Айдар Салимгараев (слева) провел для Асгата Сафарова (в центре) отдельную экскурсию по стендам подшефных «Татмедиа» газет и журналов. Общий подписной тираж изданий в 2021 год составил 908,9 тыс. экземпляров, на 2022 год заявлено лишь 832,5 тыс. — снижение на 8,4% Айдар Салимгараев (слева) провел для Асгата Сафарова (в центре) отдельную экскурсию по стендам подшефных «Татмедиа» газет и журналов. Общий подписной тираж изданий в 2021 год составил 908,9 тыс. экземпляров, на 2022-й заявлено лишь 832,5 тыс. — снижение на 8,4%

Новые тренды медиа

«А что это за дети? Ваши конкуренты?» — вопрошал сегодня в IT-парке глава ТНВ Ильшат Аминов, завидя неподалеку от стенда «Шаян ТВ» на коллегии республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям не знакомые ему юные лица. «Это из журнала „Салават Купере“. Но у нас вообще нет конкурентов», — отвечали падаваны председателю союза журналистов РТ.

Сегодня на подведении итогов работы «Татмедиа» было, как всегда, празднично: везде играла музыка, танцевали дети, а редакторы татарских журналов соревновались в креативной презентации своих продуктов, устраивая импровизированные сценки с флейтистами. В общем, все напоминало дружеский капустник. Тон заседанию коллегии задавали прямо с порога, где установили фургон радио «Китап», из которого доносились мотивы татарских песен. Внимательный читатель мог узнать в этом микроавтобусе оскандалившийся во время переписи в Башкортостане инструмент пропаганды «Татмедиа».

Честь принимать итоги работы «Татмедиа» традиционно в этом году выпала руководителю аппарата президента РТ Асгату Сафарову, который не преминул познакомиться поближе со всей царящей вокруг феерией. Глава агентства Айдар Салимгараев провел для него отдельную экскурсию по стендам подшефных «Татмедиа» газет и журналов.

«Пандемия изменила нас, но не наше отношение к жизни и профессии», — первым делом доложил Салимгараев. Он отметил, что коронавирус несколько раз менял список докладчиков коллегии: кто-то заболел, кого-то в этом году не стало… Но все эта неприятная атмосфера никак не сломила общий дух. По словам Салимгараева, агентство достойно отработало события минувшего года: перепись, Год родных языков,  а информационное сопровождение выборов в Госдуму в Татарстане лично Сергей Кириенко назвал образцовым.

Как доложил руководитель агентства, в медиаотрасли произошли серьезные изменения, вызванные пандемией: перераспределение контента в сторону мобильных каналов доставки, вал недостоверной информации и фейков, усиление роли соцсетей, сокращение числа киосков печатной продукции, что и без того всегда било по «Татмедиа».

Несмотря на все это, официальные государственные ресурсы не стоят на месте и постоянно развиваются, внедряя новые формы коммуникации. Например, такой современный канал, как Youtube. Первый успешный пример, по словам Салимгараева, ориентированный на поколение Z, — проект «Татмедиа Junior», который за прошлый год подготовил 532 видеоролика, которые набрали в общей сложности 1,4 млн просмотров на YouTube: в среднем получается аж по 2,6 тыс. просмотров у одного ролика. В августе при поддержке президента РТ Рустама Минниханова запустили «Фабрику Тикток Шаян ТВ». Усиливается видеожурналистика коротких сюжетов. «Ярко о себе заявили проекты „ТатарстанДа“ и „ТатарстанNews“. „ТатарстанДа“ — спорный, но в целом эффективно работающий проект», — отметил Салимгараев.

«Мы живем в эпоху информационного шума. Идет борьба за внимание читателя в интернете», — подчеркнул глава агентства, говоря о цифровизации медиаотрасли республики как одном из главных трендов. Например, планируется в ближайшее время создать цифровой архив республиканских журналов и газет.

