В Казань прилетела звезда МХТ им. Чехова и сериалов «Содержанки» и «Медиатор» Дарья Мороз В Казань прилетела звезда МХТ им. Чехова и сериалов «Содержанки» и «Медиатор» Дарья Мороз Фото предоставлено фондом «Живой город»

«Привет, Казань! Коротко и по делу»

«Привет, Казань! Коротко и по делу», — так оценила в «Инстаграме» свой вчерашний блиц-визит в столицу РТ известная актриса Дарья Мороз. Повод для поездки — звезда МХТ им. Чехова и сериалов «Содержанки», «Медиатор», «Преступление» входит в состав  жюри национальной театральной премии «Золотая маска» этого года.

Из аэропорта актриса сразу отправилась в Нацбиблиотеку РТ, где ей провели традиционную для гостей небольшую экскурсию. В стройной девушке в белоснежном утепленном спортивном костюме и маске было сложно с первого взгляда узнать звезду театра и кино. В том числе и поэтому Мороз без лишнего постороннего внимания смогла прогуляться по зданию, после чего ответила на несколько вопросов корреспондента «БИЗНЕС Online». Она учтиво предложила отойти в сторонку, чтобы не мешать посетителям библиотеки, была очень вежлива и общительна.

Жюри «Золотой маски» приехало в Казань, чтобы посмотреть спектакль «Децентрализация» на площадке MOÑ, попавший в шорт-лист номинации «Эксперимент». По правилам премии, все постановки-номинанты везут в Москву, но для «Децентрализации» сделали исключение. «Почему его нельзя было привезти в Москву, как других двух номинантов — „Чын татар“ и „Һava“ (сразу три проекта MOÑ вошло в шорт-лист номинации „Эксперимент“ — прим. ред.)? Потому что это спектакль-игра о Казани, она сделана для казанцев и о казанцах, здесь каждый зритель — участник игры, — объяснила „БИЗНЕС Online“ пиар-директор фонда „Живой город“ Зоя Рутер. — Спектакль не может состояться без казанцев, и, как он пройдет, зависит от самих казанцев. Казанскую версию в Москве с москвичами сыграть просто невозможно было бы — нужно было бы делать адаптацию про Москву, а это очень большие затраты: и финансовые, и временные». «Децентрализация» — это спектакль-игра, где участники-зрители (их может быть не больше 30 человек) делятся своими идеями о развитии и благоустройстве Казани. Авторы своеобразного социологического исследования Наташа Боренко, Настя Радвогина, Венера Галимова и Дина Сафина использовали опыт знаменитых Rimini Protokoll, авторов проекта «100% X», который они осуществили в том числе в российском Воронеже.

Жюри «Золотой маски» приехало в Казань, чтобы посмотреть спектакль «Децентрализация» на площадке MOÑ,  попавший в шорт-лист номинации «Эксперимент» Жюри «Золотой маски» приехало в Казань, чтобы посмотреть спектакль «Децентрализация» на площадке MOÑ, попавший в шорт-лист номинации «Эксперимент» Фото предоставлено фондом «Живой город»

Члены жюри «Золотой маски» должны воздерживаться от публичного обсуждения увиденных спектаклей до вручения наград, так что мы спросили Мороз, как она решила во всем этом поучаствовать с учетом максимальной востребованности в театре и кино по своему основному роду занятий.

Как рассказала «БИЗНЕС Online» актриса, одной из причин, по которой она согласилась войти состав жюри, стал ее личный интерес к театральным событиям и дружба с генеральным директором премии Марией Ревякиной. «Я, вообще, человек очень любопытный и старающийся быть в курсе театрального и кинопроцесса. И того, что происходит за рубежом тоже, — рассказала Мороз. — Очень много смотрю и кино, и театра, и балета. Это такой лишний повод посмотреть максимальный объем спектаклей прошлого года. В том числе тех, которые я вряд ли увижу в Москве. Иногда, может быть, где-то ты заленился, сказал: „Я сегодня дома побуду, с ребенком“. А тут должен пойти, в  этом есть дисциплина для меня. И это мое любопытство удовлетворяет». Звезда сериала «Содержанки» добавила, что уже посмотрела больше десятка спектаклей как член жюри. «Я уже получила такое количество впечатлений и столько нового для себя открыла, и так мне интересно! Хотя объем спектаклей большой, по-моему, 50 в общей сложности, но при этом параллельно я еще смотрю что-то не в программе фестиваля, вне премии».

