В период локдауна я заработал около 20 тыс. рублей за месяц. Отчасти из-за страха перед коронавирусом — выходил на линию на 5-6 часов В период локдауна я заработал около 20 тыс. рублей за месяц. Отчасти из-за страха перед коронавирусом — выходил на линию на 5–6 часов Фото: «БИЗНЕС Online»

О герое

Наш герой работает в такси больше пяти лет. Первый год был «пристрелочным», он лишь подрабатывал извозом. Когда работодатель по основному месту работы ухудшил условия, уволился и сейчас трудится только в такси. Начинал с «Татарстана», затем перешел на «Яндекс.Такси» — Uber.

О том, сколько зарабатывали во время локдауна

  • В первый локдаун 2020-го пришлось очень тяжело, заказов совсем не было — в час по одной заявке, хотя обычно по 2–3. В приоритете были водители с брендированными машинами «Яндекса», а подработчики, которые ездили не обклеенными, сидели часами без заказов (у автомобилей без брендирования действительно ниже приоритет в получении заявок — прим. ред.).
  • В период локдауна я заработал около 20 тыс. рублей за месяц. Отчасти из-за страха перед коронавирусом — выходил на линию на 5–6 часов. «Ипотечники» работали как обычно — по 10–12 часов, они получали по 50 тыс. рублей.
  • Сейчас мой заработок — около 80 тыс. рублей за вычетом топлива. В день машина «наматывает» 350 км — это 1 тыс. рублей в сутки на газ или 1,5 тыс. на бензин. Работаю я 5–6 дней в неделю по 12 часов. Итого чистыми на руки — около 50 тыс. рублей.
  • Газ в последнее время подорожал в 2 раза, дешевле 29 рублей уже не заправишься. Учитывая то, что газ вреден для двигателя, многие таксисты, особенно на личных машинах, вернулись к бензину.
  • После локдауна все устаканилось. Целый год, до ввода QR-кодов в сентябре, мы спокойно трудились и прилично зарабатывали.

Пассажиры жалуются на высокие цены, но для нас они почти не изменились. Даже когда дождь или снег в час-пик, коэффициент +30% приходит к заказу Пассажиры жалуются на высокие цены, но для нас они почти не изменились. Даже когда дождь или снег в час-пик, коэффициент +30% приходит к заказу Фото: freepik.com

О том, к чему привели QR-коды

  • Когда ввели проверку QR-кодов в автобусах, многие таксисты руки потирали: «Вот, сейчас заработаем». Первый день и правда было много заказов, повышенный спрос и высокие коэффициенты. Ты получал новый заказ еще до того, как выполнил старый. Но со следующего дня «Яндекс» коэффициенты обрубил. Заказы и сейчас «стреляют» без остановки, но повышенных коэффициентов нет даже при повышенном спросе. Как будто мы превратились в «социальное» такси.
  • Пассажиры жалуются на высокие цены, но для нас они почти не изменились. Даже когда дождь или снег в час-пик, коэффициент +30% приходит к заказу. Если 100–120 рублей стоит обычная поездка, то в такие моменты — 150, а не в 2–3 раза дороже.
  • У ребят из «Ситимобила» — другая история. В приложении для них «горят» зоны с повышенным спросом, коэффициент там — 2–2,5 (следовательно, цена поездки в 2–2,5 раза выше), а когда они берут заказ, он оказывается без повышающего коэффициента. Как будто они не в его зоне находятся. 
  • В целом из-за падения гарантов (выплата за выполнение определенного числа заказов за смену) зарабатывать мы стали меньше. Гаранты упали в 2 раза — в августе 2020-го, когда пришел DiDi, за 35 поездок агрегаторы платили 10 тыс. рублей, а сейчас «Яндекс.Такси» платит только 5 тыс. за 40 поездок.
  • Выполнить все заказы для получения гаранта очень сложно, тем более делать это регулярно. Но есть и такие умельцы, у которых получается сделать 20 заказов за те же 5 тыс. рублей.

О взрыве карпулинга в Казани

  • После того, как стали проверять QR-коды, появились группы в «Телеграме»  для перевозок пассажиров. Будущего у них нет. Там спрос очень сильно превышает предложение — пассажиров слишком много, а водителей, наоборот, не хватает. Моя одноклассница несколько раз писала в одну группу с просьбой подвезти ее, никто не откликнулся. Я сам несколько раз писал, даже к водителям лично обращался. Один ответил: «Мест нет». Да и не будешь же целый день ждать, когда на твою просьбу откликнутся.
  • Водителей там будет все меньше, волна хайпа вокруг этих тем уходит. Может, будут возить издалека — от Царево до центра на работу и обратно. Но короткие поездки от театра кукол до Вишневского уйдут в прошлое.
  • Зато в такси стало больше коротких поездок. Может, это связано с вводов QR-кодов в транспорте. Из-за этого и число заказов выросло. Раньше в час было примерно три заказа, сейчас — 4–5.

