«То, что порядка 2 тысяч детей с ОВЗ уже получают образование и включены в общеобразовательную среду, — большое начало работы, которое стоит продолжать», — оценил мэр Казани Ильсур Метшин обучающие программы на совещании по доступной среде. Городу нужно еще 50 ресурсных классов для особенных детей, педагогам организуют специальные тренинги и подключат к проблеме кадров вузы. О том, в чем типичные ошибки застройщиков и где появится новый спортивный центр с доступной средой, — в материале «БИЗНЕС Online».
Ильсур Метшин обсудил первые итоги мониторинга доступности городской среды и инклюзивное образование накануне на площадке казанской школы №86
Инклюзивное образование по-казански: 655 групп в детсадах, 45 базовых школ и 2 тыс. детей
Первые итоги мониторинга доступности городской среды и инклюзивное образование обсудили накануне на площадке казанской школы №86. В этом году там открылся ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра. До начала совещания его осмотрел мэр Казани Ильсур Метшин. Ему показали учебный кабинет, где с детьми занимаются наставники, а также сенсорную комнату. Как рассказала директор школы Гульназ Галеева, сегодня здесь обучаются 7 особенных детей: к каждому ребенку индивидуальный подход, и у всех свой наставник. Ресурсный класс открыла казанская общественная организация «Просто другие» на средства гранта «Татнефти».
«После диагностики мы видим, что такие дети уже адаптированы к условиям, и начинаем выводить их в обычные классы. У нас уже есть достижение: 30–40 процентов уроков дети-аутисты посещают в своих классах вместе с нормотипичными детьми», — рассказала Галеева «БИЗНЕС Online».
В начале совещания Метшин напомнил, что тема доступной среды в этом году поднималась несколько раз на различных площадках и уже есть первые результаты по улучшению условий организации досуга и допобразования для детей с ограниченными возможностями здоровья, — в начале декабря открылся первый инклюзивный досуговый центр для детей с ментальными нарушениями, проспонсированный депутатом Госдумы РФ Ильей Вольфсоном. Тогда мэр отмечал, что подобные центры нужны в каждом районе города. Необходимо готовить больше специалистов для инклюзивного образования. К проблеме вернулись и на этот раз.
Новые вызовы стоят перед проектом «Добрая Казань». Поначалу внимание было сосредоточено на взаимодействии с благотворительными организациями, но теперь надо расширять работу с получателями этой поддержки, считает мэр. Здесь тоже стоят задачи цифровизации, так что на сайте «Добрая Казань» появятся разделы, связанные с оказанием услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья. «Это должен быть единый ресурс со всей необходимой информацией о кружках, секциях, мероприятиях, инклюзивном образовании и многом другом», — дал поручение Метшин. Сам форум «Доброй Казани» запланирован на февраль, и он пройдет в офлайн-режиме. Это мероприятие является одним из крупнейших в стране посвященных актуальным вопросам благотворительности.
Новые вызовы стоят перед проектом «Добрая Казань». Поначалу внимание было сосредоточено на взаимодействии с благотворительными организациями, но теперь надо расширять работу с получателями этой поддержки, считает мэр
Один из насущных для семей вопросов связан с образованием детей. В школах и детских садах Казани сегодня обучаются почти 2 тыс. детей-инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Еще 678 человек проходят обучение на дому. Как рассказал начальник управления образования столицы РТ Ирек Ризванов, по инклюзивной системе работает 45 базовых школ, где обучаются школьники с нарушением интеллекта, речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Но есть случаи, требующие создания специальных условий, — при занятиях детей-аутистов, с задержкой психического развития и синдромом Дауна. Для таких ребят нужно около 50 дополнительных ресурсных классов.
«Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов и у школ, и у самих родителей. В какую школу должен ходить ребенок, может ли он учиться вместе со сверстниками, какие условия должна создать для него школа?» — отметил Ризванов. Для начала нужно пройти психолого-педагогическую комиссию по заявлению родителей, где дается оценка уровня заболеваемости и определяется индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка. Если он посещает детский сад, то в Казани работает 655 компенсирующих групп для более чем 10 тыс. детей. По словам Ризванова, в школу приходит лишь сравнительно малая часть «особенных» детей, т. к. в дошкольных образовательных заведениях с ними ведется большая работа.
Осуществляется работа и с педагогами. По словам докладчика, за последние годы обучение прошли 778 учителей и 78 воспитателей. Однако персонала для инклюзивного образования все еще не хватает. Управление образования Казани совместно с АНО «Особые дети. Татарстан» организовало серию тренингов в 45 базовых школах. Метшин поручил оценить потребность образовательных учреждений в наставниках и ассистентах учителей и привлечь к решению проблемы казанские вузы. Градоначальник предложил также включить в конкурс «Учитель года» номинацию для педагогов, которые работают с детьми с ОВЗ.
