1. В галерее «БИЗОN» начала работу необычная выставка под названием «М7 и новые кочевники». Новая экспозиция объединила более 80 работ 23 художников из Татарстана, Башкортостана и Чувашии. М7 (федеральная автомобильная дорога М7 «Волга»: Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа, — прим. ред.) в экспозиции выступает некой метафорой жизни, где дорога — это не только расстояния, но и личные истории.

  2. Ее куратор, художник, председатель правления союза художников Набережных Челнов Ленар Ахметов, чьи работы тоже можно увидеть на выставке, провел экскурсию для посетителей, где подробно рассказал об участниках экспозиции, о том, что она собой символизирует, о роли этнической идентичности в эпоху «цифры» и многом другом. Кстати, интервью куратора «М7 и новые кочевники» вы можете прочитать на «БИЗНЕС Online».

  3. Татавангард представлен на выставке авторами, входящими в известные художественные объединения «Чингисхан» (Уфа) и «Тамга» (Набережные Челны). «В „Чингисхан“ в основном входят художники, проявившие активность в 1980-е, став такой новой волной. Когда Советский Союз распадался, на Западе возник интерес к советскому искусству, особенно к андерграунду. И как раз уфимская группа выстрелила. Их возили с выставками и в Америку, и в Европу», — рассказал Ахметов. Татарстанское объединение «Тамга» сформировалось чуть позже — в 1990-е. Основной костяк входивших в нее художников был из Набережных Челнов. «Я называю их художниками волны суверенитета Татарстана», — признался куратор. 

  4. В основном в «Тамгу» входят художники татарского авангарда, которые работают с воспоминаниями, с прошлым, с архетипами, с поисками нового языка. Но главное — здесь должна быть этническая составляющая, размышления о сохранении национальной идентичности. 

  5. «В экспозиции нет пейзажей, летящих за автомобильным стеклом, нет запечатленных достопримечательностей и злобы дня, — продолжает Ахметов. — Художники исследуют культурные и исторические кейсы своих народов и их место в современном цивилизационном процессе. Обращаясь к национальным корням, мы пытаемся вспомнить ту методологию связи с природой и космосом, которой обладали наши предшественники, найти тот магический кристалл, что позволит сохранить духовные сокровища предков в жестком сугубо функциональном мире высоких скоростей и big data. И самое главное — увидеть будущее национальных культур в эпоху глобализации».

  6. Кроме живописных картин на выставке представлены коллаж, графика, пастель, линогравюра, батик, а также скульптуры и арт-объекты. Например, «Степная мадонна» все того же Ахметова. «Эту работу я сделал в Удмуртии из старого корыта. Оно было разрушенным, я его аккуратно разобрал, обработал древесину и создал образ, который ведет отсылку к степным каменным бабам, которые встречаются на Алтае, в Республике Тыва , — рассказывает сам автор. — Я не стал забивать объект краской, стараясь сохранить текстуру дерева. Все-таки сама по себе Удмуртия более монохромная, там нет такого буйства красок. Сравните даже татарские деревни и удмуртские. Это сразу четко видно». 

  7. Рядом расположена картина известного чувашского автора Праски Витти, изготовленная в технике эмаль на металле. Он входит в число 100 лучших художников мира, работающих в этой технике. «Праски Витти занимался эмалью в Венгрии. Там был съезд художников и эмальеров со всего мира, включая авторов из Америки. Тогда его работы были особенно отмечены, и он даже получил приглашение приехать с выставкой в США, куда и отправился, — говорит о живописце Ахметов. — Витти просили переехать туда, но он остался здесь, о чем сейчас сожалеет». 

  8. Это также работы Витти, но уже написанные акрилом. Здесь в одну композицию собраны его фольклорные работы. Отметим, что работы Витти, «Внутренняя гармония» Нелли Акчуриной и «Степная мадонна» Ахметова не зря стоят вместе. «Если обратите внимание, при составлении экспозиции мы старались по сочетанию, по колориту работы связывать между собой, чтобы показать общее между художниками. Здесь (на фотоприм. ред.) авторов разных поколений из трех разных республик объединяет геометризм, некая попытка упорядочить хаос», — констатирует куратор «М7 и новые кочевники».

  9. Картина справа под названием «Мать», выполненная в технике шамаиль (вместо фольги автор использовал голографическую пленку), посвящена мрачной легенде о происхождении тюркских народов. По преданию, последнему ребенку тюркского народа отрубили ноги и руки и выбросили в болото. Там его нашла белая волчица, которая ухаживала за ним и родила от него волчат. Те разбрелись по степи, и от них пошли тюркские народы: казахи, татары, узбеки и т. д. Картина слева — это отсылка к технике шамаиль, но сюжет светский: изображен город и его дыхание. «Причем здесь есть дома, которые можно увидеть в Челнах, или, допустим, типичный дом в Голландии, какой-то дом в Питере», — указывает куратор. Кстати, Ахметов уверен, что, адаптируя народные техники, мы имеем все шансы изобрести свое «аниме», прославить свою культуру и, может, даже повлиять на весь мир.