«Меня сейчас поводили по библиотеке. Я в восторге! Такого не видела нигде. И с такой любовью все это сделано, с бережным отношением» «Меня сейчас поводили по библиотеке. Я в восторге! Такого не видела нигде. И с такой любовью все это сделано, с бережным отношением» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если это случится, то будет такой dream come true»

Кроме того, в беседе с изданием актриса призналась, что поражена функциональностью и красотой Национальной библиотеки РТ, а о самой Казани ей рассказывает другая звезда московской театральной сцены, а некогда прима казанского ТЮЗа Роза Хайруллина. Кстати, Мороз часто с ней играет в спектаклях своего бывшего мужа Константина Богомолова в том же МХТ им. Чехова («Идеальный муж», «Карамазовы»).   

«Я была в Казани несколько лет, кажется, с ледовым шоу. Я здесь гуляла, и меня совершенно потряс внешний вид кукольного театра. И мне Роза Хайруллина часто рассказывает о Казани, — говорит наша собеседница. — Кстати, я смотрела кукольную версию спектакля „Ходжа Насреддин“ Тимура Бекмамбетова (первоначальная его версия была показана на театральной лаборатории в Свияжске, а соавтором пьесы вместе с Тимуром Бекмамбетовым стал казанский драматург Ильгиз Зайниев — прим. ред.). Да и вообще, Казань славится тем, что это потрясающий красивый город. Меня сейчас поводили по библиотеке. Я в восторге! Такого не видела нигде. И с такой любовью все это сделано, с бережным отношением. Это вообще, мне кажется, для природы русского человека не такая уж часто встречающаяся вещь, когда нужно сберечь настоящее, прошлое, архитектуру, делать какие-то места, которые будут привлекать внимание людей. Это развивающееся направление в нашей душе, скажем так». В этом смысле, по словам Мороз, в Нацбиблиотеке РТ все прекрасно: «С одной стороны, здесь сохранили свое прошлое, а с другой — наполнили его и сделали таким комфортным местом, для того чтобы сюда приходить, пить кофе, работать и так далее. Музыкальный зал совершенно потрясающий… У меня столько впечатлений! Будет что рассказать коллегам! А ведь только впечатления по большому счету тебя и питают. Если говорить про творчество в целом, да и про жизнь. Впечатления питают, они дают тебе силы, эмоции, для того чтобы самому развиваться».  

Прошлой осенью Мороз вернулась в труппу МХТ им. Чехова, когда худруком театра стал Константин Хабенский. «Театральная жизнь в целом не прекращалась, — говорит она. — Все планы, которые озвучил Константин Юрьевич Хабенский, в общем, предваряются в жизнь. Что касается моих личных планов, дай-то бог, все сложится и случится одна очень интересная работа. Она будет где-то к середине следующего сезона. Начнем репетировать, тогда смогу об этом говорить. И если это случится, то будет такой dream come true (мечта сбылась — англ.). Такие случаи бывают, наверное, раз в жизни. Это была бы профессиональная удача для меня. Скрестим пальцы».

Возвращаясь же к «Децентрализации», за два дня на четырех показах спектакль посмотрели члены жюри «Золотой маски» как драматического, так и музыкального театра (такова особенность номинации «Эксперимент»).

«Наверное, самый яркий показ прошел именно 3 февраля в 15:00, на котором присутствовала Дарья Мороз, когда из тридцати зрителей только трое были членами жюри, а все остальные — просто казанцами» «Наверное, самый яркий показ прошел именно 3 февраля в 15:00, на котором присутствовала Дарья Мороз, когда из 30 зрителей только трое были членами жюри, а все остальные — просто казанцами» Фото предоставлено фондом «Живой город»

«Это, наверное, самый большой наплыв неказанцев на спектакль „Децентрализация“, — признается пиар-директор „Живого города“ Рутер. — Мы прекрасно понимали, что члены жюри, которые приехали смотреть спектакль, в основном его будут именно смотреть, а не участвовать, и были безумно рады, когда некоторые из них все-таки стали не просто наблюдателями. Наверное, самый яркий показ прошел именно 3 февраля в 15:00, на котором присутствовала Дарья Мороз, когда из 30 зрителей только трое были членами жюри, а все остальные — просто казанцами, которые готовы были децентрализировать город по условиям игры, вспоминать свои теплые моменты, связанные с Казанью, фантазировать и смеяться. Было очень много смеха, вся постановочная команда, которая проводит спектакль, честно говоря, покатывалась со смеху от креатива и непосредственности зрителей-участников».

«Куда мы пойдем, возродимся или утонем?»: татары думали разбудить народ, а удивили «Золотую маску»

Напомним, что в этом году татарстанские театры заработали рекордные 20 номинаций на «Золотую маску». Другие спектакли из РТ жюри увидит уже в Москве, в частности, «Чын татар» и «Һava» из MOÑ в марте покажут в центре им. Мейерхольда. Победители «Золотой маски – 2022» будут объявлены 20 апреля на торжественной церемонии в Москве в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.