В августе прошлого года была запущена «Фабрика Тикток Шаян ТВ» –творческое объединение молодых блогеров, которые совместно генерируют контент В августе прошлого года была запущена «Фабрика Тикток Шаян ТВ» — творческое объединение молодых блогеров, которые совместно генерируют контент

Всеобщая нехватка кадров

«Татмедиа» продолжает тесно работать с пресс-службами органов власти, внедряя в практику систему медиапланирования, оперативного реагирования. Но порой этого недостаточно. «В сегодняшних реалиях необходима стратегия коммуникации муниципалитетов и системообразующих предприятий. Важно опережать события, формировать общественное мнение, а не следовать за кризисами, — отметил глава агентства. — Для регулярной работы с населением необходимо министерствам, администрациям муниципалитетов перестроить работу в этом направлении и расширить функционал пресс-секретарей, повысить их статус». Салимгараев отметил, что роль сотрудников пресс-службы, от которых зависит имидж органов власти в целом, остается незначительной, что зачастую сводится к подготовке пресс-релизов и работе со СМИ. Не везде вообще есть отдельные ставки пресс-секретарей.

«Готовы выступить неким единым методологическим центром ответственности и контроля по формированию единых механизмов взаимодействия власти и населения для обеспечения коммуникаций и диалога с обществом, осуществлять системную работу в области традиционных и новых медиа», — предложил Салимгараев. Хотя по большому счету все государственные пресс-службы и так под крылом «Татмедиа» и аппарата президента. 

«Сегодня мы ощущаем нехватку кадров, особенно молодых специалистов. Дефицит творческих управляющих компетенций является актуальным вопросом на медиарынке», — обратил внимание глава агентства. Так, по его словам, сегодня остро не хватает: корреспондентов, SMM-специалистов, редакторов, специалистов по рекламе и режиссеров. «Удержание кадров, сохранение преемственности, обмен опытом между поколениями — от этого зависит будущее татарстанской журналистики», — отметил Салимгараев. Главная кузница кадров для медиаотрасли РТ — это Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций в КФУ, помимо нее, есть отдельные направления подготовки и в других вузах. Несмотря на все это, проблема дефицита качественных журналистов все еще актуальна. В чем причины кадрового голода, министр печати рассказывать не стал: то ли СМИ слишком много, то ли желающих стать репортером в нынешнее время мало. 

Исследование «Татмедиа» медиапотребления, по словам Айдара  Салимгараева, показало, что телеканалы все еще являются лидерами в доставке информации до населения. В Татарстане лидерами по телесмотрению являются ТНВ, потом «Первый канал» и НТВ Исследование «Татмедиа» медиапотребления, по словам Айдара  Салимгараева, показало, что телеканалы все еще являются лидерами в доставке информации до населения. В Татарстане лидерами по телесмотрению являются ТНВ, потом Первый канал и НТВ

Успехи татарского книжного издательства: открыли кафе

По словам Салимгараева, татарстанское телевидение сегодня переживает «этап преодоления» — все еще уходит с аналога в кабель и «цифру». «Эти процессы подтолкнули нас к созданию единой интернет-платформы для телерадиоканалов», — заявил глава «Татмедиа». Агентство вместе с «Эфиром» разработало проект, обеспечивающий доступ к контенту телерадиоканалов на платформе Smart ТВ, что должно стать хорошим подспорьем уходящему аналоговому телевидению. Также будет разработано приложение для IOS и Android, в котором пользователи смогут получить доступ ко всем республиканским каналам разом. 

Вообще, проведенное «Татмедиа» исследование медиапотребления, по словам Салимгараева, показало, что телеканалы все еще лидеры в доставке информации до населения. Согласно методики «Таттелекома» (весьма, заметим, спорной, поскольку она использует лишь данные с приставок IP-TV, технически отсталой формы получения ТВ-сигнала), в Татарстане на первых местах по телесмотрению — ТНВ, потом Первый канал и НТВ. Отдельно похвалы удостоился «Эфир», в частности, за то, что отметил 30 лет существования. И все же ставку надо делать, по мнению Салимгараева, на интернет-платформы.

