Количество снега, выпавшего этой зимой в Татарстане, по оценкам метеорологов, уже превысило норму в два раза Количество снега, выпавшего этой зимой в Татарстане, по оценкам метеорологов, уже превысило норму в 2 раза Фото: «БИЗНЕС Online»

Грузоперевозчики Казани вдвое сократили количество междугородних рейсов

Количество снега, выпавшего этой зимой в Татарстане, по оценкам метеорологов, уже превысило норму в 2 раза. Нагрузка выросла на все коммунальные службы и на перевозчиков, которым, как оказалось, в этом году особенно непросто. «Мы привыкли, что большие снега идут в феврале – марте, а в этом году еще и в январе. Это вообще не очень удачный месяц для перевозок — после Нового года две недели все раскачиваются, а тут еще снежный фактор… В этом году он аномальный, — рассказывает председатель объединения перевозчиков Казани Владислав Абрамов. — У меня машины несколько раз простаивали сутками на [междугородних] трассах, потому что движение перекрывали. Много пробок, стояли по несколько часов. Количество рейсов сократилось вдвое по сравнению с январем. В феврале все продолжилось, дорожная ситуация очень сложная, много аварий». Действительно, только в этом году на федеральных трассах несколько раз вводилось ограничение движения для грузовиков и междугородних автобусов, последний раз — 4 февраля. Проблема в том, что каждый раз ограничения вводятся «до улучшения погодных условий», что затрудняет планирование компаниям. 

Совокупные потери в деньгах Абрамов затрудняется оценить: в этом году расценки на перевозки поднялись процентов на 20–25 (подорожали запчасти и топливо, повысилась зарплата, налоговые и неналоговые платежи). Вместе с тем, по его подсчетам, за январь доходы перевозчиков сократились примерно в 1,5 раза. Основные проблемы возникают на трассе, особенно там, где есть перепады высот. «Тяжелая машина должна разогнаться, чтобы заехать в гору. А если она посередине остановится из-за пробок, потом уже тронуться не сможет. Постоянно заносы на трассе М5, особенно в Самарской и Оренбургской областях. Татарстанские дороги, конечно, лучше, чем в других регионах, но и то после снега дорожные службы не справляются», — констатирует председатель объединения перевозчиков Казани.

Владислав Абрамов: «Тяжелая машина должна разогнаться, чтобы заехать в гору. А если она посередине остановится из-за пробок — потом уже тронуться не сможет» Владислав Абрамов: «Тяжелая машина должна разогнаться, чтобы заехать в гору. А если она посередине остановится из-за пробок, потом уже тронуться не сможет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Есть и другие мнения. Так, Сергей Сотников, директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ, относится к снегопадам философски. «В последние несколько лет снега было мало, и мы расслабились, привыкли к комфортным условиям работы. Но вообще были времена и тяжелее, все зависит от региона, в который мы едем. Да, в Татарстане в этом году потяжелее, а в стране, в Сибири всегда снежно. Ну что ж, мы же не можем попросить небесную канцелярию, чтобы они снег выключили», — рассуждает он, напоминая, что каждую зиму машины задерживаются и опаздывают на погрузку-выгрузку. 

«Перевозчикам — да, трудно, буксуют, машины задерживаются. Но, как правило, бизнесмены все издержки закладывают в том или ином виде в себестоимость поставок, — говорит Сотников. — Несколько лет назад трассу Москва – Питер перекрыли — никто не ожидал, что машина может простоять больше суток на трассе без еды, с заканчивающимся горючим. Подвозили хлеб, тушенку, сухпаек. А сейчас опять неожиданно зима, неожиданно сугробы. Все это уже было, и опытные руководители заранее инструктируют водителей. […] Мы постоянно несем какие-то убытки. Из-за погоды, подорожавшего топлива, подорожавшей техники, „подорожавших“ клиентов, ковид-ограничений… Но к этому нужно быть готовым. У нас есть масса законодательных инициатив, которые тоже падают как снег на голову, и мы потом начинаем думать, как с этим жить». 

«Перевозчикам — да, трудно, буксуют, машины задерживаются. Но как правило, бизнесмены все издержки закладывают в том или ином виде в себестоимость поставок» «Перевозчикам — да, трудно, буксуют, машины задерживаются. Но, как правило, бизнесмены все издержки закладывают в том или ином виде в себестоимость поставок» Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

«Уборка — ответственность самих собственников торговых точек»

Есть свои сложности и в городах. Если не считать того, что во многие города не пускают ночью, «а водитель не робот, он не может весь день ехать и всю ночь разгружаться, ему тоже отдыхать надо», грузовикам очень сложно передвигаться по дорогам с заснеженными обочинами и парковаться.

«Перевозчики часто жалуются, что сложно подъехать к магазинам и прочим местам доставки товаров. При этом надо понимать, что их уборка — ответственность самих собственников торговых точек. Так, управление административно-технической инспекции Казани с начала зимы рассмотрело 243 протокола по этому поводу, в итоге админкомиссия наложила штрафов на собственников и иных правообладателей на общую сумму почти в 5 миллионов рублей», — пояснили в админкомиссии «БИЗНЕС Online». 

