Посещаемость торговых центров Казани упала в 2021 году на 14% относительно доковидного 2019-го. «Куаризация» сделала свое дело, констатируют управляющие. Даже логичного вроде бы снижения тарифов на вывоз мусора в 2021 году ретейл не дождался, какие уж тут налоговые послабления! О том, как зашедшие в «Проспект» федералы спугнули малый бизнес и когда здесь обновят фасад, почему «Парк Хаус» распрощался с французским Kiabi и для чего «МЕГА» закрыла часть своих магазинов, — в обзоре «БИЗНЕС Online».
Общая площадь трехэтажного «Проспекта» — 18 тыс. «квадратов». Этот районный торговый комплекс, открытый 15 лет назад, запускает реконцепцию
Обновление ТЦ «Проспект»: от отделки и дизайна до фасадов и федеральных ретейлеров
Обзор «БИЗНЕС Online», посвященный торговым центрам Казани, начался в этот раз с ТЦ «Проспект». Общая площадь трехэтажного «Проспекта» — 18 тыс. «квадратов». Этот районный торговый комплекс, открытый 15 лет назад, запускает реконцепцию. Теперь он делает ставку не на мелких местных арендаторов, а на крупные федеральные компании и известные бренды. В частности, под конец года здесь открылся обувной гипермаркет Kari — магазин занял довольно внушительную площадь второго этажа — 985 кв. метров. По соседству скоро откроется и «Детский мир». Они составят компанию прежним якорным арендаторам — продуктовому «Перекрестку» и магазину техники «М.Видео».
Локация центра в Приволжском районе Казани обеспечивает приличный трафик: буквально в нескольких метрах станция метро «Проспект Победы» и «Макдоналдс», рядом ТЦ «Олимп» и благоустроенный сквер у культурного центра «Чулпан». Есть крытая парковка на 200 машин, работает кафе «Биляр». На территории ТЦ около 350 магазинов с одеждой, косметикой, игрушками, обувью и прочими товарами. Помещения — от 15 до 120 кв. м, а стоимость аренды — от 800 рублей за «квадрат» в месяц.
«Часть компаний – представителей малого бизнеса, безусловно, остается в торговом центре. Он станет более современным, с большим присутствием федерального ретейла, с полным ассортиментом»
Как рассказали «БИЗНЕС Online» в компании IDEM, которая выступает брокером «Проспекта», реконструкция торгового центра подразумевает изменение дизайн-проекта внутренних пространств под новых арендаторов, полное обновление фасадов и выделение в ТЦ новых зон для покупателей.
«Обновление коснется замены некоторых магазинов на магазины и универмаги федеральных и международных сетей. Часть компаний – представителей малого бизнеса, безусловно, остается в торговом центре. Он станет более современным, с большим присутствием федерального ретейла, с полным ассортиментом. Также прорабатывается вопрос организации современной зоны общепита», — рассказали нашему изданию консультанты по недвижимости в компании IDEM.
Внешний облик из серо-красных сэндвич-панелей и керамогранита уже давно морально и физически устарел. Сейчас разработано два варианта фасадов. Завершить полное обновление ТЦ планируется в 2022 году.
«МЕГА» продолжает обновляться. После переезда гипермаркета для ремонта и дачи OBI в новое построенное здание по соседству освободившиеся площади начали перестраивать
На месте съехавшего OBI в «МЕГЕ» откроются кинотеатр «Каро» и детская площадка
«МЕГА» продолжает обновляться. После переезда гипермаркета для ремонта и дачи OBI в новое построенное здание по соседству освободившиеся площади начали перестраивать. Пространство в 13 тыс. дополнительных «квадратов» пока обтянули тентом, где на карте обозначили место расположения нового OBI. В «МЕГЕ» ранее сообщали, что здесь откроется кластер для отдыха. Однако, как выяснилось, перестановки коснулись не только тех площадей, где находился съехавший гипермаркет. Закрылись и соседние магазины: бренды одежды New Yorker, Bershka и Gloria Jeans. Сейчас на яркой ширме красуется многозначительная надпись «За этой стеной откроются новые возможности…».
