В минувший субботний вечер царило праздничное настроение — зрители спешили на первый в этом году казанский концерт Государственного академического симфонического оркестра РТ В минувший субботний вечер в ГБКЗ им. Сайдашева царило праздничное настроение — зрители спешили на первый в этом году казанский концерт Государственного академического симфонического оркестра РТ Фото предоставлено ГАСО РТ

«Простуда настигла накануне замечательного концерта»

Несмотря на то, что новогодние праздники уже закончились, в ГБКЗ им. Сайдашева в минувший субботний вечер царило праздничное настроение — зрители спешили на первый в этом году казанский концерт Государственного академического симфонического оркестра РТ. Правда, ложкой дегтя стало отсутствие двух главных фигур концерта — прославленного виолончелиста, заслуженного артиста РФ Александра Князева и худрука ГАСО РТ, народного артиста РФ и РТ Александра Сладковского. Князев подхватил коронавирус, а спустя несколько дней ухудшилось самочувствие и у художественного руководителя оркестра. «К сожалению, простуда настигла меня накануне замечательного концерта, на котором мне так хотелось выступить! Уверен, что быстро пойду на поправку, и мы снова скоро увидимся с Вами!» — написал маэстро в соцсетях.

Еще спустя некоторое время заболели и участники Государственного камерного хора Республики Татарстан под управлением Миляуши Таминдаровой. В ГАСО РТ надеются, что все музыканты оркестра будут здоровы — благо все своевременно вакцинировались.

Из-за отсутствия Князева программу мероприятия скорректировали: Концерт №2 для виолончели с оркестром Дмитрия Шостаковича заменили его же симфонией, а вот симфоническая сюита Густава Холста «Планеты» осталась на месте — партию хора исполнил орган, за которым находилась лауреат международных конкурсов, старший преподаватель КГК им. Жиганова Вероника Лобарева. За дирижерский пульт встал лауреат международных конкурсов, дирижер Большого театра Айрат Кашаев.

За дирижерский пульт встал лауреат международных конкурсов, дирижер Большого театра Айрат КашаевФото предоставлено ГАСО РТ

Оптимистичная увертюра и запрещенная симфония

Первой в программе вечера значилась «Праздничная увертюра» Шостаковича. Искрящаяся увертюра словно подчеркнула приподнятое настроение публики от встречи с любимым оркестром. В интерпретации «татарстанских симфоников» она приобрела не плакатно-торжественное, а воодушевляюще-легкое звучание, как призыв сохранять оптимизм даже в самое трудное время — как известно, именно настрой нередко оказывается решающим фактором выздоровления.

Следом прозвучала Девятая симфония Шостаковича. У этой послевоенной симфонии непростая судьба — ее сочинение далось Шостаковичу нелегко, замысел композитора поменялся, хотя публика ждала монументального произведения, прославляющего победу в Великой Отечественной войне. Однако у автора получилось изящное произведение с долей иронии и гротеска, где лиризм и трагизм смешиваются с неуклюжими и механистическими мотивами. На 7 лет, до 1955 года, симфонию запретили, и только с началом политической оттепели в стране она вновь вернулась в репертуары оркестров.

Сочетание беззаботного веселья и неумолимой трагедии, изящество и скорбь, проникновенность и вихревое движение — все противоречивые интонации симфонии не просто подхвачены, но глубоко и серьезно проработаны оркестром Сладковского. Благодаря такому подходу музыка Шостаковича звучит проникновенно, достигая сердца каждого слушателя. 

Первой в программе вечера значилась «Праздничная увертюра» Шостаковича. Искрящаяся увертюра словно подчеркнула приподнятое настроение публики от встречи с любимым оркестром Первой в программе вечера значилась «Праздничная увертюра» Шостаковича. Искрящаяся увертюра словно подчеркнула приподнятое настроение публики Фото предоставлено ГАСО РТ

Оптимистичная увертюра и запрещенная симфония

Первой в программе вечера значилась «Праздничная увертюра» Шостаковича. Искрящаяся увертюра словно подчеркнула приподнятое настроение публики от встречи с любимым оркестром. В интерпретации «татарстанских симфоников» она приобрела не плакатно-торжественное, а воодушевляюще-легкое звучание, как призыв сохранять оптимизм даже в самое трудное время — как известно, именно настрой нередко оказывается решающим фактором выздоровления.

