В кабмине подвели итоги года: республика снижает аварийность и укладывается в нормативы по нацпроекту В кабмине подвели итоги года: республика снижает аварийность и укладывается в нормативы по нацпроекту Фото: president.tatarstan.ru

У Татарстана меньше всего погибших в ДТП среди регионов ПФО

В 2017 году на дорогах Татарстана погибли 426 человек, а в 2021-м — 276. Каждая спасенная жизнь — это результат работы сотрудников ГИБДД и обустройства дорог. Такой тезис прозвучал в видеоролике, который запустили перед началом годового совещания по безопасности на дорогах. К примеру, в этом году более 30 км проезжей части оснастили барьерными ограждениями, которые помогают избежать встречных столкновений, а на участке М7 «Волга» (северной объездной Казани) сделали хорошее освещение, отметил голос за кадром.

Всего на дорогах Татарстана установлено 1 269 приборов фото- и видеофиксации, которые уже могут определять 12 видов нарушений. В Казани и Набережных Челнах камеры теперь видят автомобилистов, которые, вопреки правилам, уходят налево и нарушают требования дорожной разметки, комплексы могут выявить и непристегнутый ремень безопасности, будто бы предупреждали членов кабмина, собравшихся на комиссию.

Улучшают условия не только для водителей, но и для сотрудников ГИБДД. В этом году на средства бюджета РТ для ведомства закупили пять автомобилей BMW, а в следующем инспекторы получат современное и комфортное обмундирование. Хорошо зарекомендовали себя телеграм-каналы Госавтоинспекции, куда неравнодушные жители могут сообщить о нарушителях. С начала года поступило 400 таких сигналов о пьяной езде, а успешную практику перенимают другие регионы. Как выяснилось, сейчас ГИБДД вместе с минцифры и минобрнауки РТ создает единый электронный сервис для сдачи теоретического экзамена в автошколах. Он появится на портале госуслуг республики. У каждого ученика будет цифровой профиль с данными об этапах обучения и попытках получить права.

Аварийность в республике снижается, и социальный риск (число погибших в ДТП на 100 тыс. населения) составил 7,09, это лучший показатель в ПФО, отметил премьер-министр РТ Алексей Песошин. Но тут же подчеркнул, что расслабляться не надо: некоторые проблемы решить полностью не удалось, вопросы есть к ряду районов.

Всего на дорогах Татарстана установлено 1269 приборов фото- и видеофиксации, которые уже могут определять 12 видов нарушений Всего на дорогах Татарстана установлено 1 269 приборов фото- и видеофиксации, которые уже могут определять 12 видов нарушений Фото: «БИЗНЕС Online»

Что с аварийностью на дорогах?

Как раз на проблемах в ключевом докладе остановился министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин. Он отметил, что нацпроект к 2030-му требует сократить число погибших до 4 на 100 тыс. населения. И тут надо исправляться муниципалитетам: 14 районов в этом году не достигли требуемых показателей. А Набережные Челны, Высокогорский, Дрожжановский и Сабинский районы дают неутешительные цифры второй год подряд. В четырех районах выросли все основные показатели аварийности.

Три четверти всех ДТП с пострадавшими в республике — это столкновения и наезды на пешеходов. На федеральных трассах в РТ число ДТП и погибших выросло, на региональных аварий стало меньше, но жертв — больше. Радует только положение дел на местных дорогах. Хохорин призвал активнее расширять дороги по принципу «2 плюс 2», т. е. делать двухполоски четырехполосными, и устанавливать барьерные ограждения. К примеру, это необходимо на трассе Казань – Малмыж, неделю назад получившей статус федеральной. По словам министра, здесь остро стоит проблема встречных столкновений: с начала года в ДТП погибли 8 человек и 19 пострадали. Также волнует ситуация на трассе Набережные Челны – Заинск – Альметьевск.

