«Не надо на себя одеяло тянуть, нужно в комплексе решать»

«Это самый больной участок у меня в Советском районе!» — негодовал накануне сотрудник ГИБДД на встрече с жителями казанских поселков Малые и Большие Клыки, Константиновка и ЖК «Весна». Они требуют от администрации и Госавтоинспекции сделать что-то с проблемным перекрестком на Мамадышском тракте около мечети «Салях». Еще в 2013 году там запретили поворот налево и разворот, поставили соответствующий дорожный знак, а потом установили камеру. Но водители уже привыкли нарушать запрет, жалуются активисты. 

Речь идет о пересечении тракта с улицами Большой Красной и Трудовой. По существующей схеме повернуть налево и развернуться в этом районе можно только через развязку на проспекте Победы и на пересечении Мамадышский тракт – улица Азата Аббасова (ведет к ЖК «Весна»). Еще один вариант — заехать в Большие или Малые Клыки и совершить маневр там. Но зачем тратить время, если есть такой «полюбившийся» перекресток? В результате требования знака здесь нарушают как те, кто въезжает в город, так и выезжающие из него. Страдают жители жилых массивов, которые банально не успевают выехать на перекресток, занятый нерадивыми автомобилистами. Для поселков зеленый сигнал светофора горит меньше 20 секунд, а проезд по тракту открыт в течение двух минут. Итог — 1,5-километровый путь из Больших Клыков в Малые занимает до получаса. 

«Мы говорим о том, чтобы нам (жителям поселка Малые Клыки — прим. ред.) разрешили левые повороты. У нас нет альтернативных выездов!» — возмущалась на встрече активистка Наиля Сибгатуллина. Объявление о встрече в соцсетях она сопроводила эффектным видео с перекрестка: мужчина на Toyota сбивает человека, вышедшего из салона LADA, и скрывается. За кадром слышны звуки, похожие на выстрелы. По словам местных, аварии здесь случаются постоянно. «Самый ужасный перекресток, который я знаю. Каждое утро и вечер ругаюсь там! Если у кого-то плохое настроение, можете туда ехать и выплескивать на тех, кто делает разворот», — отреагировал в комментариях один из пользователей. «Часто езжу в 

„Весну“ через этот перекресток, это жуткий ужас какой-то!» — поддержал другой комментатор. 

Свои пять копеек добавил и житель ЖК «Весна». По его мнению, все три светофора по тракту работают не синхронно, и установка светофора с поворотом налево, о котором просят жители Малых Клыков, проблему не решит Свои пять копеек добавил и житель ЖК «Весна». По его мнению, все три светофора по тракту работают не синхронно, и установка светофора с поворотом налево, о котором просят жители Малых Клыков, проблему не решит Фото: Галия Ягудина

На призыв Сибгатуллиной откликнулись 15 жителей жилых массивов, командир второй роты первого батальона полка ДПС ГИБДД УМВД по Казани майор полиции Нияз Яруллин и заместитель главы администрации Советского района Казани Денис Воробьев. Последние предпочли не вступать в перепалку и только слушали, как жители окрестных поселков и ЖК выясняют, кто дольше живет в этом районе и чья проблема должна быть решена в первую очередь. Свои пять копеек добавил и житель ЖК «Весна». По его мнению, все три светофора по тракту работают не синхронно, и установка светофора с поворотом налево, о котором просят жители Малых Клыков, проблему не решит. «Не надо на себя одеяло тянуть, нужно в комплексе решать», — призвала Сибгатуллина к поиску общего выхода.

Отдельный повод для возмущений: почему еще до строительства ЖК «Весна» и «Светлая Долина» здесь не запланировали развязку? Раньше территория просто не входила в границы Казани, и власти города не участвовали в планировании застройки вдоль Мамадышского тракта, пояснил Воробьев. Позже в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» чиновник отметил, что обстановка на перекрестке в свое время была «тщательно смоделирована» и нынешний порядок движения — оптимальный. 

Для решения проблемы с поворотами на въезд и выезд из Малых Клыков Сибгатуллина предлагает установить стрелку светофора, разрешающую поворот налево с Мамадышского тракта в Малые Клыки Для решения проблемы с поворотами на въезд и выезд из Малых Клыков Сибгатуллина предлагает установить стрелку светофора, разрешающую поворот налево с Мамадышского тракта в Малые Клыки Фото: Галия Ягудина

«Я не хочу бояться ездить через этот перекресток»

Как выяснилось на встрече, камера, которая фиксирует поворот, запрещенный налево, на перекрестке хоть и установлена, но не работает. «Мы узнали, что водителям не приходят штрафы за поворот налево. Будем выяснять, в чем причина», — пообещал Яруллин. Вскоре после выхода новости о проверке Госавтоинспекции Сибгатуллина сообщила, что ей стали приходить угрозы от тех, кто регулярно поворачивает налево в запрещенном месте. Теперь женщина опасается, что ее дом могут поджечь.

