Александр Шаров:  «По большой части я занимаюсь продюсированием ребят, которых нахожу повсюду. Это чисто коммерческая история. Я — не музей» Александр Шаров: «По большой части я занимаюсь продюсированием ребят, которых нахожу повсюду. Это чисто коммерческая история. Я не музей» Фото: Сергей Елагин

«Я не музей. Все, что вы видите в галерее, существует на заработанные мной деньги»

— Александр, вашей 11.12 Gallery, одной из старейших частных галерей Москвы, более 15 лет. За это время давно сформировалась концепция работы, присущая только вам. В чем она заключается?

— Это непросто, как вы понимаете. Потому что первое и главное — это 15 лет моей жизни, ошибок, удач. Со временем сортировалась идея галереи. Мы показываем и взрослых художников, и совсем молодых, стараемся открывать новые имена. И по большой части я занимаюсь продюсированием ребят, которых нахожу повсюду. Это чисто коммерческая история. Я не музей. Все, что вы видите в галерее, существует на заработанные мной деньги. Это приносит какую-то прибыль, но есть и моральная сторона. Я получаю от галерейной деятельности огромное удовольствие, поэтому могу считать себя счастливым человеком. У меня есть любимая работа, небольшая команда единомышленников и само искусство. От этого, наверное, сохраняется такая легкость. Хотим — делаем, не получилось — извлекаем уроки, но никогда не останавливаемся.

— Как на вас отразилась пандемия?

— В коронавирусное время мы приросли пятью новыми художниками. Итого сейчас в галерее порядка 15–16 постоянных авторов. Мы старались делать выставки, удивлять своих подписчиков в «Инстаграме». У нас работа вообще не прекращалась. В прошлом году мы сделали большую выставку в Уфе, которая послужила началом региональной программы 11.12 Gallery. И вот уже в феврале мы в Казани. Очень надеюсь, что такой формат работы понравится и организаторам, и гостям выставки. Мне кажется, очень здорово, когда есть возможность увидеть в своем городе то, для чего раньше пришлось бы ехать в Москву. Но скажу вам больше: огромная часть работ, которую мы привезем, — из запасников. То есть ее вы бы не увидели даже на «Винзаводе».

Александр Шаров — российский предприниматель и галерист.

Родился 11 декабря 1964 года в Москве. В начале 90-х годов начинает заниматься бизнесом, связанным с упаковкой и бумагой для пищевой промышленности, что в итоге привело к открытию собственного производства.

В 2008 году основывает галерею «Арт-квартал» в Барвихе, которая в 2011 году переезжает на «Винзавод» уже под новым брендом — 11.12 Gallery.

В 2009 году основывает галерею в Фениксе, штат Аризона, США. Позже открывается филиал 11.12 Gallery в Сингапуре. На сегодня зарубежные проекты закрыты.

Одна из особенностей 11.12 Gallery — работа с региональными художниками и творческими инициативами. Благодаря тому, что визуальный язык за пределами Москвы самобытен и многообразен, галерея еще больше концентрирует его, представляя искусство художников из Омска, Уфы, Красноярска, Калуги, Твери, Краснодара, Екатеринбурга и других городов. 11.12 Gallery сотрудничает с крупнейшими музейными площадками России, самостоятельно организовывая знаковые проекты, направленные на популяризацию современного искусства. В их числе выставки «Двоегорск» Рината Волигамси и «Не нужен там, не нужен тут» Славы Птрк в Московском музее современного искусства и «Навсегда» Дамира Муратова в «Мультимедиа Арт Музее». Также галерея работает со многими независимыми организациями, такими как триеннале современного искусства в «Гараже», «Никола-Ленивец», МЦ «Площадь Мира» в Красноярске, ЦСИ «Винзавод», Cube.Moscow, галереи «Триумф», «Ростов», «Мирас», «Левая Нога», «АртЭтаж» и др.