Разметка и знаки на дорогах, как правило, появляются только после аварий, с сожалением признал Хохорин. И подчеркнул, что МВД не первый год призывает для разметки использовать более прочный термопластик, однако к ведомству не прислушиваются и используют обычную краску. У некоторых дорог в республике до сих пор нет владельца, и ни о каком содержании речи не идет.

К сожалению, выросла аварийность на пешеходных переходах. Зато за год сократилось число зон аварийности на дорогах — с 62 до 27. Но и здесь есть над чем работать: три аварийных участка в Казани по-прежнему остаются таковыми. На участках улиц Клары Цеткин и Карбышева, а также на перекрестке Качалова – Шаляпина все еще не установили светофоры.

ГИБДД, как отметил Хохорин, нужно уделить больше внимания соцсетям и специальным пабликам, где публикуются фото и видео нарушений. Только в этом году с помощью роликов наказали более 200 нерадивых водителей ГИБДД, как отметил Хохорин, нужно уделить больше внимания соцсетям и специальным пабликам, где публикуются фото и видео нарушений. Только в этом году с помощью роликов наказали более 200 нерадивых водителей Фото: president.tatarstan.ru

Хохорин призвал готовиться к наплыву электросамокатов и «проехался» по автошколам

ГИБДД, как отметил Хохорин, нужно уделить больше внимания соцсетям и специальным пабликам, где публикуются фото и видео нарушений. Только в этом году с помощью роликов наказали более 200 нерадивых водителей. Отдельное внимание спикер уделил «проблеме» быстрого роста числа электросамокатов на дорогах. Только в Казани в аренду предлагали более 2 тыс. таких транспортных средств. В ДТП с самокатами погиб 1 человек, еще 16 получили травмы, 2 тыс. водителей наказали за нарушение ПДД.

Еще до начала нового самокатного сезона исполкому Казани нужно окончательно определиться с местами парковки. А другим городам необходимо подготовиться к наплыву двухколесных: изучить опыт столицы РТ и скорректировать нормативную базу, подчеркнул спикер.

Пора строить велодорожки? Как Казани встретить вызов «самокатной революции»

На 5% выросло число злостных неплательщиков штрафов, бо́льшая часть из которых — за пьяную езду. Всего 117 человек суд привлек к ответственности за неуплату штрафов, посетовал Хохорин и отметил, что 1,2 тыс. водителей вообще избежали наказания за просрочку уплаты штрафа — истек срок давности по делам. По словам министра, не хватает должного контроля со стороны судебных приставов и муниципалитетов. «Но что говорить об участии органов местного самоуправления, если они сами в числе злостных неплательщиков», — указал глава МВД по РТ. Оказалось, что у исполкомов Балтасинского и Елабужского районов нашли более 50 неоплаченных штрафов.

После «горячего» прошлого года в этом улучшилась ситуация с трамваями: число аварий снизилось на треть. Однако грубейшие нарушения выявляются при перевозке детей. К примеру, воспитанников спортшколы олимпийского резерва в Казани возили на неисправном автобусе с просроченным страховым полисом. В Тетюшском районе автоинспекторы остановили автобус с детьми, где один из пассажиров сидел на стуле. В целом техническое состояние автобусов нареканий не вызывает, но подводят водители, которые работают пьяными.

Отдельно Хохорин «проехался» по автошколам, за которыми, по мнению министра, пока нет должного контроля. Хоть число ДТП с молодыми водителями и снизилось, претензии к качеству подготовки остаются. С первого раза теорию сдает каждый второй, практику — каждый пятый. Сейчас из-за отсутствия надзора школы не заинтересованы в том, чтобы кандидаты сдавали экзамен с первого раза, уверен министр. «Это приводит к тому, что курсанты приобретают практические навыки вождения в ходе неудачных попыток сдать экзамен в ГИБДД», — подчеркнул докладчик. Вопрос нужно решать на федеральном уровне.

