В истории с выплатами компенсаций татарстанским перевозчикам, пострадавшим из-за системы QR-кодов, кажется, наконец, приоткрылась завеса тайны В истории с выплатами компенсаций татарстанским перевозчикам, пострадавшим из-за системы QR-кодов, кажется, наконец приоткрылась завеса тайны

Между перевозчиками поделят 116,5 млн рублей 

Из описания первого проекта постановления кабмина РТ о компенсациях следует, что на возмещение убытков юрлиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам в городском и (или) пригородном сообщении, метрополитеном, из бюджета РТ будет направлено 99,8 млн рублей. Трансфер предусмотрен поручением президента РТ от 23.12.2021 № 65047-МР, говорится в пояснении. Согласно второму проекту, есть и другое поручение президента республики — от 23.12.2021 № 65046-МР: о выделении 16,7 млн рублей на поощрение сотрудников транспортных организаций, которых обязали проверять QR-коды. Речь о тех самых премиях, которые пообещали водителям и кондукторам за дополнительную нагрузку. 

Также опубликован проект постановления кабмина РТ о выделении средств бюджету Казани — на возмещение убытков муниципальных автотранспортных предприятий. Согласно описанию этого документа, в соответствии с распоряжением кабмина РТ от 22.12.2021 №2773-р на указанные цели бюджетом Республики Татарстан предусмотрено 150 млн рублей. Таким образом, индивидуальные предприниматели и частные компании средств не получат. Вероятно, львиная доля упомянутых денег уйдет на погашение лизинговых платежей. У муниципальных перевозчиков Казани в лизинге весь парк — около 400 автобусов.

«БИЗНЕС Online» обратился в пресс-службу президента РТ с просьбой предоставить поручения о компенсации убытков и выделении субсидий на премии. В казанском Кремле ответить отказались, пояснив: «Рабочие документы президента — это не публичная переписка». 

Постановление о QR-кодах в общественном транспорте республики действует с 22 ноября Постановление о QR-кодах в общественном транспорте республики действует с 22 ноября

Минтранс РТ: Пассажиропоток сейчас практически на том же уровне, что и до QR-кодов

Постановление о QR-кодах в общественном транспорте республики действует с 22 ноября. Еще до ужесточения мер, 13 ноября, президент РТ Рустам Минниханов на совещании в Доме правительства РТ отметил, что республика готова помочь перевозчикам субсидиями в случае сокращения пассажиропотока и выручки. Однако объем и порядок получения помощи до сих пор были неизвестны. Да и сейчас никакой официальной информации нет. По словам осведомленного источника «БИЗНЕС Online», какая-то конкретика может появиться 30 декабря. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ ранее поясняли, что методика выплат прорабатывается, а предоставленные перевозчиками данные о снижении пассажиропотока еще нужно перепроверить. Все-таки деньги — бюджетные и каждая копейка на счету.

«Мы просто исчезнем!»: перевозчики Казани «слезно» просят у Минниханова компенсаций за QR-коды

Устав ждать, ассоциация автотранспортных предприятий Татарстана в середине декабря направила президенту «слезное» письмо с просьбой компенсировать выпадающую выручку. Обращение подписали все перевозчики Казани. На фоне введения ограничений пассажиропоток сократился более чем на 30%, пропорционально упала выручка, указали авторы письма. Чтобы не допустить банкротства, перевозчики попросили не оставлять их один на один с «проблемами, которые возникли из-за введения QR-кодов». 

По словам Ханифова, утверждаемую сейчас методику можно будет использовать и в дальнейшем, это универсальный документ По словам Ханифова, утверждаемую сейчас методику можно будет использовать и в дальнейшем, это универсальный документ

Как пояснил накануне «БИЗНЕС Online» министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, методика выплат компенсаций готова, она на согласовании у правительства республики. Руководитель ведомства затруднился уточнить, когда компании получат деньги и сколько, но отметил, что перевозчики в крупных городах, в том числе в Казани и Набережных Челнах, уже уладили вопросы с лизинговыми компаниями. В этой части помощь оказывается после обращений глав муниципалитетов к президенту. Ранее перевозчики отмечали, что лизингодатели уже предупредили их: в случае задержек платежей готовы забрать автобусы.

По словам Ханифова, утверждаемую сейчас методику можно будет использовать и в дальнейшем, это универсальный документ. «Если перевозчики по каким-то причинам окажутся в трудном положении, появится шаблон: какие документы надо предоставить, какие показатели изучаются и так далее», — указал он. Министр транспорта заметил, что пассажиропоток к концу декабря уже практически восстановился: если в первую неделю он упал на 30%, то сейчас снижение на уровне 5–6%. 