Самый прибыльный день недели — суббота. На втором месте пятница. А потом понедельник и воскресенье Самый прибыльный день недели — суббота. На втором месте — пятница. Потом — понедельник и воскресенье Фото: «БИЗНЕС Online»

О том, как теперь устроена ночная жизнь Казани

  • Раньше в пятницу-субботу по ночам много выходило таксовать подработчиков. Заказы были дорогими, спрос — высоким. Сейчас после полуночи заказов очень мало, и они все дешевые, спрос упал. Сколько я по ночам ни катаюсь, всегда замечаю, что к часу ночи таксистов немерено на стоянках, по 3–4 машины стоит. Заказов нет. Рестораны и клубы не работают — ночная жизнь города встала.
  • Ресторанам разрешено работать до 23:00, но есть посетители, которые хотят продолжить гуляние. Они вызывают такси и едут в частные дома — в Константиновку, на Сухую реку, на Мамадышский тракт возле ЖК «Весна». Есть даже те, кто вызывает к ресторану такси и начинает мучать Google или таксистов вопросами: «Где продолжить гуляние в Казани после 23:00?»
  • Встречаются и неместные — из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Уфы, Москвы, Петербурга, вчера из Твери подвозил. Впрочем, отток туристов произошел большой. Летом 2019-го я одних туристов и возил, а сейчас их практически нет. По лицам сразу заметно — кто казанский, а кто приезжий. Туристы обычно сами начинают диалог, сразу спрашивают о городе, какие места можно посетить и, открыв рот, смотрят на красоту нашего Кремля или на «Чашу». А местные молча садятся и молча выходят.
  • С туристами у тебя в будни зарплата как в пятницу-субботу. После летних месяцев таксисты составляют финансовую подушку на ноябрь, теперь так не получается.
  • Самый прибыльный день недели — суббота. На втором месте — пятница. Потом — понедельник и воскресенье.

Об отказе работать в новогоднюю ночь и пассажирах-кидалах

  • В новогоднюю ночь я не работаю. Тяжело психологически, это же семейный праздник. Есть и другие причины. С одной стороны, в новогоднюю ночь клиенты очень щедрые, можно получить хорошие чаевые, царит хорошее настроение. В салон садятся люди с шампанским, поесть предлагают. Но бывают и не очень хорошие истории — пассажиры могут перепить и в этом состоянии ведут себя по-разному, случаются и конфликтные ситуации.
  • Как-то стоял на Пушкина на остановке поздно ночью. Вижу — поддатая девушка присела на скамейку, начали парни к ней приставать. Она подошла ко мне, попросила отвезти до Лаврентьева, но денег не было у нее и телефон сел — такси не заказать. Я согласился — это, может, чья-то дочка, сестра и ситуации разные бывают у людей.
  • В этом году у моего коллеги случилась история. Он привез клиента, заказ был по безналу. Через какое-то время у водителя сняли деньги за эту поездку. Он в поддержку: «Что случилось? Почему сняли?» В поддержке говорят, дескать, пассажир сказал, что оплатил водителю наличными. Водитель в шоке — мол, так просто поверили на слово пассажиру? Благо у него внутри снимала экшен-камера, он отправил видео в поддержку с угрозой, что напишет заявление в прокуратуру. «Яндекс» тут же извинился, вернул деньги и дал еще бесплатно смену на 12 часов.
  • Были сообщения о том, что в Татарстане якобы зафиксирован рост вакансий для таксистов из-за введения QR-кодов. Зачастую все эти объявления публикуются даже не работодателями, а людьми, сдающими машины в аренду. Наверняка сыграло несколько факторов. Произошел отток водителей, кто-то поменял сферу деятельности, кто-то переехал в другой регион. А машинам ни в коем случае нельзя простаивать, и как раз ноябрь – декабрь — это те месяцы, когда много подработчиков заходят на этот рынок и арендодатели хотят как-то успеть зацепить своего водителя.