Пандемия оказала негативное воздействие на все полиграфическое производство, отметил Салимгараев. Несмотря на это, в 2021 году «Идель Пресс» было изготовлено порядка 5,3 тыс. наименований книг (рост 27%). Лидерами тут по выпуску остается детская и учебная литература. По общему выпуску продукции доходность издательства в 2021 году показала рост на 7,5% — более миллиарда рублей. Спасибо выборам?

Кроме того, постепенно выходит из кризиса Татарское книжное издательство. В прошлом году ими выпущено 155 наименований книг общим тиражом в 288 тыс. экземпляров. Выручка увеличилась на 14%, а чистая прибыль — на 9%.

Помогает держаться на плаву реализация книг через маркетплейсы — тут наблюдается рост продаж в 3 раза, отметил Салимгараев. Хотя при этом на фоне показали слайд, где число реализованных экземпляров книг через Ozon составило 667 (плюс 100%), Wildberries — 620 (плюс 223%), «Центр татарской литературы» — 3 551 (плюс 38%), «ЛитРес» — 474 (минус 10%). К слову,  всего на маркетплейсе Wildberries было продано 20 млн книг. Выходу из кризиса татарского книгопечатания, по словам руководителя «Татмедиа», способствует коллаборация проектов — вроде того, что в конце прошлого года открыли кафе, которое как бы книжный магазин, но на самом деле нет. 

В 2021 году «Идель пресс» было изготовлено порядка 5300 наименований книг (рост 27%). Постепенно выходит из кризиса «Татарское книжное издательство». В прошлом году ими выпущено 155 наименований книг общим тиражом в 288 тыс. экземпляров В 2021 году «Идель пресс» было изготовлено порядка 5,3 тыс. наименований книг (рост 27%). Постепенно выходит из кризиса Татарское книжное издательство. В прошлом году ими выпущено 155 наименований книг общим тиражом в 288 тыс. экземпляров Фото: «БИЗНЕС Online»

У населения все еще снижается интерес к подпискам на периодическую печать. Например, общий подписной тираж на 2022 год заявлен лишь на уровне 832,5 тыс. штук — снижение на 8,4%. И то помогло государство с подпиской через соцслужбы и муниципальные органы. «В качестве меры по повышению эффективности подписки агентство „Татмедиа“ подготовило обращение в адрес правительства Российской Федерации с инициативой возобновить субсидирование доставки периодических печатных изданий», — заявил Салимгараев. Общий подписной тираж снижается, и дело тут не только в контенте журналов, считают в «Татмедиа». Виновата «Почта России». Опрос редакторов журналов агентства показал, что в районах (Лаишевском, Мамадышском, Кайбицком, Новошешминском, Менделеевском) не хватает почтальонов для их доставки. В некоторых случаях почтовые отделения вовсе закрываются.

Остается надеяться на розницу, которая неуклонно растет: 312 торговых точек, реализовано 168 тыс. экземпляров (плюс 17%). Два года назад запустили проект с вендинговыми автоматами по продаже изданий «Татмедиа» — их число в этом году увеличат. Продажи через них в 4 раза эффективнее, чем через киоски. Делают ставку и на общее расширение торговой сети — например, в Башкортостане сегодня на 162 торговых точках можно найти татарстанские журналы и газеты. За прошлый год продали более 5 тыс. экземпляров.

Подводя итог своего доклада, Салимгараев заверил присутствующих, что «Татмедиа» и дальше станет расширять продажи продукции (в том числе онлайн), внедрять свое присутствие в сетях, приложениях и так далее, а также будут помогать выстраивать верную работу пресс-служб министерств и ведомств.

