Победителем международного конкурса на проект будущего театра им. Камала стал консорциум под лидерством ООО «Ваухаус» (Москва, Россия), а также Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), ООО «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия) Победителем международного конкурса на проект будущего театра им. Камала стал консорциум под лидерством ООО «Ваухаус» (Москва, Россия), а также Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), ООО «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия)

«Наше старшее поколение выбрало такой модерн. Для меня это было полной неожиданностью»

Новое здание театра им. Камала будут строить по проекту консорциума под лидерством московского бюро «Ваухаус» с участием токийского Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG из Штутгарта и казанского «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича». Архитекторы победившего проекта вдохновлялись остроконечной формой ледяных цветов, созданных сильными ветрами, и использовали ее. Так что внешне театр напоминает большую глыбу льда. Для отделки фасадов предлагают опорную систему из стали, сделанную по форме стеклянных элементов, а вся конструкция будет укреплена бетонными плитами. Новое здание в проекте задумано как часть топографии места и парк с пешеходными маршрутами и рекреационными зонами, интегрированными в существующее благоустройство набережных и продолжающими его. Здание встроено в ландшафт, будто устремлено к озеру.

Итоги международного конкурса озвучил сегодня мэр Казани, председатель жюри Ильсур Метшин. «Удивительным образом мнения разошлись. Я как председатель жюри имел свое мнение. Все мы имели свое мнение, но в итоге за преимуществом 0,7 — то есть не один пункт, не два, не три — в финале победил „Ваухаус“, японский архитектурный проект, с чем мы их и поздравляем», — немного устало объявил градоначальник.

Ильсур Метшин: «Удивительным образом мнения разошлись. Я, как председатель жюри, имел свое мнение, все мы имели свое мнение, но в итоге за преимуществом 0,7, то есть не один пункт, не два, не три, в финале победил „Ваухаус“, японский проект, с чем мы их и поздравляем» Ильсур Метшин: «Удивительным образом мнения разошлись. Я как председатель жюри имел свое мнение, все мы имели свое мнение, но в итоге за преимуществом 0,7, то есть не один пункт, не два, не три, в финале победил «Ваухаус», японский проект»

Итоги четырех месяцев кропотливой работы накануне членам жюри представили 8 финалистов. То ли долгое ночное обсуждение, которое проходило с 10 утра до часу ночи, то ли нервная обстановка во время него, а может быть, и все вместе, очевидно, сказались на отсутствии атмосферы праздника. «Почему у нас кислый вид? Потому что я тоже болела за Асифа (Асиф Хан — архитектор в консорциуме Bespoke — прим. ред.), мне не стыдно об этом сказать. Знаете, если бы не было их работы, то в одни ворота „Ваухаус“ и Kengo Kuma выигрывали бы», — объяснила настроение помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова. Тройку лидеров замкнул проект консорциума «Метрополис».

Каким быть театру им. Камала? Голосуем за лучший проект!

Действительно, из пяти спикеров итоговой пресс-конференции, сидящих в зале, только главный режиссер театра Фарид Бикчантаев голосовал за проект-победитель. Остальные же отдали свое предпочтение проекту Bespoke, занявшему второе место. Признались, что голосовали за проект, и Метшин, и Фишман-Бекмамбетова, и министр культуры Ирада Аюпова, и главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. Но победитель стал неожиданным для всех. 


«Фарид Бикчантаев, Ринат Тазетдинов, Искандер Хайруллин — народный артист республики, Разиль Валеев — наша уважаемая татарская интеллигенция, для меня было неожиданностью, — перечислил голосовавших за стремительно-ледяной театр экспертов градоначальник. — Допустим, что „Белый лист“, проект Bespoke, больше [подходит] нам: белый Кремль, белый Кул-Шариф, белая мечеть Марджани и так далее. То есть для нас это ментально ближе, — удивлялся он. — Но наше старшее поколение выбрало такой модерн. Для меня это было полной неожиданностью, что выбрали некий смелый, авангардный [проект], а не классику, которая [ближе] к нам, к нашей истории…»

