Законопроект о развитии местного самоуправления Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли в Госдуму в середине декабря 2021 года Законопроект о развитии местного самоуправления депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли в Госдуму в середине декабря 2021 года Фото: duma.gov.ru

О чем законопроект Клишаса – Крашенинникова?

Напомним, законопроект о развитии местного самоуправления депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли в Госдуму в середине декабря 2021 года. Цель декларируется та же, что и в случае с принятым ранее законом о региональной власти, — привести законодательство в соответствие с новой Конституцией РФ. Новый закон среди прочего устанавливает для всех мэров единый срок полномочий — пять лет (сейчас определяется уставом муниципалитета) и дает губернаторам право напрямую участвовать в назначении руководителей муниципалитетов. Также глава региона сможет росчерком пера отрешать мэров от должности — за «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности» и неисполнение переданных полномочий.

Одна из ключевых новаций заключается в том, что законопроект упраздняет муниципалитеты первого уровня — городские и сельские поселения. Для Татарстана новый закон оставляет два вида муниципального образования — городской округ (Казань и Набережные Челны) и муниципальный округ (43 района), пояснял ранее председатель комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. Если закон будет принят, действующая система местного самоуправления в РТ сохранится до 2025 года, уточнял он. Удивление у татарстанских парламентариев вызвала норма, согласно которой избранный глава района обязан сложить депутатские полномочия. «Мы считаем, что это в какой-то степени нонсенс», — отмечал Хабибуллин. Он предлагал не спешить с принятием закона и сначала провести широкое обсуждение, привлечь экспертов.

«Это абсурдно – двухуровневой системы нет нигде!»: Минниханов и Госсовет – за ликвидацию сельских поселений

Тем не менее концептуально Госсовет РТ поддержал закон. «По большому счету такое должно было случиться. Это абсурдно — двухуровневой системы муниципалитетов в мире нигде нет», — сказал на сессии парламента президент РТ Рустам Минниханов и предложил дискуссию не открывать. «Обсуждать будем, когда примут в первом чтении», — поддержал председатель ГС РТ Фарид Мухаметшин и поручил незамедлительно начать проработку изменений и дополнений. Этим занялась рабочая группа под руководством зампредседателя Госсовета РТ Марата Ахметова. Судя по данным на сайте парламента, в январе Ахметов провел три совещания по новому закону. Обсуждался в том числе «финансовый блок поправок».

Крашенинников: «Ни о какой ликвидации речь не идет, может быть, об оптимизации»

Сегодня еще до начала рассмотрения по законопроекту «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» проехалась КПРФ. Центральная власть готовит почву для сворачивания местного самоуправления, потому что в качестве проводника непопулярных реформ ей выгодно иметь органы, ответственные «не перед населением, а перед вышестоящим начальством», заявил депутат Михаил Матвеев. Коммунист заметил, что «душить» МСУ начали не сегодня: сначала его «ободрали», т. е. забрали почти все налоговые поступления. «Если в законе прописано, что губернатор может отрешить от должности даже всенародно избранного мэра, но у населения такой возможности нет, я задаю вопрос: на кого будет ориентироваться этот мэр? Кто является источником власти: народ или вышестоящий чиновник?» — возмущался Матвеев.

«Я не знаю страны, где бы власть принадлежала народу, — признался выступавший следом Владимир Жириновский. — Что, в Америке? Народ избрал Клинтон, а объявили Трампа президентом! Народ избрал Трампа, а объявили Байдена!» А затем обвинил коммунистов в «заигрываниях» с национальными регионами.

Удивление у татарстанских парламентариев вызвала норма, согласно которой избранный глава района обязан сложить депутатские полномочия. «Мы считаем, что это в какой-то степени нонсенс», — отметил Альберт Хабибуллин Удивление у татарстанских парламентариев вызвала норма, согласно которой избранный глава района обязан сложить депутатские полномочия. «Мы считаем, что это в какой-то степени нонсенс», — отметил Альберт Хабибуллин Фото: «БИЗНЕС Online»

Один из авторов инициативы, депутат Крашенинников, для начала напомнил коллегам, что задача местного самоуправления — решать местные вопросы и обеспечить комфортную жизнь людей. «Очень важно, что мы подготовили новый закон. Старый, действующий [закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“] менялся 186 раз и <…> превратился в „лоскутное одеяло“», — посетовал спикер. Тезис не новый: таким же образом Крашенинников ругал уже утративший силу закон о региональной власти. Парламентарий посмотрел в сторону коммунистов и подчеркнул, что органы местного самоуправления объединяются, а не ликвидируются: «Ни о какой ликвидации речь не идет, может быть, об оптимизации». Число муниципалитетов в результате реформы сократится как минимум вдвое, указал депутат. Но тут же дал понять, что ничего страшного не происходит: все равно не хватает финансов и кадров для эффективного решения вопросов и поселение адресует вопросы на уровень выше. А субъекты «не горят желанием» решать указанные вопросы. В итоге из-за этой «чехарды» в проигрыше граждане.