Для решения проблемы с поворотами на въезд и выезд из Малых Клыков Сибгатуллина предлагает установить стрелку светофора, разрешающую поворот налево с Мамадышского тракта в Малые Клыки. «Просто разрешить [поворот налево] и поставить камеры. И поток больше будет, и цивилизованно станут разворачиваться», — подытожила женщина. Более развернуто ее позиция обозначена в открытом обращении жителей к исполкому Казани (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»).

Житель ЖК «Весна» считает такое решение полумерой. По его словам, нужно «правильно» настроить светофоры, так, чтобы поток мог двигаться беспрерывно на участке от Большой Красной до Натана Рахлина. Мужчина утверждает, что в администрации района эту работу оценили в 2 млн рублей. Более радикальный способ решить проблему придумала женщина по имени Анна. Она предлагает построить разворотную эстакаду возле магазина «Эдельвейс» (перекресток с улицей Натана Рахлина в ЖК «Светлая Долина») и убрать все три светофора на участке. Места для строительства такого сооружения нет, придется переносить очень много коммуникаций и выкупать участки, ответил на это Воробьев. Он добавил, что обсуждается реорганизация движения на перекрестке возле «Эдельвейса», но сроки пока не определены. Закончили на том, что на следующей неделе состоится еще одна встреча — уже в администрации Советского района. 

Майор полиции Нияз Яруллини замглавы администрации Советского района Казани Денис Воробьев предпочли не вступать в перепалку и только слушали, как жители окрестных поселков и ЖК выясняют, кто дольше живет в этом районе и чья проблема должна быть решена в первую очередь Майор полиции Нияз Яруллин и замглавы администрации Советского района Казани Денис Воробьев предпочли не вступать в перепалку и только слушали, как жители окрестных поселков и ЖК выясняют, кто дольше живет в этом районе и чья проблема должна быть решена в первую очередь Фото: Галия Ягудина

Вся надежда на Вознесенский тракт

Напомним, в 2013 году ГИБДД также запретила повороты налево на проспектах Победы и Ямашева, а также на Лево-Булачной, Право-Булачной и Тихомирнова и еще на ряде участков в городе под предлогом увеличения пропускной способности. В 2021-м на 19 перекрестках столицы заработали 34 новые камеры, которые ловят любителей повернуть налево или развернуться под запрещающим знаком. К такому шагу дорожных инспекторов подтолкнула аварийность: в 2020 году именно на этих перекрестках, по данным ГИБДД, произошло каждое четвертое ДТП по вине водителей авто. Тогда же сообщалось о планах усилить контроль на похожих перекрестках в Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске.

Впрочем, с заторами и аварийностью в Казани стараются бороться не только путем поворота налево. Еще один способ — увеличение числа полос. К примеру, 1,4-километровый участок Осиновской улицы, ведущей к ЖК «Салават Купере», расширят с двух полос до четырех. Реконструкция дороги должна завершиться до конца 2022 года. Еще один пример — разворотные петли на пересечении проспекта Победы с улицами Академика Сахарова и Зорге.

В перспективе разгрузить Мамадышский тракт может помочь открытие Вознесенского тракта. В прошлом году началось строительство первого его участка протяженностью 3,8 км — от Аметьевской магистрали до проспекта Победы. На сайте исполкома отмечается, что 6-полосная магистраль решит проблемы жителей казанских поселков Вознесенское, Большие Клыки, Самосырово, Салмачи, Привольный, Вишневка и жилого комплекса «Весна».

В конце прошлого года заговорили о расширении другой проблемной транспортной артерии Казани — Горьковском шоссе. Его планируется расширить до 6 полос.

Как перестроят Горьковское шоссе: 6 полос, 7 развязок и никаких светофоров!

На Оренбургском тракте за 2021 год появилась разворотная петля с тоннелем, в 2023-м участок тракта расширят с 4 до 6 полос, а также построят дублер со стороны Технической улицы. Есть планы расширения и дороги на Боровое Матюшино. Еще один дублер Сибирского и Мамадышского трактов может появиться в Царицыно.