  10. А это одна из работ скульптора Аделя Халиуллина, «Шаман». Автор родился в 1988 году в Казани, учился в КХУ им. Фешина и на скульптурных курсах в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица. Участвовал в реставрации крупнейших архитектурных памятников: Эрмитаж, Этнографический музей, Морской собор в Кронштадте, Екатерининский дворец, особняк Нобеля и др. Сегодня скульптуры Халиуллина участвуют и побеждают на международных конкурсах, выставках, украшают города, модные заведения, приобретаются для частных коллекций по всему миру — в России, США, Франции, Южной Корее, Бразилии и других странах.

  11. В прошлую субботу одна из участниц выставки, уфимская художница Акчурина, приехала в Казань в галерею «БИЗОN», чтобы показать перформанс «Все через корни» вместе с башкирской певицей Зилией Бахтиевой и казанским музыкантом Djonatan Lindaive (Айдар Закиров). 

  12. Бахтиева — профессиональная певица в жанрах Ethno World Music, Ethno-Folk, Pop music. Djonatan Lindaive в своих музыкальных проектах скрещивает татарский фолк, этнические инструменты и электронную музыку, а также создает цифровое искусство. Его коллажи и видео-арт также представлены на выставке. Под народные башкирские и татарские песни, звуки и монологи Зилии Акчурина выписывала узоры «корней» на вытянутой белой ленте. Эта дорога через корни ведет художницу в будущее, которое неразрывно связано с прошлым и питает древо жизни. «Я будто съездила к бабушке в Башкортостан», — поделилась сокровенным одна из зрительниц.

  13. А вот картины еще одного участника «М7 и новые кочевники», Расиха Ахметвалиева. «В данных работах есть прямое ощущение, что это Франция, — рассказывает Ахметов. — Расих Ахметвалиев жил какое-то время там. И его стиль такого яркого, но в то же время очень деликатного письма, тонкого отношения — он к этому пришел именно во Франции. До этого Расих работал монохромно. Он говорит: „Я не могу писать серо, потому что мир такой цветной вокруг, именно здесь, во Франции“. Но вместе с тем в работах остаются тюркские символы. Вот „Всадник“ — связь лошади и всадника, связь с дорогой».

  14. На втором этаже посетителей встречает диптих Хамзы Шарипова «Пермские боги», состоящий из двух картин — «Хозяин лесов» и «Хозяйка трех миров». Шарипов обращается к пермскому звериному стилю (самобытное явление, разновидность стиля бронзовой художественной пластики, существовавшая в древних культурах Прикамья). Но делает это в своей интерпретации. Художник родом из Пермского края, он не просто так обратился к таким символам: именно в тех местах, где родился живописец, эти статуэтки и находили.

  15. Для этих работ художник Василь Ханнанов использовал мешковину. «Он может просто взять и вылить на нее отбеливатель, и получается такая вот дорога, — рассказал Ахметов. — Кроме того, он создает композиции из старых ковров, полотенец, давая им тем самым вторую жизнь».

  16. Ну и куда без котиков… Работа «Сумерки» (справа) создана в 1994 году. 

  17. На втором этаже представлена серия «Хорошо» художника Зиннура Миннахметова, впрочем, и его работы на нижнем этаже относятся к этой серии. Творения Миннахметова, по словам куратора, очень интерьерные. Несмотря на то, что это художник старшего поколения, его работы — очень современного плана. В них видно, что это сегодняшний день, то, что окружает автора прямо сейчас. Например, можно увидеть Спасский собор в Елабуге. В этом — и сохранение истории, и современность. Также здесь есть социальный аспект — люди расположены группами, но кто-то «важный» стоит в центре толпы. И техника необычная — это масляная пастель. «Он ее как-то невероятно умеет смешивать. Каждое пятно у него всегда закреплено каким-то другим пятном — таким образом, сохраняется гармония всего поля», — считает Ахметов.

  18. Пожалуй, ключевой объект выставки, раскинувшийся в зале второго этажа, — «Тангыра», созданная Ахметовым в 2018 году. «Мы тогда должны были сделать финно-угорский проект, связанный с музыкальными инструментами. И из бытовых доступных объектов я решил сделать предмет, из которого можно было бы извлечь звук, — поделился подробностями автор. — Мы обнаружили старые ступы разных размеров и форм. Нашли жерди. Почистили, обработали, собрали. В итоге получился такой ударный инструмент».

  19. Игру на нем под конец экскурсии продемонстрировал куратор вместе с посетителями. «Теперь этот объект — достопримечательность села Булай Увинского района. На ней уже много народа поиграло за эти годы, прямо видно много-много маленьких вмятин от ударов», — добавил Ахметов. 

  20. А вот «Vr-Cow Корова вирус (цифровой метамодерн)» от digital-art-художника Djonathan Lindaive (Закиров).

  21. В общем, на экспозиции зрителям придется немало удивляться.

  22. Выставка «М7 и новые кочевники» в галерее «БИЗОN» будет работать до 30 января ежедневно с 13:00 до 21:00. И не пропустите, в рамках выставки планируются лекции, мастер-классы и перформансы от самих художников. Анонсы мероприятий будут публиковаться в социальных сетях галереи. Билеты на выставку можно приобрести здесь.