Помимо некоммерческих проектов 11.12 Gallery активно сотрудничает с организациями в банковской и туристической сферах, а также дизайнерами, договариваясь об интеграции современного искусства в оформление разных пространств в рамках совместных инициатив.

В портфолио 11.12 Gallery участие в международных художественных ярмарках, среди которых Art Central (Гонгконг), DA! Moscow (Россия), Context Art Miami (США), Art Miami New York (США), Moniker Art Fair (США), Art Wynwood (США), Art Chicago (США), Cosmoscow (Россия), Art Kiev Contemporary (Украина), Art Tbilisi (Грузия), «Арт Москва» (Россия), Art Stage (Сингапур), Art Beijing (Китай), «Арт Манеж» (Россия), Art Vilnus (Литва).

 

— Ваш казанский совместный проект с галереей «БИЗОN» называется «Незваные гости». Кто они?

— Мы не строим свою деятельность исключительно на хайпе. И сейчас в Казани не эпатируем, а, напротив, показываем трех авторов — Дамира Муратова, Рината Волигамси и Василия Слонова. Все они ребята из регионов. И каждый имеет уже узнаваемое имя. Собственно, с этим устоявшимся составом мы чаще всего участвуем на мировых выставках. Они уже вписаны в историю современного искусства. Мне не хочется помещать их в какую-то десятку, двадцатку, сотню лучших художников современности, но они втроем точно узнаваемы. В галерее «БИЗОN» мы показываем собрание работ этих авторов за определенный период времени — от 2014 года до сделанных совсем недавно.

"В деревне", автор Ринат Волигамси «В деревне» (автор — Ринат Волигамси) Фото: Андрей Титов

«Они в каком-то смысле рефлексируют на окружающую действительность. Иначе это бы не называлось современным искусством»

— Их можно композиционно объединить какой-то одной темой?

— Это сложно. Они разные художники со своим видением и техниками. Это просто качественный сборник отличных имен. У нас и не было идеи объединять работы единой темой. Первый этаж отдан под персоналку Дамира Муратова, а второй — Ринату Волигамси и Василию Слонову. У Васи больше объектов, а у Рината — живописи. Мы не останавливаемся только на картинах и постарались наполнить выставку различными предметами.

— Сколько работ каждого художника приехало из Москвы?

— Порядка 40 только Дамира Муратова, 20–25 работ Рината Волигамси и около 20 Василия Слонова. Так что это довольно большая интервенция, отображающая творчество этих ребят.

"Звезда 13", автор Ринат Волигамси «Звезда 13» (автор — Ринат Волигамси) Фото: Сергей Елагин

— Попробуем сформулировать, что же все-таки эти художники делают, какими переживаниями делятся в творчестве и почему столько стоят?

— Конечно, они в каком-то смысле рефлексируют на окружающую действительность. Иначе это бы не называлось современным искусством. Кто-то может на классном уровне рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, передавая именно красоту визуального ряда. А есть ребята, которые, с одной стороны, рефлексируют, а с другой — показывают действительность под другим углом. Это очень ироничный и тонкий юмор Дамира Муратова с его рефлексией на прошлое и настоящее. Это абсурдизм и тонкость Рината Волигамси, который создает исходно понятные работы, но в каждой содержится элемент, преломляющий ее восприятие. И глядя на нее, мы понимаем абсурдность того, что изобразил художник.

И закрепляет тройку мегасмешной, в каком-то смысле даже провокационный художник Вася Слонов с отличным чувством юмора. Весь интернет забит мемами его работ. Вбейте в интернет имя художника, и поисковик выдаст вам его знаменитую серию «Welcome! Sochi 2014». Вася придумывает потрясающе ироничные вещи. Галерея — это ведь не столько ее владелец, сколько его художники и команда. В этой связке определяется ее целостность, узнаваемость, аутентичность.

Из серии WELCOME to BREXIT, автор Василий Слонов Из серии Welcome to Brexit (автор — Василий Слонов) Фото: Андрей Титов

— А как давно вы начали сотрудничать с этими художниками? Когда познакомились?

