие имели какое-то отношение к нашей территории, в частности к Казани. Либо какой-то период жили здесь, либо творили, приезжали, либо с кем-то общались, были дальние родственники и так далее», — продолжает Жудров. Это касается и Ивана Шишкина, и Николая Фешина, который некоторое время назад стал фаворитом западных аукционов. «До определенного времени его работы стоили до миллиона фунтов стерлингов. А несколько лет назад его „Даму с маникюром. Портрет мадемуазель Жиром“ продали на Christie’s почти за $4 миллиона», — говорит эксперт. При этом в ГМИИ РТ прекрасная коллекция Фешина, например такие шедевры, как «Бойня» и «Обливание».

В ГМИИ РТ прекрасная коллекция Фешина, например такие шедевры, как «Бойня» и «Обливание» (на фото)Фото: «БИЗНЕС Online»

«Оценить стоимость работ Константина Алексеевича Васильева сложно»

А как же на этом фоне смотрятся другие татарстанские художники, если не учитывать Фешина и Шишкина?

Современное искусство от казанских художников востребовано как в России, так и в мире, считает арт-эксперт Жудров: «У нас есть несколько фамилий, являющиеся известными арт-брендами». Это Наркис Пономарев (умер в 1996 году), Геннадий Архиреев (умер в 2007 году), Евгений Голубцов (умер в 2021 году), Ильгизар Хасанов, Ильгиз Гимранов. «Эти художники участвуют в международных проектах, на аукционах русского искусства в Лондоне, — продолжает наш собеседник, один из авторов проекта „Казанское Время. Художники 1990-х“. — Например, два месяца назад картина Ильгиза Гимранова „Капитаны облачных фьордов“ была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 6,3 тысячи английских фунтов стерлингов (около 9 тысяч долларов). Это очень неплохие результаты для современного казанского искусства».

Евгений Голубцов: «Шишкин для меня никто, хотя понимаю, что это большой мастер»

Что же касается классиков, то галерист Галеев рассказывает, что участвовал в частных продажах произведений Баки Урманче, цена на которые доходила до $80–100 тысяч. В частности, речь идет о картине «На току». Между тем, сетуют наши эксперты, предложений по Урманче практически нет. В то же время полотна ярчайшего татарстанского представителя соцреализма Хариса Якупова идут по цене примерно $5–15 тысяч. Но и они на рынке уже редкость. При этом наши собеседники считают, что скоро антикварной радостью станут и Архиреев с Голубцовым.

Особая история — это Константин Васильев, художник, большая слава к которому пришла уже после смерти. Галеев сказал «БИЗНЕС Online», что цены на певца «славянского фэнтези»  назвать чрезвычайно сложно, поскольку за 20 лет работы наш собеседник не помнит, чтобы кто-нибудь продавал его картины, а большинство из них находится в музее Васильева в Казани.

«Эти картины – для людей, которым нужно серьезно понять жизнь, свое место в ней»

«Оценить стоимость работ Константина Алексеевича Васильева сложно, он не выставляется на аукционах, — подтвердила нашей газете директор музея Ольга Вечканова. — По той простой причине, что люди, которые причастны к его творчеству, в чьем владении находятся картины, его берегут, для того чтобы люди могли увидеть его полотна, могли им наслаждаться, чтобы они не уходили в частные коллекции. Задача именно такая. Поэтому они не продаются. Да, есть несколько работ в частных коллекциях, и мы бы хотели приобрести их, чтобы они вернулись, пополнили коллекцию. Они у нас даже выставлялись. „Отчизна“, например. Но… Их нужно выкупать, а стоили работы более 1–1,5 миллиона рублей. Но денег на это мы найти не можем».

Топ-17 самых дорогих художников из коллекции главного музея РТ

1. Василий Кандинский, «Импровизация 34» (ориентировочная рыночная стоимость — $25–30 млн)

«Импровизация 34» (1913)

«Импровизация 34» (1913) — единственное полотно одного из отцов абстракционизма, неизменно входящего в число самых дорогих отечественных художников, представленное в Государственном музее изобразительных искусств РТ и вообще в республике. В Казань картина Кандинского попала в 1932 году в результате перераспределения музейных фондов по стране. Однако работа тогда могла пропасть или быть уничтоженной. Дело в том, что в 1962-м генсек Никита Хрущев разгромил выставку авангардистов в «Манеже», после чего в стране началась волна ревизий музейных коллекций. Специальные комиссии убирали из экспозиций все авангардное (подобное искусство было в опале в СССР еще с 1930-х). Причем за этими картинами никто специально не следил, они находились в непригодных для хранения помещениях, где зачастую погибали. «Импровизация 34» избежала этой участи случайно: ее вместе с другими авангардными картинами выпросил у директора молодой художник под предлогом, что у него нет денег на холсты и он будет рисовать на них.

2. Наталья Гончарова, «Шабат» ($10 млн)

«Шабат» (1909–1910 – ?) «Пейзаж с поездом» («Аэроплан над поездом»)» (1913 – ?)

