Юрий Ларионов накануне представлял свою книгу стихов «И верить искренне, что вечен…» в Нацбиблиотке РТ Юрий Ларионов накануне представлял свою книгу стихов «И верить искренне, что вечен…» в Нацбиблиотке РТ

По безналу дешевле

Написать первую книгу в 69 лет, чтобы она тут же была закуплена всеми казанскими библиотеками, — такое подвластно только истинному таланту, каковой обнаружился у многолетнего заместителя директора театра им. Джалиля Юрия Ларионова. Накануне он представлял свою книгу стихов в Нацбиблиотке РТ. Как начинающий автор получил такую престижную площадку для презентации, стало понятно в конце вечера, когда Ларионов искренне благодарил за предоставленную возможность директора культурного учреждения Мадину Тимерзянову. Ну а сама Тимерзянова, устраивая подобные встречи в актовом зале «храма книги», можно сказать, задает планку качества той литературы, которой есть место в Нацбиблиотеке.

У входа в конференц-зал до начала творческого вечера собиралась молодежь. Здесь были студенты КГИКа и 11-классники из гимназии №102. Знакомиться с творчеством Ларионова многие пришли по инициативе своих преподавателей, поэтому на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» о личности поэта ответить не смогли. Зато наставники студентов и школьников были во всеоружии. «У нас давнее сотрудничество с театром оперы и балета имени Мусы Джалиля. Я прочитала часть этого сборника, и мне показалось трогательным и интересным творчество Юрия Павловича. Там о жизни, любви, его эмоциях, о том, как он думает и что чувствует. Поэтому ребятам будет очень полезно познакомиться с его творчеством», — сообщила Диля Давлетшина, декан факультета кино и телевидения института культуры, которая в том числе обеспечила массовость в зрительном зале.

Познакомиться с поэзией Ларионова можно было еще до начала презентации — книги лежали прямо на входе в зал вместе с объявлением «Здесь вы можете приобрести сборник стихов «И верить искренне, что вечен…» Познакомиться с поэзией Ларионова можно было еще до начала презентации — книги лежали прямо у входа в зал вместе с объявлением: «Здесь вы можете приобрести сборник стихов «И верить искренне, что вечен…»

Познакомиться с поэзией Ларионова можно было еще до начала презентации — книги лежали прямо у входа в зал вместе с объявлением: «Здесь вы можете приобрести сборник стихов „И верить искренне, что вечен…“». Новоявленный литератор проявил свою бизнес-жилку, ведь и в казанской опере как администратор он отвечает за продажу билетов и ассортимент буфета. Сборник не раздавали гостям, как можно было предположить, а продавали, причем по безналу дешевле! Оплатить онлайн можно было, переведя деньги по телефону на карту Рината Ахметзянова — издателя книги. Цена за 170-страничный сборник — 350 рублей, при оплате наличными — уже 400.

Оплатить онлайн можно было, переведя деньги по телефону на карту Рината Ахметзянова — издателя книги. Цена за 170-страничный сборник — 350 рублей, при оплате наличными — уже 400

«Нам эту силу сплошь антинародную пинком под зад и лучше посильнее»

Гости рассаживались в зале под звуки саксофона, который позже время от времени звучал в течение всего мероприятия, так что презентация книги практически превратилась в литературно-музыкальный вечер. И все же для камерного события зал оказался слишком большим — большинство зрительских кресел пустовало. Впереди разместились коллеги, знакомые, давние друзья Ларионова — словом, все, кто был по-настоящему заинтересован в происходящем. Добровольно-принудительно согнанная молодежь предпочла отсидеться на камчатке, мало кто из них «дожил» до конца двухчасового действа, зал заметно опустел ближе к концу.

«Вы пришли развлекаться, а не просто отрабатывать, поэтому я должен вас развлекать», — задал тон вечеру вышедший на сцену Ларионов и начал с рассказа о своем творческом пути. Оказалось, что замдиректора оперного театра стал поэтом еще в 9 лет и свое первое стихотворение отправил в «Пионерскую правду». В ответ получил телеграмму за подписью председателя пионерской организации, где было написано: «Мальчик, больше никогда стихов не пишите». Но мудрый совет его не остановил. Активно Ларионов начал писать в 2000-х и, как указано в сборнике, публиковался в литературно-художественных журналах и сборниках.