— Знакомство с Васей, Ринатом и Дамиром произошло в Москве примерно в одно время. Сначала Ринат принимал участие в какой-то коллективной выставке на «Винзаводе». Если не ошибаюсь, он показывал 2–3 свои работы, а потом зашел ко мне в галерею. Так мы и познакомились, легко поговорили и решили попробовать работать вместе. Это было примерно 10 лет назад. С Дамиром была примерно та же история. Тоже коллективная выставка, тоже знакомство в галерее и обоюдное желание попробовать сделать что-то вместе.

"Good Luck", автор Василий Слонов Good Luck (автор — Василий Слонов) Фото: Андрей Титов

— Чем эти художники зацепили 10 лет назад?

— Каждый из них до сих пор обладает индивидуальностью. А это очень редкое качество для современного художника. Они умеют самовыражаться и делать это особенным языком, непохожим на других. Более того, художники сохраняют собственное видение на протяжении многих лет, удивляя окружающих. Так однажды произошло со мной. И по сей день мы не только работаем, но и дружим.

— Можете вспомнить, какими были художники в начале вашей совместной работы и как сотрудничество с галереей повлияло на их творчество, спрос на мировом арт-рынке?

— Конечно, галерея всячески старается способствовать продвижению художников. Мы устраиваем им персональные выставки, возим по ярмаркам, показываем, рассказываем. Со временем и интерес к ребятам возрос, и сами они немного поменялись. В любом случае сотрудничество пошло на пользу обеим сторонам.

"Три топора", автор Дамир Муратов «Три топора» (автор — Дамир Муратов) Фото: Андрей Титов

«Работа Рината может стоить до 30 тысяч евро»

— И Дамир Муратов, и Ринат Волигамси, и Василий Слонов так или иначе отражают образ России. Каков взгляд художников на родину и реакция соотечественников, зрителей из других стран на их творчество?

— Это довольно обширный вопрос. И речь даже не столько о взгляде на родину, сколько о рефлексии. Каждый из них живет в своем регионе: Ринат — в Уфе, Вася — в Красноярске, Дамир — в Омске. У каждого из них есть своя рефлексия на то, что окружает их в моменте, и то, что было в прошлом в стране. И именно это самое важное. То, как художники видят окружающий их мир, как анализируют прошедшие события, — это и есть их язык самовыражения. Но дальше я стараюсь не углубляться.

— Я знаю, что Василия Слонова даже обвиняли в русофобии за серию работ Welcome to Sochi.

— А Дамира — в сепаратизме. И что?

— Как они воспринимают такие обвинения?

— Да совершенно спокойно. У всех разные взгляды на одно и то же. Не реагировать же на каждый выпад. Нам остается только пожалеть, что кто-то не видит более высокого, интересного, умного, смешного.

SEX. Тираж 5, автор Василий Слонов «SEX. Тираж 5» (автор — Василий Слонов) Фото: Сергей Елагин

— А такие обвинения звучат скорее от соотечественников или за рубежом тоже можно такое встретить?

— Нет, только от наших. Ярлыки вешают только те, кто ближе всего к вам находится. Думаю, это зависть. К новому, к смелому, к юмору. Такая определенная форма близорукости. 

— А если говорить о стоимости художников, в какую сумму сейчас оцениваются их работы?

— Конечно, цены на творчество выросли. Работа Рината может стоить до 30 тысяч евро. У Васи Слонова есть большие работы за 14–16 тысяч евро. У Дамира примерно так же — 12–16 тысяч евро. Ребята востребованы. Цены бы не появлялись, если бы не было спроса.

— Кажется, что вы еще и по наличию чувства юмора художников подбирали.

— Да, без него никуда. Более чем за 15 лет мы столько всего пережили. На галерею нападали, обвиняли, чего только не происходило. Но мы своих не бросаем. А самоирония помогает смотреть на мир другими глазами. И все художники нашей галереи им владеют на высочайшем уровне. Я у них многому учусь, ведь они показывают в своем творчестве то, что я не вижу своими глазами.

