Чемпионом по освоению бюджетных средств в Татарстане по итогам 2021 года впервые стал известный в республике строитель дорог — ОАО «Алексеевскдорстрой»(на фото справа генеральный директор ОАО «Алексеевскдорстрой» Фоат Валиев) Чемпионом по освоению бюджетных средств в Татарстане по итогам 2021 года впервые стал известный в республике строитель дорог — ОАО «Алексеевскдорстрой» (на фото справа генеральный директор Фоат Валиев) Фото: «БИЗНЕС Online»

Как компания Валиева стала королем королей госзаказа

Для начала поясним, что в итоговый рейтинг – 2021 королей госзаказа мы включили 50 компаний, которые выигрывали контракты, оплачиваемые из средств республиканского и федерального бюджетов. По информации из базы данных «Маркер», сумма полученных ими в прошлом году доходов за счет казны варьируется от 700 млн до почти 23 млрд рублей. Среди участников топ-50 присутствуют в основном местные фирмы, но есть и ряд тех, кто зарегистрирован в других регионах РФ.

Итак, чемпионом по освоению бюджетных средств в Татарстане по итогам 2021 года впервые стал известный в республике строитель дорог — ОАО «Алексеевскдорстрой». В числе его бенефициаров (по состоянию на 2016-й, более свежие данные не публиковались) очень известные в республике люди —  например, депутат Госсовета РТ и председатель совета директоров компании Фоат Валиев, представитель влиятельного в республике семейства Алексей Демидов, в активах которого числится также завод по производству строительных керамических изделий «Алексеевская керамика», и Владимир Владимирович Швецов — судя по отчеству, сын бывшего министра транспорта и вице-премьера Татарстана Владимира Швецова.


В прошлом году «Алексеевскдорстрой» далеко обошел часто возглавлявшего наш рейтинг королей госзаказа АО «Татавтодор», заключив 47 контрактов на сумму почти 23 млрд рублей. В целом 2021-й для «Алексеевскдорстроя» выдался сверхуспешным — у компании максимальная сумма заключенных контрактов за все время участия в тендерах. Стоимость прошлогодних господрядов в 2,3 раза превысила показатели 2020 года. Ближе находятся результаты 2019-го — 16,7 млрд рублей, но тогда и контрактов было заключено гораздо больше — 74. Всего за 13 лет участия в электронных торгах «Алексеевскдорстрой» смог «откусить» от «бюджетного пирога» 78 млрд рублей, 30% из которых — в прошлом году.

Хоть это и федеральные деньги, тем не менее заключает госконтракт и платит все то же волго-вятское управление Росавтодора, которое базируется в Казани и возглавляется Илдаром Мингазовым (на фото)Фото: «БИЗНЕС Online»

Хоть это и федеральные деньги, тем не менее заключает госконтракт и платит все то же волго-вятское управление Росавтодора, которое базируется в Казани и возглавляется Илдаром Мингазовым. Самый «сладкий» договор, заключенный компанией с данным управлением Росавтодора, — это контракт на строительство ответвления федеральной трассы М7 в обход Нижнекамска и Набережных Челнов протяженностью почти 24 километра. «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал об этом одном из важнейших для Татарстана транспортных проектов. На прокладку объездной дороги, которая пройдет по территории Нижнекамского, Заинского и Тукаевского районов РТ, федеральный бюджет выделяет 18,5 млрд рублей. Согласно плану финансирования проекта, в 2022 году на его реализацию будет предоставлено 4,8 млрд рублей, столько же — в 2023-м и еще 8,9 млрд рублей — в 2024-м. Кроме дорожного полотна планируется строительство путепроводов и мостов, установка шумозащитных экранов возле населенных пунктов. В среднем 1 км дороги обойдется в 770 млн рублей, попутно в сельских поселениях будет выкорчевано 7,7 тыс. деревьев и 7,5 га кустарников, а на территории лесфонда — еще 30 тыс. деревьев.

«Дорога жизни» для Закамья за 80 миллиардов: каким будет обход Челнов и Нижнекамска?