Вдохновением для образа здания стали листы сценариев с чистым листком бумаги. По мнению архитекторов, это канва для нового творчества, исследований, экспериментов. Белый цвет отражает поэтику театрального пространства и является идеальным фоном, на котором все цвета природы только усиливаются. В силуэте кирпичных фасадов — образ белокаменных стен Казанского кремля, а также эстетика суфийской философии, советского модернизма, стремящегося к чистоте форм. В общем, здание должно не доминировать над сложившимся ландшафтом, а органично встраиваться в пространство вдоль набережной, считают в консорциуме.

Внутри здания — круглая общественная площадь, которая формирует пространство главного театрального вестибюля. К нему примыкают обслуживающие помещения, входы в фойе зрительных залов. Вестибюль плавно перетекает в интегральные зоны рекреации кафе с библиотекой, книжного и сувенирного магазинов, экспозиции театра. Территория также выступит многофункциональным пространством для встреч, коммуникаций, проведения выступлений. На первом этаже предлагается создать креативный городской центр с театральной лабораторией, художественно-ремесленной мастерской с панорамным остеклением. Общественные пространства дополняются ресторанами на третьем этаже с видом на озеро. На крыше по проекту — сад и обзорная площадка.

Большой зал — на 611 мест с партером, амфитеатром и верхним ярусом. Пространства закулисья связывают сцену со складскими помещениями и мастерскими, а компактная схема позволяет быстро осуществлять загрузку декораций, реквизита и оборудования через карманы и сцену. Форма зала традиционная, в виде подковы, но именно она, считают архитекторы, позволяет обеспечить лучшие акустические характеристики и удобное расположение сидений. Интерьер большого зала — с обтекаемыми формами, устремленными вверх ярусами из шпонированных панелей, а красные бархатные сиденья придают торжественный оттенок общей композиции зала. Восточный зал словно зал-арена с амфитеатром на 218 зрительских мест, а также куполом диаметром в 20 м, который олицетворяет небесный свод. Зал-трансформер Black Box на 204 места открывает бесконечные возможности для режиссерского замысла.

Bespoke создано в 2014 году выпускницей лондонской архитектурной ассоциации Элиной Сафаровой (дочь руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова). В Казани бюро известно проектом бизнес-центра «Урбан», обновленными раздевалками хоккейного клуба «Ак Барс» на «Татнефть Арене» и реконструкцией санатория «Форос» в Крыму. В консорциуме Сафарова работала с британским архитектором Ханом. Он известен своими оригинальными работами с использованием новых материалов и технологий. Среди ярких проектов — музей Лондона, павильон в олимпийской деревне в Южной Корее, входной портал «Экспо-2020» в Дубае. Архитектор также входит в состав жюри III Российской молодежной архитектурной биеннале.

«В половине одиннадцатого мы разошлись, да?» — вступила вдруг помощник президента РТ. 

«Я — в час. Я жене сказал, что здесь был. Поэтому вы меня не палите, тут столько средств массовой информации… Я вернулся в час. Не знаю, где вы ходили», — немного разбавил напряжение Метшин.

Стоимость — 7 млрд рублей. «Казалось бы, многовато, — посовещались между собой архитекторы. — Но с учетом того, что площадь — 37 тысяч квадратных метров, с учетом того что это стоимость со всем оборудованием, ландшафтом получается 208 тысяч на квадратный метр. Это довольно умеренная сумма» Стоимость проекта — 7 млрд рублей. «Казалось бы, многовато, — посовещались между собой архитекторы. — Но с учетом того, что площадь — 37 тысяч квадратных метров, с учетом того, что это стоимость со всем оборудованием, ландшафтом, получается 208 тысяч на квадратный метр. Это довольно умеренная сумма»

«У татар есть такая пословица — на свадьбе всегда найдется обиженный человек»

