По подсчетам девелоперов, 25-30% покупателей казанского жилья едут из российских регионов По подсчетам девелоперов, 25–30% покупателей казанского жилья едут из российских регионов Фото: «БИЗНЕС Online»

Казань как город-магнит

Любой город — сложный сплав территории и человека, его среды обитания: зданий и улиц, городского хозяйства, малой и большой экономики. Человек ищет, где лучше. Его привлекает возможность с комфортом жить и работать: хорошее жилье, благоустроенная среда, гладкие дороги, достойный уровень медицины и образования, возможности для детей, культура, отношения между людьми и властями. Столица Татарстана продолжает прирастать населением. Еще в 2020 году Казань с незначительным перевесом «сделала» Нижний Новгород в демографической гонке, став пятым по численности мегаполисом России и третьим миллионником в европейской части страны.

По подсчетам девелоперов, 25–30% покупателей казанского жилья едут из российских регионов. Что эти люди находят здесь? Мощной волной приезжает молодежь: в Казани 166 тыс. студентов — вдвое больше, чем в столице ПФО, а иногородних студентов в столице РТ втрое больше, чем местных. Многие остаются. Казань притягивает не только жителей сел и малых городов Татарстана, но и Поволжья, Урала, Сибири. Но почему? Вроде бы и средний уровень зарплат не самый высокий. По уровню зарплат город на 6-м месте среди миллионников страны, в Поволжье уступает Нижнему Новгороду и Уфе. И моря в Казани нет… Остается сделать вывод о том, что все новых и новых жителей в столицу РТ притягивает качество городской среды. Успехи городских властей в ее улучшении налицо.

Оборотная сторона привлекательности города — рост цен на недвижимость. Он имеет две стороны медали: с одной — купить квартиру с нуля все сложнее. С другой — недвижимость жителей города дорожает. А Казань ворвалась в тройку самого дорогого жилья среди миллионников России.

Чтобы удовлетворить спрос, по периметру города идет активное жилищное строительство. Люди активно заселяют пригороды, где недвижимость дешевле. И это требует от городских и республиканских властей нового уровня решения транспортных, инфраструктурных, градостроительных задач. Анонсированный президентом РТ Рустамом Миннихановым институт пространственного развития пока не создан, не готов и генплан Казанской агломерации. Время уходит, а бывшие картофельные поля на окраинах застраиваются еще интенсивнее. К пестречинско-высокогорско-лаишевскому направлению добавляется зеленодольское. И это тот тренд, с которым Казань из года Белого металлического быка переходит в год Голубого водяного тигра по китайскому календарю.

В 2021 году город окончательно устал от архитектурной попсы, застройщикам подан сигнал: вкладывайте деньги в архитектуру проектов! Цена «квадрата» новостройки перевалила за 120 тыс. рублей В 2021 году город окончательно устал от архитектурной попсы, застройщикам подан сигнал: вкладывайте деньги в архитектуру проектов! Цена «квадрата» новостройки перевалила за 120 тыс. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Новые архитектурные тренды

В 2021 году город окончательно устал от архитектурной попсы, застройщикам подан сигнал: вкладывайте деньги в архитектуру проектов! Цена «квадрата» новостройки перевалила за 120 тыс. рублей. Не хотите — не надо, но без качества не просите согласования.

На осколках проектного института «Казгражданпроект» казанские власти создали Институт развития города. Международные архитектурные конкурсы становятся нормой, а главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина ставит перед архитектурным сообществом новые вызовы. Кажется, время облицованных керамогранитной плиткой «человейников» уходит. Что ж, начало радует. Но хватит ли у отцов «архитектурной революции» сил на противостояние «решалам», отдельным семьям, интересам столичных застройщиков? Вопрос пока открытый.

Но существует понимание, что комфортная городская среда немыслима без качественной архитектуры, есть стремление строить не хуже, чем в Москве, и покупатель голосует рублем за благоустройство и комфорт будущего дома.

