ОПРЕДЕЛИЛИСЬ С МЕСТОМ

В минувшую среду на заседании Казгордумы депутаты утвердили перевод участка площадью 68321 кв. м по ул. Фатиха Амирхана из зоны специального назначения (Д3) в зону обслуживания населения (Д2). Инициатором перевода стал собственник участка - ООО «Интеллект и Право». Компания намерена построить здесь торгово-административный комплекс.

Казанцам знаком огромный пустующий участок, расположенный за мечетью «Казан нуры», недалеко от «Татнефть-Арены». Именно отсюда был дан старт гонки «Великий шелковый путь» летом 2009 года.

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», под объемным понятием «торгово-административный комплекс» подразумевается гипермаркет стройматериалов французской компании «Леруа Мерлен». Получить официальный комментарий в московском офисе ритейлера не удалось.

Тем не менее подтверждение намерений французского ритейлера удалось найти в СПАРК. В октябре 2011 года, согласно данным ЕГРЮЛ, собственником ООО «Интеллект и Право» (основано в 2006 году) стало ООО «Леруа Мерлен Восток». Еще в начале 2011 года его контролировали три физлица - Айслу Бубнова (40%), Наталья Налетова (40%) и Сарвар Сабиров (20%).

ЗОЛОТАЯ ЗЕМЛЯ

Свой выход в столицу Татарстана французский DIY-оператор планировал одновременно с открытием продуктового оператора «Ашан» (оба ритейлера входят в Groupe Auchan SA). По словам участников рынка, один из вариантов рассматривался недалеко от ТЦ «Южный».

Согласно стандартам компании, торговые площади под данный формат предполагают от 8 тыс. до 20 тыс. кв. м, а земельный участок – от 2,5 до 30 га. И вот, похоже, подходящий участок найден.

«Участок достаточно привлекательный. Цена подобного участка может быть в районе 300 долларов за квадратный метр. В то же время учитывая, что участок достаточно большой, его цена с дисконтом может быть в районе 480 - 500 миллионов рублей», - высказал свое предположение Искандер Юсупов, директор «Супермаркета недвижимости» (ASG).

Один из участников рынка рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сейчас «Леруа Мерлен Восток» приступил к выбору подрядчиков. Учитывая, что площадь нового магазина планируется в районе 16 тыс. кв. м, а рядом может появиться крупная автомобильная парковка, себестоимость строительства может быть в районе 500 - 700 млн. рублей (для сравнения - инвестиции в «Ашан» в ТЦ «Южный» составили 500 млн. рублей). Таким образом, вместе с покупкой земли объем инвестиций французов в Казань может приблизиться или даже превысить миллиард рублей.

IMG_2506.jpg

В ближайшее время на пустующем участке недалеко от «Татнефть-Арены» начнется строительство гипермаркета стройтоваров «Леруа Мерлен», входящего в Groupe Auchan SA

ТРЕТИЙ НЕ ЛИШНИЙ

Один из казанских экспертов рынка, знакомый с работой французской сети, вспомнил, что первый «Леруа Мерлен» открылся в Мытищах на одной площадке вместе с «Декатлоном» и «Ашаном». «Это давало синергетический эффект. Площадь участка большая. Возможно, и на Чистопольской вслед за «Леруа Мерлен» появятся и другие форматы группы - появится «Ашан» (или другие форматы продритейла «Атак», «Ашан-сити») и «Декатлон». Вообще, если говорить об ассортименте, то здесь также преобладают собственные торговые марки - «приват-лейблы». Я даже был неприятно удивлен в Мытищах, когда в «Ашане» увидел тот же ассортимент, что и в «Леруа Мерлен», - вкратце охарактеризовал нового игрока собеседник «БИЗНЕС Online».