О трансформации пассажиров и «сплоченности» водителей

  • Портрет пассажира в последнее время изменился: теперь молча садятся, включают наушники и отключаются до конца поездки.
  • По тарифу «эконом» чаевых вообще нет. Раньше, если оплата была наличкой, люди сдачу не забирали, давали 100 рублей и «копеек» не требовали. Сейчас все ездят либо по безналу, либо переводят на Сбер, если оплата налом. По тарифу «комфорт» нет-нет да оставляют 10–50 рублей «чая». Примерно в одной из пяти поездок «чай» бывает.
  • Но мы всё прекрасно понимаем. У людей сейчас действительно с деньгами туго, все с пониманием относятся к этому.
  • Поведение таксистов тоже изменилось. Когда у коллег появляются семьи, дети, растет финансовая и кредитная нагрузка, они берут ипотеки или арендуют квартиры. Работают по 14–16 часов за смену, отдыхая один день в две недели. А человек без семьи и допфиннагрузок может работать по 3–4 дня в неделю по 10–12 часов в день.
  • В Челнах прошли митинги (таксисты автограда в ноябре 2021 года выступили против низких тарифов и высоких комиссий «Яндекс.Такси» — прим. ред.). В Казани давно уже такой сплоченности нет. Раньше здесь были попытки такое же устраивать, но митинги были малочисленными. Выбешивает, что, когда одни боролись за свои права, находились другие водители, которым ничего не надо: выходили работать и собирали сливки — на линии из-за митингов не хватало таксистов, цены поднимались, вот те и радовались пятиминутным заработкам. Поэтому митингующие в Казани ничего и не добились.

О миграции водителей в Москву

  • За последние недели произошел большой отток таксистов из Казани и Татарстана в Москву. Около 20–30% водителей уехали, не захотели работать здесь по низким ценам, а в Москве остались повышенные коэффициенты. К примеру, там часовая поездка стоит 1 тыс. рублей, а здесь — 450.
  • Еще нашим нравится, что в столице России нельзя работать абы кому. Там водители нужны обязательно с лицензией, других агрегатор не допускает. Здесь же, в Казани, работать может кто угодно, но при этом нарушаются правила игры. На одну дорогу выходят ответственные водители и все остальные, поэтому и цены падают, заказов всем не хватает.
  • С другой стороны, рассказывают, что наши в Москве в хостелы селятся, платят за проживание по 300 рублей в сутки и живут так. Не знаю, как к этому относиться. Вряд ли я ради такого в Москву поеду.

В «Ситимобиле» и в DiDi чаще сидят водители из ближнего зарубежья. В «Яндексе» такие не держатся В «Ситимобиле» и в DiDi чаще сидят водители из ближнего зарубежья. В «Яндексе» такие не держатся Фото: «БИЗНЕС Online»

О разнице между DiDi и «Яндексом»

  • В DiDi остались работать те, кого заблокировали в «Яндексе» и в «Ситимобиле», среди обычных таксистов данный агрегатор уже не пользуется популярностью. Да и условия там странные — не видна «конечка» (точка «б» в поступившем заказе, куда надо отвезти пассажира; важнейший для таксиста показатель — прим. ред.) и стоимость заказа. Сажаешь клиента, а цену видишь, только когда привезешь его на место.
  • Таксисты все удивлялись первое время — раньше от такси «Татарстан» из Авиастроя до ТЦ «МЕГА» привозили клиента за 300 рублей. Когда пришел «Яндекс», возили за 250, а DiDi платит 170. Выполнив один такой заказ, водители сразу удаляли приложение.
  • В «Ситимобиле» и в DiDi чаще сидят водители из ближнего зарубежья. В «Яндексе» такие не держатся. Многие клиенты, когда им назначают машину с водителем-азиатом, почему-то «минусуют» его.
  • Вероятно, из-за этого, а может, в связи с пандемией у нас несколько таксистов-узбеков на родину уехали в сентябре. Отток таких водителей тоже повлиял на рынок, число заказов увеличилось. Надо понимать, что если они покидают Россию, то мы лишаемся не только таксистов в зимний сезон, но и строителей — в летний.

О смысле работы с лицензией

  • К безопасности в перевозках есть вопросы. Сфера такси никем не контролируется. Ночью на светофорах постоянно в ряд становятся молодые девушки-таксисты, ребята-студенты, которые только-только получили права, — и давай людей перевозить. Несколько лет назад такого не происходило или было, но очень редко. Очень хотелось бы, чтобы этот рынок взяли немного под контроль, чтобы стало здесь построже, тогда повысилось бы качество услуг, безопасность, ну и для закоренелых таксистов конкуренция бы уменьшилась. 
  • Только надо с умом к этому подходить — ежедневный техосмотр новым машинам проводить нецелесообразно, а по несколько раз в год — можно. Более «возрастные» машины проверять можно чаще. В ежедневном осмотре врача тоже смысла нет, достаточно регулярного медосмотра — раз в год, например. Для отдельной категории водителей можно ввести умную систему, как в Европе, что-то типа алкотестера. Дунул в нее — если все нормально, машина завелась. А если у системы к тебе вопросы — нет.
  • Я всегда работал с лицензией. Но уже начинаю задумываться: а для чего она? Приоритета в заказах не дает. В городе только уже в одном месте осталась камера, которая на полосу «А» фиксирует нарушителей, а в пробках стоишь как простой водитель, но при этом платишь государству. Нечестно.