Если за весь прошлый сезон 2020/21 с казанских улиц было вывезено более 668,3 тыс. т снега, то в этом году зима еще не закончилась, впереди еще снежный март, а коммунальщики вывезли уже 800,7 тыс. т снега. Так, только сегодня днем на уборку улиц Казани вышли 539 дорожных рабочих и 375 единиц специальной техники. Снег везут на снегоплавильные пункты, максимальная загруженность которых в этом году превышает проектную производительность в среднем в 1,5–2 раза. Например, снегоплавильному пункту на Портовой, рассчитанному на 574 т в сутки, в пиковые дни приходится переплавлять в 4 раза больше — 2,3 тыс. тонн.

«Наибольшее количество осадков, если брать последние периоды, отмечалось зимой 2010 года. Пока то количество осадков, которое наблюдается сейчас еще пока не достигло тех пределов» «Наибольшее количество осадков, если брать последние периоды, отмечалось зимой 2010 года. Пока то количество осадков, которое наблюдается сейчас, еще не достигло тех пределов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В час ты выполняешь 1,5–2 заявки, хотя в обычное время 4 заказа успевал сделать»

Агрегаторы такси указывают на рост цен в феврале. В сервисе «Максим» количество заказов по сравнению с прошлой неделей увеличилось примерно на 50%. «В утренний и вечерний часы пик стоимость поездок увеличивалась в пределах 10 процентов, в остальное время действуют стандартные цены», — сообщили в компании.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» водители соглашаются с ростом цен, но указывают на то, что заработок в отрасли не вырос. «Из-за снегопадов увеличилось время выполнения заказов, движение затруднено, пробки, — указал в беседе с нашим корреспондентом водитель „Яндекс.Такси“ Альберт. — Кроме того, зимой клиенты дольше выходят из дома на улицу. В итоге в час ты выполняешь 1,5–2 заявки, хотя в обычное время 4 заказа успевал сделать».

Рост цен в такси связан не только со снегопадами, но и с поведением самих водителей — многие не выходили на линию в часы максимальных пробок, что приводило к росту спроса. «Таксисты не дураки, днем не выходили, а стали выходить в вечернее и ночное время, когда дороги посвободнее, — заметил собеседник издания. — Начался невывоз клиентов и бешеный спрос, который мы видели в последнее время. Радует, что клиенты стали понятливее, раньше постоянно возникали вопросы: „А что это сегодня цены какие бешеные?“ Может, до людей дошло понимание, что окончательный выбор остается все равно за ними и, если приложение показало 300 рублей, а в обычное время показывало 120, под дулом пистолета никто не заставляет вас заказывать такси, можно и на общественном транспорте доехать».

Юрий Переведенцев: «Из-за того, что температурный фон в последние дни повысится, скорее всего будет выпадать снег с дождем. Снежок будет подтаивать, а высота [снежного покрова] будет понижаться» Юрий Переведенцев: «Из-за того, что температурный фон в последние дни повысится, скорее всего, будет выпадать снег с дождем. Снежок станет подтаивать, а высота [снежного покрова] начнет понижаться» Фото: «БИЗНЕС Online»

Снега в 2 раза больше нормы

«Снега в этом году действительно достаточно много для республики и соседних регионов. Повсеместно норма превышена по количеству осадков и ожидается еще в дальнейшем выпадение осадков», — рассказал начальник гидрометцентра РТ Феликс Гоголь. По его словам, больше всего снега в Елабуге — за январь здесь выпал 71 мм осадков при норме в 40 миллиметров. Для сравнения: в Казани за первый месяц 2022-го выпало 63,3 мм осадков при норме в 33 миллиметра. Самая большая высота снежного покрова зафиксирована в Лаишево — 83 см при норме в 36 сантиметров.

К концу недели помимо потепления, по прогнозу гидрометцентра, ожидаются метели и сильный ветер до 15–20 м/с.

«Наибольшее количество осадков, если брать последние периоды, отмечалось зимой 2010 года. Пока то количество осадков, которое наблюдается сейчас, еще не достигло тех пределов. Такие явления периодически встречаются: бывают зимы малоснежные, многоснежные, эта зима, естественно, отнесется к категории многоснежных, однозначно. Максимальные высоты, которые будут достигнуты, значительно превысят по всей республике сложившиеся многолетние значения», — отмечает начальник гидрометцентра РТ.

«Активизировались циклоническая деятельность и атмосферные фронты, и все время к нам тепло и влага идут с Северной Атлантики, потому у нас так много снега в этом году», — объясняет заведующий кафедрой метеорологии КФУ Юрий Переведенцев. Он обращает внимание, что даже февраль уже перевыполнил свою месячную норму. При многолетней норме в 34 мм выпало уже 38 мм осадков.

По словам Переведенцева, до конца недели ожидаются еще осадки, но таких больших снегопадов в целом до конца февраля не предвидится. Зато прогнозируется потепление, и тоже выше нормы — на 6–7 градусов. Во второй половине недели температура может достигнуть нуля и даже плюса.

«Из-за того, что температурный фон в последние дни повысится, скорее всего, будет выпадать снег с дождем. Снежок станет подтаивать, а высота [снежного покрова] начнет понижаться», — отметил эксперт.