Еще почти 1,1 млрд рублей «Алексеевскдорстрой» получил от управления Мингазова на капитальный ремонт автомобильной дороги Р239 Казань – Оренбург протяженностью 7 км, из которых 495 млн профинансировано в 2021-м, а 584 млн перешло на 2022-й. Наконец, третий контракт с «Волго-Вятскуправтодором» был заключен на сумму 209 млн рублей, согласно ему подрядчик обязуется выполнить работы по устройству защитных слоев на другом участке все той же Р239. Кстати, за ненадлежащее исполнение «Алексеевскдорстроем» обязательств, предусмотренных последними двумя контрактами, компания была оштрафована, правда, всего на 200 тыс. рублей.

Еще 2,5 млрд «Алексеевскдорстрой» получил от республиканского казенного учреждения «Главтатдортранс» под руководством Эдуарда Данилова. 16 контрактов стоимостью от 2 млн до 710 млн рублей касались в основном выполнения работ по ремонту автодорог общего пользования. Самый крупный контракт связан с капитальным ремонтом автодороги Алексеевское – Высокий Колок на участке с 26-го по 38-й км в Спасском районе Татарстана.

11 контрактов на сумму в 480 млн рублей было заключено с ГБУ «Дирекция финансирования программ дорожных работ», руководителем которого является все тот же Данилов. Самый крупный, на сумму в 139 млн рублей, связан с ремонтом существующей дорожно-уличной сети с асфальтобетонным покрытием населенных пунктов Чистопольского района. Что интересно, контракт за №101 от 24 мая 2021-го изначально был заключен с «Главтатдортрансом», а уже 8 июня прошлого года стороны подписали дополнительное соглашение, согласно которому заказчиком становится дирекция финансирования программ дорожных работ, а п. 2.2.1 излагается в следующей редакции: «Оплата по государственному контракту осуществляется из внебюджетных средств». В начальной версии данный пункт был выглядел следующим образом: «Оплата по государственному контракту осуществляется из средств бюджета РТ». Вероятно, речь идет о деньгах СИНХа, который финансирует программу ремонта дворовых территорий.

Оставшиеся контракты на общую сумму в 107 млн рублей были заключены «Алексеевскдорстроем» с различными районами РТ на выполнение работ по приведению в нормативное состояние дорожно-уличных сетей сельских поселений.

Еще 2,5 млрд «Алексеевскдорстрой» получил от казённого учреждения «Главтатдортранс» под руководством Эдуарда Данилова. 16 контрактов стоимостью от 2 млн до 710 млн рублей касались в основном выполнения ремонтных работ автодорог общего пользования Еще 2,5 млрд «Алексеевскдорстрой» получил от казенного учреждения «Главтатдортранс» под руководством Эдуарда Данилова. 16 контрактов стоимостью от 2 млн до 710 млн рублей касались в основном выполнения работ по ремонту автодорог общего пользования Фото: «БИЗНЕС Online»

Первая пятерка королей госзаказа озолотилась на борьбе с бездорожьем и коронавирусом, а также на строительстве школ и детсадов

Второе место также занял дорожник — компания, реализующая проект по строительству Вознесенского тракта. ООО «Волга-Автодор», 100-процентным учредителем которого является до этого не хватавший звезд с неба в наших рейтингах Андрей Черкасин, заключило 12 контрактов на общую сумму в 15 млрд рублей.

Самый крупный госзаказ 2021 года в портфеле предприятия —  контракт с «Главтатдортрансом» на 6,3 млрд рублей. За лакомый кусок билось и ООО «Волгадорстрой», к которому мы вернемся чуть позже. Компания Черкасина снизила цену на каких-то 65 тыс. рублей и была объявлена победителем 6-миллиардного тендера.

Вознесенский тракт в будущем станет одной из крупнейших магистралей Казани, строительство которой предусмотрено новым генпланом города. Протяженность трассы — около 10 километров. Дорога протянется от Аметьевской магистрали через улицу Бухарскую и далее между улицами Минской и Закиева выйдет на федеральную трассу М7 «Волга».

Всего «Волга-Автодор» в ходе конкурсных процедур заключил три контракта на строительство первого участка тракта на общую сумму в 13,4 млрд рублей. По вышеобозначенным договорам организация до ноября 2023 года должна выполнить работы по строительству участка от Гвардейской улицы до проспекта Победы в Советском районе Казани.