Кстати, поэтическая сторона жизни Ларионова для многих стала открытием, о чем на вечере его коллеги упоминали не раз. До этого администратор государственного культурного учреждения был больше известен как оппонент Филиппа Киркорова и Роспотребнадзора, а также автор знаменитого ответа «ничего не должны» на вопрос о том, что татарский театр оперы и балета должен больше показывать национальных постановок.

«Ничего не должны»: в театре им. Джалиля татарские спектакли предлагают «посмотреть в записи»

Сам автор рассказал, что в своем первом сборнике стихов «вылил на страницы боль за свою страну». Больно автору стало в том числе и за русский язык.

Все же для камерного мероприятия зал оказался слишком большим — большинство зрительских кресел пустовало Все же для камерного мероприятия зал оказался слишком большим — большинство зрительских кресел пустовало

«Такое ощущение у меня складывается давно уже, что мы живем не в России, а за рубежом. Идете по улице, вы знаете,  вывески на иностранном языке. Я за границу 26 лет езжу, что-то на русском там вывесок не вижу, там все на своем языке… Мы что, убогая нация?»  вопрошал Ларионов. И его возмущение переросло в следующие строки:

«Пора будить мою страну огромную,

Чтоб дальше — больше не было больней.

Нам эту силу сплошь антинародную

Пинком под зад и лучше посильнее».

На вечере он рассказал, что даже предлагал мэру Казани ввести дополнительный налог на бизнес, который использует вывески на иностранном языке, но идею, судя по всему, отвергли.

Ларионов и его команда действительно постарались сделать небольшое шоу. Презентуя стихотворение о русских эмигрантах, похороненных во Франции, чьи бесхозные могилы теперь разрушаются, показали видео, где замруководителя казанского театра гуляет по кладбищу в стиле маэстро Евгения Понасенкова. А после рассказа поэта-дебютанта, как он по просьбе дирижера Рената Салаватова добавил к стихам Некрасова три строчки, чтобы они лучше ложились на музыку, показали клип, снятый на получившуюся песню.

Вспомнил герой вечера и свою встречу в 1992-м с Рудольфом Нуриевым. В сборнике есть стихи, посвященные великому танцовщику, под названием «Танец с вечностью». Есть в книге и строки, неожиданно посвященные актеру Михаилу Ефремову, — стихотворение «Дебоширу российского разлива»:

«В нем каждый шаг закономерен,

И был вопрос лишь только в сроке.

Все знали — век его измерен.

Залог всему его пороки».

Написал Ларионов даже о трагедии в казанской гимназии №175, где назвал обвиняемого в массовом убийстве Ильназа Галявиева «нечистью», которая «принесла в семьи зло».

Сборник выпустили в количестве 500 экземпляров. По словам издателя книги Ахметзянова, книга могла получиться в 2 раза толще, но он как редактор, не щадя, отбирал только лучшее. Работа над созданием книги шла 9 месяцев, и это, признал издатель, довольно много для такого небольшого сборника.

Конечно, наблюдая за происходящим, слово «графоманство» приходило на ум само собой. Но, впрочем, оставим подобный анализ для литературных критиков. К тому же, как оказалось, Ларионов уже стал признанным поэтом! Как минимум на уровне городских властей. Замначальника управления культуры Казани Екатерина Ахметшина рассказала на презентации, что теперь прочесть стихотворения Ларионова можно и в библиотеках города. «Мы увидели вашу книгу, прочитали. Эксперты библиотеки сказали, что это интересно, легко, понятно, приятно читать, потрясающий язык. Мы решили купить», — рассказала она.

В пресс-службе мэрии Казани «БИЗНЕС Online» уточнили, что речь идет о «небольшой поддержке в виде покупки 50 экземпляров книги в рамках политики поддержки местных авторов». В столице РТ ровно 50 филиалов библиотечной сети, каждый из них получит по одному экземпляру «И верить искренне, что вечен…». В мэрии подчеркнули, что, помимо шедевра Ларионова, недавно для библиотек приобретены, к примеру, книги «Татарский воин» Айдара Халима, «Татары — это гордое имя» Альбера Алимова, а также сборник «Герои Казани».

