С 1 января 2022 года поездка на автобусе или трамвае обойдется жителям Челнов в 27 рублей вместо нынешних 25 — как за наличный, так и за безналичный расчет

«Просто вопрос времени, когда они загнутся»

Сегодня госкомитет РТ по тарифам разрешил вопрос о новой стоимости проезда в общественном транспорте Набережных Челнов. С 1 января 2022 года поездка на автобусе или трамвае обойдется жителям автограда в 27 рублей вместо нынешних 25 — как за наличный, так и за безналичный расчет. Решение приняли на заседании правления ведомства. В отсутствие председателя комитета Александра Груничева заседание вела его заместитель Лариса Хабибуллина. Отметим, что обычно шефа на столь важных совещаниях замещал первый зам Александр Штром, покинувший комитет в начале декабря.

В автограде работает две организации общественного транспорта: это вышеупомянутое ООО «Пассажирские перевозки», которое обслуживает автобусные маршруты (совладельцами, по данным «Контур.Фокуса», являются Николай Тятюшкин, Ильдар Фахразиев, Алмаз Мусин и Александр Кутлунин), и ООО «Электротранспорт» (на 100% принадлежит исполкому Челнов), которое эксплуатирует трамваи. Заявление в госкомитет об увеличении тарифа для них подавал местный исполком.

Изначально транспортники Челнов добивались более внушительного повышения цены: до 35 рублей за наличный расчет и до 30 рублей — за безналичный. Причиной называли подорожавшее топливо. «Я понимаю, что все это класть на плечи горожан невозможно. Но вариантов-то нет ведь. О выгоде даже речи не идет», — жаловался нашему изданию генеральный директор ООО «Пассажирские перевозки» Тятюшкин.

Сегодня прогнозные показатели по итогам работы перевозчиков представил и. о. начальника отдела регулирования и контроля тарифов непромышленной сферы ГКРТТ Гаяз Миннебаев. Так, ожидается, что в 2021 году ООО «Пассажирские перевозки» перевезет 11,4 млн пассажиров, доход прогнозируется в размере 300,6 млн рублей. По ООО «Электротранспорт» пассажиропоток планируется в объеме 16,7 млн человек, доходы — 453,3 млн рублей. О прибыли чиновники тактично умолчали. Обеим организациям согласовали повышение только до 27 рублей за проезд с пассажира.

«То есть по муниципальному образованию город Набережные Челны по категории „плата в транспортном средстве“ тариф повышается с 25 до 27 рублей. По льготным категориям (за них платит бюджет Татарстана — прим. ред.) остается без изменений. Тариф согласован с исполнительным комитетом, а также перевозчиками», — сказал Миннебаев.

Действительно, обсуждения по этому больному вопросу уже неоднократно проходили на заседаниях правления и согласительных комиссиях тарифного комитета. Видимо, властям города вместе с перевозчиками пришлось уступить регулятору. Но первый заместитель руководителя исполнительного комитета Челнов Илья Зуев все же выступил с «последним словом». Он напомнил о болезненном моменте: на транспортниках лежит бремя по перевозке льготников по 20 рублей за проезд, а затраты на них такие же, как и на других пассажиров.

«Мы понимаем, что это будет вести к угнетению нашей транспортной отрасли и ухудшению пассажирских перевозок в целом. Просто вопрос времени, когда они загнутся, честно. Это я вам хотел сказать, а как будем двигаться дальше — увидим», — резюмировал Зуев.

Возможно, в дальнейшем комитет станет менять порядок изменений и саму методику расчета экономически обоснованного тарифа, обнадежила Хабибуллина. «Но это все в планах. Пока действуем в порядке, который на сегодняшний день утвержден», — заключила она.

Изначально транспортники Челнов добивались более внушительного повышения цены: до 35 рублей за наличный расчет и до 30 рублей — за безналичный

«Некоторые маршруты работают только на топливо и зарплату водителю»

За месяц до заседания комитета литр дизельного топлива стоил 48 рублей, теперь цена выросла до 57 рублей, а в Санкт-Петербурге на торгах уже превысила 60. В этих условиях очень тяжело работать, рассказал «БИЗНЕС Online» Тятюшкин после завершения заседания.

«Вы хотите, чтобы я сказал: „Я не согласен с этим решением — дайте 35“? Но как комитет решил, так и будет. Я не знаю, кто поставил задачу загубить остатки перевозчиков. Есть же [негативный] опыт в Бугульме, Альметьевске, Нижнекамске. Перевозчики сейчас на грани банкротства. Не надо нас измором брать, просто скажите: „Уважаемые перевозчики, сложите свои полномочия и идите, народ станет пешком ходить, здоровее будет“», — негодовал глава автотранспортной компании.

Конечно, зарплата на предприятиях автограда «ни на копейку» не выросла, и повышать цену на проезд крайне невыгодно для населения, признал наш собеседник. Но у них нет выбора, резюмирует Тятюшкин.

«Что изменят эти 2 рубля? Это же смешно! Они только помогают покрывать затраты на льготников, которых мы возим за 20 рублей. Вот если бы компенсации льготникам подняли до 25 рублей, никто бы не говорил, что мы завтра обанкротимся. Сегодня мы едва в ноль выходим после принятия коронавирусных ограничений и падения пассажиропотока. Некоторые маршруты работают только на топливо и зарплату водителю, а следующее повышение тарифа возможно только в новом году», — сказал собеседник.

Согласно базе «Контур.Фокус», в 2020 году ООО «Пассажирские перевозки» сработало с худшим финансовым результатом за свою историю, компания вышла с убытком на 8,6 млн рублей, хотя в 2019-м заработала 732 тысячи. Выручка предприятия не указывается. ООО «Электротранспорт» в прошлом году снизило выручку на 14% до 346,3 млн рублей. Чистый убыток общества составил 41,9 млн рублей, при этом годом ранее он был на уровне 52,3 млн рублей.

Транспортники называют пять причин кризиса в отрасли: низкие тарифы при отсутствии субсидий и полновесной компенсации за льготников, QR-коды, рост цен на запчасти и топливо, затягивание перехода на брутто-контракты и отсутствие региональной программы поддержки обновления транспорта

Системный кризис в транспорте

Перевозчики все чаще говорят о коллапсе общественного транспорта в Татарстане. Только в октябре отрасль потрясла новость из Бугульмы, где единственный перевозчик приостановил работу на фоне прокурорской проверки, а его пазики пустили на металлолом. В тех же Челнах провалилась транспортная реформа — жителей 534-тысячного города в 2020 году с комфортабельных автобусов большой вместимости вновь пересадили на коммерческие маршрутки без кондукторов. В Казани покинули рынок несколько частных перевозчиков: ООО «Республиканский автовокзал», ИП Умарова и ООО «Агромир».

Анатомия коллапса: почему в Татарстане гибнет общественный транспорт

Транспортники называют пять причин кризиса в отрасли: низкие тарифы при отсутствии субсидий и полновесной компенсации за льготников, QR-коды, рост цен на запчасти и топливо, затягивание перехода на брутто-контракты и отсутствие региональной программы поддержки обновления транспорта. В госкомитете РТ по тарифам отмечали, что в этом году пятая часть муниципалитетов республики подала заявления по пересмотру цены перевозки пассажиров. Стоимость проезда просили повысить перевозчики Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Мензелинска, Нижнекамского и Сабинского районов. На какую сумму вырастут тарифы, госкомитет в ответе на запрос «БИЗНЕС Online» не уточнил, но рост затронет 60% жителей Татарстана.