Напомним, что сегодня на казанском рынке представлено два подразделения французской группы Groupe Auchan SA. Осенью 2011 года в ТЦ «Южный» открылся продуктовый «Ашан». Тогда же стало известно о возможном строительстве второго магазина (как вариант, рассматривается район Горьковского шоссе). В конце декабря в ТЦ «МЕГА-Казань» появился магазин спорттоваров «Декатлон».

БРИТАНЦЫ ПРИСМАТРИВАЛИСЬ К КАЗАНИ

Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам оценить планы французского ритейлера.

Леонид Рахимов – гендиректор ЗАО «Инвест Девелопмент» (Дисконт-центр XL):

- Перспективы нового игрока ожидают хорошие. Мощная финансовая группа выставляет нам очень крупного оператора DIY. Город строится, новостроек много, и продукт, который будет продавать «Леруа Марлен», очень востребован. В нем – недорогие отделочные материалы массового спроса.

karta_.jpg

В Казани пока основной лидер DIY – «Мегастрой», несмотря на наличие каких-то питерских игроков («Мой дом», «Максидом)». Игроки есть, но класс «Леруа Марлен» выше. За ними стоит мощная финансовая группа, за ней форматы «Ашана», «Декатлона».

Группа «Ашан» строит очень большие магазины. Площадь в 60 тысяч квадратных метров – это много, размером с торговый центр «Тандем», но «Тандем» – в три этажа, а «Леруа Марлен» – в один(!). Есть о чем задуматься. «Леруа Марлен» уже давно хотел выйти на казанский рынок. Часто ездили сюда, смотрели еще до кризиса, подыскивали.

Есть еще (британский) ритейлер - Kingfisher (бренд Castorama), он тоже пытался совершить экспансию на казанский рынок. Но, видимо, попросили пропустить вперед европейских игроков.

Что же касается, во сколько обошлась земля, то кадастровая стоимость трети гектара - 12 миллионов рублей. Можно посчитать, что получится. Для того чтобы точно ответить про стоимость, нужно знать категорию земли и сегодняшнее ценообразование. А вообще будет рыночная стоимость – такая, о которой договорятся продавец и покупатель.

Андрей Васюткин - руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин Магазинов» в ассоциации CBRE:

- Из ведущей тройки международных сетей DIY, представленных в России (Leroy Merlin, Castorama, OBI), в Казани представлен только один гипермаркет OBI на площади 11,7 тысячи квадратных метров в составе ТРЦ «Мега», открывшийся еще в 2005 году. За прошедшие 6 лет в городе открывались объекты только российских сетей. На текущий момент из федеральных игроков на рынке работают «Максидом» (Санкт-Петербург) и «Старик Хоттабыч» (Москва).

Среди локальных сетей в городе наиболее активно развита сеть «Агава» (формат гипермаркета «Мегастрой»). Рынок DIY Казани, как и большинства крупных растущих городов, не насыщен. Здесь вполне могут сосуществовать все три крупнейшие международные сети, представленные в России. На рост рынка сегмента товаров для дома помимо прочего будет влиять увеличение доли продаж в цивилизованных форматах торговли за счет закрытия открытых строительных рынков. Приход нового крупного игрока на рынок пойдет только на пользу потребителям. Опыт других городов показывает, что конкуренция между крупнейшими сетями в данном сегменте рынка ведет, прежде всего, к улучшению сервиса обслуживания, появлению новых дополнительных услуг, предлагаемых покупателям.

В целом группа Auchan (включающая сеть Leroy Merlin) активно развивается в городе. Недавно был открыт гипермаркет спортивных товаров сети «Декатлон (также входит в группу Auchan), планируется открытие второго гипермаркета. Международная сеть «Хоум Центр» планировала открыть в городе один из своих региональных объектов. В ближайшее время в сегменте cash&carry откроется первый за пределами ЦФО объект международной сети Selgros.

IMG_2513.jpg
Себестоимость строительства нового магазина может быть в районе 500 - 700 млн. рублей

«У НАС ВСЕ В ПОРЯДКЕ С ТРАНСПОРТНОЙ СИТУАЦИЕЙ В ГОРОДЕ?»