Сборник выпустили в количестве 500 экземпляров. По словам издателя книги Ахметзянова, книга могла получиться в два раза толще, но он, как редактор, не щадя, отбирал только самое лучшее Сборник выпустили в количестве 500 экземпляров. По словам издателя книги Ахметзянова, книга могла получиться в 2 раза толще, но он как редактор, не щадя, отбирал только лучшее

«Столько грязи льется, столько злости, мерзости от одного в основном издания»

Из зала звучали вопросы и об основной работе Ларионова. «Скажите, как вам удается достичь таких результатов феноменальных?» — спросил сотрудник московского радио «Орфей» Николай Рыбинский, много лет приезжающий на Шаляпинский фестиваль, который продолжается прямо сейчас. Он завел «старые песни о главном», что другие региональные театры, «увешанные „золотыми масками“» стремятся хотя бы к 70-процентной заполняемости зала, а в Казани аншлаг. О том, что в театре им. Джалиля, пока ковид не отменил постоянные многомесячные гастроли по Нидерландам, шло обычно всего пять-шесть представлений в месяц, Рыбинский ничего не сказал.

Пренебречь, вальсируем: блеск и нищета казанской «Травиаты» на Шаляпинском-2022

Ларионов ответил, что главное — было бы, что продвигать. И признал, что в успехе театр обязан нынешнему руководителю Рауфалю Мухаметзянову. Отметим, что Мухаметзянов является директором театра им. Джалиля с 1981-го (уже 41 год), а Ларионов — его зам по работе со зрителями с 1983-го (уже 39 лет). «С приходом директора театра Мухаметзянова Рауфаля Сабировича все поменялось. Ведь почему назначили его директором театра? Тогда вычистили все руководство оперного. В театр перестал народ вообще ходить», — начал поэт хвалебную оду своему боссу. По его словам, при прежнем директоре Масгуте Имашеве зрители брали билеты на спектакли, но сидели в буфете с пивом.

«Но после 1981 года, когда назначили Рауфаля Сабировича, театр стал мирового уровня. Мы 26 лет ездим по Центральной Европе. Мы даем где-то 140 спектаклей в год, Гергиев даже меньше нас дает. Но у других театров, чтобы столько и на таком уровне, — нет больше», — похвастался Ларионов. «Мы хотели в декабре поехать, но опять у них локдаун в Голландии объявился. Уже и билеты взяли, но нет. Но хотят они нас», — продолжал он. Об этих гастролях «театра мирового уровня» по маленьким заштатным городам Нидерландов, куда попросту не доезжают другие профессиональные оперные и балетные труппы, «БИЗНЕС Online» писал уже не раз.

Голландский чёс казанской оперы: кому и зачем это нужно?

«Поэтому, конечно, я думаю, что директору театра памятник поставят, — распалялся Ларионов. — Если не поставят, то должны. Потому что такого деятеля, по-моему, в Республике Татарстан не было!» В зале, где остались к этому времени только верные фанаты Мухаметзянова и Ларионова, раздались аплодисменты.

А поэта уже было не остановить: «Такое удовольствие зрители испытывают в нашем театре. Стоишь в амфитеатре, и слезы текут!» Далее Ларионов пожалел тех потенциальных зрителей, которые к ним не ходят. «Они потом поймут, когда все это закончится, а закончится это скоро, потому что сами понимаете…» — намекал Ларионов, видимо, уверенный, что без Мухаметзянова, которому уже за 70, оперный театр в Казани умрет.

«И люди будут думать: „Дурак. Почему же я не ходил?!“ Потому что реклама будет мощная. Это всегда так происходит — нужно человеку умереть, чтобы о нем начали говорить то, чего он заслуживает, а не то, что сейчас со страниц наших изданий несется помойка», — говорил раззадоривший сам себя Ларионов. Тут ведущая предложила вернуться к поэзии, но после наш герой снова перешел к разговору о заслугах директора театра Мухаметзянова, ведь в сборнике есть и стихотворение, посвященное ему.

«Столько грязи льется, столько злости, мерзости от одного в основном издания, мало что понимая, мало что чувствуя. Мы с ним с 1979 года вместе…» — говорил поэт, видимо, имея в виду критику политики казанской оперы (которая недавно заплатила почти 3 млн рублей режиссеру за премьеру спектакля, который он… уже ставил в другом театре) в СМИ, и следом зачитал строки, посвященные своему боссу. В них замдиректора говорит, что жизнь директора не всегда была «сладкой халвой», а народная молва, критикующая Мухаметзянова, не знает, сколько «горечи она впитала». А в заключение стихотворения Ларионов просит позволения поднять бокал за «несокрушимый тыл» своего директора.