Проект победителя сегодня уже положили на стол президента Татарстана Рустама Минниханова, сообщила Фишман. «Мы обозначили озабоченность, что проект сложный, дорогой. [Есть] готовность для театра строить такое здание. Не просто создавать объект, эффектный снаружи, а оснащать всем необходимым оборудованием, всеми процедурами, процессами, которые нужны театру. Это тоже большой шаг. Мы нечасто сталкиваемся с фразой „Достойный проект, мы его реализуем“, несмотря на все озабоченности», — поделилась помощник президента. Она также поблагодарила Метшина за уважение к противоположному мнению во время подсчета голосов жюри. 

Фарид Бикчантаев: «Изменения затронут не только здание, нам самим нужно будет измениться, нашим зрителям нужно будет измениться. Было сказано важно слово — вызов. Это вызов для нас и наших зрителей» Фарид Бикчантаев: «Изменения затронут не только здание, нам самим нужно будет измениться, нашим зрителям понадобится измениться. Было сказано важное слово — вызов. Это вызов для нас и наших зрителей»

«У татар есть такая пословица — на свадьбе всегда найдется обиженный человек, — как будто оправдываясь, начал свое выступление Бикчантаев. — Но до того, как вошел сегодня утром в это помещение, искренне и честно признаюсь, я не знал, кто победит. Более того, я был также уверен, что победит проект Bespoke». 

«Ваше мнение стало вчера определяющим. Вы заказчик театра, и вы настаивали на том, поэтому…» — вступил Метшин.

«Но от того, что я настаивал, я не знал итогового результата», — ответил Бикчантаев. 

Ирада Аюпова (слева) отметила, что впереди предстоит большая работа по репертуару театра Ирада Аюпова (слева) отметила, что впереди предстоит большая работа по репертуару театра

Впереди предстоит большая работа по репертуару театра, отметила министр культуры РТ Ирада Аюпова. Сейчас в здании всего одна сцена, а в будущем их станет целых три. С тем, что теперь на театр ложится большая ответственность, согласился и Бикчантаев. «Изменения затронут не только здание. Нам самим нужно будет измениться, нашим зрителям понадобится измениться. Было сказано важное слово — вызов. Это вызов для нас и наших зрителей», — отметил он. О процессе создания нового театра нужно снять фильм, чтобы это оказалось зафиксировано в хронике истории Татарстана, добавил главный режиссер.

В защиту проекта «Ваухаус» Фишман-Бекмамбетова напомнила, что решение строить новое здание президент Татарстана принял после посещения «Электротеатра» в Москве, который как раз таки проектировала эта компания. В целом плюсом всего проекта является участие известного казанского архитектора Германа Бакулина — одного из авторов нынешнего здания театра им. Камала.

«Мы, действительно, вчера выбирали между Ferrari, Maserati и Tesla. Вот Асиф и Bespoke — это Tesla. Может быть, у нас пока заправок не хватает для Tesla, может, мы пока не готовы к ней, не созрели. Но я уверена, что мы созреем. А пока мы получили шикарный проект», — сравнила помощник президента РТ.

«Это стало очередным вызовом для нашего города, и мы к нему готовы. Каждый такой конкурс выводит Казань на новый уровень. Благодаря им мы растем, и город продолжает развиваться», — отметил при награждении победителей мэр Казани «Каждый такой конкурс выводит Казань на новый уровень. Благодаря им мы растем и город продолжает развиваться», — отметил при награждении победителей мэр столицы РТ Фото: metshin.ru

«В 2025 году мы встретимся на берегу озера и откроем театр все вместе»

«Вы знаете, мы все вчера изменились. Это очень важный опыт. Каждый из нас вырос, поработал над своим вкусом. Важно, чтобы существовало больше таких вкусов, тогда у нашего татарстанского сообщества вкус будет все лучше и лучше. И проекты мы станем выбирать все лучше и лучше», — под занавес мероприятия проговорила Наталия Львовна. После чего Метшин вручил дипломы и памятные статуэтки тройке лидеров. 

