Почти 1 тыс. человек собрало министерство культуры РТ накануне на свою итоговую коллегию, которая из-за такого количества участников прошла в международном выставочном центре «Казань Экспо» Почти 1 тысячу человек собрал минкульт РТ на итоговую коллегию. С учетом действующих санитарно-эпидемиологических требований вместить такое количество мог только международный выставочный центр «Казань Экспо»

«Петр I фактически инициировал сохранение Болгара»

Почти 1 тыс. человек собрало министерство культуры РТ накануне на свою итоговую коллегию, которая из-за немалого количества участников прошла в международном выставочном центре «Казань Экспо». Дело в том, что после коллегии министерство запланировало провести образовательные сессии с начальниками отделов культуры из всех районов республики. С учетом действующих санитарно-эпидемиологических требований вместить такое количество мог только международный выставочный центр.

До начала участникам предоставилась возможность ознакомиться с выставкой минкульта. Например, компания «Переход» представила свой проект виртуальных экскурсий по Казани 1910 года. Облик города восстанавливали историки, археологи, архитекторы-реставраторы, дизайнеры и специалисты по VR-программированию и визуализации. Для точного воспроизведения облика города специалисты использовали более 3 тыс. фотографий, а с помощью панорамной съемки современной Казани был добавлен эффект «машины времени»: нажатием кнопки на пульте можно тут же увидеть в виртуальных очках, как то или иное место выглядит в 2021 году. Проект реализуется в Национальном музее РТ. Билет на виртуальную экскурсию по дореволюционной Казани стоит 650 рублей в будни и 700 в выходной день.

До начала участники могли ознакомиться с выставкой минкульта. Например, компания «Переход» представила свой проект виртуальных экскурсий по Казани 1910 года Компания «Переход» представила проект виртуальных экскурсий по Казани 1910 года

На выставке можно было посмотреть на дирижерскую палочку композитора Салиха Сайдашева, иллюстрации Баки Урманче, рукопись стихотворения Сибгата Хакима, традиционные татарские костюмы, обувь и головные уборы. Их изготовлением занимается объединение мастеров «Миллихасите». Его руководитель Ильдар Гатауллин всего два года назад переехал в Казань из Уфы, но уже закрепился как изготовитель традиционных татарских костюмов. В Уфе художник-реконструктор тоже занимался изготовлением костюмов, правда, башкирских. Объединение изготовило костюмы для пьес, документальных, художественных и музыкальных фильмов, которые шли на телеканалах Башкортостана. В Казани Гатауллину уже удалось наладить сотрудничество с министерством культуры. Цены у мастера довольно демократичные.

Семейная мастерская Фаниля и Джалиля Вильдановых из Казани представила домры и кыл-кубыз собственного изготовления. Кыл-кубыз когда был распространен среди татар, но его давно заменила гораздо более богатая по звучанию гармонь. Играть на этом инструменте сложно: ладов нет, а укорачивается струна (для повышения звука) прикосновением ногтя. Сейчас звук инструмента воспринимается как монгольский, хотя, по словам Вильданова, изначально это общетюркский инструмент. Мастерская изготавливает такие инструменты на заказ: без резьбы кыл–кубыз обойдется в 40-50 тыс. рублей.

Мастерская изготавливает такие инструменты на заказ: без резьбы кыл-кубыз обойдется в 40-50 тыс. рублей Кыл-кубыз когда был распространен среди татар. Сейчас звук инструмента воспринимается как монгольский, хотя изначально это общетюркский инструмент

Нацмузей РТ показал и самый большой в России кусок ткани, которым когда-то была укрыта Кааба. В учреждение культуры он попал в 1937 году: со слов сдавшей его гражданки, она приобрела его 1917 году у турецкоподданного. «Поскольку это было неспокойное время, 30-е годы, они решили избавиться от семейной реликвии, поскольку иметь такую было опасно», — пояснила «БИЗНЕС Online» сотрудник музея. Отдельный стенд музей почему-то уделил Петру I. «Этот год юбилейный, 350 лет со дня его рождения. Наш музей вошел в состав ассамблеи петровских музеев, и мы планируем создать передвижную выставку с музеями ассамблеи. Кроме того, 300 лет назад Петр I посетил Казань. Он важен для Казани потому, что первым обратил внимание на состояние древнего Болгара и фактически инициировал его сохранение», — рассказали нашему корреспонденту.

До начала коллегии уже было известно, что министр культуры Ирада Аюпова сломала ногу, хотя на новостной ленте подобная информация и выглядела скорее как курьез Ирада Аюпова сломала ногу, поэтому доклад о проделанной за 2021 год работе зачитала сидя, вежливо попросив на это разрешения у аудитории

«Все звезды были из Татарстана»

До начала коллегии уже было известно, что министр культуры Ирада Аюпова сломала ногу, хотя на новостной ленте подобная информация и выглядела скорее как курьез. Впрочем, когда глава ведомства вышла на сцену, стало совсем не до шуток. Министр передвигалась очень медленно на двух костылях, и даже так ей нужна была живая поддержка. Ведь Ирада Хафизяновна, как оказалось, всего лишь поскользнулась на улице, заглядевшись в телефон!  Позже свой доклад о проделанной за 2021 год работе Аюпова, конечно, зачитала сидя, вежливо попросив на это разрешения у аудитории.

