С сегодняшнего дня уголовный кодекс пополнится новой линейкой наказаний для автолихачей С сегодняшнего дня Уголовный кодекс пополнится новой линейкой наказаний для автолихачей Фото: «БИЗНЕС Online»

Володин начал поход против автохулиганов

С сегодняшнего дня Уголовный кодекс пополнится новой линейкой наказаний для автолихачей. Депутаты Госдумы в конце прошлого года приняли законопроект, который дополняет УК ст. 264.2 — «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами». Поправки касаются водителей, которые уже лишились ВУ за выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления либо превышение установленной скорости движения более чем на 60 км/ч. Чтобы лишиться прав, достаточно дважды совершить эти нарушения. Теперь же ст. 264.2 грозит 2 годами лишения свободы лишенникам, которые трижды пошли на грубое нарушение ПДД. Исключение — случаи объезда препятствия. Важный момент — для уголовного наказания превышение скорости или выезд на встречку должен зафиксировать инспектор ГИБДД, а не видеокамера.

Вместе с лишением свободы на срок до 2 лет водителю запретят занимать определенные должности или осуществлять некоторые виды деятельности максимум на 3 года. Минимальным наказанием за те же деяния будут штрафы в 200–300 тыс. рублей. Но если человек, осужденный по новой статье УК, снова окажется на встречке или значительно превысит скорость, суд сможет приговорить его к 3 годам лишения свободы.

Как отмечается в пояснительной записке к закону, по статистике более 40% водителей не останавливает факт привлечения к административной ответственности за превышение скорости. Они повторно нарушают ПДД, а почти 10% грубо нарушают правила, повторно выезжая на полосу для встречного движения.

Это не единственная порция наказаний для автолихачей. В феврале в Госдуму будут внесены поправки к Административному кодексу для автолихачей, пообещал в декабре прошлого года председатель парламента Вячеслав Володин. «Мы с вами проработаем вопросы штрафстоянок и, если такое решение будет принято, конфискации автомобиля, на котором совершаются противоправные действия. От этого гибнут люди», — заявил Володин.

Поводом для борьбы с автохулиганством законодателей стала громкая авария в Москве в ноябре 2021 года. Известный автоблогер Саид Губденский не справился с управлением BMW шестой серии и вылетел на встречную полосу на Кутузовском проспекте Поводом для борьбы законодателей с автохулиганством стала громкая авария в Москве в ноябре 2021 года. Известный автоблогер Саид Губденский не справился с управлением BMW 6-й серии и вылетел на встречную полосу на Кутузовском проспекте Фото: © РИА «Новости»

Поводом для борьбы законодателей с автохулиганством стала громкая авария в Москве в ноябре 2021 года. Известный автоблогер Саид Губденский не справился с управлением BMW 6-й серии и вылетел на встречную полосу на Кутузовском проспекте. Он погиб вместе с пассажиром — президентом федерации автомобильного и мотоспорта Дагестана Зауром Ибрагимовым. Губденский неоднократно попадался на нарушении ПДД и даже был лишен прав. В апреле прошлого года произошло еще одно скандальное ДТП — блогер Эдвард Билл выехал на встречку на Садовом кольце и столкнулся с автомобилем; в аварии сильно пострадала женщина.

Напомним, в ноябре 2021 года СМИ рассказывали о мерах, предусмотренных для автолихачей в новом проекте Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), представленном минюстом. В их числе введение временного ограничения водительских прав и усиление санкций. Например, повторный (выписанный второй раз в течение года) штраф за грязные номера увеличится в 10 раз — до 5 тыс. рублей, при этом водитель может даже лишиться прав на 3 месяца. «Тонировщики»-рецидивисты заплатят в казну уже 3 тыс. рублей вместо 500. А за неоднократный отказ остановиться по требованию полицейского — в случае, например, погони — новый Кодекс предусматривает лишение прав на срок до 3 лет или штраф 40 тыс. рублей вместо 500–800 рублей, заложенных в действующих сегодня правилах. 

Описанный законопроект был разработан «Единой Россией» за месяц и принят в трех чтениях 21–22 декабря, несмотря на критику Верховного судаФото: duma.gov.ru

«Этот закон бьет из пушек по воробьям»

Описанный законопроект был разработан «Единой Россией» за месяц и принят в трех чтениях 21–22 декабря, несмотря на критику Верховного суда. Там указали, что авторы поправок не привели «достаточных обоснований» криминализации составов административных правонарушений. Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто согласен, что депутаты поспешили с принятием закона, в итоге он получился неудачным. «Он бьет из пушек по воробьям. Большинства тех людей, которых мы хотели убрать с дороги, закон вообще не коснется. У нас полно на дорогах водителей с превышением скорости, у которых там по 200, 300, а то и тысяча штрафов. Вот эти люди как раз не подпадают под действие закона, потому что они, может быть, никогда и не лишались прав», — отметил эксперт в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».  

По мнению собеседника издания, в документе нечетко прописаны формулировки. Например, непонятно, будет ли касаться закон лишь тех, кто находится в статусе лишенников сейчас, или и тех, кто оставался без прав много лет назад. «Есть опасения, что реальных нарушителей этот закон просто не коснется, а могут пострадать невиновные. Например, если человек в свое время когда-то был лишен прав за выезд на встречку по ошибке», — опасается Моржаретто.

«У нас ни одна область нарушений — в области строительства, экологии, паспортного режима, таможенных правил — с такой дикой скоростью не вызывает репрессии, как водители, — считает вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский. — У нас мудрая система, главным критерием для наказания являются последствия. Но здесь же безо всяких последствий, никого не задавил, не врезался в чужую машину, фонарный столб, просто формально два раза превысил сильно скорость или выехал на встречку. Критерий главный — последствия — здесь упущен».

Ольшанский указывает на то, что сейчас в законодательстве уже действуют поправки, предусматривающие наказание до 15 суток ареста для лишенных прав водителей, вновь севших за руль. «Отсидел, не понял и снова сел за руль — снова 15 суток. Вот здесь, мне кажется, прослеживается причинно-следственная связь», — заключил он.