Андрей Цепелев отметил, что медиахолдингам, таким как «Татмедиа», нужно сегодня больше заниматься созданием уникального контента, тем более татарстанцы в этом имеют все возможности и таланты Андрей Цепелев отметил, что медиахолдингам, таким, как «Татмедиа», нужно сегодня больше заниматься созданием уникального контента, тем более татарстанцы в этом имеют все возможности и таланты

Нагрузки пресс-секретарей, тренды книгоиздательств

Содокладчиками Салимгараева на коллегии выступила главный редактор журнала «Салават купере» Зиля Файзуллина, которая поведала всем о перестраивании детских изданий на многоканальный формат работы. Опять же говорили про важность работы в Тик-Ток и отатаривании Youtube. Снова вспомнили про тысячи зрителей (в среднем 2,6 тысяч) роликов в видеохостинге. За ней выступил с докладом заместитель гендиректора АНО «Диалог» Андрей Цепелев, чьим боссом недавно стал начальник информационно-аналитического управления президента РТ Ленар Файзутдинов.

Цепелев рассказывал, что медиахолдингам как «Татмедиа» нужно сегодня больше заниматься созданием уникального контента, тем более татарстанцы в этом имеют все возможности и таланты. Например, федеральный гость похвалил агентство за их работу со сложными формами (в том числе видео в «Тик Токе») контента, а не ограничиваясь только статикой (вроде простых постов с картинками в соцсетях). Одно только сейчас важно — не терять темпов. Цепелев рассказывал, как в одном регионе губернатор был очень активен в соцсетях и инфополе во время своей предвыборной агитации, а после избрании вдруг забыл про эту форму взаимодействия, из-за чего в конце концов растерял все доверие населения. Вероятно, речь шла про Мордовию и Артёма Здунова, Цепелев уж как-то явно намекал, что кандидат был близок к Татарстану и местным политтехнологам, которые успешно провели компанию, а потом чиновник всё испортил. Вот чтобы такого не повторилось, АНО «Диалог» предложил «Татмедиа» помогать в подготовке компетентных кадров для современной медиаотрасли.

 К слову, расхваливал структуры агентства — «Идель Пресс» и «Татарское книжное издательство» — и другой гость федеральный гость в лице президента Ассоциации книгоиздателей РФ Константина Чеченева. Он поделился своим мнение о трендах книгоиздательной деятельности в стране. Один из них — переход от традиционной торговли печатных изданий в киосках на площадки маркетплейсов. 

Альфия Хасанова счимтает, что принятые ранее стандарты работы пресс-служб ведомств устарели, они не соответствуют веяниям цифрового времени. Оставляет желать лучшего сегодня и техническая обеспеченность Альфия Хасанова считает, что принятые ранее стандарты работы пресс-служб ведомств устарели, они не соответствуют веяниям цифрового времени. Оставляет желать лучшего сегодня и техническая обеспеченность

Тему трендов в стиле капитана очевидность расширил также пиар-директор АНО «Институт развития интернета» Александр Ляпин. По его словам, телевидение сегодня все еще лидирует среди каналов потребления информации, растет доля смартфонов в структуре каналов информации, усиливается роль интернета — в общем, все то, что сегодня каждый потребитель может заметить за собой и сам. И да, Ляпин добавил, оказывается, почти все люди в нашей стране используют мессенджеры. 

С эффективным кейсом работы пресс-службы познакомила следом всех в зале пресс-секретарь минздрава РТ Альфия Хасанова. Стоящим на передовой борьбы с коронавирусом можно только позавидовать или посочувствовать, дел у пресс-службы минздрава нынче хоть отбавляй, при этом в ежедневном режиме: постоянные брифинги о вакцинации, борьбе с пандемией, прямые эфиры с населением, совещания и межведомственное взаимодействие и так далее. «В нашей сфере есть и проблемы. Сегодня пресс-секретари органов власти — это универсалы, в спектр обязанностей которых кратно расширился. Мы остро нуждаемся во включении ставки пресс-секретаря в структуру органов госвласти и расширении штата пресс-служб», — рассказала Хасанова. По ее словам, принятые ранее стандарты работы пресс-служб ведомств устарели, они не соответствуют веяниям цифрового времени. Оставляет желать лучшего сегодня и техническая обеспеченность ряда пресс-служб.