Вознесенский тракт в будущем станет одной из крупнейших магистралей Казани, строительство которой предусмотрено новым генпланом города. Протяженность трассы — около 10 километров Вознесенский тракт в будущем станет одной из крупнейших магистралей Казани, строительство которой предусмотрено новым генпланом города. Протяженность трассы — около 10 километров Фото: «БИЗНЕС Online»

В течение прошлого года компания Черкасина также выиграла контракты начальной ценой 398 млн, 339 млн и 199 млн рублей, согласно которым обязалась провести ремонт 23 км внутриквартальных проездов и уличной сети в Казани, самый длинный отрезок которой, в 2,7 км, находится на улице Боевой в Кировском районе. 35 млн потратит бюджет на выполнение работ по ремонту дорожно-уличной сети в деревне Куюки в Пестречинском районе РТ. Отремонтировать 950 м дороги компания Черкасина обязуется в срок до 1 июля 2022 года.

Бронзовый призер нашего рейтинга, что в период пандемии неудивительно, — «Таттехмедфарм». Государственное предприятие, основная цель которого — снабжение медоборудованием и лекарствами учреждений здравоохранения РТ, заключило в прошлом году свыше 1,5 тыс. госконтрактов на сумму 14,6 млрд рублей.

Далее — опять дорожники. На четвертом месте всего лишь с одним заключенным контрактом идет малоизвестная компания «Дороги и Мосты» (АО «ДиМ»). Она стала победителем конкурса на строительство моста через Суру на трассе М7 «Волга» в Чувашии. Хоть это и федеральные деньги, тем не менее заключает госконтракт и платит все то же волго-вятское управление Росавтодора, которое базируется в Казани и возглавляется Мингазовым. Компания «ДиМ» стала единственным участником открытого конкурса. С победителем заключен контракт стоимостью 13 млрд 988 млн рублей. Отметим, что начальная цена договора составляла 14 млрд 58 млн рублей. Подрядчику предстоит построить мост протяженностью 2,4 км до 30 ноября 2024 года. Мостовой переход через реку Суру возводится в рамках строительства скоростной платной трассы Москва – Нижний Новгород – Казань (М12) и находится на 582-м км трассы М7, в 70 км от Чебоксар.

Бронзовый призер нашего рейтинга, что в период пандемии неудивительно, — «Таттехмедфарм».Государственное предприятие, основная цель которого — снабжение медоборудованием и лекарствами учреждений здравоохранения РТ Бронзовый призер нашего рейтинга, что в период пандемии неудивительно, — «Таттехмедфарм». Это государственное предприятие, основная цель которого — снабжение медоборудованием и лекарствами учреждений здравоохранения РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Примечательно, что компания «Дороги и Мосты» зарегистрирована в Москве немногим более года назад, а именно — в октябре 2020-го. В открытых источниках нет данных о бенефициарах фирмы, где, кстати, работают больше 17 тыс. человек. Впрочем, выяснилось, что еще в мае 2020-го акционеры «Мостотреста», среди которых семья миллиардера Аркадия Ротенберга, на внеочередном собрании решили реорганизовать одну из крупнейших строительных компаний страны в формате выделения из нее нового акционерного общества «Дороги и Мосты». Имущество нового АО было сформировано за счет имущества «Мостотреста», уставный капитал АО «ДиМ» — за счет собственных средств, а акции новой компании распределили среди акционеров «Мостотреста» пропорционально числу принадлежащих им акций в головной компании, по данным реестра на дату регистрации АО «ДиМ».

Что интересно, на сайте группы компаний «БТС-Мост», которая принадлежит еще одному фигуранту списка Forbes и бывшему зятю Аллы Пугачевой Руслану Байсаровуразмещен этот же мост в качестве объекта строительства. Единственное, что отличается, — срок окончания работ: II квартал 2024 года. Четыре месяца, видимо, даются АО «ДиМ» на приемку моста перед сдачей.

Пятое место рейтинга получает «Татлизинг», который часто ассистирует нашим героям из числа строителей на торгах по выполнению госзаказа и выступает в роли генподрядчика, щедро раздающего субподряды. Всего государственное предприятие под управлением бывшего журналиста и экс-руководителя исполнительного комитета Заинского района РТ Ильнара Хафизова, который пришел чуть больше года назад, заключило в 2021-м 49 контрактов на 9,7 млрд рублей.