Амазонка авангарда, как называют Наталью Гончарову, — едва ли не самая востребованная русская художница на арт-рынке. Цена ее работы «Шабат» (1909–1910 – ?), по оценкам экспертов, может достигать $10 млн, а «Пейзажа с поездом» («Аэроплан над поездом»)» (1913) — $7 миллионов. Обе эти картины в 1920 году попали в нынешний ГМИИ РТ из Государственного музейного фонда. «Аэроплан над поездом» (картину можно будет увидеть на выставке «Бубнового валета» в ГМИИ РТ) — редкая вещь для художницы, когда она попыталась поработать в актуальном стиле футуризма, хотя в большей степени ее работы примитивистского плана. А «Шабат» — наоборот, характерное полотно для Гончаровой, в котором присутствует религиозная тематика.

3. Николай Фешин, «Бойня» и «Обливание» ($10 млн)

«Бойня» (1904–1920) «Обливание» (1911–1914) «Катенька» (1912) «Мастерская отца» (1918) «Обнаженная в ванной комнате» (1923)

Николай Фешин — гордость казанской художественной школы. В ГМИИ РТ находится самое большое собрание работ выдающегося ученика Николая Репина (забегая вперед, отметим, что и его картины есть в нашем списке). В этом топе мы отметим самые масштабные живописца полотна — «Бойня» (1904) и «Обливание» (1914), которые недавно впервые возили в Третьяковскую галерею и каждая из которых может стоить до $10 миллионов. Эти гигантские картины (каждая занимает 3 м в длину и 2,5 м в высоту), как правило, становятся смысловым ядром выставок, их кульминацией и главной гордостью кураторов. Как раз сейчас в главном здании музея проходит выставка по случаю 140-летия Фешина, где можно будет увидеть упомянутые выдающиеся работы. Экспозиция открыта до 22 марта.

4. Михаил Ларионов, «Провинциальная франтиха» ($6–8 млн)

«Провинциальная франтиха» (1907) «Сад весной. (Весенний пейзаж)» (1904 – ?)

Также ГМИИ РТ может похвастаться картиной «Провинциальная франтиха» одного из первых художников русского авангарда Михаила Ларионова. «Франтиха», как и творения жены художника Гончаровой (надо сказать, что супруга обошла Ларионова в части цен на свои творения), попала в коллекцию казанского музея после перераспределения музейных фондов по стране в 1920 году. Картина входит в цикл художника, который он посвятил провинциальной жизни. «Сад весной. (Весенний пейзаж)» (1904) — еще одно дорогостоящее полотно Ларионова, оно может стоить $2–3 млн, с 1907 года оно находилось в «Городской художественной галерее Павла и Сергея Третьяковых, после чего было приобретено на выставке Союза русских художников. В 1918 году «Сад весной» вернулся в Третьяковку, а уже в 1932-м оказался в Центральном музее ТАССР.

5. Валентин Серов, «Ифигения в Тавриде» ($2–3 млн)

«Ифигения в Тавриде» (1893) «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой» (1889)

«Сходили я и Вова на выставку Серова», — с легкой руки Сергея Шнурова о знаменитом художнике знают практически все. Валентин Серов — ключевая фигура в русском искусстве рубежа XIX–XX веков. Его «Ифигения в Тавриде» (1893), хранящаяся в Казани, оценивается в $2-3 миллиона. В столицу РТ картина попала из собрания Русского музея в 1930 году. До этого она хранилась в коллекции лучшего друга Серова Константина Коровина.

6. Иван Шишкин, «Полянка» ($1,5–2 млн)

«Полянка» (1897) «Развалины ханской усыпальницы и Малый Минарет в Болгарах» (1861) «Вечер в сосновом лесу» (1875) «На даче» (1894) «Березовая роща» (1896)

В столице РТ представлено с десяток картин нашего земляка, главного русского пейзажиста и знатока леса Ивана Шишкина, чье 190-летие мы недавно отметили. Самая дорогая среди них — «Полянка» (1897) — поздняя работа художника, которую он лично передал в 1898 году, тогда она была продемонстрирована на выставке в Казанской художественной школе, где проходила экспозиция русского искусства. На нее прислали свои произведения многие преподаватели Петербургской академии художеств, в том числе Шишкин, представивший две картины — «Полянку» и «На даче».

7. Николай Сапунов, «Карусель» ($1,5 млн)

«Карусель» (1908 – ?)

Художник-символист Николай Сапунов за свою короткую жизнь (живописцу было 32 года, когда он трагически погиб) стал одной из крупнейших фигур русского предавангарда, хоть и оставил после себя не так много работ. В коллекции ГМИИ РТ находится его «Карусель» (1908) ориентировочной стоимостью в $1,5 миллиона. Тема карусели как символа, образца русского праздника становится лейтмотивом зрелого периода в творчестве Сапунова. В 1909 году полотно выкуплено коллекционером Н.Н. Андреевым на выставке Союза русских художников в Казани, а в 1945 году его дочь передала картину Государственному музею РТ.

 8. Аристарх Лентулов, «За стиркой ($1–1,5 млн)

«За стиркой» (1910-е) «Пейзаж» (1910-е) «Портрет (Женщина с гитарой)» (1913 – ?)