Впрочем, и на этом трудности у организаторов не закончились. По плану до начала коллегии посетить выставку должен был президент РТ Рустам Минниханов, но он  задерживался. В итоге мероприятие началось с часовым опозданием. Глава республики здесь так и не появился, он задержался на стратегической сессии с участием председателя Счетной палаты Алексея Кудрина (она шла четыре часа вместо запланированных двух), а потом Минниханова ждали на коллегии минспорта, куда приехал федеральный министр Олег Матыцин. В итоге первое лицо в президиуме заменила вице-премьер Лейла Фазлеева.

Правда, как выяснил «БИЗНЕС Online», «прогулявший» коллегию Минниханов в ближайшее время должен провести другое большое мероприятие, связанное с минкультом РТ. Ожидается, что до конца марта 2022-го во второй раз пройдет заседание совета по культуре при президенте Татарстана, который пока собирался лишь раз — в сентябре 2020-го.

Интересно, что самым обсуждаемым событием в первых выступлениях на коллегии стал прошедший накануне прием в честь госсоветника РТ. «Вчера, когда была концертная программа, посвященная 85-летию первого президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева, кусочек этой культурной палитры [России] я имел удовольствие наблюдать, — напомнил глава федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. — И мы сейчас с Александром Владимировичем [Журавским] обсуждали: а кто был из приглашенных, кто был из звезд? А не было никого из приглашенных звезд. Все звезды — из Татарстана. И мы пообсуждали Рената Ибрагимова, тот оказался этническим татарином и заслуженным артистом Татарстана». Московский гость не только порадовался встрече с прекрасным («незабываемая концертная программа»), но и вновь зафиксировал, что наша республика впереди планеты всей в части крепости межнациональных уз, после чего объявил о победе в одном из конкурсов ФАДН авторов недавно вышедшего в ИЯЛИ им. Ибрагимова трехтомника о Габдулле Тукае, после чего Баринов даже коротко процитировал татарского Пушкина: «Вовек нашу дружбу невозможно разбить, нанизаны мы на единую нить».

Александр Журавский.  «Тот факт, что в таком зале проходит коллегия министерства культуры, это означает, что в республике сохраняется трепетное и очень уважительное отношение к тому, что в последнее время стало именоваться „культурным кодом» Александр Журавский: «Традиционная культура в Татарстане не просто на высоком уровне, а является культурным приоритетом»

Следующее приветственное слово было уже гораздо ближе к основной теме коллегии, с ним выступил заместитель начальника управления президента РФ по общественным проектам Александр Журавский. «Тот факт, что в таком зале проходит коллегия министерства культуры, означает, что в республике сохраняется трепетное и очень уважительное отношение к тому, что в последнее время стало именоваться культурным кодом: сохранение своих традиций, уклада, уважения к этим традициям, развитие их при всем внимании к современному искусству. Традиционная культура в Татарстане не просто на высоком уровне, а является культурным приоритетом», — сказал Журавский, уроженец Казани, некогда студент КНИТУ-КАИ, а еще проректор Казанской духовной семинарии. В его богатой биографии и работа в 2015–2018 годах в качестве заместителя министра культуры РФ. Тогда Журавский курировал театры и много «воевал» с либеральной театральной общественностью, а потом, согласно одному из слухов, даже мог возглавить в качестве директора МХТ им. Чехова после смерти Олега Табакова. Интересно, как бы оценил экс-замминистра РФ татарстанские спектакли, которые в этом году собрали 20 номинаций на «Золотую маску».

Журавский также похвалил «Татарстан, прекрасно выглядящий в конкурентной борьбе за ресурсы», имея в виду активность республики в конкурсе на гранты президентского фонда культурных инициатив (в 2021-м на это выделено 3,5 млрд рублей, в 2022-м — 8 млрд, в 2023-м планируется 10 млрд). В этом году только-только закончили принимать заявки, РТ по соответствующему показателю проиграл только Москве. В прошлом году республика была на четвертом месте, но по победившим проектам — опять-таки на втором, что, по словам оратора, говорит о качестве заявок, а это уже непосредственная заслуга ведомства Аюповой.

Дальше Журавский вспомнил именитых земляков, от Аиды Гарифуллиной до Фарида Бикчантаева, а затем назвал два приоритетных проекта для Татарстана на этот год: выбор проекта нового здания театра им. Камала и открытие школы креативных индустрий при КХУ им. Фешина.

