В ГИБДД разработали информационный сервис, в который заносятся сведения о лицах, лишенных прав. Программа позволяет автоматически блокировать внесение таких граждан в полис ОСАГО и получать информацию о них в период страхованияФото: «БИЗНЕС Online»

ГИБДД РТ выдавливает с дороги водителей, лишенных прав за пьянку 

Республиканская Госавтоинспекция совместно со страховыми компаниями разработала комплекс мер с целью исключить из дорожного потока автолюбителей, лишенных водительских удостоверений. В ГИБДД создали информационный сервис, в который заносятся сведения о лицах, лишенных прав. Программа позволяет автоматически блокировать внесение таких граждан в полис ОСАГО и получать информацию о них в период страхования.

Как сообщили в республиканском ГИБДД, тестируется сервис с начала декабря в Татарстане пока на базе программного обеспечения страховой компании «Армеец». По данным на 20 декабря, проверено 100 тыс. действующих полисов, из которых выявили 165 граждан, лишенных ВУ. Заблокированы попытки страхования 17 «лишенников». 

Внедрить сервис «Армейцу» намного проще, чем более крупным страховым компаниям, которым требуется большое количество согласований и технической работы, особенно под конец года, признался IT-директор СК Тагир Юнусов. Именно поэтому ему и удалось воплотить задумку в жизнь первым. Теперь компания начала делиться опытом с коллегами, добавил он. 

Софт от ГИБДД облегчил страховщикам процесс взыскания убытков с «лишенников» после ДТП. Сейчас СК может оперативно выяснить, был ли виновник ДТП лишен прав — в этом случае компенсация ущерба ляжет на плечи нарушителя. Срок давности по таким ДТП — три года. Если за этот период будет выявлено ДТП с «лишенником» — с него через суд взыщут ущерб в регрессном порядке (регресс — требование о возврате денежной суммы, которую СК уплатила третьему лицу по вине должника, — прим. ред.). «Армеец» проверил 30 тыс. водителей, получивших убытки в результате ДТП, и обнаружил в этом списке пятерых водителей-бесправников. Это результат всего двух недель поисков по базам данных одной компании, отмечают страховщики. По статистике, на территории Татарстана зарегистрировано почти 1,3 млн единиц техники, подлежащей страхованию. В среднем в полис вписываются 2–3 человека, т. е. база для проверок — от 2,6 млн до почти 4 млн водителей. Доля же «Армейца» в общем рынке республики составляет чуть более 5%, поэтому цифру в 165 граждан, выявленных без удостоверений, можно умножать на 20.

Сервис не предусматривает передачи персональных данных. Поиск осуществляется по номеру водительского удостоверения по принципу «да-нет» — лишен водитель прав или нет. Проверка одного автовладельца в среднем занимает пару секунд. А когда «лишенника» все-таки найдут по этой базе, то аннулировать его страховку можно будет без возмещения страховой премии.

Наказание в виде лишения водительских прав применяется за наиболее грубые нарушения ПДД. Остаться без удостоверения можно за езду без номеров или их скрытие, отказ уступить дорогу автомобилю с включенными спецсигналами, превышение скорости на более чем 60 км/ч, езду против движения, вождение в пьяном состоянии, оставление места ДТП, причинение вреда здоровью человека, отказ от медосвидетельствования и за другие нарушения.

Для тех, кто сядет за руль без прав, предусмотрены санкции ст. 12.7 КоАП РФ («Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством»). Согласно ч. 2 данной статьи, для таких водителей предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей, административный арест до 15 суток или обязательные работы сроком от 100 до 200 часов.

По словам заместителя начальника отдела ДПС Госавтоинспекции по Татарстану Айрата Самигуллина, в управлении намерены создать дополнительные барьеры для «лишенников». Осуществить это можно, исключив из сделки водителя со страховой компанией человеческий фактор, — сейчас проверка желающего сесть за руль не автоматизирована, страховщики могут узнать, лишен человек прав или нет, только воспользовавшись официальным сайтом ГИБДД РФ. Но каждый ли страховой агент будет скрупулезно выявлять, кто перед ним — добропорядочный водитель или лишенный прав нарушитель? Использование программных приложений позволяет исключить вероятность наживы.

