СИБУР за один присест поглотил 100% нефтегазохимического бизнеса ТАИФа, включая градообразующий для Нижнекамска НКНХ СИБУР за один присест поглотил 100% нефтегазохимического бизнеса ТАИФа, включая градообразующий для Нижнекамска НКНХ Фото: tatarstan.ru

Рекордсмен перемен — Нижнекамск

Центром перемен в 2021 году стал Нижнекамск. В городе теперь нет ни прежнего экономического хозяина в лице ТАИФа, ни политического в лице Айдара Метшина. СИБУР за один присест поглотил 100% нефтегазохимического бизнеса ТАИФа, включая градообразующий для Нижнекамска НКНХ. Уже началась кадровая чистка в рядах топ-менеджеров. При этом в том, каков будет вклад «Нижнекамскнефтехима» в социальную сферу города при новых владельцах предприятия, ясности пока нет. 

Главной политической интригой был вопрос, оставит ли Метшин преемника. Но она быстро разрешилась: на аппаратном уровне Айдар Раисович за передачу кресла мэра Нижнекамска своему человеку особенно бороться не стал — с Нижнекамском его сейчас мало что связывает, никаких интересов у него там больше нет, весь клан перебрался в Казань и Москву. Но победил все же его кандидат — глава Муслюмово Рамиль Муллин. И есть этому несколько причин. При всем богатстве выбора остальные варианты не имели серьезной аппаратной поддержки, а Муллин уже был главой и работал в Нижнекамске. 

Теперь главная задача, которая стоит перед Муллиным, — найти взаимопонимание и наладить сотрудничество с СИБУРом. Здесь логичен вопрос: захочет ли СИБУР и принесет ли это дополнительные деньги в бюджет города? И, конечно, стоит цель заручиться поддержкой нижнекамцев. Реально ли светлое, красивое и комфортное будущее, которое обещает им Муллин? Зато разрешился транспортный вопрос — в этом году им активно занималась команда Метшина, продолжил ее новый руководитель. 50 новых автобусов «ПАЗ-Вектор» добрались до Нижнекамска, и уже часть их них вышла на городские маршруты. Транспортные средства закупили по поручению президента РТ и правительства республики.

Безусловно, одним из главных событий года стал конец проектирования трассировки М7 в обход Челнов и Нижнекамска. Ясно теперь, как она пройдет, где возведут мост и как будет решена проблема перегруженности и транспортной разобщенности Закамской зоны. И хотя власти не нашли 40 млрд для моста через Соколку, который решил бы проблему перегруженности сразу двух других мостов, самое главное, что новая дорога пройдет рядом с нефтехимической промышленной зоной. Раньше до М7 приходилось ехать 40 км, к 2024 году будет около 10 километров. Открываются большие возможности для бизнеса, привлечения инвестиций, оптимизируются логистические транспортные потоки через центр нефтехимической промышленности республики. Решится к тому же еще одна важная проблема — снимется транспортная нагрузка с плотины Нижнекамской ГЭС.

Тема, которая не раз поднималась в 2021 году — кадровый голод. Проблема, конечно, не только Челнов, но и всего Закамья, но здесь говорили об этом значительно чаще Тема, которая не раз поднималась в 2021 году, — кадровый голод. Это проблема, конечно, не только Челнов, но и всего Закамья, однако здесь говорили о ней значительно чаще Фото: «БИЗНЕС Online»

Кадровый голод, скандальные концерты и безынициативность Магдеева

Тема, которая не раз поднималась в 2021 году, — кадровый голод. Это проблема, конечно, не только Челнов, но и всего Закамья, однако здесь говорили о ней значительно чаще. В конце мая гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин даже сказал: кадровый вопрос стоит так остро, что проекты в Челнах автогигант уже не развивает. Производство моторов для тяжелых грузовиков открыли в Ярославле. Мэр автограда Наиль Магдеев также не раз поднимал соответствующий вопрос на утренних совещаниях. Для того, чтобы город дальше развивался, по его словам, нужно укреплять социальную сферу. «Без этого мы точно никуда не денемся. И никакие кадры не приедут в Челны, какие бы мы производства ни открывали. Сегодня люди смотрят на то, как они живут», — сказал градоначальник. Плюс сохраняется тенденция низких зарплат, обостряет ситуацию и коронавирус, последствием которого стал переход людей на удаленную работу. Если же из Челнов в ближайшее время не смогут сделать конфетку, о которой мечтает Магдеев, город уже ничем не спасти. По этой прекрасной новой скоростной трассе, которую построят, челнинцы и уедут за лучшей жизнью в Казань или в Москву. 

