Билеты в небольшой зал MOÑ были раскуплены задолго до вчерашнего показа Билеты в небольшой зал MOÑ были раскуплены задолго до вчерашнего показа

В итоге коллективной мозговой деятельности родился не только спектакль

Билеты в небольшой зал MOÑ были раскуплены задолго до вчерашнего показа. Еще бы — последняя премьера календарного года, новый проект талантливых казанских режиссеров Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова, вновь обративших на себя внимание национальной театральной премии «Золотая маска», попав в ее шорт-листы за свой 16-часовой перформанс Overtime. Мигранова и Сабиров в который раз стараются исследовать вещи, обычно препарируемые знатоками с докторскими степенями. Начинали они общение со зрителем на подобные темы еще в «Углу», где делали спектакль о жизни копепод — планктона в Черном море, этим летом обращали внимание зрителей к проблеме сверхурочной работы, а зимой предметом исследования стал цифровой мир. А если точнее — место современного человека в данной системе координат.

В течение года авторы проекта исследовали материал совместно с сотрудниками Университета Иннополиса и Казанского федерального университета. Они записали десяток интервью с IT-специалистами, нейробиологами, научными специалистами. А те в свою очередь постарались выстроить ряд гипотез о том, какое будущее нас настигнет. Какова роль человека в цифровом мире? Способны ли роботы полностью заменить людской труд? Какие профессии исчезнут из-за глобализации?

В итоге этой коллективной мозговой деятельности родился не только спектакль, но и перформанс. Он стал своеобразным прологом к основному высказыванию, хотя длился на 7 часов дольше.

Драматург-перформер занялась написанием пьесы в прямом эфире, а двое других перформеров осваивали профессию кликвокеров Драматург-перформер занялась написанием пьесы в прямом эфире, а двое других перформеров осваивали профессию кликвокеров

В назначенный час три человека: мужчина (Павел Сидоров), женщина (Айгуль Ахметова) и драматург (Светлана Лукьянова) сели за рабочие столы, открыли ноутбуки и начали работать. Драматург-перформер занялась написанием пьесы в прямом эфире, а двое других перформеров осваивали профессию кликвокеров. Для этого им пришлось выполнять простые задания с целью сбора данных, которые IT-компании используют для обучения нейросетей.

В полной тишине, без возможности выйти в туалет, без перерыва на обед или прогулку трое взрослых людей били по клавишам компьютера и щелкали мышкой, будучи подключенными к датчикам, отслеживающим их мозговую активность. Как ведет себя мозг в момент творчества? Он спокоен или активен? А как меняется психологическое, физическое самочувствие, стрессоустойчивость?

Их состояние тут же передавалось на экран через проектор и в специально заведенный телеграм-канал перформанса. Более того, любой человек, оказавшийся в тот момент в Национальной библиотеке Татарстана, мог зайти в MOÑ, чтобы лично убедиться в чистоте эксперимента или самостоятельно погрузиться в удручающую рабочую атмосферу.

Каждый час драматург Лукьянова слышала условный звуковой сигнал, напоминающий ей о дедлайне. Один час — одна глава пьесы. Она не просто транслировалась на экране в режиме реального времени, но и моментально печаталась на принтере, стоящем на авансцене.

Как ведет себя мозг в момент творчества? Он спокоен или активен? А как меняется психологическое состояние, физическое, стрессоустойчивость?Их состояние тут же передавалось на экран через проектор Как ведет себя мозг в момент творчества? Он спокоен или активен? А как меняется психологическое, физическое самочувствие, стрессоустойчивость? Состояние перформеров тут же передавалось на экран через проектор

Если вам не нужно было бы работать, то чем бы вы занимались?

Планомерно 7-часовая прелюдия перетекла в спектакль, на который уже продавались билеты и ради которого пришли зрители. Никто из перформеров не шелохнулся. Троица осталась погружена в работу. После этого Лукьянова выложила на стол десяток маленьких диктофонных кассет, достала сам аппарат и стала включать одну аудиозапись за другой. В течение 30 минут зрители слушали воспроизводимую речь. Женский голос называл номер записи, дату, научного сотрудника и произносил основной тезис беседы. Голос на пленке звучал нечетко, приходилось прислушиваться. Записи менялись каждые несколько минут. А механический голос системно задавал вопросы о глобализации, цифровом поглощении, экологии, неизвестном будущем. Например, какова перспектива людей, неспособных адаптироваться к развитию цифровых технологий в будущем? И каким оно станет, это будущее, если технологии все же возьмут верх над человечеством? 

Homo digitalis на сцене неспешно выполняли свою работу, homo digitalis в зрительном зале не понимали, что происходит. Людей посадили перед зеркалом, которое к тому же стало задавать неудобные вопросы. Чувствуете ли вы оптимизм в отношении вашего будущего? А в отношении нашей планеты? Вы можете повлиять на ее будущее? Если вам не нужно было бы работать, то чем бы вы занимались?

Эффект дополнили заговорившие перформеры. Они также монотонно и порой невнятно зачитывали выжимки из каких-то научных статей или словарных определений Эффект дополнили заговорившие перформеры. Они так же монотонно и порой невнятно зачитывали выжимки из каких-то научных статей или словарных определений

Эффект дополнили заговорившие перформеры. Они так же монотонно и порой невнятно зачитывали выжимки из каких-то научных статей или словарных определений. Так еще полчаса. Сплошная статика, рутина, механическая жизнь. Те, кто рассчитывал увидеть действие, услышать диалоги, понаблюдать за конфликтом, получили большое разочарование. Но те, кто осмелился заглянуть в это зеркало, ушли домой с важными вопросами.

В который раз Мигранова и Сабиров в лоб задают неудобные вопросы своему зрителю. И делают это не громкими рабочими инструментами театра, а монотонным, тихим, порой даже изнурительным образом. Их перформанс вряд ли станет понятен большинству. Но тем, кто готов выйти из зона комфорта, может открыться новое знание.