«Совсем скоро мы начнем перестраивать одну из наших галерей. На месте магазинов Samsung, Haier, New Yorker, Gloria Jeans и там, где раньше располагался OBI, появится пространство не только для шопинга, но и для отдыха и развлечений. Samsung откроется в новой локации уже в ближайшие месяцы. Остальные магазины вернутся в „МЕГУ“ в 2023 году», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ТЦ.
Закрылись и соседние магазины: бренды одежды New Yorker, Bershka и Gloria Jeans. Сейчас на яркой ширме красуется многозначительная надпись «За этой стеной откроются новые возможности…»
По словам собеседников нашего издания, на месте съехавшего OBI откроется кинотеатр. Информацию «БИЗНЕС Online» подтвердили и в самой «МЕГЕ», а также добавили, что рядом будет детская площадка. Как говорят источники на рынке, в ТЦ придет сеть кинотеатров «Каро», это будет уже второй зал федерального игрока в Казани после ТЦ «Кольцо». От подробностей договорных отношений с «МЕГОЙ» в пресс-службе «Каро» воздержались, однако рассказали, что, действительно, откроются здесь после обновления.
Что нового в «МЕГЕ» с момента нашего прошлого обзора? Открылся первый в Казани магазин одежды сети Lichi: это модный женский бренд родом из Франкфурта-на-Майне. Филиалы представлены также в 14 городах России и в Казахстане. На фуд-корте появилась федеральная сеть «Блинбери», а также вновь заработала кофейня и коворкинг с конференц-залом «Атмосфера», закрывавшаяся на несколько месяцев. На наземной парковке у входа в магазин IKEA открылась электрозаправка, а у центрального входа в сам ТЦ заработал каток. Прокат коньков стоит 200 рублей в час, детям до 7 лет — 100 рублей. Прийти можно и со своими коньками: для взрослых покататься стоит 100 рублей, а детям до 7 лет — бесплатно.
Что нового в «МЕГЕ» с момента нашего прошлого обзора? Открылся первый в Казани магазин одежды сети Lichi: это модный женский бренд родом из Франкфурта-на-Майне
«Парк Хаус» попрощается с французским Kiabi и заманивает публику виртуальными полетами на Boeing 737
Французская сеть магазинов одежды, обуви и аксессуаров Kiabi уходит с российского рынка. Одна из точек сейчас работает в казанском ТЦ «Парк Хаус». Магазин открылся здесь пять лет назад на месте «Планеты боулинг». В Москве, Петербурге, Краснодаре, Уфе, Самаре и Воронеже работает еще 16 магазинов бренда, следует из информации на его сайте. Сообщалось, что Kiabi, владельцам которой принадлежат также ретейлеры «Ашан», «Декатлон» и «Леруа Мерлен», рассматривала разные варианты развития, но «не смогла найти своей уникальной бизнес-модели» на российском рынке. Процесс закрытия магазинов может занять минимум 3−6 месяцев. Казанский филиал еще работает. Громких распродаж пока нет, по отдельным акциям можно купить домашние футболки от 300 рублей или теплые свитера от 700 рублей.
Французская сеть магазинов одежды, обуви и аксессуаров Kiabi уходит с российского рынка. Одна из точек сейчас работает в казанском ТЦ «Парк Хаус»
Долго пустовавшее место закрывшегося магазина одежды Black Star Wear от рэпера и бизнесмена Тимура Юнусова (Тимати) занял авиасимулятор Boeing 737NG. Он построен на базе тренажера, аналогичного тем, которые используются для обучения профессиональных пилотов. Здоровенная кабина имитирует взлет, посадку, маневрирование и воспроизводит все функции управления самолетом и реальные полетные ситуации. Стоимость удовольствия, судя по сайту, — от 4,9 тыс. рублей за 30 минут полета.
Здесь же на первом этаже появился фирменный обувной от российского производителя «Юничел». По соседству магазин в «Парк Хаусе» открыл китайский производитель бытовой техники Haier — это уже его вторая точка в казанских ТЦ после «МЕГИ». В 2019 году корпорация пришла на рынок Татарстана, построив завод в Челнах — здесь выпускают стиральные машины, морозилки и холодильники. Сегодня в России бренд-шопы представлены также в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Аксае и Волгограде.
