Ильсур Метшин обсудил первые итоги мониторинга доступности городской среды и инклюзивное образование накануне на площадке казанской школы № 86 Ильсур Метшин обсудил первые итоги мониторинга доступности городской среды и инклюзивное образование накануне на площадке казанской школы №86 Фото: metshin.ru

Инклюзивное образование по-казански: 655 групп в детсадах, 45 базовых школ и 2 тыс. детей 

Первые итоги мониторинга доступности городской среды и инклюзивное образование обсудили накануне на площадке казанской школы №86. В этом году там открылся ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра. До начала совещания его осмотрел мэр Казани Ильсур Метшин. Ему показали учебный кабинет, где с детьми занимаются наставники, а также сенсорную комнату. Как рассказала директор школы Гульназ Галеева, сегодня здесь обучаются 7 особенных детей: к каждому ребенку индивидуальный подход, и у всех свой наставник. Ресурсный класс открыла казанская общественная организация «Просто другие» на средства гранта «Татнефти».

«После диагностики мы видим, что такие дети уже адаптированы к условиям, и начинаем выводить их в обычные классы. У нас уже есть достижение: 30–40 процентов уроков дети-аутисты посещают в своих классах вместе с нормотипичными детьми», — рассказала Галеева «БИЗНЕС Online».

В начале совещания Метшин напомнил, что тема доступной среды в этом году поднималась несколько раз на различных площадках и уже есть первые результаты по улучшению условий организации досуга и допобразования для детей с ограниченными возможностями здоровья, — в начале декабря открылся первый инклюзивный досуговый центр для детей с ментальными нарушениями, проспонсированный депутатом Госдумы РФ Ильей Вольфсоном. Тогда мэр отмечал, что подобные центры нужны в каждом районе города. Необходимо готовить больше специалистов для инклюзивного образования. К проблеме вернулись и на этот раз.

Ильсур Метшин о среде для инвалидов: «Делать это нужно не для галочки»

Новые вызовы стоят перед проектом «Добрая Казань». Поначалу внимание было сосредоточено на взаимодействии с благотворительными организациями, но теперь надо расширять работу с получателями этой поддержки, считает мэр. Здесь тоже стоят задачи цифровизации, так что на сайте «Добрая Казань» появятся разделы, связанные с оказанием услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья. «Это должен быть единый ресурс со всей необходимой информацией о кружках, секциях, мероприятиях, инклюзивном образовании и многом другом», — дал поручение Метшин. Сам форум «Доброй Казани» запланирован на февраль, и он пройдет в офлайн-режиме. Это мероприятие является одним из крупнейших в стране посвященных актуальным вопросам благотворительности. 

Новые вызовы стоят перед проектом «Добрая Казань». Поначалу внимание было сосредоточено на взаимодействии с благотворительными организациями, но теперь надо расширять работу с получателями этой поддержки, считает мэр Новые вызовы стоят перед проектом «Добрая Казань». Поначалу внимание было сосредоточено на взаимодействии с благотворительными организациями, но теперь надо расширять работу с получателями этой поддержки, считает мэр Фото: «БИЗНЕС Online»

Один из насущных для семей вопросов связан с образованием детей. В школах и детских садах Казани сегодня обучаются почти 2 тыс. детей-инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Еще 678 человек проходят обучение на дому. Как рассказал начальник управления образования столицы РТ Ирек Ризванов, по инклюзивной системе работает 45 базовых школ, где обучаются школьники с нарушением интеллекта, речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Но есть случаи, требующие создания специальных условий, — при занятиях детей-аутистов, с задержкой психического развития и синдромом Дауна. Для таких ребят нужно около 50 дополнительных ресурсных классов.  

«Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов и у школ, и у самих родителей. В какую школу должен ходить ребенок, может ли он учиться вместе со сверстниками, какие условия должна создать для него школа?» — отметил Ризванов. Для начала нужно пройти психолого-педагогическую комиссию по заявлению родителей, где дается оценка уровня заболеваемости и определяется индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка. Если он посещает детский сад, то в Казани работает 655 компенсирующих групп для более чем 10 тыс. детей. По словам Ризванова, в школу приходит лишь сравнительно малая часть «особенных» детей, т. к. в дошкольных образовательных заведениях с ними ведется большая работа.

Осуществляется работа и с педагогами. По словам докладчика, за последние годы обучение прошли 778 учителей и 78 воспитателей. Однако персонала для инклюзивного образования все еще не хватает. Управление образования Казани совместно с АНО «Особые дети. Татарстан» организовало серию тренингов в 45 базовых школах. Метшин поручил оценить потребность образовательных учреждений в наставниках и ассистентах учителей и привлечь к решению проблемы казанские вузы. Градоначальник предложил также включить в конкурс «Учитель года» номинацию для педагогов, которые работают с детьми с ОВЗ.