Парки и скверы столицы РТ уже дают ощущение природных уголков посреди застроенных кварталов и микрорайонов, пронизанных артериями дорог Парки и скверы столицы РТ уже дают ощущение природных уголков посреди застроенных кварталов и микрорайонов, пронизанных артериями дорог Фото: «БИЗНЕС Online»

Окружающая среда: парки как символ города, «похороны» в Самосырово и революция в подземельях «Водоканала»

Образ города-магнита создают благоустроенные общественные пространства — это первое, что бросается в глаза. Парки и скверы столицы РТ уже дают ощущение природных уголков посреди застроенных кварталов и микрорайонов, пронизанных артериями дорог. Курс на это благоустройство взят 10 лет назад. Прошло несколько лет — и тренд массового формирования общественных пространств влился в национальный проект «Жилье и городская среда». Первые городские проекты — «100 скверов», «Зеленый рекорд», заявленные Казанью еще в 2010 году, — сегодня кажутся скромными на фоне бюджетов республиканских и федеральных программ. Столица Татарстана же держит марку и продолжает создание каскада парков на Казанке, привлекая в том числе и зарубежных специалистов. Появляются и новые фишки — в этом году сделали парк у Чайковых озер с медицинским уклоном, доступный и пациентам, и жителям.

Самосыровский «Эверест», что тоже бросается в глаза с восточной стороны Казани, продолжает трансформацию. Старую Самосыровскую свалку ранее накрыли «зеленым ковром», но запахи продолжают тревожить казанцев. В конце 2021 года стартовала рекультивация расположенного по соседству незаконного полигона КЭКа, закрытого решением суда, — здесь в будущем построят мини-электростанцию на свалочном газе. Процессы гниения полтора десятилетия должны исправно поставлять газ — без генерации это все горело бы на открытом воздухе.

Еще одна гигантская проблема — подземное хозяйство «Водоканала» и его иловые поля. «Внутри города — труха!» — заявил в этом году мэр Казани Ильсур Метшин. Канализационные коллекторы сгнили в прямом смысле слова: по городу один за другим с пугающей скоростью образуются десятки провалов, несовместимых со званием комфортного города. В 2021-м за эту проблему взялись всерьез: федеральной поддержки дождаться не удалось, поэтому придется скинуться всем жителям. Еще важной новостью года стало выделение 8 млрд рублей на рекультивацию 100 га иловых полей, где по технологиям 50-х годов прошлого века заканчивает свой путь все то, что сливается из санузлов жителей города.

Эпоха ковида — а вернее, борьба с ним — стала триггером новых транспортных проблем Эпоха ковида (а вернее, борьба с ним) стала триггером новых транспортных проблем Фото: «БИЗНЕС Online»

Тревожный сигнал: общественный транспорт угодил в тарифную вилку

Экология большого города, его привлекательность для людей немыслимы без экологии перемещения. А она формируется не за счет автомобилизации — это задача общественного транспорта.

Транспортные системы городов мира строятся «сверху вниз»: город организует и заказывает перевозки, оплачивая определенный километраж пробега автобусов и трамваев. Вспомним 2007 год, когда Казань отказалась от маршруток и потребовала от перевозчиков ездить исключительно на больших автобусах. Позднее для общественного транспорта столица РТ первой из российских городов ввела выделенные полосы. Это резко снизило аварийность на дорогах, повысило комфорт пассажиров и скорость движения. Транспортная реформа позволила столице Татарстана отказаться от «африканской системы» перевозок маленькими «Газелями», говорили эксперты.

Казани завидовали власти других регионов — и теперь они вводят там современную систему, которую требует минтранс России. А вот столица РТ, увы, отходит от мирового тренда на качественный общественный транспорт. Вроде бы отлаженная структура посыпалась от недофинансирования еще в 2020 году. Не выдержали и ушли с рынка три частные автопредприятия. Маршруты частников передали двум убыточным муниципальным ПАТП. Эпоха ковида (а вернее, борьба с ним) стала триггером новых транспортных проблем. Ноябрьские нерабочие дни – 2021 уронили пассажиропоток на 32%, а QR-коды грозят окончательно выбить финансовую почву из-под колес муниципального транспорта. Доходы перевозчиков Казани зависят только от числа перевезенных пассажиров. Упал пассажиропоток — снизилась выручка. При этом власти удерживают относительно низкие тарифы при отсутствии субсидий и полной компенсации за льготников. Перевозчики слезно просят президента РТ компенсировать потери, но в минтрансе Татарстана о деньгах предпочитают не говорить. Мол, перевозчики даже не показывают свои расходы, так что давайте-ка сначала подсчитаем. Автобусы в Казани везут убытки ежедневно, а вот результаты подсчетов перевозчиков не обрадовали.