«Цены на творчество выросли. Ринат может стоить до 30 тысяч евро за работу. У Васи Слонова есть большие работы за 14-16 тысяч евро. У Дамира примерно также: 12-16 тысяч евро. Ребята востребованы» «Цены на творчество выросли. Работа Рината может стоить до 30 тысяч евро. У Васи Слонова есть большие работы за 14–16 тысяч евро. У Дамира примерно также — 12–16 тысяч евро. Ребята востребованы» Фото: Андрей Титов

«К сожалению, эта региональность и обособленность замыкает художника в своем пространстве»

— Вы изначально собирались строить концепцию своей галереи на базе региональных художников или так получилось?

— Так сложилось. Меня знакомили с кем-то или я сам находил, а потом со многими искренне подружились. Наверное, в этом есть определенный залог нашего продолжительного и продуктивного сотрудничества.

— Есть ли в фокусе вашего внимания татарстанские современные художники?

— Стараемся отсматривать художников на каждой крупной выставке. И однажды нас пригласили на ярмарку в Казани, но, отсмотрев участников и их работы, не рискнули вписываться. Не потому, что хотели принизить тем самым ярмарку, а по той причине, что не нашли для себя той ниши, с которой можем зайти. Мы не хотели эпатировать там и номинально участвовать. Ведь все это подразумевает траты: оплата дороги, проживания, стендов. И если мы не понимаем настроения тех, кто в Казани покупает современное искусство, то не хотим рисковать. Я охотно везу своих ребят в Майами, Нью-Йорк, Чикаго, Сингапур, Гонконг, занимаюсь их ростом, развитием. И работа с галереей «БИЗОN» — это наш первый шаг зайти в ту среду, о которой мы мало знаем.

— Одной из отличительных черт современного искусства Татарстана остается сосредоточение на самих себе: сохранение национального языка, поиск идентичности, исчезающие татарские деревни, корни и история региона. Как это сочетается с перспективами на мировом арт-рынке?

— К сожалению, эта региональность и обособленность замыкает художника в своем пространстве. Да, ментальность азиатов и американцев диаметрально противоположна, но на их ярмарки приезжает весь мир. И если мы начнем привозить туда работы, например с русским текстом на холстах или исключительно  с русской аутентичностью, которую могут считать только соотечественники, у нас не будет результата. Художник должен быть интернациональным по своему творческому языку. Тогда он будет понятным разным категориям людей.

— У вас огромный опыт работы с региональными художниками. В их творчестве в принципе часто присутствует зацикленность на географическом микромире, на малой родине?

— Бывает. Например, у Дамира Муратова очень много работ об Омске, вообще о советском детстве и рефлексии на прошлое. И подписи к работам зачастую выполнены на русском языке. Конечно, нам очень сложно рассказывать иностранцам всю предысторию того, что изобразил художник. Придется читать целую лекцию по истории СССР с ответвлениями на всякие отсылки и подтемы автора. Конечно, это нереально. Зритель сам должен считывать то, что ему показывают. Отсюда возникает определенный критерий работ — простота восприятия, доступность образов.

На Красной площади в Москве появились ржавая звезда и лес из палок

— Можем взять, к примеру, гигантскую ржавую звезду, которая стояла летом на Красной площади в рамках «Архстояния». Образ простой, считываемый, но особый смысл приобретающий именно в Москве.

— Конечно! Сам факт того, что звезда оказалась прямо напротив Кремля, нес невероятно сильный месседж. Понятно, что никто такого не планировал. Тем более простой парень из Уфы, татарин по национальности. Это к вашему вопросу о художниках из Татарстана. Да, Ринат вырос в соседнем регионе, но он татарин по национальности, который не замкнулся на локальных темах, хотя не переехал в Москву, продолжает жить в Уфе. То есть у художника из любого региона есть шанс на мировое признание. Главное — что он несет людям, чем отличается от остальных.