Искандер Юсупов - директор «Супермаркета недвижимости» (ASG):

- Мы считаем, что с учетом очень выгодного местоположения и слабой обеспеченности форматом DIY Ново-Савиновского района перспективы у Leroy Merlin очень неплохие. Квартал богат на новостройки, и крупный гипермаркет строительных материалов придется там как нельзя кстати. Среди знаковых фигур в этом сегменте можно выделить OBI в Советском районе и "Максидом" в Приволжском районе, они же основные конкуренты. Из татарстанских компаний следует упомянуть «Агаву» и ее ответвление – «Мегастрой».

Учитывая, что мы являемся подразделением ASG, к нам нередко обращаются с запросом подобрать участок под застройку торговых площадей, и это вполне объяснимо. В кризисные годы многие проекты были отложены «в стол», а сейчас возобновляются. В первую очередь инвесторов интересуют такие направления для развития, как Мамадышский и Вознесенский тракт.

Немного смущает площадь участка под проект, для такого гипермаркета она несколько обширна. Возможно, Leroy Merlin больше «на вырост» берет. И в дальнейшем будет застраивать его другими комплексами или сдавать в аренду.

Рынок DIY в Казани на сегодняшний день нельзя назвать перенасыщенным, думаю, новый игрок сможет рассчитывать на 5 - 10 процентов рынка. Приволжский федеральный округ занимает второе место по количеству DIY магазинов после ЦФО. Российский рынок DIY является шестым в мире, однако потребление товаров DIY на душу населения - одно из самых низких в Европе. Среди лидеров по росту площадей в России в 2011 году - петербургская сеть «Метрика» и французская Castorama. Думаю, если они продолжат расширяться, то Казань будет среди городов-кандидатов на их присутствие.

Виталий Логинов – председатель союза архитекторов РТ:

- У нас все в порядке с транспортной ситуацией в городе? Нет. И будет еще хуже - в этом весь ответ.

Между Амирхана и Мусина – очень сложный транспортный узел. Я уже говорил по этому поводу, что здания подобного формата должны строиться вне города или на границе города. Тем более, если строительный гипермаркет, нужно размещать его там, где идет стройка коттеджей, дач и прочее. Я считаю, что размещение на данном участке – неправильное градостроительное решение.

Сергей Саначин – главный архитектор центра разработки генплана Казани:

- С пробками, конечно, будут проблемы. Это логично: чем больше учреждений строится, тем сложнее дорожная ситуация. Но ведь пустыри-то в городе не должны оставаться. Так что просто нужно развивать транспортную сеть.

Справка

«Леруа Мерлен»

Международная сеть магазинов DIY. Входит в группу компаний «Ашан». Основана в 1923 году во Франции. Объединяет более 300 магазинов, 50 тыс. сотрудников.

В настоящее время компания Leroy Merlin — третья в Европе после Castorama и OBI по объемам продаж товаров для строительства и отделки (рынок DIY — от англ. Do It Yourself — «Сделай это сам»). Сеть включает в себя 183 гипермаркета DIY, 107 средних и малых магазинов, 18 дискаунтеров в Греции, Бразилии, Франции, Италии, Польше, Португалии, Испании, России, Китае.

Общая численность персонала — свыше 35 тыс. человек (2005). Оборот компании за 2005 — 6,57 млрд. евро.

В 2004 году Leroy Merlin открыла первый магазин в Мытищах. Сейчас (август 2009) гипермаркеты этой сети действуют в Москве и Московской области. В конце 2007 — начале 2008 компания открыла свои гипермаркеты в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Самаре и Новосибирске. В 2009 году компания открыла магазин в Омске, в 2010 году — в Воронеже (30.07.2010), Климовске (28.12.2010), Самаре и Уфе (25.05.2011). Заканчивается строительство магазина в Красноярске (декабрь 2011).