Выяснилось, что еще в мае 2020 года акционеры «Мостотреста», среди которых семья миллиардера Аркадия Ротенберга (справа на фото), на внеочередном собрании решили реорганизовать одну из крупнейших строительных компаний страны в формате выделения из нее нового акционерного общества «Дороги и мосты» Акционеры «Мостотреста», среди которых семья миллиардера Аркадия Ротенберга (справа на фото), на собрании решили реорганизовать одну из крупнейших строительных компаний страны «Дороги и Мосты» Фото: kremlin.ru

Самый крупный контракт связан со строительством средней общеобразовательной школы на 1 224 учащихся в Набережных Челнах. На соответствующие цели «Главинвестстрой РТ» выделил 1,08 млрд рублей. Через несколько дней «Татлизинг» как генподрядчик заключает договор подряда на 404 млн рублей, второй стороной по которому выступает фирма Ильнара Гайсина «Евростиль» с выручкой за 2020-й в 4 млрд рублей. «Евростиль» уже заключил 7 договоров субподряда. Среди субподрядчиков значится ООО «Строительные инновации и технологии» (учредитель Юрий Александров) с нулевой выручкой за 2018–2020 годы; ПСК «Монолит» с выручкой 101 млн (учредитель Игорь Степанов); в прошлом участник «Евростиль-Сервис», ООО «Рико НЧ», с нулевой выручкой (учредитель Айдар Хасанов); ООО «СФ „ТехЭнергоСтрой“» с выручкой 162 млн рублей (учредитель Анастасия Павлова) и др.

«Татлизинг» получил еще два госконтракта — на 1 млрд и 858 млн рублей — на строительство двух школ, одна из которых расположится в Челнах на проспекте Чулман, а вторая — в Пестречинском районе РТ. При этом, судя по приложенной документации, на этот раз реализацию проектов взяло на себя само предприятие.

541 млн рублей было направлено «Главинвестстроем РТ» на строительство дошкольной образовательной организации на 220 мест недалеко от деревни Эстачи в Высокогорском районе РТ. «Татлизинг» за неисполнение условий договора, выразившихся в том, что он не вовремя сдал объект, заплатил штраф в 171 тыс. рублей.

«Татлизинг» получил еще два госконтракта на 1 млрд и 858 млн рублей на строительство двух школ, одна из которых расположится в Челнах по проспекту Чулман, а вторая в Пестречинском районе РТ «Татлизинг» получил еще два госконтракта — на 1 млрд и 858 млн рублей — на строительство двух школ, одна из которых расположится в Челнах на проспекте Чулман, а вторая — в Пестречинском районе РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще 466 млн рублей получил «Татлизинг» все на ту же школу в Челнах. Смета контракта включает в себя озеленение, водоподготовку бассейнов, а также благоустройство прилегающей территории. И опять заключается договор подряда на 191 млн с компанией «Евростиль», которая в свою очередь по классической схеме подписывает договоры субподряда с елабужской СФ «Энергия-1» (учредитель Виталий Барг, выручка за 2020 год составила 77 млн рублей), компанией Ильгиза Шагалеева «Планета» (70,5 млн рублей выручки) и ПКФ «Успех» Владимира Дружинина (14,5 млн выручки).

Что касается всех договоров субподряда, то в них есть следующий пункт: «Субподрядчик оплачивает подрядчику генподрядные услуги за координацию работ и сдачу работ генеральному подрядчику в размере 4 процентов от общей стоимости выполненных работ». При этом сам подрядчик в лице «Евростиля» платит за такие же услуги генподрядчику в лице «Татлизинга» 0,3%. Как не вспомнить фразу из старого анекдота: «Вот на эти 2 процента и живем».

Кроме того, контракт на 214 млн рублей предполагает реконструкцию здания Мензелинской ЦРБ и строительство корпуса Нижне-Вязовской врачебной амбулатории. Здесь 102,9 млн от «Татлизинга» перепало подрядчику в лице мензелинской компании «Электроком» Олега Иванова.

Все остальные средства были выделены «Татлизингу» на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды, а также на строительство фельдшерско-акушерских пунктов по модульной технологии в районах РТ.