Сергей Темляков: «Сейчас перевозчики ждут, когда будут утверждены проекты. Очень надеемся, что субсидия будет в этом году» Сергей Темляков: «Сейчас перевозчики ждут, когда будут утверждены проекты. Очень надеемся, что субсидия поступит в этом году»

«Вчера солярка стала 65 рублей! Но сейчас скажут: «Ну мы же вам дали денег»

Председатель АТП РТ Сергей Темляков не уточнил, устраивают ли перевозчиков указанные в документах суммы, и призвал дождаться готовых постановлений. «Сейчас перевозчики ждут, когда будут утверждены проекты. Очень надеемся, что субсидия поступит в этом году», — отметил он. Покроют ли выделенные средства убытки компаний? Здесь можно обратить внимание на несколько цифр. В 2020 году общественный транспорт только в Казани потерял 30% пассажиропотока и получил 150 млн рублей убытка. Октябрьские «ковикулы» уронили пассажиропоток в автобусах столицы республики на 32% до 555 тыс. человек в сутки. Упущенный доход составил 73,2 млн рублей. А здесь 100 млн рублей распределяют между всеми перевозчиками республики, включая метрополитен… 

Один из собеседников «БИЗНЕС Online» отметил, что суммы поддержки согласованы с перевозчиками, т. е. каждый директор знает, сколько причитается. «Сумма, на мой взгляд, справедливая. Другое дело, что всем не угодишь! Неизвестно только, когда мы эти деньги получим, когда отменят QR-коды. И еще одна беда — цены растут на все, при этом тарифы на перевозки расти не могут», — говорит он. Вдобавок есть перекос между казанскими МУПами, которым достанется больше бюджетных средств, и перевозчиками других муниципалитетов, которые крутятся сами. Ну и главное — в том, что эти выплаты не решают проблему системно: костыль подали, а гипс не залили! Так что транспорт будет хромать в прежнем режиме. С этой позицией согласны и другие участники рынка. 

Все потери фиксировались с обоснованием, и поэтому та сумма, которую выделят из бюджета, будет справедливой, отмечает генеральный директор АО «Транспортная карта» Денис Эйдлин. По его словам, падение пассажиропотока с момента введения QR-кодов составило от 27% до 9%. «Поощрение кондукторов и водителей считаю заслуженным, поскольку увеличился функционал, они принимают на себя весь негатив от пассажиров. При этом хочу отметить, что собираемость на транспортные карты сократилась на 13%, а нагрузка на наших специалистов увеличилась в сотни раз. Но, к сожалению, на это внимание не обратили», — указал спикер. С 22 ноября по 28 декабря 2021 года по транспортным картам было совершено 9,4 млн поездок, из них 60% — льготники. Для сравнения: в ноябре 2020-го было 11,8 млн поездок. Понятно, что такое сравнение отчасти условное. Надо еще учитывать, что стоимость проезда за наличку в этом году выросла.

«Если до введения кодов мы тонули, с их появлением мы упали на дно. И вот сейчас нас с этого дна хотят чуть-чуть приподнять — в то состояние, когда мы тонули», — оценивает готовящиеся выплаты первый заместитель директора ООО «Байлык № 3» Руслан Юсупов. По его словам, если исходить из той методики, по которой рассчитывают компенсации, предприятие получит около 1,1 млн рублей. Этого хватит, чтобы «хвосты подбить». Но только долги предприятия, связанные с закупкой запчастей, составляют 2 млн рублей. А у тех предприятий, где в лизинге более половины парка, задолженность намного больше, указал спикер. Юсупов напомнил, что предприятия «задыхались» еще в октябре, но тогда никакой поддержки не последовало. «Что мы сейчас видим? Вчера солярка стала [стоить] 65 рублей! Не 43 рубля, когда мы в октябре просили помощи. Зато сейчас скажут: „Ну мы же вам дали денег“», — описывает он ситуацию наш собеседник. Действительно, в понедельник биржевая цена на зимнее дизельное топливо в ходе торгов на Санкт-Петербургской бирже вновь обновила исторический максимум и впервые превысила 65 тыс. рублей за тонну. Юсупов ожидает, что субсидии перевозчикам придут прямо перед Новым годом: «Им надо в любом случае распределить бюджетные деньги до конца года. Я думаю, 31 декабря перечислят и отчитаются, что помогли. А у всех долгов выше крыши. Такой подарок на Новый год нам сделают».

Гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» (Набережные Челны) Николай Тятюшкин отметил, что в октябре предприятие получило из бюджета 1,8-1,9 млн рублей за перевозку льготников, а в ноябре и декабре выплаты составили по 800 тыс. рублей Гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» (Набережные Челны) Николай Тятюшкин отметил, что в октябре предприятие получило из бюджета 1,8–1,9 млн рублей за перевозку льготников, а в ноябре и декабре выплаты составили по 800 тыс. рублей

Другой собеседник утверждает, что два муниципальных перевозчика Казани — ПАТП-2 и ПАТП-4 — получит из бюджета не 150 млн рублей компенсаций, а 300. «Своим помогают. Наверное, больше всего пострадали», — смеется собеседник газеты. Гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» (Набережные Челны) Николай Тятюшкин отметил, что в октябре предприятие получило из бюджета 1,8–1,9 млн рублей за перевозку льготников, а в ноябре и декабре выплаты составили по 800 тыс. рублей. То есть перевозчик недополучил как минимум 2 млн рублей, и это без учета тех, кто ездит не по социальным картам. Собеседник надеется, что деньги придут в конце года, но слабо в это верит, а насчет суммы компенсации даже не думал — только предоставил данные о падении пассажиропотока. «У нас как говорят: „Дают — бери, бьют — беги“», — отметил Тятюшкин.