В Челнах самой, пожалуй, громкой темой прошедшего года стал скандал с проведением Дня молодежи, где выступил популярный артист Niletto. Челнинцы и гости города сбежались на концерт, образовав большую толпу и забыв о «ковидных» ограничениях — все это было видно на ролике, которое опубликовали в соцсетях. По словам самого же певца, в тот вечера его слушали 35 тыс. человек. За все это нехило досталось Магдееву от руководителя местного Роспотребнадзора Илгизяра Бариева. Мэр в ответ, в частности, сказал, что невозможно соблюдать дистанцию, когда собираются 100 тыс. человек, чем как будто бы признал, что людей на концерте оказалось гораздо больше, чем говорил артист.

Президент РТ Рустам Минниханов сделал тогда Магдееву замечание, тот его во внимание принял и даже призывал отказаться от массового посещения мечетей в Курбан-байрам. Уже через месяц ко Дню республики концерт Jony на том же майдане собрал еще большую толпу. Позже состоялся концерт Хабиба в октябре, на котором Роспотребнадзор по РТ тоже нашел нарушения. Зато звезд решили пока не приглашать. 

С коронавирусом здесь действительно беда: болеют Челны по ощущениям тяжелее, чем остальные города республики. При этом следят за исполнением «ковидных» правил нестрого. Анархично ведут себя тусовочные заведения и места общепита — за редким исключением здесь не проверяют QR-коды и работают по ночам, невзирая на запрет. Штрафы некритичные — что такое несколько десятков или сотен тысяч для популярного клуба? Вот и работают. Строго проверяют QR-коды, пожалуй, лишь в торговых центрах, и то не как в Казани — в Челнах не нужен документ, удостоверяющий личность. Покажи любой код — и вход свободен. Плюс самые знаменитые антиваксеры Татарстана как раз родом из Челнов, именно в Закамье они как-то захватили ТЦ. 

Успех года Магдеева — это, конечно, решение вопроса общественного транспорта: в Челны привезли 80 «ЛИАЗов». Мэр смог найти точки соприкосновения с Когогиным, и парк общественного транспорта Набережных Челнов пополнился 21 новыми «НЕФАЗами». Праздник со слезами на глазах. Сейчас на линию ежедневно выходит 267 автобусов, во многих из них до сих пор нет терминалов для оплаты проезда. Вопрос, конечно, решить пытаются. Но даже главный перевозчик Челнов Николай Тятюшкин говорит о том, что в городе не особо пользуется популярностью оплата проезда банковской картой. Наш корреспондент сам не раз убеждался в том, что даже если терминал в автобусе и есть, то он либо не подключен к сети, либо водители сразу сами предлагают оплатить проезд переводом на карту — конечно, на личную. А потом Тятюшкин жалуется на то, что бизнес не приносит прибыли. Да к тому же с того момента, как ввели QR-коды в общественном транспорте, существенно снизился пассажиропоток. Куда, как говорится, катимся? Решить проблему могли бы кондукторы, но на них нет денег. Такой замкнутый круг.

Первые годы руководства Магдеева прошли под знаком борьбы с лендлордом Алексеем Мироновым и возвращения муниципальных земель. Запоминающимся стал обыск в мэрии в этом году — силовики нагрянули к чиновникам как раз по делу Миронова. 

Но войны за земли закончились и хочется спросить: а что дальше? Уже пять лет существует ТОСЭР, а сколько там появилось новых резидентов за последний год? Вопросы есть и к новому генплану Челнов. Очевидно, что Магдееву нужны новые идеи и инициативы, нажать на педаль газа и не только строить школы (что очень хорошо — за этот год открыли две новые), но и следить за качеством уборки дорог и улиц, привлекать новых инвесторов, а для этого решать проблему кадрового голода, о котором мы уже говорили выше.

Неоднозначные перемены произошли и в силовом сообществе. Сразу два новых руководителя увидели Челны: местную ФСБ возглавил Валерий Карягин, а новым и. о. руководителя следственного отдела по автограду назначен Евгений Викентьев. Впрочем, ни к каким существенным результатам кадровые решения пока не привели. За целый год в полумиллионном городе возбудили всего одно громкое уголовное дело — о взятках в медколледже. Да, все помнят и присланный из Казани десант силовиков, который провел обыски в «Ремдизеле», но ситуации это не меняет, ведь само дело расследуется в Москве.