«Работа с галереей «БИЗОN» — это наш первый шаг зайти в ту среду, о которой мы мало знаем» «Работа с галереей «БИЗОN» — это наш первый шаг зайти в ту среду, о которой мы мало знаем» Фото: Андрей Титов

«Мы едем на ту почву, где есть определенная художественная среда»

— Вы участвовали в монтаже выставки в Казани. Довольны ли результатом?

— Я остался доволен. Опыта такой развески, как у нас, у «БИЗОNа» не имелось. Поэтому мне надо было возглавить это дело, что-то показать, что-то объяснить. Мне кажется, посетителям понравится. Я ни в коем случае не считаю себя искусствоведом или ревизором, просто делаю свое дело. И именно результат этой работы увидят зрители в галерее. Я не вправе говорить, какое искусство хорошее, а какое плохое. Оно может быть «моим» или «не моим». Я не вешаю ярлыков и не ставлю оценку. Вот и все.

250 тысяч евро за «деревянную доску»: рекорды от главной ярмарки совриска в Москве

— Примерно то же самое вы мне сказали, когда мы виделись на ярмарке Cosmoscow. А еще то, что современное искусство элитарно.

— Да, это так. Значит, вы помните и наш стенд. Мы умышленно старались делать его сбалансированным, монохромным, с небольшим вкраплением цветовых пятен. Чтобы посетители выставки смогли передохнуть от этого винегрета из искусства.

— Будете ли вы продолжать устраивать выставки в регионах, как сделали в Уфе и сейчас в Казани?

— Определенно будем. Надо только понять, где это можно делать. Надо на кого-то опираться. Мы же не десант, который высаживается в чистом поле. Мы едем на ту почву, где есть определенная художественная среда, схожая с нашим видением.

«У цифрового искусства и крипты как таковой большие перспективы. Это уже наша данность. И это снова та область, в которой приходится учиться » «У цифрового искусства и «крипты» как таковой большие перспективы. Это уже наша данность. И это снова та область, в которой приходится учиться» Фото: Сергей Елагин

«NFT никуда не денется. Более того, будет только развиваться. У цифрового искусства и «крипты»как таковой большие перспективы»

— Вы недавно провели первый офлайн NFT-аукцион (NFT — это non-fungible token, или просто невзаимозаменяемый, уникальный вид криптотокенов — прим. ред.) в Москве. Впервые гостям были представлены работы в диджитал-формате таких авторов, как Василий Слонов, Дамир Муратов, Ринат Волигамси. Как в целом прошел аукцион?

— К NFT я шел достаточно долго. Инженерное образование и определенный склад ума убедили меня, что для продуктивной работы на этом поле я должен понимать всю цепочку от и до. Поэтому у меня путь к NFT занял много времени. Я много читал, знакомился с ребятами, которые им занимаются. Конечно, это совершенно другой мир, существующий в виртуальной вселенной. Для аукциона мы специально возили работы на оцифровку. Например, один самовар у нас был представлен в 3D-модели в фазных цветах. И все, что было создано для NFT, — абсолютно уникальная история. В нашем случае приобретенная NFT-копия продается вместе с оригиналом. Это был наш ход на офлайн-аукционе.

Там же немного вариантов. Если человек приобретает цифровую копию, то оригинал либо передается вместе с ней, либо уничтожается. Ведь вы обладаете чем-то уникальным, за что заплатили немаленькие деньги. Даже если художник специально создает NFT-работу, то он передает покупателю все данные с ней. Или, скажем, я могу оставить оригинальную работу в целости, а для NFT-аукциона разбить ее на множество частей. Таким образом, у покупателей возникает азартное желание покупать.

— Есть ли у этой формы будущее?

— Безусловно. NFT никуда не денется. Более того, будет только развиваться. У цифрового искусства и «крипты» как таковой большие перспективы. Это уже наша данность. И это снова та область, в которой приходится учиться.

— Для многих современное искусство до сих пор остается чем-то сложным, а NFT-аукционы — так вообще за гранью понятного. Простыми словами можете ли вы объяснить, зачем вместо реального объекта, к которому ты можешь прикоснуться, покупать цифровую?