«С развитием цифровых технологий и автоматизацией процессов становится важной составляющей личность журналиста, формирование его личного бренда в социальных сетях», — заметил Асгат Сафаров, призывая журналистов работать на развитие собственного авторитета среди читателей. И тут неотъемлемой частью этого процесса выступает постоянный фактчекинг, повышение личной ответственности авторов «С развитием цифровых технологий и автоматизацией процессов становится важной составляющей личность журналиста, формирование его личного бренда в социальных сетях», — заметил Асгат Сафаров, призывая журналистов работать на развитие собственного авторитета среди читателей. И тут неотъемлемой частью этого процесса выступает постоянный фактчекинг, повышение личной ответственности авторов

«Становится важной составляющей личность журналиста»

Комментируя результаты деятельности «Татмедиа», Сафаров напомнил, что прошлый год был богат на события: перепись, выборы, пандемия… Со всеми задачами агентство, в частности по выстраиванию диалога с населением, выполнило достойно. Особо подчеркнул тут Сафаров то, как освещали республиканские СМИ юбилей первого президента РТ Минтимера Шаймиева. Как много ярких сюжетов, связанных с личностью государственного советника Татарстана удалось раскопать журналистам «Татмедиа». Зал встретил эту похвалу овациями.

По словам руководителя аппарата президента РТ, этот год объявлен в республике Годом цифровизации — этому веянию должны следовать все в республике СМИ. Нужно адаптироваться к новым форматом жизни, которые создала та же пандемия. И надо уметь создавать собственный контент, что, по словам Сафарова, «Татмедиа» и делает. Со своей стороны он обещал Салимгараеву всяческую поддержку — особенно в части расширения рынка сбыта продукции, что позволяет сделать доступной информацию о республике за ее пределами.

«С развитием цифровых технологий и автоматизацией процессов становится важной составляющей личность журналиста, формирование его личного бренда в социальных сетях», — заметил Сафаров, призывая всех журналистов работать на развитие своего собственного авторитета среди читателей. И тут неотъемлемой частью этого процесса выступает постоянный фактчекинг, повышение личной ответственности авторов.

Отдельное внимание Сафаров обратил на вопрос кадров. И речь не только о журналистах, но и нехватке пресс-секретарей, SMM-специалистов и т. д. По словам главы аппарата Минниханова, важно набирать новых сотрудников, обучать их, повышать компетенции старых, создавать для всех них достойные условия работы и повышать мотивацию. В рамках межведомственного взаимодействия через пресс-секретарей, по словам Сафарова, необходимо повышать общее качество государственной информационной политики, повышать оперативность реагирования на приходящие запросы как от журналистов, так и от граждан. Тут Сафаров призвал всех работать по принципам человекоцентричности, быть ориентированными на людей, а не на технологии.

«Понятно, что есть наши недоработки, недоработки „Татмедиа“ с пресс-службами, власти в этом направлении… — заметил Сафаров, несколько критикуя министров. — У нас иногда из-за безынициативности руководителей министерств, уменьшения внимания, недооценки этого вопроса на еженедельные брифинги не можем подобрать актуальную тему. Этот вопрос назрел. Необходимо его обязательно поставить. Предлагаю подготовить сводную записку, точнее, выступление на одном из субботних совещаний президента». Похвалил за работу он пресс-службу минздрава, ставя всем остальным в пример.

На чем СМИ следует сконцентрироваться в этом году, по словам Сафарова? На 45-й сессии ЮНЕСКО, которая пройдет в Казани. А также на других ежегодных мероприятиях и событиях в республике: KazanSummit, «Изге Болгар җыены», в том числе и закладке первого камня Соборной мечети…

«Республика благодаря труду татарстанцев и всемерной поддержке правительства, президента России Владимира Путина успешно развивается. Здесь, мы говорим, престижно жить и работать. Реализуются множество программ и проектов. В центре нашего внимания всегда были, есть и будут люди. И агентство „Татмедиа“, и все СМИ [должны] больше внимания уделять не только новостным событиям, не только нашим достижениям, а людям», — призвал Сафаров, перейдя к награждении особо отличившихся сотрудников «Татмедиа» и журналистов.