«Татавтодор» Айрата Шаймиева за прошедший год набрала 75 контрактов на общую сумму 9,4 млрд рублей и заняла лишь 6-е место в нашем рейтинге «Татавтодор» Айрата Шаймиева за прошедший год набрал 75 контрактов на общую сумму 9,4 млрд рублей и занял лишь 6-е место в нашем рейтинге Фото: tatarstan.ru

Вторая пятерка: сдавший назад «Татавтодор», «секретная» база на землях «Волгадорстроя» и реставратор Казанского кремля

Пропустил вперед конкурентов лидер наших рейтингов минувших  лет, до прошлого года крупнейший строитель дорог Татарстана — государственный «Татавтодор», возглавляемый Айратом Шаймиевым, сыном первого президента РТ Минтимера ШаймиеваКомпания за прошедший год набрала 75 контрактов на общую сумму 9,4 млрд рублей и заняла лишь 6-е место в нашем рейтинге.

В 2021 году «Татавтодор» не смог пополнить кубышку особо крупными контрактами, но все равно сумма заказов весьма внушительна. Бо́льшую часть здесь составляют подряды по ремонту республиканских дорог, которыми распоряжается ГКУ «Главтатдортранс».

Самый крупный контракт, на 604 млн от вотчины Данилова, был заключен на строительство автодороги Русские Кищаки – Кошки – Новотимбаево в Буинском районе РТ длиной чуть больше 6 километров. Субподряд на 143 млн рублей при этом перепал ульяновскому ООО «Строй-Альянс» (выручка — 119 млн) Василия Нейфа.

Еще 546 млн рублей «Татавтодор» получил на выполнение работ по строительству участка дороги от М7 до деревни Эстачи в Высокогорском районе длиной 4,1 километра. «Субчиками» тут стали казанское ООО «СТЭМ» Марата Сабирова, ООО «МДС» Ильнура Садыкова и ООО «Дорожный Мастер» выходца из Богатых Сабов Ильнара Сафина.

Реконструкция дороги Мамадыш — Тюлячи принесла «Татавтодору» еще 454 млн рублей Реконструкция дороги Мамадыш – Тюлячи принесла «Татавтодору» еще 454 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Реконструкция дороги Мамадыш – Тюлячи принесла «Татавтодору» еще 454 млн рублей. Субподряды при этом перепали тукаевскому «МЭК Вира» Владимира Баева и Рафаэля Газетдинова и уже нам известному ульяновскому ООО «Строй-Альянс».

Далее, 382 млн «Татавтодору» досталось  от ГКУ «Главтатдортранс» на участок трассы М7 Шадки – Сауш – Шармаши. «Субчиками» по данному контракту выступили ООО «СТЭМ» Сергея Большова, привлеченное для осуществления электромонтажных работ, вышеупомянутое ООО «Дорожный мастер» и ООО «Линда», которому доверили работы по переустройству газопровода и водопровода.

Ранее ключевым учредителем «Линды» выступал «КЭР-Холдинг» Хамиса Махянова, но в 2017 году фирма была переписана на ООО «Тех Проект», которым владеют Лилиана Гадрахманова и Ольга Селюкова. В портфеле «Линды» зарегистрированных госзаказов — на 151 млн рублей, но субподрядов, вероятно, намного больше. При этом компания регулярно участвует и побеждает в тендерах по строительству и реконструкции газопроводов в соседних регионах, например Кировской и Самарской областях.

227 млн «Татавтодором» было получено на ремонт участка трассы М7 Камский леспромхоз – Берсут длиной 3,5 километра. Субподряды при этом перепали тукаевскому «МЭК Вира» Владимира Баева и Рафаэля Газетдинова, ООО «Линда», ООО «Дорожный мастер» и ООО «Спецстрой» Саида Султанова.

227 млн «Татавтодором» было получено на ремонт участка трассы М-7 «Камский леспромхоз — Берсут» длиной 3,5 км 227 млн «Татавтодором» было получено на ремонт участка трассы М7 Камский леспромхоз – Берсут длиной 3,5 километра Фото: «БИЗНЕС Online»

7-м в рейтинге идет ООО «Волгадорстрой» Игоря Гранфельда, ранее оформленное на Олега Иванова и Айрата Минуллина, с 10 контрактами на 5,6 млрд рублей.

Здесь уместно вспомнить одну скандальную историю. В августе 2021 года республиканская экспертная группа по вопросам противодействия коррупции вскрыла нарушение, связанное со строительством базы отдыха в Лаишевском районе. Главный советник управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Руслан Никонов рассказал, что вокруг базы был вырыт самовольный канал у реки Меши. «Совместно с сотрудниками министерства экологии [выяснили], что от реки Меши на протяжении 1,5 километра без всяких разрешений исполнительного комитета, других органов был прорыт самовольный канал», — сказал Никонов.