— Сейчас выросло поколение, которое не обременяет себя недвижимостью. Они покупают вещи виртуально, физически не вынося их, не привязываются к месту. Им нужен только компьютер и визуальный кошелек. Это поколение с другим мышлением. Для наших родителей или для моего поколения важно, чтобы была квартира, подушка безопасности, нечто физическое и осязаемое. А для этого поколения такие скрепы не нужны. И мир развивается в этом направлении.

— Вы же сам человек другой формации. Тяжело ли было вписаться в новую реальность?

— Я не могу отставать. Направление моей работы подразумевает постоянное обучение. Догонять-то сложнее. Два года назад мы сделали интернет-киоск нашей галереи. Да, потратили на это 750 тысяч (разработчики, сам киоск, программное обеспечение, логотип и так далее). А идея родилась как раз во время пандемии. Мы поняли, что людям неудобно доезжать до нас физически и смотреть картины. Но я могу по городу расставить 2–3 точки в бизнес-центрах, подойдя к которым человек сканирует QR-код, попадает в галерею и сразу же может купить, оформить доставку. Я экономлю им время, потому что в этой машине, в кубе, есть все. Наша галерея — это к тому же и очень хороший уровень сервиса. И выставка в Казани — это та же экономия времени жителям города. Им не нужно ехать к нам в галерею в Москву, мы все привезем сами.

— А просветительскую цель преследуете?

— Специально я никакую школу по современному искусству не веду. Для этого есть специально обученные люди. Меня приглашают читать лекции по галерейному бизнесу и инвестициям в современное искусство. Нигде же не учат сотрудников для галерей, потому что это довольно специфическая профессия. С одной стороны, понятное, а с другой — безумное дело. Вы сами себе наживаете проблем: находите пространство, зовете художников, взваливаете на себя огромный груз ответственности перед всеми.

— Но вам, видимо, нравится этот адреналин. Иначе вы бы этим не занимались столько лет.

— Давайте возьмем не нас с вами, которые немного особняком существуют от жизни, а людей, которые утром встают на работу и трудятся до 6–7 часов вечера. У них есть два выходных и отпуск. Выходя отсюда в 19:00, для меня работа не заканчивается. Я могу доехать до дома, получить звонок от клиента и поехать назад в галерею или в два часа ночи общаться с американскими коллегами. У меня нет никакого внерабочего времени. Я занят постоянно. Но ты не можешь этого не делать. Это история не о деньгах, а об отношении. За мои лекции платят смешные деньги, но мне очень интересно общаться с молодежью. Поэтому я все это делаю.

«Мы сознательно обходим политическую тему. Она молниеносно возникает, но через пару дней затихает. А мы работаем на перспективу. На нужна и важна история художника» «Мы сознательно обходим политическую тему. Она молниеносно возникает, но дня через два затихает. А мы работаем на перспективу. Нужна и важна история художника» Фото: Андрей Титов

«Очень хорошо, что мы не получаем денег от государства. В этом есть свобода»

— Искусство — это не всегда история о восхищении, бывает и о раздражении. Например, реакция на «Большую глину» Урса Фишера у «ГЭС-2». Почему искусство раздражает?

— Самое простое — повесить ярлык. И это не только в искусстве. Проходите вы в красивом платье мимо двух бабушек на лавочке в каком-то микрорайоне, а они вам тут же в спину: «Вот нарядилась!» Или я припаркуюсь на другой машине, а они мне: «Наворовал, небось!» Но они же вас совсем не знают и даже не собираются понять проблемы, задачи. Им проще всего повесить ярлык. То же самое оказалось с «Большой глиной» Урса Фишера. Она была поставлена экспертами у культурного пространства «ГЭС-2», к тому же временно. Все дали этому оценку. И большинство показали свою дремучесть, некомпетентность и близорукость. Лучше бы они этого не делали. Сколько было брошено фраз вроде «поставили большую какашку в центре Москвы». Господа, если вы именно это увидели в «Большой глине», мне сложно вам оппонировать. Искусство бывает разным: есть инсталляции, акции. Давайте вспомним нашумевшую акцию группы «Война» в Санкт-Петербурге с разводным мостом. Это художественное высказывание. Относиться можно по-разному, но это самовыражение художника.