Следом прозвучала Девятая симфония Шостаковича. У этой послевоенной симфонии непростая судьба — ее сочинение далось Шостаковичу нелегко, замысел композитора поменялся, хотя публика ждала монументального произведения, прославляющего победу в Великой Отечественной войне. Однако у автора получилось изящное произведение с долей иронии и гротеска, где лиризм и трагизм смешиваются с неуклюжими и механистическими мотивами. На 7 лет, до 1955 года, симфонию запретили, и только с началом политической оттепели в стране она вновь вернулась в репертуары оркестров.

Сочетание беззаботного веселья и неумолимой трагедии, изящество и скорбь, проникновенность и вихревое движение — все противоречивые интонации симфонии не просто подхвачены, но глубоко и серьезно проработаны оркестром Сладковского. Благодаря такому подходу музыка Шостаковича звучит проникновенно, достигая сердца каждого слушателя. 

Партию хора исполнял орган, за которым находилась лауреат международных конкурсов, старший преподаватель КГК им. Жиганова Вероника ЛобареваФото предоставлено ГАСО РТ

Космический размах сюиты, популярной у рок-музыкантов

Второе отделение было посвящено симфонической сюите «Планеты» Густава Холста. Композитор сочинил ее, вдохновившись астрологией, — он изучал соответствующую литературу и даже составлял гороскопы своим знакомым. Каждая часть сюиты посвящена определенной планете и ассоциациям, связанным с ней. Критик Дэвид Гурвиц предлагает свое объяснение структуры произведения: Юпитер — центральная точка сюиты, а остальные части по обе его стороны — зеркальные отражения. Таким образом, «Марс, вестник войны» содержит в себе стремительное движение, но «Нептун, мистик» статичен; «Венера, вестница мира» как бы возвышенна, в то время как «Уран, волшебник» вульгарен; «Меркурий, крылатый посланник» — светлый и быстрый, а «Сатурн, вестник старости» — тяжелый и медленный. Интересно, что симфоническая сюита вдохновила многих рок-музыкантов на написание рок-версий части «Марс», например Emerson, Lake and Palmer, Cream, King Crimson, Rainbow, Nile, Deep Purple и др. В классическом симфоническом исполнении ГАСО РТ сюита получает поистине космическое звучание. Партия органа добавила происходящему атмосферы священнодействия и мистической таинственности. 

На бис оркестр исполнил марш №1 из серии «Торжественные и церемониальные марши» Эдуарда Элгара. Он прозвучал солнечно и оптимистично, как гимн здоровью и удаче, которые всем нам сейчас так необходимы.

В первой половине 2022-го у ГАСО РТ грандиозные планы. Совсем скоро, в феврале, начнется VII фестиваль татарской музыки им. Жиганова «Мирас», который будет посвящен юбилеям Мансура Музафарова, Рашида Калимуллина и 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. Во второй половине февраля ГАСО РТ представит татарскую и русскую музыку в Дубае с солистами Сергеем Догадиным, Никитой Борисоглебским, Клаудио Бохоркесом и Денисом Мацуевым.

В марте казанскую публику ждет совместный концерт с большим другом Сладковского, знаменитым российским артистом Вениамином Смеховым, а также III международный органный фестиваль. В апреле слушатели смогут насладиться Малером, Брамсом и Моцартом на XI международном фестивале «Рахлинские сезоны», также в этом месяце состоится презентация записи музыки трех балетов Стравинского. В мае планируются гастроли оркестра в Оман с пианистом Александром Малофеевым, а также традиционно откроется XI международный фестиваль им. Рахманинова «Белая сирень». А планы на следующий сезон оркестр раскроет чуть позже.