О какой именно компании идет речь, Никонов не уточнил. Наше издание сделало запрос в Росреестр и выяснило, что участок площадью 12 га, на котором расположена база, оформлен на ООО «Волгадорстрой». При этом была проложена полноценная асфальтированная дорога от деревни Пальцовка. Судя по спутниковым снимкам, у базы есть свой причал с выходом на Мешу, вертолетная площадка и футбольное поле. Вопрос, кто же на самом деле пользуется этой базой и в чьих интересах она построена, остается пока открытым.

Но вернемся к дорогам. «Волгадорстрой» заключил с ГКУ «Главтатдортранс» контракт на 3,5 млрд рублей в рамках развития Большого Казанского кольца. До 15 декабря компания за 1,5 млрд рублей должна была построить его отрезок от улицы Технической до Кировской дамбы, а именно — участок на улице Тихорецкой, от Технической до Магистральной. Почти в 2 млрд рублей оценен другой участок — улица Меховщиков от Магистральной до Девятаева.

Вторую по величине сумму, в 1,45 млрд рублей, компания получает за капитальный ремонт дороги М7 «Волга» на участке с 786-го по 794-й км (примерно от Нового Юдино до поворота на Новониколаевское), но не сразу, а частями: один транш в 2021 году в размере 1 млн рублей, еще два — в 2022-м и 2023-м — 777 и 674 млн рублей соответственно.

Вторую по величине сумму в 1,45 млрд рублей «Волгадорстрой» получает за капитальный ремонт дороги М-7 «Волга» на участке с 786 по 794 км Вторую по величине сумму, в 1,45 млрд рублей, «Волгадорстрой» получает за капитальный ремонт дороги М7 «Волга» на участке с 786-го по 794-й километр Фото: «БИЗНЕС Online»

Портфель госзаказов обладателя 8-го места нашего рейтинга, АО «Татэнергосбыт», представлен многочисленными подрядами — их больше 4,5 тыс. на сумму 5,4 млрд рублей — на поставку электроэнергии госучреждениям. Отметим, выручка «Татэнергосбыта» в 2020 году снизилась на 2% до 67,2 млрд, а чистая прибыль — на 5% до 737 млн рублей.

На 9-м месте расположилось ООО «Аркада Строй Универсал» Павла Карабанова с 35 контрактами на 4,6 млрд рублей. Директором компании, к слову, является Анастасия Гизатова — известный казанский риелтор, директор АН «Счастливый дом». Основные договоры связаны с ремонтом и благоустройством территорий общеобразовательных организаций, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья в районах РТ, а также студенческих общежитий.

В качестве своих прошлых успехов фирма Карабанова может похвастаться ремонтом святая святых республики — здания Госсовета РТ.

Замыкает первую десятку нашего рейтинга королей госзаказа «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова, которому регулярно доверяют знаковые для республики объекты. Например, еще в 2019 году «Евростройхолдинг+» был приглашен ПСО «Казань» в качестве субподрядчика на возведение нового казанского зоопарка «Река Замбези». В 2021-м компания была законтрактована на 17 договоров общей суммой 4,56 млрд рублей.

Самый знаковый для «Евростройхолдинга+» — контракт на 848 млн рублей, по которому компания Казилова должна осуществить ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия на территории Казанского кремля: Присутственных мест и консистории, построенных в конце XVIII – начале XIX века. Изначально контракт заключен на 822 млн, но через два месяца было подписано допсоглашение, по которому сумма увеличилась до 848 млн рублей.

Присутственные места в Кремле 2.0: исчерпывающая экскурсия от Наталии Фишман-Бекмамбетовой

Второй по сумме контракт, на 780 млн, полученный от «Главстроя РТ», связан с реконструкцией здания Национальной библиотеки Республики Татарстан.

Помимо ремонта исторических памятников и объектов культуры, фирму Казилова за 621 млн привлекли к работам, связанным со вторым этапом строительства лечебно-реабилитационного центра на базе городской клинической больницы №7 на улице Чуйкова в Казани.