Ну а пока горожане ощущают итог этой госполитики на себе: растянутые интервалы движения, гонки водителей или, наоборот, простои на остановках, чтобы наполнить салон. Пассажирские перевозки города попали в тарифную вилку между экономически обоснованной ценой и той, которую готов платить пассажир. Но ни один город мира не придумал ничего иного, кроме выплат компенсаций, — и это тоже мнение экспертов-транспортников.

2021 год запомнится малому бизнесу «терками» с Роспотребнадзором. Его внезапные и противоречивые решения дорого обходились предпринимателям 2021 год запомнится малому бизнесу «терками» с Роспотребнадзором. Его внезапные и противоречивые решения дорого обходились предпринимателям Фото: «БИЗНЕС Online»

Антиковидные меры и малый бизнес: «Проблемы индейцев шерифа не волнуют»

Еще одним индикатором комфортности города является самочувствие малого бизнеса. Вспомните места, куда стремятся туристы: обилие небольших кафешек и магазинчиков, сервис на любой вкус создают ощущение удобства жизни. Это тот магнит, который притягивает и гостей: в городе есть куда сходить!

Антиковидные меры больно били по этому сегменту. 2021 год запомнится малому бизнесу «терками» с Роспотребнадзором. Его внезапные и противоречивые решения дорого обходились предпринимателям. Нерабочие дни? Ваши проблемы, господа. Вакцинация персонала? Выгнать тех, кто боится прививок. А не уволите — мы вас оштрафуем! Замок на дверях баров после 23 часов? А нечего спаивать население. Будет ли работать ресторан в новогоднюю ночь? Мы подумаем, скажем через пару недель… может быть. Или не скажем, это от коронавируса зависит. В итоге объявили-таки вердикт за пару недель до Нового года.

Предпринимательство — это зона риска, вот и выкручивайся, а хочешь стабильности — иди в госсектор! Ощущение того, что «проблемы индейцев шерифа не волнуют», преследовало бизнес целый год. Это отношение вызывало протест — и глухой, и явный. Ассоциация рестораторов РТ в своих обращениях указывала, что лишь за четыре месяца до начала 2022 года прекратило работу более 20% предприятий развлекательно-досуговой сферы и общепита. На грани банкротства оказалось более половины ресторанов, клубов, баров и развлекательных площадок. Кроме того, потеряли работу тысячи людей, преимущественно молодежь и студенты, у которых была возможность подработки только в вечерне-ночное, свободное от учебы время. Подлила масла в огонь и ситуация с владельцами кондитерской Madame Pavlova, которые пошли против системы и пускали к себе без QR-кодов, но им живо выкрутили руки десятком штрафов и угрозами выселить из помещения.

По данным городских властей, за год количество предприятий МСБ сократилось на 3,5 тысячи. А ведь МСБ — это 40% валового территориального продукта Казани и 30% доходов ее казны. В сфере малого и среднего бизнеса работает треть населения. Впрочем, не исключено, что часть предпринимателей «перекрасились» в самозанятых. Их численность в Казани выросла до 55 тысяч.

В 2021 году предприниматели искали и находили новые ниши. Многие ринулись на интернет-площадки, работают с республиканским центром «Маркетплейс.Легко», вырос сегмент доставки товаров, заказанных онлайн. Обороты электронной торговли в РТ увеличились в 5 раз за 9 месяцев. Поставщики из Татарстана, из Казани стремятся в сегмент электронной торговли, и республика может стать центром e-commerce в Поволжье, полагают эксперты.

Кстати, за год в столице РТ в 4 раза упала официальная безработица: на одного соискателя по три вакансии. Городу нужны строители-водители-транспортники, но эти сферы не входят в топ-3 высокооплачиваемых.