По соседству магазин в «Парк Хаусе» открыл китайский производитель бытовой техники Haier — это уже его вторая точка в казанских ТЦ после «МЕГИ»
Открытие кинотеатра в «Республике» затягивается, а в «Кольцо» пришел израильский Cofix
Опустевшим на фоне остальных ТЦ выглядит «Кольцо»: мы насчитали чуть более 10 закрытых точек. На «нулевом» этаже перестала работать «Корд Оптика», зато на втором появился «островок» кофейни международного бренда Cofix. Еще одна точка бренда израильского происхождения работает в «МЕГЕ». Первая же кофейня в Казани открылась в 2018 году и работала до начала 2020-го. Как писал «БИЗНЕС Online», в марте из-за систематического нарушения региональным партнером условий договора компания была вынуждена закрыть все точки. А вот сеть «Эдельвейс», которая сворачивает свои магазины в пользу «Магнита», сохранила здесь свой флагманский гипермаркет.
Продолжает обновляться соседний ТЦ «Республика». Из ближайших анонсированных событий — второй кинотеатр сети «Синема 5» в Казани
Продолжает обновляться соседний ТЦ «Республика». Свой ресторан появился у игрового центра Tiki viki — с большой зоной посадки и детским меню. До того здесь уже расставили новые горки и аттракционы: ну а что, хоть и с QR-кодами, но работать вроде можно… Поменяло свою локацию кафе Waffle Love, переехав с третьего этажа на первый. Не обошлось без закрытий: из «Республики» съехал гипермаркет бытовой и цифровой техники DNS. Помещение в 502 кв. м выставлено на продажу за 53 млн рублей. Из ближайших анонсированных событий — второй кинотеатр сети «Синема 5» в Казани. Он расположился на третьем этаже, рядом с рестораном Love. Ashe, а ранее это место занимал якорный арендатор ТЦ — магазин «Детский мир». Официальное открытие намечалось в декабре, однако по техническим причинам оно состоится январе, рассказали «БИЗНЕС Online» в кинотеатре. Здесь будет 7 залов на 531 место, вместимость каждого — от 45 до 107 человек. Сама сеть работает в 14 регионах России, в Казани она представлена в ТЦ «Парк Хаус». Как отмечают в компании, в 2022 году запланировано открытие третьей площадки в столице РТ — сейчас идут переговоры с потенциальным арендодателем.
В «Южном» на месте переехавшего датского ювелирного бренда Pandora открылся его российский конкурент Sokolov. Это уже третий филиал в Казани после «ГоркиПарка» и «Парк Хауса»
«Святая» сбежала из «МЕГИ» в KazanMall, а «ГоркиПарк» забит арендаторами на 100%
В «Южном» на месте переехавшего датского ювелирного бренда Pandora открылся его российский конкурент Sokolov. Это уже третий филиал в Казани после «ГоркиПарка» и «Парк Хауса». На первом этаже распахнул двери вернувшийся спустя некоторое время магазин одежды Zollа, а обувную тематику ТЦ дополнил Francesco Donni. Последний развивается по франчайзинговой системе и за последнее время открылся сразу в нескольких ТЦ и отдельных проходимых локациях Казани — вместо закрытого обувного «Идеал» на Островского, в «Кольце», KazanMall, ТЦ «Гулливер», «Парк Хаусе», а также торговых галереях на первых этажах спальных районов. Развивается сеть и в районах Татарстана. Магазины открыты в Бугульме, Лениногорске, Челнах, Альметьевске и Нижнекамске. Ждет своего открытия фирменный «Носкофф» от чулочно-носочной фабрики «Алсу», входящей в орбиту интересов Фоата Комарова. В Казани «носочные бутики» также представлены еще в трех ТЦ. В январе в «Южном» приостанавливает работу пункт вакцинации: ажиотаж на нуле.
В ТЦ «ГоркиПарк» ротаций и появления новых магазинов и кафе в ближайшее время ждать не стоит: все площади арендованы и закреплены долгосрочными отношениями.