Владимир Жириновский: «Я не знаю страны, где бы власть принадлежала народу. Что, в Америке? Народ избрал Клинтон, а объявили Трампа президентом! Народ избрал Трампа, а объявили Байдена!» Владимир Жириновский: «Я не знаю страны, где бы власть принадлежала народу. Что, в Америке? Народ избрал Клинтон, а объявили Трампа президентом! Народ избрал Трампа, а объявили Байдена!» Фото: duma.gov.ru

Парламентарий также объяснил, что ответственность глав муниципалитетов перед губернаторами усиливают, для того чтобы «власть работала как единый механизм». Законом предлагается ввести 27 неотъемлемых полномочий городских и муниципальных округов (бюджет, благоустройство дворов и т. д.), которые регион перераспределить не сможет. Есть еще 28 полномочий, с которыми субъект разбирается сам. Основная часть положений должна вступить в силу с 1 января 2023 года, а до 1 января 2028-го — переходный период.

Не получится ли так, что человеку придется ехать за сотни километров, чтобы решить свои проблемы, поинтересовалась представительница партии «Новые люди». Крашенинников пояснил, что закон как раз и нужен для того, чтобы человек не бегал от одних чиновников к другим. И поэтому в населенных пунктах продолжат работать территориальные подразделения органов власти районного уровня. «Правовое и финансовое положение этих лиц (жителей — прим. ред.) в конечном счете даже улучшится», — обещал парламентарий. А прогнозы о массовых увольнениях чиновников — это «ерунда».

«Россия так никогда не управлялась со времен реформ Александра II. Фактически у нас теперь будет меньше местного самоуправления, чем 150 лет назад!» — недоумевала депутат Оксана Дмитриева, которая не входит ни в одну из фракций. В ответ Крашенинников отметил, что на все муниципалитеты в стране квалифицированных кадров не хватит. И указал, что, возможно, если губернатор поручится за конкретного человека, он сможет объединять и представительную, и исполнительную власти. Т. е. решение субъект сможет принимать сам. Реформа провалится, если не обеспечить полномочия деньгами, предупредил Анатолий Лисицын из «Справедливой России». Крашенинников пообещал, что поправки в Бюджетный кодекс РФ будут. «Но в этом законе бюджетных норм нет, потому что это не предмет закона», — добавил депутат. Т. е. пока верим на слово.

В отсутствие органов власти на местах эту роль возьмут на себя криминальные и национальные авторитеты, предупредил эсер Андрей Кузнецов. «Ситуация будет выходить из-под контроля, и вот эта оптимизация во что выльется? В тот хаос, который потом будет решать гораздо сложнее», — указал депутат и припомнил оптимизацию здравоохранения. Заключил тем, что законопроект нельзя «на уровне одобрямса принять», он один из важнейших в созыве. В итоге за принятие законопроекта проголосовали 294 депутата, против — 77, а еще двое воздержались.

У Госсовета РТ и экспертов, по словам Хабибуллина, «очень много вопросов по механизму передачи полномочий от субъекта к городским и муниципальным округам» У Госсовета РТ и экспертов, по словам Хабибуллина, «очень много вопросов по механизму передачи полномочий от субъекта к городским и муниципальным округам» Фото: president.tatarstan.ru

Татарстан подготовил более 30 поправок к закону

Работа над татарстанскими поправками идет практически в ежедневном режиме, рассказал Хабибуллин в беседе с «БИЗНЕС Online». По его словам, на данный момент в высокой степени готовности более 30 предложений к законопроекту. К работе подключен аппарат президента РТ, министерство юстиции республики, прокуратура РТ и правовые службы. В обсуждениях участвовали и главы муниципальных образований республики, которые ранее изучили опыт других регионов. «В частности, они посетили Удмуртию, Пермский край, Ставрополье, где в соответствии с действующим 131-м законом [„Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“] преобразовали поселенческий уровень в городские и муниципальные округа», — пояснил собеседник.

Что предлагает республика? По мнению рабочей группы, нужно «очень четко» прописать полномочия муниципалитетов — сейчас этого нет. Также у Госсовета РТ и экспертов, по словам Хабибуллина, «очень много вопросов по механизму передачи полномочий от субъекта к городским и муниципальным округам». В новом законе, в отличие от действующего, нет понятийного аппарата, указал депутат на еще один минус законопроекта. «Это может привести к различным толкованиям. Ну, например, что такое „обеспечение условий“?» — указал он. И привел позицию некоторых федеральных экспертов: само понятие «местное самоуправление» в нынешней редакции закона противоречит Конституции.

Еще одно предложение — прописать единые нормы финансового обеспечения переданных полномочий. «Это один из самых важных пунктов. Да, мы понимаем, Россия очень большая, есть и Камчатка, и Дальний Восток, и центральная часть… Но нормативы нужны», — подчеркнул Хабибуллин. И указал, что на этот пункт обращают внимание все муниципалитеты. По их мнению, размер финансирования должен зависеть в первую очередь не от численности населения (хотя и это важно), а от объема полномочий. Этот тезис сформулирован как одна из поправок. В целом, по словам парламентария, многие изменения, которые предлагает Татарстан, поддерживают другие субъекты и эксперты. Это подтвердили круглые столы, которые проводились в январе на федеральном уровне.

Госсовет РТ планирует рассмотреть изменения на предстоящем заседании, а затем направить их в Госдуму для обсуждения ко второму чтению. «Для населения что самое главное? Качественное исполнение [переданных полномочий]. Будем надеяться, что голос экспертов и субъектов будет услышан», — заключил Хабибуллин.