Куча искусства или шедевр: москвичи в ужасе от новой скульптуры на Болотной площади

А если художник способен творить только в региональном русле, о чем мы говорили выше, это его слабость. Смотреть нужно дальше. Для этого необходима насмотренность, начитанность, понимание мировых процессов. И когда эксперты ставят эту скульптуру перед своим зданием, они прекрасно понимают, какой контингент людей придет к ним на выставку. Именно тот, кто спокойно переварит и поймет скульптуру. Но страх, боязнь нового в искусстве тормозит развитие человечества.

— Если мы поговорили о «какашке» у «ГЭС-2», то надо упомянуть и о другой «какашке», на этот раз буквальной, на Марсовом поле в Санкт-Петербурге, созданной художником Ваней Волковым. (Художник создал инсталляцию из снега в виде гигантских фекалий, иронизируя на тему того, что в этом году в городе коммунальные службы плохо убирали снег, на что неоднократно жаловались жители города. В результате в отношении художника возбудили уголовное дело по ст. 244 УК РФ («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения») — прим. ред.) Вы привыкли к работе с эпатажем, но сейчас, когда государство повысило внимание к творцам, как себя чувствуете на этом «поле»?

— Чтобы понять Урса Фишера, надо посмотреть и другие его работы, погрузиться в художника, а не выдергивать одно и выносить свой вердикт. Чтобы понять Ивана Волкова, надо потрудиться и открыть его «Инстаграм», ознакомиться с другими Ваниными проектами, например его снежной инсталляцией на детской площадке или на футбольном поле. Каждая работа привязана к определенному месту. И здесь, к сожалению, оказалось неудачное время и неудачное место. У Вани не было целью кого-то оскорбить или обидеть. Но опять же на художника повесили ярлык. Процесс еще идет. Ване непросто. Мы просто столкнулись с госмашиной, с которой очень сложно воевать.

— А можно ли привлечь достаточное внимание к подобным работам без скандала?

— Сознательно обходим политическую тему. Она молниеносно возникает, но дня через два затихает. А мы работаем на перспективу. Нужна и важна история художника.

— Российское правительство традиционно поддерживает некоторые сферы культуры — музеи, театры, классическую музыку. Это открытая информация. Без госденег эти структуры существовать не могут. Но современное искусство никогда не получало правительственной поддержки. Вам не обидно?

— Нет. И очень хорошо, что мы не получаем денег от государства. В этом есть свобода. Конечно, иногда хочется поддержки от своей страны. Особенно когда мы участвуем на международных ярмарках. Это очень затратная история. И я знаю, например, что китайцев поддерживает правительство страны. И в других зарубежных странах то же самое. Мы же не позорить едем свою родину, а, наоборот, показываем, что в России есть современное искусство. Но большинство тех, кто сидит у управляющего руля, пытается диктовать, что нам показывать, а что — нет, думая, что они разбираются в искусстве. Но они оценивают его с позиции, как не оскорбить одних, других, как показать страну в выгодном свете и не показать лишнего. Это суть политики, а не искусства. Поэтому нам только и остается брать собственные деньги и показывать, что все мы разные, но прекрасные.

— Часто говорят, что современное искусство не нуждается в трактовке, что это даже вредно. Дескать, автор сказал то, что хотел, а что услышала принимающая сторона — это уже дело самой этой стороны. Ваше мнение?

— Зависит от формы выражения. Если это сложная инсталляция, то, конечно, нужен релиз, лекция куратора, вступительное слово. Но есть и обратная история, когда достаточно только имени автора и названия выставки.

— А что для вас современное искусство?

— Стиль жизни.