А открывшийся чуть больше года назад KazanMall на Павлюхина сегодня заполнен более чем на 98%. Как ранее рассказывала в интервью директор по развитию UD Group (управляет KazanMall и «ГоркиПарком») Валентина Сахабеева, есть стоп-лист и подписания договоров продолжаются. В III квартале в сегменте fashion появились бренды Zolla и магазин одежды от казанских предпринимателей «Святая» (ранее он съехал из «МЕГИ»). Новые спортивные операторы — Helly Hansen и Anta, в детском сегменте появились Lego и «Гулливер», открылся магазин швейцарских часов и аксессуаров «Империя», а также DNS. В начале года здесь ждут открытия первого в Казани универмага дизайнерских украшений Poison Drop и магазина нижнего белья и домашней одежды Deseo.
Открывшийся чуть больше года назад KazanMall на Павлюхина сегодня заполнен более чем на 98%
Трафик в ТЦ Казани упал на 14% относительно доковидного
В предпраздничные дни декабря трафик традиционно вырос, констатируют представители моллов. На входе в «МЕГУ» даже были очереди — из-за проверки QR-кодов пускали не всех сразу.
Напомним, в октябре центры сетовали на падение трафика на 70–80% и описывали ситуацию как «хуже, чем в 2020-м». О сущем аде, который творился на входе в ТЦ в первую неделю объявления «куаризации», сегодня, кажется, уже ничего не напоминает. Люди смиренно показывают охранникам скриншоты своей страницы на «Госуслугах» с сертификатом о вакцинации. Те же спустя три месяца работы в режиме жестких смотрителей теперь довольствуются девизом «доверяй и проверяй (но это не обязательно)». Нагрузка на административный персонал выросла, а вот среднее зарплатное предложение за последние месяцы — не особо. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «hh.ru Поволжье», сайта для поиска работы и сотрудников, ТЦ готовы платить проверяющим QR-коды в среднем 24 тыс. рублей в месяц.
Как рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «hh.ru Поволжье», сайта для поиска работы и сотрудников, ТЦ готовы платить проверяющим QR-коды в среднем 24 тыс. рублей в месяц
По итогам 2021 года трафик в казанских ТЦ не восстановился до показателей доковидного 2019-го. Mall Index, отражающий изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров, для столицы РТ оказался в среднем на 14% ниже. Такие данные «БИЗНЕС Online» приводит руководитель направления исследований и консалтинга Focus Михаил Васильев. Но в сравнении с 2020 годом покупательский трафик на 28% выше.
Изменение аудитории ТЦ по итогам 2021 года в сравнении с 2019-м в среднем составляет минус 15–20 процентов. Разброс показателей по регионам отмечается в значительной степени из-за отличий в эпидемиологической ситуации и связанных с этим отличий в жесткости и продолжительности ограничений на работу и посещение объектов торговой недвижимости и ретейла.
«ГоркиПарк» прирос относительно прежних лет, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе UD Group (управляет KazanMall и «ГоркиПарком»). ТЦ в сопоставимых периодах 2020 года даже увеличил выручку, а среднесуточный трафик восстановился относительно докоронавирусного уровня и показывал прирост в плюс 5% к показателям посещаемости 2019-го вплоть до введения «куаризации». После адаптации людей к новым реалиям трафик вновь вернулся к стабильным показателям, отмечают здесь. KazanMall также наращивал посещаемость с момента открытия, но в связи с введением QR-кодов динамика сменилась с положительной на отрицательную.
«Люди были не готовы к новым условиям, и после введения QR-кодов в первую неделю мы наблюдали снижение трафика на 55 процентов. На данный момент основная доля дееспособного населения уже имеет QR-коды. В декабре посещаемость увеличилась на 70 процентов, и мы плавно вышли на среднесуточные показатели до введения QR-кодов», — рассказали нашему изданию в пресс-службе.
«МЕГА» также отмечает выравнивание ситуации в связи с вакцинацией. На территории ТЦ работает круглосуточный пункт, в котором с 1 сентября сделали прививку от коронавируса уже более 46 тыс. человек.
По итогам года в «Южном» говорят о положительной динамике посещаемости и связывают это с большим количеством открытий: более 15 новых магазинов в 2021 году. Самым сложным периодом здесь называют вторую половину октября и ограничения, связанные с введением QR-кодов. Первоначально падение посещаемости составило 60–70%, сейчас уже можно говорить об адаптации рынка и бизнеса к данной системе — трафик здесь восстановлен более чем на 95%.