Замыкает первую десятку нашего рейтинга королей госзаказа «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова, которому регулярно доверяют знаковые для республики объекты Замыкает первую десятку нашего рейтинга королей госзаказа «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова, которому регулярно доверяют знаковые для республики объекты Фото: tatarstan.ru

«Нерезиденты» рейтинга

Помимо АО «Дороги и мосты», в нашем топ-50 королей госзаказа есть и другие компании, зарегистрированные не в Татарстане. Следующим по урожаю госконтрактов среди «нерезидентов» идет зарегистрированное в Москве ООО «ВТС» (11-е место), собравшее в Татарстане господрядов почти на 4,5 млрд рублей. Правда, это притворный «нерезидент». Компания несколько лет занимается коммунальным хозяйством Казани — созданием очистных сооружений для Адмиралтейского пруда и ЖК «Царево Village», канализацией для микрорайона «Салават Купере» и реконструкцией ливневок на Большом казанском кольце. Московская прописка у ВТС появилась сравнительно недавно. С 2008-го компания была зарегистрирована в Казани на улице Копылова. Возглавляет ее один из самых непубличных в Татарстане предпринимателей, Рафис Сибгатуллин, который с февраля прошлого года стал единственным учредителем ВТС после выкупа доли у своего партнера Ильнара Хафизова, который сейчас является руководителем управляющей компанией «РСК», осуществляющей свою деятельность в том же «Салават Купере».

Все контракты в этом году ВТС получила от ГИСУ РТ на трехэтапную реконструкцию очистных сооружений канализации Казани.

Проявила себя на ниве госзаказа и компания из соседней Республики Марий Эл. АО «Марийскавтодор» (18) получило от уже не раз упомянутого нами волго-вятского управления Росавтодора пять контрактов на сумму 2,6 млрд рублей, связанных с содержанием и проведением ремонтных работ на дорогах регионального значения.

Чуть больше 1 млрд рублей получила «Почта России» (37) от татарстанских госкомпаний.Всего было заключено 536 договоров Чуть более 1 млрд рублей получила «Почта России» (37) от татарстанских госкомпаний. Всего было заключено 536 договоров Фото: «БИЗНЕС Online»

Ранее АО «Марийскавтодор», когда оно еще было ФГУП, курировал действующий первый заместитель председателя правительства Марий Эл, экс-министр транспорта республики Александр Сальников. Госпредприятие в 2011 году с подачи бывшего главы Марий Эл Леонида Маркелова стало ОАО, тогда еще 100% его акций принадлежало марийскому правительству, в настоящее время акционер компании —  зарегистрированное в Уфе ООО «СтройБлокТехнология», единственным учредителем которого является Владимир Бугай.

ООО «Автодоринжиниринг» (20) получило четыре контракта на 2,3 млрд рублей. Копания из Самарской области получила все от того же ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» бюджетные деньги на ремонт дорог в Ульяновской области. Само ООО «Автодоринжиниринг» сейчас числится за экс-депутатом Самарской губернской Думы Денисом Кравчуком. До него дорожно-строительную компанию контролировало ООО «Центроторг», которое на 90% принадлежит матери депутата Госдумы Евгения Серпера.

Чуть более 1 млрд рублей получила «Почта России» (37) от татарстанских госкомпаний. Всего заключено 536 договоров. Самым крупным заказчиком выступило ГБУ «Безопасность дорожного движения» под управлением Рифката Минниханова. Бюджетное учреждение заключило 7 контрактов на сумму почти в 650 млн рублей, бо́льшая часть которых выплачена за оказание услуг по доставке постановлений о штрафах. 140 млн и 48 млн рублей перепало «Почте России» от УФНС по РТ и управления службы судебных приставов по РТ.

ООО «Автодор» (44Вардана Петросяна с ульяновской пропиской получило один контракт опять же от ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» на капитальный ремонт автомобильной дороги А295 Йошкар-Ола – Зеленодольск на участке с 67-го по 75-й километр. Зато контракт потянул сразу на 850 млн рублей.

АО «Департамент продовольствия» Римы Мухамедшиной заключил 926 контракта на сумму 3,3 млрд рублей АО «Департамент продовольствия и питания», возглавляемое Римой Мухамедшиной, заключило 926 контрактов на сумму 3,3 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто разбавил дорожников: комбинаты питания, автозаправщики и озеленители

Есть, конечно, в нашем топ-50 немало и тех, кто не имеет никакого отношения к прокладке и ремонту дорог. Среди них можно выделить кормильцев школьников и пациентов — АО «Департамент продовольствия и социального питания города Казани» (15), ООО «АБК-Пэймент» (27) и ООО «Школьное питание» (30). Оборотные средства у них формируются пусть и не особо крупными, зато многочисленными договорами на поставку продуктов питания в школы, больницы и т. д.