«По сути, организацией инклюзии в школах мы начали заниматься только пять лет назад. Это была для нас новая работа, поскольку до этого обучение детей с инвалидностью проходило в коррекционных школах. Надо признать, что мы в стране очень отстаем от западных коллег. У них уже есть успешный опыт, и нам нужно его перенимать, — считает градоначальник. — То, что порядка 2 тысяч детей с ограничениями по здоровью получают образование и включены в общеобразовательную среду, это уже большое начало работы, которую стоит продолжать».

Следующей проблемной темой стала доступность городской среды. Сегодня безбарьерными считаются 159 образовательных учреждений Казани Следующей проблемной темой стала доступность городской среды. Сегодня безбарьерными считаются 159 образовательных учреждений Казани Фото: kzn.ru

«Построенный пандус ведет в никуда — человек, даже если им воспользуется, придет в тупик!»

Следующей проблемной темой стала доступность городской среды. Сегодня безбарьерными считаются 159 образовательных учреждений Казани. Метшин подчеркнул, что все новые заведения обязательно проектируются с учетом этих требований: там есть лифты для маломобильных, пандусы, подъемники в бассейнах, санузлы, безбарьерный доступ во все кабинеты.

Результаты мониторинга доступности жилых комплексов, магазинов, дорожной инфраструктуры представили главы районов. Напомним, такое поручение им было дано в ходе последнего совещания по доступной среде. Обход проводили совместно с профильными специалистами и депутатом Казгордумы Далией Гайнановой. Типичные ошибки, которые выявили в ходе осмотра новостроек, следующие:

  • нет яркой маркировки на входных группах;
  • нет тактильных указателей;
  • не везде есть информационные таблички с номерами подъездов;
  • нет инструкций по пользованию лифтами и пандусами.

По словам главы Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Фаниса Нурмухаметова, замечания в подъездах должны устранить управляющие компании. А вот завышенные бордюры будут понижать за счет капитального ремонта улично-дорожной сети. Проблемой, по его словам, остается периодический выход из строя 8 лифтов надземных пешеходных переходов. Что касается объектов торговли, доступными считаются только 163 магазина, еще более 990 — частично доступны, к ним есть замечания.

Из позитивных новостей — завершаются работы по созданию творческого досугового центра для учащихся и детей с ОВЗ на базе школы №49. Как отметил Нурмухаметов, отделочные работы выполнены на 70%. «Почему так долго? Мы летом там были», — поинтересовался сроками открытия мэр. Глава районов ответил, что подрядная организация заложила свое финансирование и оно только поступило, оборудование завезено на 90%. Так что к концу года центр откроется. Метшин оценил результаты: предложил не спешить и сделать работы качественно, пусть и с опозданием.

Глава Вахитовского и Приволжского районов Марат Закиров рассказал, что 20% предпринимателей начали прислушиваться к замечаниям по доступной среде. Остаются вопросы по ряду жилых комплексов. «Объект введен в 2018 году. Построенный пандус ведет в никуда — человек, даже если им воспользуется, придет в тупик!» — привел он пример. Зато подвижки есть в программе «Наш двор» — со следующего года в перечень МАФов могут включать специализированное оборудование.

У мечети «Ярдэм» на улице Серова в следующем году откроется многофункциональный спорткомплекс с доступной средой. Объект готов на 90% и закуплено все оборудование У мечети «Ярдам» на улице Серова в следующем году откроется многофункциональный спорткомплекс с доступной средой. Объект готов на 90%, и закуплено все оборудование Фото предоставлено пресс-службой Кировского и Московского районов Казани

У мечети «Ярдам» на улице Серова в следующем году откроется многофункциональный спорткомплекс с доступной средой. Объект готов на 90%, и закуплено все оборудование. Как рассказал глава Кировского и Московского районов Казани Сергей Миронов, центр смогут посещать все горожане, а также спортсмены-паралимпийцы. Спорткомплекс двухэтажный, общей площадью в 1,3 тыс. кв. метров. Залы предназначены для волейбола, фехтования, тенниса, баскетбола, гимнастики, тяжелой и легкой атлетики, единоборства и других видов спорта. Это будет первый объект, построенный в рамках поручений, прозвучавших на встрече с мамами детей-инвалидов в июне 2021 года.

Карта недоступности среды Казани, инклюзивные студии и «Мэри Поппинс» для особенных детей

Требования к доступной среде должны быть четкие, сказал мэр и попросил с коллегами из минсоцзащиты проработать этот момент. «Понятно, что есть предприниматели, которые изображают псевдодоступную среду, мы с ними должны бороться и жестко требовать выполнения всех нормативных актов. Есть бизнесмены, которые действительно хотят сделать сразу как надо, но вечно меняющиеся нормативы уводят эту дорогу в никуда», — отметил Метшин. Он поручил главам районов изначально обратить внимание на строящиеся проекты по различным программам. «Мы тратим деньги, тратьте их по уму!» — заключил мэр.