МЕДИАБРЕНДЫ, ЦИФРОВЫЕ КИОСКИ И ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНТЕРНЕТ

В своем отчете о состоянии отрасли руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям ("Татмедиа") Марат Муратов озвучил, по сути, очевидные вещи: тиражи печатных СМИ будут падать все ниже и ниже, интернет-СМИ будут продолжать набирать обороты, а рекламный рынок расти, хотя и не такими темпами в 2012 году, как в предыдущем. Так же Муратов предрек дальнейший переход от издательской деятельности к созданию медиабрендов, развитие цифровых киосков и уход с рынка или объединение с крупными операторами мелких агентств альтернативной подписки.

Отметим, что по итогам подписной кампании на первое полугодие 2012 года лидерами по количеству тиражей в РТ стали «События недели» (250 тыс. экземпляров - вкладыш Татар-информа к районным газетам), толстушка «Российской газеты» (86,1 тыс. экземпляров – распространяемый фактически по бесплатной подписке) и толстушка «Республики Татарстан» (37,59 тыс. экземпляров). Среди рекламно-информационных изданий лидерами стали «Ва-банк» (314 тыс. экземпляров), «Про город» (290 тыс. экземпляров) и «Metro.Казань» (280 тыс. экземпляров) – они тоже бесплатно распространяются среди населения.

В целом, по версии Муратова, будущее рынка СМИ представляется скорее оптимистичным. Но при этом неизбежны изменения в сторону диалога с читателем, который должен стать соучастником в процессе создания контента, и активное сотрудничество с социальными сетями, особенно оперативным Twitter. «Татарстан - один из самых читающих регионов Российской Федерации, у нас 1008 СМИ», - констатировал Муратов. Но уточнил, что сегодня соцсети уже опережают СМИ в оперативности.

- Однако, у средств массовой информации, журналистов, профессионалов есть определенный инструментарий, определенные требования к тому, как преподносить информацию, есть возможность выхода на источники информации, различных ньюсмейкеров. В результате, как правило, получается взвешенная аналитика с обязательным присутствием «за» и «против», - отметил Муратов. - У социальных сетей немало и минусов. Они часто дезориентируют, уводят большие группы населения, которые за ними следуют, от более глубокого, серьезного анализа и обсуждения проблемы. Часто провоцируют социальную агрессию, не снимая вопросов. То есть делают то, что СМИ не могут себе позволить в силу профессиональных требований и требований закона к ним. В 2012 году насыщенность периодическими изданиями на тысячу человек в РТ составила 440 экземпляров. По России этот показатель меньше – 229 экземпляров. Тем не менее нужно активно сотрудничать с соцсетями. Прибыльность онлайн-контента и веб-сервисов к 2020 году будет измеряться не деньгами, а виртуальной валютой – временем и вниманием, затраченными на них пользователем, а также влиянием, которое медиа оказывает на аудиторию.

Муратов обрисовал портрет журналиста будущего: универсальный, целенаправленный, постоянно стажирующийся за рубежом. В этом руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям поддержали заместитель председателя Госсовета РТ, председатель союза журналистов РТ Римма Ратникова (которая, кстати, в своем выступлении порекомендовала всем собравшимся ознакомиться со опубликованным «БИЗНЕС Online» обзором итогов подписной кампании ред.) и генеральный директор ОАО «Татмедиа» Айдар Салимгараев. А генеральный директор ОАО ТРК «ТНВ» Ильшат Аминов отметил, что «начинается великая война за контент», косвенно признав, что до этого наши медиа бились за какие-то другие ресурсы (частоты, административную поддержку, подписку любой ценой и т.д.).

ОБЪЕМ ПРОДАЖ ONLINE-РЕКЛАМЫ ВЫРАСТЕТ НА 40%

Самые интересные цифры, напрямую влияющие на развитие медиарынка, касались объема рекламы в СМИ. Так, Муратов сообщил, что по итогам 2011 года объем рекламы в СМИ Татарстана составил 2,5 млрд. рублей, что на 16% выше, чем в посткризисном 2010 году. Наибольший рост показали интернет (35%) и телевидение (30 - 40%). «Интернет активно перетягивает на себя традиционную целевую аудиторию печатных изданий. К тому же рекламодатели все больше предпочитают специализированные издания для рекламы своих товаров. Поэтому многие печатные СМИ создают свои сайты в интернете и ориентируются на них как на перспективную рекламную площадку. Учитывая непрекращающийся рост рекламного интернет-рынка, можно ожидать, что в 2012 году объем продаж online-рекламы увеличится более чем на 40%», - предположил Муратов.

Тем временем лидером по доходам остается телевидение: бюджеты на телерекламу составляют около 56% от совокупных затрат рекламодателей, вместе с тем выросли и цены на телерекламу – на 30 - 40%. Но Муратов огорчил приглашенных коллег: 2012 год по динамике ТВ-рекламы будет хуже, чем 2011-й. «Каков будет рост – 10%, 15% или более - никто сегодня сказать не сможет. Все зависит от финансовой и экономической ситуации в России и мире», - резюмировал глава агентства.

Напомним, что правительство Татарстана продолжает поддерживать отрасль (конечно, речь о принадлежащих ему СМИ и активах) - объем госфинансирования (преимущественно госзаказ) в 2011 году составил 1 млрд. 248 млн. рублей. Такая же сумма будет выделена на развитие СМИ в 2012 году.