Журавский также похвалил «Татарстан, прекрасно выглядящий в конкурентной борьбе за ресурсы», имея в виду активность республики в конкурсе на гранты президентского фонда культурных инициатив «В республике сохраняется трепетное и очень уважительное отношение к тому, что в последнее время стало именоваться культурным кодом: сохранение своих традиций, уклада, уважения к этим традициям»

Чемпионы «Пушкинской карты»

О сути последнего «БИЗНЕС Online» рассказала первый замминистра культуры РТ Юлия Адгамова. «Открытие школы планируется в этом году. Она будет базироваться в художественном училище имени Фешина. У училища есть богатый наработанный опыт, а также педагогический коллектив, который готов работать в этих условиях, — говорит она. — Школа организуется для детей от 12 до 17 лет. Планируется создание студии анимации и 3D-графики, студии фото- и видеопроизводства, студии VR и интерактивных технологий. Особенностью данной школы является то, что в первый год обучения у ученика есть возможность попробовать различные направления, чтобы выбрать то, которое он будет углубленно изучать. Также предполагается обучение навыкам предпринимательства, чтобы созданный продукт можно было в последующем монетизировать. Планируется, что обучение будет бесплатным». Данный проект, по словам Адгамовой, реализуется в рамках инициативы, поддержанной президентом России Владимиром Путиным, «Придумано в России» по созданию школ креативной индустрии на всей территории страны. Министр Аюпова же в своем докладе сообщила, что КХУ им. Фешина выиграло под проект федеральный грант на 58 млн рублей.

Глава ведомства напомнила о принятии стратегии развития культуры в РТ до 2030 года, которая ориентируется на три основных направления — модернизацию инфраструктуры, повышение эффективности кадровой политики, внедрение в отрасль инновационных решений, как технологических, так и управленческих.

По словам министра, республика в прошлом году достигла всех целевых показателей в рамках реализации нацпроекта «Культура». В этом году там появляется новое направление «Капитальный ремонт муниципальных музеев», для музейного учреждения в Лаишево Татарстан получил 20 млн рублей. В целом в 2022-м республика планирует разжиться на отрасль из федерального бюджета 1,2 млрд рублей, что в 2 раза больше, чем в 2019 году. Общий бюджет отрасли в РТ в 2021-м составил 10,3 млрд, средняя зарплата — 39 193 рубля в месяц.

Настоящим предметом гордости для минкульта стало лидерство Татарстана по числу проданных билетов в рамках проекта «Пушкинская карта», благодаря которой россияне от 14 до 22 лет могут бесплатно посещать учреждения культуры. Если в РТ в 2021 году было реализовано 328 тыс. билетов, то в занимающей второе место Москве — 321 тыс., а все остальные регионы безнадежно отстали. На третьем месте — Башкортостан (252 тыс.). Всего по «Пушкинской карте» в республике работало 243 учреждения. Лидеры: театр им. Камала, театр им. Качалова и Татгосфилармония. Среди музеев особенно отличились Елабужский музей-заповедник (14 тыс. билетов) и музей-заповедник «Казанский Кремль» (11 тыс.). Особенно министр отметила муниципальный Музей истории Тетюшского края, продавший 6 тыс. билетов по «Пушкинской карте».

За инновации в культуре на коллегии отвечал старший преподаватель Института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ Виталий Абрамов, который рассказал о метавселенных. За галактическим названием скрывается компьютерная игра. Ученый объяснил, что еще в 2013 году минкульт, КФУ и минцифры начали разрабатывать компьютерную симуляцию города Болгар образца XIV века. «Мы настолько детально воссоздавали этот город, что даже брали черепа и останки, захороненные в тот период, и по ним создавали персонажей. Это игра, вы играете за купца из Багдада, который прибыл в город, чтобы установить торговые связи», — рассказал Абрамов. По его словам, о создании метавселенных (компьютерной симуляции) своих городов уже объявил Сингапур и китайский Чэнду, а ранок метавселенных к 2025 году достигнет $800 миллиардов.

Глава комиссии по развитию татарского языка Марат Ахметов (слева) не проронил на мероприятии ни слова. И это молчание, кажется, и есть самый красноречивый итог Года родных языков в Татарстане

Абрамов предлагает создать Tat.Metaverse — компьютерную симуляцию Татарстана. «Представьте некий концептуальный „метаверс“ тысячелетней культуры Татарстана. Это виртуальный город с цифровыми двойниками культурных объектов РТ, в котором пользователи всего мира смогут играть, создавать, созерцать и объединяться», — рассказал ученый. В общем, добро пожаловать в дивный новый мир, в котором даже «созерцать и объединяться» (что бы это ни значило) нам предлагают через виртуальные очки.

Однако, возвращаясь в настоящее, нужно констатировать, что на коллегии мало звучала татарская тема, выглядевшая особенно важной на фоне подведения результатов Года родных языков в РТ. Однако все ограничилось рассказом о 10,5 тыс. мероприятий и многочисленных народных праздниках в «гибридном формате», сочетая онлайн и офлайн. Глава комиссии по развитию татарского языка Марат Ахметов, занявший место на сцене, не проронил на мероприятии ни слова. И это молчание, кажется, и есть самый красноречивый итог Года родных языков в Татарстане.