В Италии на 92-м году жизни скончался сценограф, автор знаменитого надгробия Рудольфа Нуриева в виде восточного ковра на Русском кладбище в Париже Эцио Фриджерио.

По словам уфимского журналиста Гульчачак Ханнановой, Фриджерио стал одним из героев нового документального фильма о Нуриеве, материалы к которому съемочная группа из Уфы смогла снять в Италии вопреки пандемии.

По словам Ханнановой, в фильме с рабочим названием «Рудольф Нуреев. Покорение Италии» собрано много неизвестных ранее фактов об известном уроженце Уфы. «Одна из самых трогательных страниц — интервью Эцио Фредерик, который уже тогда передвигался на инвалидной коляске, но мужественно приехал в Милан издалека специально для съемок вместе со своей потрясающей женой Франкой Скуарчапино, создательницей театральных костюмов для Нуреева», — говорит она.

Как отмечает журналист, Нуриев и Фриджерио вместе поставили фантастические спектакли, но главным была их личная дружба, о которой Фриджерио рассказал съемочной группе.

Кроме того, в рамках поездки в Италию съемочная группа встретилась также с президентом ассоциации Rudolf Nureyev Луиджи Пиньотти, проработавшим с известным танцовщиком 26 лет.

Фриджерио родился в 1930 году в Эрбе (Италия, провинция Комо). Изучал архитектуру в Политехническом институте Милана, посещал миланскую Академию изящных искусств Брера. В 1955-м познакомился с Джорджо Стрелером и в качестве художника по костюмам начал сотрудничать с основанным Стрелером театром Пикколо ди Милано. В 1955-м совместной постановкой оперы «Тайный брак» Д. Чимарозы открылся театр Пиккола Скала — филиал всемирно известного оперного театра. С 1960-го становится постоянным художником Стрелера. Также сотрудничал с именитыми режиссерами Нурией Эсперт Роже Планшоном, Андреем Кончаловским, Марко Шаккалугой.

Прорывом в развитии современной сценографии стали работы Фриджерио в области музыкального театра. Оформлял оперные постановки в миланском Ла Скала, Парижской национальной опере, нью-йоркском «Метрополитен-опера», лондонском театре Ковент-Гарден, Шотландской опере, барселонском театре Лисео, театре Сарсуэла в Мадриде, Опере Сан-Франциско, на Зальцбургском и Эдинбургском фестивалях, многие из которых получили мировое признание и стали классикой оперного театра ХХ века.

Создал сценографию для многих знаменитых балетных спектаклей, в том числе Ролана Пети и Нуриева. «Спящую красавицу» в редакции Юрия Григоровича оформил в генуэзском театре Карло Феличе (1996) и Большом театре Варшавы (1997).

В 60-е годы начал активно работать в кинематографе. Сотрудничал с крупнейшими режиссерами итальянского и европейского кино, среди которых Витторио Де Сика, Лилиана Кавани, Бернардо Бертолуччи, Жан-Поль Рапно, Фолькер Шлендорф, Мауро Болоньини, Франко Росси, Ренато Кастеллани.
Автор надгробного памятника Нуриеву (Сен-Женевьев-де-Буа).

В Большом театре шло два спектакля со сценографией Фриджерио — балет «Сирано де Бержерак» М. Констана (премьера в Большом в 1988-м, хореография Пети) и опера «Фальстаф» Дж. Верди (премьера в Большом в 2005-м, постановка Стрелера).