В Казани в госмузее находится три работы авангардиста, участника объединения «Бубновый валет» Аристарха Лентулова: «Портрет.  Женщина с гитарой», «Пейзаж» и — самая дорогая — «За стиркой». Полотна были переданы в 1920 году из Государственного музейного фонда.

9. Николай Рерих, «Мехески — лунный народ» ($1 млн)

«Мехески – лунный народ» (1915)

Работы Николая Рериха нередко оказываются под прицелом коллекционеров из всех уголков мира, которые выкладывают за них серьезные деньги. Одно из двух полотен из собрания Государственного музея изобразительного искусства РТ «Мехески — лунный народ» — как раз из таких. В Казань оно было передано в 1930 году Русским музеем.

10. Борис Кустодиев, «Портрет женщины в голубом (П.М. Судковская)» ($1 млн)

«Портрет женщины в голубом (П.М. Судковская)» (1906) «Сирень» (1906) «В театре» (1907 – ?)

«Портрет женщины в голубом (П.М. Судковская)» (1906) мастера психологического портрета и еще одного ученика Репина Бориса Кустодиева — еще одна важная работа из коллекции ГМИИ РТ. В 1920 году ее из Третьяковки передали Центральному музею РТ. Большой парадный портрет светской дамы, написанный под впечатлением «Дамы в голубом» Константина Сомова, — это нехарактерная для Кустодиева работа и интересна для изучения «стилевых соединений».

11. Петр Кончаловский, «Площадь Синьории в Сиене» ($1 млн)

«Площадь Синьории в Сиене» (1912) «Натюрморт с подносом» (1910 – ?)

Самой дорогой казанской картиной авангардиста и одного из создателей общества художников «Бубновый валет», известного также как мастера театральных декораций, Петра Кончаловского, является полотно «Площадь Синьории в Сиене» (1912). С нее в творчестве художника начинается новый этап. Если до этого он считался представителем реализма, то с этой картины начинает работать как сезаннист — последователь постимпрессиониста Поля Сезанна. С 1927 года картина находилась в Третьяковской галерее, после чего в 1932 году ее передали в Центральный музей РТ.

12. Роберт Фальк, «Лиза на солнце» и «Женский портрет» ($1 млн)

«Лиза на солнце» (1907) «Женский портет» (1917)

Обе картины Роберта Фалька, яркого представителя авангарда и модерна, которые находятся в коллекции ГМИИ РТ, — «Лиза на солнце» (1907) и «Женский портрет» — эксперты оценивают в $1 миллион. Последней в Казани появилась «Лиза на солнце», которую в 1974 году лично передала вдова художника Ангелина Щекин-Кротова. «Женский портрет» перекочевал сюда в 1920 году из Государственного музейного фонда.

13. Александр Куприн, «Натюрморт» ($1 млн)

«Натюрморт» (1917) «Натюрморт о шляпой» (1917 – ?)

Обе картины одного из крупнейших мастеров русского искусства первой половины ХХ века Александра Куприна — «Натюрморт со шляпой» (1917 – ?) и «Натюрморт» (1917) — попали в Казань в 1920-е из Государственного музейного фонда. Однако самой дорогостоящей из них считается последняя — «Натюрморт».

14. Василий Рождественский, «Натюрморт с лампой» ($1 млн)

«Натюрморт с лампой» (1917)

Еще один авангардист из нашего рейтинга — Василий Рождественский. Картина его раннего периода «Натюрморт с лампой» — крайне редкая вещь, поскольку у живописца в целом мало работ. Видимо, поэтому цена за него приблизилась к заветному $1 миллиону.

15. Иван Айвазовский, «Гондольер на море ночью» ($600–800 тыс.)

«Гондольер на море ночью» (1843) «Крымский вид» (1900)

Главный русский маринист Иван Айвазовский, автор огромного количества картин, пользующийся стабильной популярностью на аукционных торгах, в Казани представлен двумя не самыми дорогими работами. Самая ценная из них — «Гондольер на море ночью» (1843) — обойдется поклонникам творчества художника «всего» в $600–800 тысяч.

16. Михаил Ле-Дантю, «Гуляние в парке» ($600–800 тыс.)

«Гуляние в парке» (1913)

Михаил Ле-Дантю — художник, который известен еще и тем, что открыл миру Нико Пиросмани. Именно он первый стал покупать его картины. Ле-Дантю прожил всего 26 лет, поэтому встретить его работы безумно сложно. Его произведение из казанской коллекции «Гуляние в парке» считается примером изысканного европейского кубизма.

17. Илья Репин, «Портрет артистки Беллы Горской» ($500–700 тыс.)

«Портрет артистки Беллы Горской» (1910) «Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс (2-й вариант)» (1890) «Портрет генерала Александра Константиновича Гейнса» (1896) «Голова казака (гайдамака)» (1910)

Из четырех картин русского классика Ильи Репина, представленных в музее изобразительного искусства РТ, самой дорогостоящей является «Портрет артистки Беллы Горской» (1910), на которой изображена чешская актриса. Из собрания знаменитого коллекционера Николая Ермакова в 1918 году картина перекочевала в Русский музей, в 1930-м — в Центральный музей РТ.