Эпоха прямого диалога

Один из признаков здорового города — открытый диалог местных властей и общества.

В Казани этот тренд развивается, особенно ярко он стал заметен после первых серий обсуждений с горожанами парковой реновации, а затем и проектов ремонтирующихся дворов. Конечно, давно и прочно существуют системы вроде «Народного контроля», «Открытой Казани», есть и интернет-приемная мэра. Метшин регулярно общается и с журналистами. Но в 2021 году мы наблюдаем интересные перемены в этой сфере: главные городские чиновники стали выходить в прямые эфиры в «Инстаграме» и отвечать на поступающие вопросы.

С апреля и мэр Казани провел несколько прямых эфиров в «Инстаграме». Каждый раз градоначальник по 40 минут без посредников общался с жителями. В чат сыпались вопросы о бродячих собаках, ремонте дорог и дворов, озеленении, борьбе со снегом и прочих нелицеприятных проблемах. Обсуждали ливневки, выборы, обязательное обучение чиновников татарскому и даже комаров.

Все ключевые структуры исполкома завели свои страницы в соцсетях и активно — кто с большей выдумкой, кто с меньшей — делятся там новостями и рассказывают о своей работе.

Были и просчеты. В декабре мэр Казани оказался недоволен работой коллег с жителями — из-за нее стройка Большого казанского кольца стала объектом жалоб. Чиновники не посоветовались с жителями, как им удобнее объезжать закрытый на год участок. В итоге схемы движения личного и общественного транспорта спешно поменяли, но осадок остался.

В минувшем году международные позиции столицы РТ укрепились избранием Ильсура Метшина президентом всемирной организации «Объединенные города и местные власти», с которой советуется генсек ООН В минувшем году международные позиции столицы РТ укрепились избранием Ильсура Метшина президентом всемирной организации «Объединенные города и местные власти», с которой советуется генсек ООН Фото: ОГМВ

Минутка геополитики: Казань возглавила клуб городов мира

Диалог развивается и на другом уровне — геополитическом. В минувшем году международные позиции столицы РТ укрепились избранием Метшина президентом всемирной организации «Объединенные города и местные власти», с которой советуется генсек ООН.

По мнению телеграм-канал «Незыгарь», для России это шанс диалога с политиками уровня будущих премьеров и глав государств. Вспомним премьера Великобритании Бориса Джонсона, который был мэром Лондона, лидера Китая Си Цзиньпина, в прошлом мэра Шанхая. Табличка «Казань», соседствующая на мероприятиях с Мюнхеном, Стамбулом, Шанхаем и Парижем, в эпоху сложных отношений России и Запада способствует их смягчению. Ведь общность проблем для городов одна, методики решения мир уже придумал — и перед изобретением очередного велосипеда проще посоветоваться!

Однако нам не суждено предугадать реакцию на событие со стороны общественности. Буквально через пару недель на улицах столицы РТ начали раздавать листовки, где Метшина причислили к тайному клубу мировой закулисы. Так что он, по мысли идеологов некоего совета общественности Казани, теперь не кто иной, как видный деятель мирового правительства, устанавливающего тотальный контроль, цифровую валюту, гендерное равенство и даже истребление «бесполезных едоков». А ОГМВ, по мысли авторов листовок, — порождение кланов Ротшильдов, Рокфеллеров и прочих. Впрочем, как парировали в исполкоме, за листовками стоят идеи лидера некоего общенародного союза возрождения России Светланы Лады-Русь, «в девичестве» Светланы Пеуновой. В 90-е она основала организацию «Путь к Солнцу» — ее признали тоталитарной сектой, затем партию «Воля» (ликвидирована по решению суда за распространение экстремистских материалов и запрещена в Россииприм. ред.) — ее признали экстремистской, ну и на сладкое провозгласила нашествие на Землю рептилий с планеты Нибиру.

***

Таким, на наш взгляд, был минувший год для Казани. Вы можете согласиться или не согласиться, предложить свой вариант событий — комментарии «БИЗНЕС Online» доступны, как всегда. А можете проголосовать за те или иные события — вот здесь.