От авторов алтаря папы римского до набережной Кабана: шорт-лист архитекторов для театра им. Камала

По видеосвязи также подключился и японский архитектор Кэнго Кума, основатель токийского бюро Kengo Kuma & Associates — одного из членов победившего консорциума. Он рассказал, что в проекте ему особенно понравилась культурная грань и расположение театра. По его мнению, он получится в гармонии с озером, с казанской культурой и традициями татар. «Мы постарались перевести татарскую традицию в современный архитектурный словарь. Постарались создать то, что сможет стать достойным памятником как места, так и культуры», — сказал основатель бюро. 

«Нам очень интересно будет работать. Но это только начало большого пути. Надеюсь, в 2025 году мы встретимся на берегу озера и откроем театр все вместе. Это будет долгий, трудный, но счастливый путь», — осторожно высказался Олег Шапиро, представитель «Ваухаус», признавшись, что рад победить в «бесконечно насыщенной и качественной среде конкурса». 

Авторы проекта рассказали, что геометрия нового театра перекликается с редким природным явлением – ледяными цветами Авторы проекта рассказали, что геометрия нового театра перекликается с редким природным явлением — ледяными цветами Фото предоставлено организаторами международного конкурса на проектирование театра им. Камала

«Президент намерен начинать как можно скорее»

Новый театр может быть построен до 2025 года, отметила Фишман. В ближайшие дни пройдут переговоры с победителями и определится формат дальнейшей работы.

Победители, в свою очередь, определятся с распределением полномочий в проекте между собой, потому что выиграл консорциум. «Президент намерен начинать как можно скорее», — заверила Наталия Львовна, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». Возможно, какие-то работы удастся начать уже в этом строительном сезоне, добавила спикер. О судьбе старого здания рассуждать пока рано, добавила Аюпова. «Два с половиной – три года театр будет работать на площадке имени Галиаскара Камала, — грустно улыбнулась министр. — Во-вторых, дальнейшую судьбу пространства Рустам Нургалиевич обозначил — это будет площадка для профессионального театрального искусства, но концептуально станем в любом случае это дорабатывать, чтобы сохранить и национальный дух».

Фойе театра визуально соединяет город и озеро, а входы со всех сторон здания предусмотрены для удобных маршрутов движения пешеходов, а также обеспечивают естественный свет и вентиляцию Фойе театра визуально соединяет город и озеро, входы со всех сторон здания предусмотрены для удобных маршрутов движения пешеходов, а также обеспечивают естественный свет и вентиляцию Фото предоставлено организаторами международного конкурса на проектирование театра им. Камала

Этот проект даст новый виток преобразований исторической части Казани, подчеркнул Метшин и намекнул, что преобразования могут затронуть и соседние пятиэтажки-хрущевки, и мост. Точная стоимость объекта будет известна после проведения всех необходимых экспертиз. Однако, пояснил мэр, в условиях конкурса имелся отдельный пункт, в котором каждое бюро должно сказать о заявленной стоимости реализации проекта — минимальной и максимальной. 

Евгений Миронов Евгений Миронов: «У меня один умный вопрос, а второй — глупый. Первый вопрос — сколько это чудо может стоить? А второй — как это чудо мыть — вот эти потрясающие кристаллы?» Фото: metshin.ru

На все про все — 7 млрд «с хвостиком»

Действительно, накануне в ходе обсуждения сумма прозвучала. «У меня один умный вопрос, а второй — глупый, — поднял руку художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов. — Первый вопрос — сколько это чудо может стоить? А второй — как это чудо мыть — вот эти потрясающие кристаллы?» Как выяснилось, стоимость — 7 млрд рублей. «Казалось бы, многовато, — посовещались между собой архитекторы. — Но с учетом того, что площадь — 37 тысяч квадратных метров, с учетом того, что это стоимость со всем оборудованием, ландшафтом, получается 208 тысяч на квадратный метр. Это довольно умеренная сумма». И правда, в Казани уже квартиры в черновой отделке предлагают по таким ценам, а тут полностью «упакованный» и напичканный технологиями объект. Накануне стоимость проектов варьировалась в широких пределах — одна из цифр, которая прозвучала, была 12 млрд рублей. 