Процесс ускорился благодаря тому, что люди смогли получать временный сертификат после первой дозы вакцины. Мы видим, что все эти ограничения в итоге имеют положительный долгосрочный результат — увеличение количества вакцинированных и стабилизация ситуации с коронавирусной инфекцией в регионе. Сейчас показатели продолжают восстанавливаться пропорционально росту числа вакцинированных, в настоящий момент коллективный иммунитет в Казани приближается к отметке 80 процентов.
Январь в «Южном» называют самым неоднородным месяцем: в первые 10 дней всегда отмечается всплеск продаж и посещаемости, а затем сезонное снижение на 15–20%. При этом начало года всегда сопровождается самой крупной межсезонной распродажей, поэтому здесь ожидают сохранение трафика на уровне января 2021-го.
«Сейчас визит в торговый центр чаще всего носит целевой характер. Это связано и с тем, что развлекательный сегмент, который наиболее активно привлекал потребителей, работает не в полную силу»
«Нас ждут еще годы трансформации ретейла и торговых центров»
Как известно, торговые тренды идут к нам из США, где моллы давно уже впали в стагнацию, а на их месте пышным цветом цветет чертополох онлайн-торговли. Но для России этот тренд пока не столь угрожающий. Наметившийся ускоренный переход в онлайн «благодаря» пандемии не стал последним гвоздем в крышку гроба для ТЦ. Напротив, они будут оставаться каналом продвижения e-commerce и дальше, прогнозируют в CBRE. Моллы продолжают открываться. По данным компании, общая площадь ТЦ, открытых в 2021 году в России, станет максимальной за последние 5 лет и составит 843 тыс. кв. метров. Это на 10% больше, чем в допандемийном 2019-м.
Конечно, ограничительные меры в виде QR-кодов препятствуют развитию отрасли, говорят в IDEM. И процесс восстановления сегмента торговых центров растянется на несколько лет, до возвращения доковидных показателей еще довольно далеко.
«Сейчас визит в торговый центр чаще всего носит целевой характер. Это связано и с тем, что развлекательный сегмент, который наиболее активно привлекал потребителей, работает не в полную силу, — говорят эксперты IDEM. — Очень многие компании сейчас активно работают над тем, чтобы большинство функций можно было осуществить в режиме онлайн. Нас ждут еще годы трансформации ретейла и торговых центров, форматов магазинов, выкладки товаров и работы с покупателями».
Восстановления до показателей 2019 года в Татарстане еще не произошло, констатируют участники рынка. Однако фиксируют подросшую конверсию. В республике оборот розничной торговли за январь – ноябрь вырос на 17%, или на 143,8 млрд рублей, по сравнению с 2020 годом и составил 973,2 миллиарда. Если же сравнить с 2019-м, то и здесь торговля в плюсе — оборот за 11 месяцев увеличился на 14%. Хорошо себя чувствует продуктовая розница, досталось фешен-сегменту, сложнее всего, конечно же, общепиту.
В «ГоркиПарке» и KazanMall прогнозируют, что многое в 2022 году будет зависеть от эпидемиологической обстановки. Многие крупные ретейлеры продолжают развитие и заявляют о планах по увеличению количества торговых точек. Каким будет трафик на конец января, пока сложно оценивать, говорят в «МЕГЕ». «Но очевидно, что наблюдается положительная динамика. Что касается состояния отрасли в целом, то мы верим в лучшее», — добавили здесь.
Лилия Ибатуллина подчеркивает, что население неизбежно сокращает потребление в связи с растущими ценами и сокращающимися доходами. Каждая новая антиковидная мера, затрагивающая интересы отрасли, обходится ей очень дорого, полагает директор ТЦ «Южный». Многие федеральные и международные бренды остановили развитие в регионах. Малый бизнес пострадал наиболее сильно, часть предпринимателей ушли в онлайн, не имея возможности содержать продавцов и платить аренду.
Вот с такими настроениями храмы торговли вступают в год водяного тигра.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.