Не стоит забывать про открытие завода Aurus — еще одно производства в «Алабуге». Успех этого проекта еще неочевиден, как много людей сможет купить себе автомобиль стоимостью свыше 18 млн рублей? Не стоит забывать об открытии завода Aurus — еще одного производства в «Алабуге». Успех проекта еще неочевиден: как много людей сможет купить себе автомобиль стоимостью свыше 18 млн рублей? Фото: «БИЗНЕС Online»

Барышев скрывается, а на ОЭЗ «Алабуга» открылся первый в России завод по производству углепластика

Что касается других городов Закамья, то главным событием, пожалуй, стала эпопея вокруг Леонида Барышева. Провластные федеральные и региональные медиа начали атаку на «майонезного короля». В ноябре «Лента.ру» опубликовала материал об уголовном деле в отношении основателей сети гипермаркетов «Эссен», статья называлась «Майонез с душком» — о том, что Барышев, Махеев и Ко якобы кинули своих кредиторов при банкротстве ООО «Оптовик». Проблемы влиятельных бизнесменов не раз транслировались и в телеграм-каналах, близких к казанскому Кремлю. Акцент в том числе делался на том, что именно материалы по уголовному делу «Эссена» были похищены из сейфа элитного «экономического» отдела СКР, который обокрали грабители в начале октября. Много сил и денег в свое время Барышев потратил на конфронтации с экс-мэром Елабуги Геннадием Емельяновым. В итоге новый глава Елабужского района Рустем Нуриев в дела бизнесмена не лезет, но начались другие проблемы. Хочется сказать: лучше бы занимались бизнесом!

Развитие ОЭЗ «Алабуга» продолжается. В ноябре там открылся первый в России завод по производству стратегического сырья для углеродного волокна — ПАН-прекурсора. Теперь в стране есть цепь заводов, где организован весь цикл производства композитных материалов. Объем инвестиций в проект — 8,5 млрд рублей, часть из них инвестировала сама ОЭЗ. 

Помимо этого, не стоит забывать, конечно, и об открытии завода Aurus — еще одного производства в «Алабуге». Успех проекта еще неочевиден: как много людей сможет купить себе автомобиль стоимостью свыше 18 млн рублей? 

Сам Нагуманов успехами не радует — найти точки соприкосновения с «Татнефтью» у него так и не получается, и усилились слухи о том, что в скором времени он оставит должность Сам Нагуманов успехами не радует — найти точки соприкосновения с «Татнефтью» у него так и не получается. Усилились слухи о том, что в скором времени Тимур Дмитриевич оставит должность Фото: «БИЗНЕС Online»

«Татнефть» съедает «ТаграС» по частям, Ягафаров в Госдуме, племянник Мухаметшина — в исполкоме

В Альметьевске продолжается централизация активов «Татнефтью»; вероятно, быть и полному поглощению нефтесервисного холдинга «ТаграС». Кусочек нефтяники уже прикупили — ООО «ТНГ-АлГИС» за 1,2 млрд рублей. На этом нефтекомпания, очевидно, останавливаться не собирается, постепенно «Татнефть» перетягивает в новое подразделение по капитальному ремонту скважин сотрудников из «ТаграС-РемСервиса». Параллельно «Татнефть» наращивает социальную поддержку. День нефтяников в этом году прошел не только в Альметьевске, но и в других городах присутствия компании. Но стоит и главный вопрос: кто мы без нефти? Пока в этом смысле движения мало. Нужно находить и новых инвесторов, открывать новые отрасли, иначе, как и Закамье, юго-восток может погрузиться в кадровый кризис. 

Открытым остается вопрос жилой застройки в Альметьевске и увеличение численности населения города. Строиться вширь не получится, об этом говорил и глава района Тимур Нагуманов. Действительно, с одной стороны, мешает нефтеперекачивающая станция в сторону Челнов, с другой — газоперерабатывающий завод ТНГП в сторону Бугульмы. Плюс санитарные зоны вокруг нефтекачалок — вокруг них нельзя строить, даже если скважина остановлена и законсервирована. «Необходимо изыскивать резервы внутри самой территории», — говорил Нагуманов. Это значит, что нужно всерьез задумываться о реновации промышленных территорий. 

Сам же Нагуманов успехами не радует — найти точки соприкосновения с «Татнефтью» у него так и не получается. Усилились слухи о том, что в скором времени Тимур Дмитриевич оставит должность. Впрочем, сам он заявил, что в Альметьевске работать ему нравится, а предложения возглавить министерство экономики РТ ему не поступало. Тем временем уже начала меняться команда — пост главы исполкома района покинул старожил администрации Марат Гирфанов, а его место занял племянник спикера Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина  38-летний Айдар Каюмов.

Юго-восток впервые за долгие годы получил представительство в Госдуме РФ — туда избран Азат Ягафаров, экс-замгендиректора и бывший директор представительства «Татнефти» в Москве. У компании и у республики на него большие планы, лоббист такого уровня — это большой плюс для нефтяного гиганта. Но сможет ли он что-то сделать для своего родного края — пока вопрос открытый.