Так, АО «Департамент продовольствия» заключило 926 контрактов на сумму 3,3 млрд рублей. В сентябре 2021 года на деловом понедельнике в мэрии Казани обсуждали бегство поваров, причем не только из школьных столовых, но и из самого департамента. Гендиректор предприятия Рима Мухамедшина объясняла текучку пенсионным возрастом и возросшей нагрузкой на сотрудников. В 2020 году выручка АО снизилась на 24% до 3,1 млрд, однако прибыль выросла на 37% до 109 млн рублей.

Подконтрольная хозяйке сети «Бэхетле» Муслиме Латыповой ООО «АБК-Пэймент» хоть и заключило больше договоров (968), но по сумме контрактов в два раза уступает «Депаратменту продовольствия» — 1,53 млрд рублей Подконтрольное хозяйке сети «Бахетле» Муслиме Латыповой ООО «АБК-Пэймент» хоть и заключило больше договоров (968), но по сумме контрактов в 2 раза уступает департаменту продовольствия — 1,53 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Подконтрольное владелице сети «Бахетле» Муслиме Латыповой ООО «АБК-Пэймент» хоть и заключило больше договоров (968), но по сумме контрактов в 2 раза уступает департаменту продовольствия — 1,53 млрд рублей.

Ненамного скромнее выглядит портфель заказов у челнинского ООО «Школьное питание». Компания Дамиры Фатыховой, бывшего акционера ОАО «Челны-Холод», заключила 507 контрактов на 1,3 млрд рублей.

Нельзя не отметить и нашего постоянного участника рейтинга — телерадиокомпанию «Новый век» (49), возглавляемую Ильшатом Аминовым. Напомним, 51,6% капитала медиаструктуры пока что принадлежит ТАИФу, еще 48,4% — министерству земельных и имущественных отношений РТ. Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», 51,6% акций телерадиокомпании отойдет на баланс ТАИФ-НК, который остался в руках прежних акционеров ТАИФа (через  УК «ТАИФ» во главе с Альбертом Шигабутдиновым).

Нельзя не отметить и нашего постоянного участника рейтинга телерадиокомпании «Новый Век» (49), возглавляемая Ильшатом Аминовым. За 2021 год ТНВ заключила 15 контрактов на 751 млн рублей Нельзя не отметить и нашего постоянного участника рейтинга — телерадиокомпанию «Новый век» (49), возглавляемую Ильшатом Аминовым. За 2021 год ТНВ заключила 15 контрактов на 751 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается госзаказов, то за 2021 год ТНВ заключила 15 контрактов на 751 млн рублей, что является рекордной суммой за все время проведения государственных закупок. Из них 191 млн рублей ТНВ было выделено на трансляцию в 2021-м телевизионного детского канала, вещающего на государственных языках РТ (очевидно, «Шаян-ТВ»), 241 млн — на создание и размещение в эфире телеканала вещающих на территории РТ телевизионных программ на государственных языках Республики Татарстан с целью информирования населения по социально значимым темам, а также 93 млн на трансляцию телевизионных программ культурно-просветительской направленности.

Стоит отметить и двух конкурентов на рынке моторного топлива: ООО «Татнефть АЗС-Центр» (38) и ООО «ТАИФ-НК АЗС» (48). Если у «дочки» «Татнефти» объем контрактов составил 1,03 млрд, то у компании под управлением Альберта Сультеева — 795 миллионов. Интересны и распределенные между ними контракты. У «ТАИФ-НК АЗС» самые крупные договоры заключены с ХОЗУ при кабинете министров РТ, в активах компании АЗС «Татнефти» — центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РТ.

Ну и завершим обзор главным озеленителем города Казани — МУП «Трест „Горводзеленхоз“» (46). Управление заключило в прошлом году контрактов на 825 млн рублей, 511 млн из которых пришлось на содержание автомобильных дорог общего пользования, элементов обустройства, зеленых насаждений, зеленых зон и систем полива на территории Вахитовского и Приволжского районов Казани. Еще 250 млн ушло на содержание парков, садов, городского леса «Лебяжье» и памятников, а 50 млн было потрачено на цветочно-ландшафтное оформление города.