По статистике, на территории Татарстана зарегистрировано почти 1,3 млн единиц техники, подлежащей страхованию. В среднем в полис вписывается 2-3 человека — то есть база для проверок — от 2,6 до почти 4 млн водителей По статистике, на территории Татарстана зарегистрировано почти 1,3 млн единиц техники, подлежащей страхованию. В среднем в полис вписывается 2–3 человека, т. е. база для проверок — от 2,6 млн до почти 4 млн водителей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы почти скатились в «красную зону», становимся токсичным регионом»

Для интеграции сервиса в свое программное обеспечение страховым компаниям придется потратить массу сил и средств. Кроме того, они лишатся части клиентов, пусть и непорядочных, а это означает убытки. Зачем подобное участникам рынка? По словам президента союза страховщиков РТ Иниля Габдулхакова, у компаний есть материальный интерес. Ситуация по полисам ОСАГО в республике «очень неважная». «Вышел обзор Центробанка по 9 месяцам. Мы почти скатились в „красную зону“, становимся токсичным регионом, — поделился Габдулхаков. — Это говорит о том, что, получив с клиента один рубль, мы выплачиваем уже больше. Данный бизнес оказался в убыточном состоянии».

Действительно, согласно мониторингу ЦБ, Татарстан не выглядит «примером», республика находится в «желтой зоне». Наряду с другими субъектами специалисты указывают на «постепенное осложнение ситуации для страховщиков», отмечают рост частоты страховых случаев за год на 12% и более, фиксируют подъем скользящего коэффициента выплат свыше чем на 11% в течение года, а также заметное увеличение частоты убытков на 20% и более. Среди регионов ПФО помимо Татарстана в «желтой зоне» также находится Нижегородская область, Чувашия и Марий Эл, все остальные субъекты — в «зеленой».

«Кропотливая работа», которая сейчас началась, обязательно даст положительный эффект для страховщиков, считает Габдулхаков. В материальном выражении его можно будет оценить примерно через 2–3 месяца, когда к сервису подключатся более крупные игроки рынка. «Если начинается гангрена, врачи берут ее и отрезают. Вот это попытка не допустить недобросовестных водителей до машины. Они же бьют не свою машину и не себе наносят вред», — отметил он.

Директор по развитию региональной дирекции в РТ компании «Югория» Ринат Касимов согласен — «лишенники» означают убытки для СК. Несмотря на то что без водительского удостоверения страховщики имеют право не выдавать ОСАГО, находятся хитрецы, которые выходят из положения с помощью агентов, не проверяющих статус удостоверения. «Как правило, „лишенники“ могут вписаться в полис и долгое время ездить безнаказанными, потому что не каждого могут проверить, сейчас не часто останавливают. Но, когда появляется такой момент, допустим рейд, они же не останавливаются, а пытаются скрыться. Мы часто видим федеральные новости, когда подобные товарищи, пытаясь скрыться, бьют большое количество автомобилей, наносят вред жизни и здоровью, смертельные исходы бывают», — привел пример Касимов.

Для получения заметного эффекта к приложению ГИБДД должно подключиться 90% страховых компаний. «Я думаю, что, когда придут федералы, данная цифра увеличится. „Росгосстрах“ и „Ресо-Гарантия“ трактуют розничную модель бизнеса, то есть это живые люди, агенты страхуют. Подверженный пьянству человек куда пойдет страховаться? Он же не обратится в офис, где его могут проверить. Он будет искать агента, который ему выпишет полис, проверив поверхностно. Эта цифра очень „оптимистичная“. Сейчас мы подключим пару компаний, мне кажется, сразу в разы увеличится», — предположил Габдулхаков.

Со страховкой на руках, даже без действительного водительского удостоверения, «лишенник» убивает сразу двух зайцев Со страховкой на руках, даже без действительного водительского удостоверения, «лишенник» убивает сразу двух зайцев Фото: «БИЗНЕС Online»

«Некоторые приходят, пишут заявление о том, что у них утеря, а по факту права на руках есть»

Почему водители, лишенные права управления, покупают страховку и продолжают садиться за руль? Касимов объяснил, что для многих автомобиль — это острая необходимость, например связанная с работой. Со страховкой на руках, даже без действительного водительского удостоверения, «лишенник» убивает сразу двух зайцев. Во-первых, защищает себя на случай ДТП, ведь страховым компаниям очень сложно проверить, лишен он права управления или нет. И в случае наступления страхового случая они зачастую выплачивают премию пострадавшей стороне. Во-вторых, наличие у водителя ОСАГО уменьшает вероятность, что при остановке машины сотрудник ГИБДД вычислит его недействительные права и начнет пробивать по специальным базам. «Во время остановки какие документы проверяют? Права, свидетельство о регистрации (СТС) и наличие страховки. <…> Проверят — все нормально, права на руках, страховка есть. Если что-то произойдет, то страховка сработает. Почему? Потому что у страховых компаний таких данных нет», — пояснил Касимов. 