IMG_4267.jpg

Глава совета директоров медиахолдинга «Эфир» Андрей Григорьев отметил, что, когда будет цифровая сеть, лицензия центральных каналов будет распространяться на всю страну, поэтому местным партнерам могут сказать «спасибо», но «не так страшен черт, как его малюют»…

ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ МЕСТНОГО ТВ

Пожалуй, самые существенные изменения в ближайшее время ждут телевидение. Муратов сообщил, что под угрозу существующее вещание региональных каналов в аналоговом формате и вещание в кабельных сетях любых форматов ставит исчезновение сетевой подложки у местных телекомпаний. «Процесс расторжения партнерских договоров федеральных и местных телеканалов уже начался. В частности, договоры с местными телекомпаниями расторгает НТВ», - пояснил Муратов.

Председатель совета директоров медиахолдинга «Эфир» Андрей Григорьев в интервью «БИЗНЕС Online» отметил, что «как будет на самом деле, никто не знает». «Есть центральные каналы, для которых, прежде всего, интересен охват всей России (Первый, НТВ). Есть каналы, за которых государство гарантировало оплату в малых городах услуг связи. Всем, кто вошел в первую категорию, все будет компенсировано. Им, соответственно, местный партнер и не нужен был - они работали с местными станциями только потому, что у них не было местных лицензий, - отметил Григорьев. - Естественно, когда создается цифровая сеть, лицензия будет распространяться на всю страну, а партнерам будет сказано «спасибо». В городах же, на мой взгляд, истории будут разные. Там, где государство не будет оплачивать контент, например, СТС, Домашний, то им просто невыгодно оплачивать эти услуги связи. Если посчитать все города, это сумасшедшие деньги. Более того, в этих городах нет измерителя Gallup, а цена рекламы сегодня – функция от того, что Gallup насчитал. Тогда тем более нет интереса. Эти каналы будут заинтересованы в появлении местного партнера. Партнеры, скорее всего, поменяются, но найти их будет можно. Бизнес цифрового телевидения строится на оплате услуг связи телекомпании. В общем, черт страшен, но не так, как его малюют».

Аминов обозначил газете «БИЗНЕС Online» два пути развития судьбы местных компаний: либо они создадут собственный канал, либо уйдут на канал, который согласен, чтобы они вещали на их сетях. «И это канал ТНВ, ТНВ согласен», - подытожил Аминов. «Идея о том, чтобы сделать ТНВ сетевым каналом для местных станций, шикарна, - согласен Григорьев. - Это принцип, который уже осуществил ВГТРК, – у них есть федеральная станция и региональные».

Тем временем, напомним, к 2014 году Татарстан будет полностью охвачен цифровым телевидением. Первый тестовый запуск цифрового ТВ в формате DVB-2 планируется совсем скоро - в первом квартале 2012 года в Казани. Телерадиокомпания «Новый век» также планирует начать вещание спутникового канала «ТНВ-Планета» к 30 августа 2012 года. Аминов подчеркнул, что проблемы с запуском канала возникли из-за спутника, но к 30 числу они будут все устранены. Но к запуску нового канала необходимо «максимально приблизить содержание канала к зрителям, проживающим за пределами Татарстана». «А сегодня мы находимся в ситуации, когда Гулливер вынужден жить в стране лилипутов. Ноги вытянешь – голова мерзнет, голову спрячешь – ноги на улице. Мы имеем только одну полноценную студию, где производим свыше 50 программ», - пожаловался Аминов газете «БИЗНЕС Online».

IMG_4224.jpg
Президента РТ очень обеспокоило, что часто через СМИ доносятся «негативные вещи» и экстремизм, которые очень плохо воздействуют на население

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛАХ

Итоги коллегии, да и развития всего медиарынка в своем выступлении подвел Рустам Минниханов. Приводим фрагмент его выступления:

- К сожалению, с одной стороны, и к радости - с другой, появляются новые технологические решения, благодаря которым информацию можно получить через социальные сети. Если раньше мы больше ориентировались на печатные издания, затем стали преобладать электронные, то сейчас возможности получить информацию стали огромными. Тем более, если бы только профессиональные журналисты доводили информацию до населения. Но сегодня информация может доводиться до граждан любым человеком, любой группой. Наверное, и этим мы тоже переболеем. Вот здесь говорилось, что печатных изданий скоро не будет, а останется только телевидение. Я думаю, что всегда будут и печатные издания, и телевидение, и интернет. Болезнь, которая сегодня существует, когда все пишут в интернете, скоро пройдет, мы начитаемся. Потому что информацию надо уметь грамотно преподносить. Вот прочел ты три раза в одном месте информацию – а потом она не подтверждается. В следующий раз ты уже там не будешь читать. То есть очень важен профессионализм. Потребность в профессионалах, которые правильно доносят информацию, будет всегда.

Президента РТ очень обеспокоило, что часто через СМИ доносятся «негативные вещи» и экстремизм, которые очень плохо воздействуют на молодежь. «Страна меняется, и информация уже подается совершенно по-другому. К этому надо относиться нормально, - философски заметил Минниханов и добавил: «Проблема в том, чтобы эти проявления не переросли в ненужные волнения, процессы… Всегда должен быть диалог власти и людей, высказывающих другие позиции. Очень серьезное место здесь занимают СМИ. Поэтому очень важно, чтобы представители СМИ почувствовали гражданскую ответственность перед республикой, страной - доносить разные точки зрения, их правильно обосновывать. Информацию надо подавать вовремя и профессионально».