Отдельно Хохорин «проехался» по автошколам, за которыми, по мнению министра, пока нет должного контроля. Хоть число ДТП с молодыми водителями и снизилось, претензии к качеству подготовки остаются Отдельно Хохорин «проехался» по автошколам, за которыми, по мнению министра, пока нет должного контроля. Хоть число ДТП с молодыми водителями и снизилось, претензии к качеству подготовки остаются Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

«Что вы, вернете погибших, что ли, их семьям?»

Показательную порку устроили главам Аксубаевского и Рыбно-Слободского районов. В этих муниципалитетах выросло число пьяных ДТП, есть факты фальсификации отчетности, а комиссии по БДД не работают должным образом. Глава Аксубаево Камиль Гамалов, заметно нервничая, рассказал, как сейчас район исправляет ситуацию. Ильдар Тазутдинов из Рыбной Слободы доложил, что власти знают все недостатки и «жестко» по ним работают. «В течение двух месяцев решим, никаких вопросов не будет!» — заверил он.

— Вы же знаете все эти вопросы давно. Что значит «в течение двух месяцев решим вопросы»? Вы что, вернете погибших, что ли, их семьям? — не выдержал вице-премьер РТ, зампредседателя комиссии кабмина РТ по БДД Шамиль Гафаров.

— Ваше предложение? — поинтересовался Песошин.

Гафаров сначала предложил жестко спросить и с главы района, и с председателя местной комиссии по БДД, и с начальника местного ГИБДД, но потом смягчился. Кабмин ограничится строгим наказанием для руководителя комиссии.

У выступавшего следом главы миндортранса РТ Фарита Ханифова поинтересовались, как снизить число жертв ДТП. Возможности для этого министр видит в более активном использовании камер. Кроме того, формируется опорная сеть дорог, которым уделят особое внимание, а для Альметьевска, Зеленодольска, Лениногорска и Бугульмы формируют «достойную» маршрутную сеть.

Порядок следует навести и в пассажирских перевозках: разобраться с частниками, которые возят людей без лицензии Порядок следует навести и в пассажирских перевозках: разобраться с частниками, которые возят людей без лицензии Фото: «БИЗНЕС Online»

Минниханов требует навести порядок с частным извозом и байкерами

Инфраструктура — это очень важно, но пешеходов надо учить, обозначил в своем заключительном слове президент РТ Рустам Минниханов. По его словам, нужна системная работа с детьми, а не «разовые занятия». Самый жесткий контроль необходимо наладить за перевозками детей, туристическими рейсами, подчеркнул руководитель республики. Порядок следует навести и в пассажирских перевозках: разобраться с частниками, которые возят людей без лицензии. Напомним, ГИБДД сейчас настаивает на том, чтобы внести перевозки более 8 пассажиров в список видов деятельности, для которых требуется лицензия. Соответствующие поправки в федеральный закон ведомство готовит вместе с Госсоветом РТ.

В плане качества подготовки водителей многое сделано. Что не устраивает, так это лихие мотоциклисты. «Глушители убирают, шумят, газуют. Если они культурно ездят, мы их, наоборот, поддерживаем. Но эти сумасшедшие на снарядах…» — пожаловался Минниханов. На этом тему с двухколесными президент не закрыл. «Вот эти самокаты… Откуда они появились, кто это? Во-первых, надо пешком ходить! — улыбнулся Минниханов. — Есть самокаты, которые можно ногой толкать. Зачем электросамокат, если ноги есть? Ну вот [руководителю аппарата президента РТ Асгату] Сафарову, мне можно электросамокат дать, и то [чтобы разрешенная скорость] была 5–6 километров в час».

Затем Минниханов уже серьезно поручил навести порядок: «Вот никому же неприятно, когда нормально идешь и этот сумасшедший на самокате, который ездить не умеет. Или отдельная дорога должна быть, или должен соблюдать скоростной режим. Эта тема пока осталась».