Но откуда у «лишенников» при себе права? Страховщики объясняют: водители, лишенные удостоверения, редко сдают их. По закону после вступления в силу решения суда автовладелец должен в течение трех дней отдать документ в ГИБДД. «Бывает, что кто-то „забывает“ [сдать права], никуда не ходит и ничего не сдает, ездит с этим водительским удостоверением. В этом случае срок лишения не начинается. Он отсчитывается со времени, когда права сдадут. Некоторые приходят, пишут заявление о том, что у них утеря. С момента подачи заявления фиксируется, что срок лишения начинается, а по факту права у них на руках», — отметил Касимов.   

Страховые компании в Татарстане к «лишённикам» в течение трех лет будут применять максимальный коэффициент по ОСАГО. За полис водителю нужно будет выплачивать примерно на 15 тыс. рублей больше Страховые компании в Татарстане в течение трех лет будут применять к «лишенникам» максимальный коэффициент по ОСАГО. За полис водителю нужно будет выплачивать примерно на 15 тыс. рублей больше Фото: «БИЗНЕС Online»

«Пьяным за руль садиться не стоит, у тебя будут долгоиграющие последствия»

В довершение ко всему страховые компании в Татарстане в течение трех лет будут применять к «лишенникам» максимальный коэффициент по ОСАГО. За полис водителю нужно будет выплачивать примерно на 15 тыс. рублей больше. «Сейчас есть минимальный и максимальный [тариф]. Естественно, страховые компании, исходя из этой информации, будут устанавливать максимальный базовый тариф», — добавил Касимов. Страховщики полагают, что описанные выше инструменты приведут к тому, что бесправникам больше ничего не остается, как поставить свою машину на прикол на период лишения либо продать ее. Есть еще вариант сдать автомобиль в аренду в такси, но СК и здесь будут применять повышенный коэффициент. 

Разработчики приложения рассчитывают, что, когда любые возможности застраховать машину для «лишенников» окажутся закрыты, об этом узнают все агенты и данная категория водителей перестанет обращаться за услугой. «Воздействие будет по целому блоку направлений. Ты не можешь получить ОСАГО, у тебя проблемы с заключением КАСКО возникают, — перечислил представитель „Югории“. — Появится осознание того, что пьяным за руль садиться не стоит, потому что будут долгоиграющие последствия». 

Разработчики приложения рассчитывают, что когда все возможности застраховать машину перед «лишённиками» будут закрыты, об этом узнают все агенты, и эта категория водителей перестанет «обращаться» за услугой Разработчики приложения рассчитывают, что, когда любые возможности застраховать машину для «лишенников» будут закрыты, об этом узнают все агенты и данная категория водителей перестанет обращаться за услугой Фото: «БИЗНЕС Online»

«Они еще лезут к нам в карман и говорят: «Вы лишены права управления, поэтому мы вам не компенсируем»

Критично нововведения оценивает автоэксперт Сергей Асланян. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он отметил, что суть страховых компаний в том, чтобы «всем миром скинуться на неприятности третьего лица». «А здесь страховая компания пытается быть карателем, выступает в роли силовика, который наказывает того, кто ему кажется плохим. То есть она берет на себя функцию „выстрела в спину“, потому как не считает нужным выплатить всем. Она считает необходимым наказать одного из участников за то, что у него не все документы в порядке», — говорит Асланян.

Также эксперт скептически относится к справедливости применения наказания в виде лишения права управления — по его мнению, не все водители были лишены удостоверений «по-честному». «У нас главное достижение нынешней правоприменительной практики — это отсутствие справедливости в вынесении решений, нет оснований полагать, что водителя лишили по-честному, что он действительно совершил некий административный проступок, за который полагается лишение права управления. Мы не имеем возможности доверять правоохранительной системе, — пояснил Асланян. — Мы видим только статистический результат, что, например, 100 водителей лишены, но у нас все 100 под подозрением, что их лишили неправильно. Когда подобные люди садятся за руль, то нам пытаются преподнести картину в обществе, что это отщепенцы и негодяи, которые и так сволочи, а тут они еще и уроды, потому что у них права отобрали, а они, гады, сели за руль».

То, что страховые компании вмешиваются в отношения водителя и ГИБДД, Асланян считает неправильным, т. к. наличие полиса уже подразумевает компенсацию в случае ДТП. «По закону об ОСАГО у страховых компаний убыточность бизнеса обязана быть на уровне 77 процентов, они обязаны выплатить 77 процентов денег, собранных с населения (на самом деле 80% — прим. ред.). Ни разу за 20 лет существования ОСАГО эти проценты не выплатила ни одна, больше 64 процентов не было. То есть несколько триллионов наших рублей в год у них остается. Тем не менее они еще лезут к нам в карман и говорят: „Вы лишены права управления, поэтому мы вам не компенсируем“», — резюмировал автоэксперт.