«По сути, организацией инклюзии в школах мы начали заниматься только пять лет назад. Это была для нас новая работа, поскольку до этого обучение детей с инвалидностью проходило в коррекционных школах. Надо признать, что мы в стране очень отстаем от западных коллег. У них уже есть успешный опыт, и нам нужно его перенимать, — считает градоначальник. — То, что порядка 2 тысяч детей с ограничениями по здоровью получают образование и включены в общеобразовательную среду, это уже большое начало работы, которую стоит продолжать».
Следующей проблемной темой стала доступность городской среды. Сегодня безбарьерными считаются 159 образовательных учреждений Казани
«Построенный пандус ведет в никуда — человек, даже если им воспользуется, придет в тупик!»
Следующей проблемной темой стала доступность городской среды. Сегодня безбарьерными считаются 159 образовательных учреждений Казани. Метшин подчеркнул, что все новые заведения обязательно проектируются с учетом этих требований: там есть лифты для маломобильных, пандусы, подъемники в бассейнах, санузлы, безбарьерный доступ во все кабинеты.
Результаты мониторинга доступности жилых комплексов, магазинов, дорожной инфраструктуры представили главы районов. Напомним, такое поручение им было дано в ходе последнего совещания по доступной среде. Обход проводили совместно с профильными специалистами и депутатом Казгордумы Далией Гайнановой. Типичные ошибки, которые выявили в ходе осмотра новостроек, следующие:
- нет яркой маркировки на входных группах;
- нет тактильных указателей;
- не везде есть информационные таблички с номерами подъездов;
- нет инструкций по пользованию лифтами и пандусами.
По словам главы Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Фаниса Нурмухаметова, замечания в подъездах должны устранить управляющие компании. А вот завышенные бордюры будут понижать за счет капитального ремонта улично-дорожной сети. Проблемой, по его словам, остается периодический выход из строя 8 лифтов надземных пешеходных переходов. Что касается объектов торговли, доступными считаются только 163 магазина, еще более 990 — частично доступны, к ним есть замечания.
Из позитивных новостей — завершаются работы по созданию творческого досугового центра для учащихся и детей с ОВЗ на базе школы №49. Как отметил Нурмухаметов, отделочные работы выполнены на 70%. «Почему так долго? Мы летом там были», — поинтересовался сроками открытия мэр. Глава районов ответил, что подрядная организация заложила свое финансирование и оно только поступило, оборудование завезено на 90%. Так что к концу года центр откроется. Метшин оценил результаты: предложил не спешить и сделать работы качественно, пусть и с опозданием.
Глава Вахитовского и Приволжского районов Марат Закиров рассказал, что 20% предпринимателей начали прислушиваться к замечаниям по доступной среде. Остаются вопросы по ряду жилых комплексов. «Объект введен в 2018 году. Построенный пандус ведет в никуда — человек, даже если им воспользуется, придет в тупик!» — привел он пример. Зато подвижки есть в программе «Наш двор» — со следующего года в перечень МАФов могут включать специализированное оборудование.
У мечети «Ярдам» на улице Серова в следующем году откроется многофункциональный спорткомплекс с доступной средой. Объект готов на 90%, и закуплено все оборудование
У мечети «Ярдам» на улице Серова в следующем году откроется многофункциональный спорткомплекс с доступной средой. Объект готов на 90%, и закуплено все оборудование. Как рассказал глава Кировского и Московского районов Казани Сергей Миронов, центр смогут посещать все горожане, а также спортсмены-паралимпийцы. Спорткомплекс двухэтажный, общей площадью в 1,3 тыс. кв. метров. Залы предназначены для волейбола, фехтования, тенниса, баскетбола, гимнастики, тяжелой и легкой атлетики, единоборства и других видов спорта. Это будет первый объект, построенный в рамках поручений, прозвучавших на встрече с мамами детей-инвалидов в июне 2021 года.
Требования к доступной среде должны быть четкие, сказал мэр и попросил с коллегами из минсоцзащиты проработать этот момент. «Понятно, что есть предприниматели, которые изображают псевдодоступную среду, мы с ними должны бороться и жестко требовать выполнения всех нормативных актов. Есть бизнесмены, которые действительно хотят сделать сразу как надо, но вечно меняющиеся нормативы уводят эту дорогу в никуда», — отметил Метшин. Он поручил главам районов изначально обратить внимание на строящиеся проекты по различным программам. «Мы тратим деньги, тратьте их по уму!» — заключил мэр.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 136
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.