«Вопрос со снегом решается в несколько позиций. С одной стороны, внутренний обдув поверхностей, с другой — уклон кровли, в результате чего происходит аэродинамическое сдувание»Фото предоставлено организаторами международного конкурса на проектирование театра им. Камала

Что же до мытья кровли, то инженерных решений тут масса. В той же Москве стеклянная кровля есть и в Пушкинском театре, и в Третьяковской галерее. Поверхности проекта довольно простые, так что это всего лишь вопрос технологий. Есть стеклянные архитектурные решения и в Казани, и разрабатывал их как раз архитектор Бакулин. Метшин попросил Германа Алексеевича напомнить о них — это и фонарь Качаловского театра, и один из объектов «Татэнерго». «Вопрос со снегом решается в несколько позиций. С одной стороны, внутренний обдув поверхностей, с другой — уклон кровли, в результате чего происходит аэродинамическое сдувание, как у „Корстона“. В зависимости от местоположения покрытия есть разные способы защиты от снежного покрова», — пояснил Бакулин. 

Наталия Фишман-Бекмамбетова Наталия Фишман-Бекмамбетова: «У вас очень теплая, плавная структура внутри. Не слишком ли милитаристский получился образ?»

А не слишком ли милитаристский образ на фоне советской архитектуры? В архитектуре консорциум использовал отсылку на простую треугольную форму нынешнего театра им. Камала. Однако угловатость форм, обилие острых углов вызвало опасения экспертов. По словам Фишман-Бекмамбетовой, некоторые сочли их агрессивными вплоть до милитаризма. «У вас очень теплая, плавная структура внутри. Хотелось бы попросить вас прокомментировать это впечатление — не слишком ли милитаристский получился образ?» — спросила она. 


У архитекторов, однако, свое видение. Такая форма много чего отражает — это скорее осколки зеркала, нежели летящая стрела. И это история о хрупкости и полете, нежели об угрозе. «Мы вдохновлялись, во-первых, треугольными формами существующего театра, а также татарской культурой, — пояснил японский архитектор Кэнго Кума. — Той остротой, остроконечностью, которая важна для татарской культуры. Это очень важный знак для татар, и мы хотим сохранить такую остроту. Конечно, формы остроконечные, но материалы прозрачны. Мы пытались таким образом сохранить гармонию с природой». 

Герман Бакулин Герман Бакулин: «Здесь никогда не было центра, но он сюда движется. Эта территория — резерв развития центра города»

Были и опасения: не слишком ли мощно предлагаемые объекты смотрятся по сравнению с архитектурной застройкой? Рядом располагается типичная жилая архитектура 1970-х, серые бетонные панельки жилых домов. Напротив — Старо-Татарская слобода с ее жилой и промышленной архитектурой из красного кирпича. Как сюда впишется яркий проект? По мнению Бакулина, новый театр явно сместит градостроительные и социальные акценты в данной части Казани. Неминуема джентрификация, т. е. изменение прилегающих кварталов, которое привлечет сюда более состоятельных людей. Поменяется облик стрит-ретейла, уйдет грузовое движение вдоль берега Кабана, появятся связи всего микрорайона с метро, новые точки для людской активности, пространства для досуга. «Здесь никогда не было центра, но он сюда движется. Эта территория — резерв развития центра города», — считает Бакулин.

Соответствующий посыл поддержал и Метшин. «Посмотрите, как там изменилась территория за последние пять лет, — отметил он. — Это самый центр, Старо-Татарская слобода. Сколько мы всего разгребли, что сотню лет там стояло! Это уже точно не обочина, не окраина, а сердце исторической Казани».