Строительство должно завершиться в октябре 2024 года, а смету пришлось урезать на 40 миллиардов

В следующем году начнут строить долгожданное ответвление федеральной трассы М7 «Волга» в обход Нижнекамска и Набережных Челнов. Проект обсуждался с 2014 года. Тогда минтранс РТ во главе с Ленаром Сафиным продумывал его финансово-экономическое обоснование. В 2017-м глава Елабужского района Геннадий Емельянов предложил построить мост, который не только изменит грузопотоки, но и разгрузит стратегический объект — проезд через плотину Нижнекамской ГЭС и снизит интенсивность автомобильного движения по федеральной дороге М7. В 2018 году правительство России включило строительство обхода в схему территориального планирования, а в 2019-м был объявлен тендер на его проектирование.

Этим летом «БИЗНЕС Online» рассказал о том, как пройдет маршрут новой дороги. Она станет продолжением будущей платной трассы М12 от столицы РТ до Екатеринбурга. Татарстанский участок, который в основном пройдет по М7, обойдется государству в 152 млрд рублей, половина уйдет на обход Челнов и Нижнекамска, вместе с мостом это 79 млрд рублей. Сердце новой дороги и самая дорогая его часть — это мост через Каму за 13 млрд рублей протяженностью 1,6 километра. Обход крупнейших городов Закамья будет бесплатным, но унифицированным по качеству полотна и скоростному режиму с М12, чтобы получился единый транспортный коридор. Обход сделают четырехполосным, скоростной режим — 120 км/ч. Заказчик строительства — госкомпания ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Обещают, что по новой трассе мы сможем ездить с октября 2024 года.

7 развязок, 17 мостов и 45 надземных переходов: как будем ездить от Казани до Челнов, а оттуда – на Урал?

Что касается финансирования, то федеральным центром было поставлено условие: все, что превысит 79 млрд рублей, должно финансироваться из бюджета Татарстана. Однако проектировщики подсчитали, что «дорога жизни» обойдется примерно в 120 млрд рублей. Дополнительные 40 млрд республика выделить не смогла, поэтому смету решили безжалостно сокращать. 

Новый мост в районе села Котловка лишь разгрузит плотину челнинской ГЭС, нагрузка на которую сейчас превышена почти в 2 раза. Сегодня среднесуточное пропускное количество — 24 тыс. автомобилей, пик был 20 августа 2021 года — порядка 46 тыс. транспортных средств. Из-за экономии пришлось урезать и бюджет моста. Мечта сделать изящный вантово-балочный мост с красивыми висящими конструкциями не осуществится, он будет просто балочным.

Новая трасса заденет леса и поля промышленников

Обход разделен на три этапа. Самые большие сложности, говорят собеседники «БИЗНЕС Online», связаны с первым этапом — возведением моста. «Мост очень трудоемкий, работы будут производиться на воде с привлечением судоходной техники», — отмечает наш источник. Проект разрабатывает опытная петербургская компания «Стройпроект». Уже есть разговоры и о том, кто намерен строить мост: тендер, по нашим данным, может выиграть компания миллиардера Аркадия Ротенберга.

Зато прошел экспертизу второй, самый простой с точки зрения строительства, этап протяженностью 28,5 километра. Он начинается в поле — это место в 5–7 км от деревни Шингальчи со стороны Казани. Заканчивается этап на пересечении с Альметьевским шоссе близ деревни Верхние Пинячи. Тендер на строительство уже разыгран, результаты опубликованы 30 ноября. Подрядчиком стало ОАО «Алексеевскдорстрой» Марата Саттарова. В конкурсе участвовала также сургутская компания «Мостострой-11», близкая к Ротенбергу через ПАО «Мостотрест». Заказчик в лице ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» обозначил стоимость данного этапа строительства в 18,5 млрд рублей. Начало работ по договору — 15 января 2022 года, а окончание — 31 октября 2024-го.

Для нужд строительства «Алексеевскдорстрой» построит отдельный асфальтобетонный завод. Параллельно работы начнут в Нижнекамском районе, сперва сняв грунт на протяжении 6 километров. 

Что попадает под снос? В основном это земли сельхозназначения, которые находятся в паевой собственности у фермеров. Например, трасса заденет участки, принадлежащие фермерам Илсуяр ВахитовойМарату Закирову, ветерану Афганской войны Фаизу Муртазину и его супруге Флере Муртазиной. 

Чтобы увеличить, нажмите

Есть и земли промышленности: новая трасса, например, пройдет по владениям ООО «Вагон Сервис Транспорт» Равиля Миннехузина, трем участкам Сетевой компании Ильшата Фардиева и одному — «Татнефти» Наиля Маганова в Тукаевском районе, а также по землям лесного фонда Елабужского и Нижнекамского лесничеств. Как рассказали нам в «Волго-Вятскуправтодоре», предусмотрен перевод около 116 га леса в земли промышленности, т. е. лес вырубят

«Земли на месте будущей трассы у нас действительно имеются. Но в настоящее время к нам с какими-либо обращениями никто не выходил», — сообщил Миннехузин «БИЗНЕС Online». Другие промышленники на наш запрос на момент публикации не ответили. 

Третий этап трассы пока находится на экспертизе, результат которой может быть известен в январе. Проект разрабатывает казанская компания «Интехпроект». Подрядчика строительства, естественно, определят позже, но, по нашей информации, участвовать в конкурсе на данный этап дороги намерен крупный альметьевский дорожный строитель «Татнефтедор», близкий к Шафагату Тахаутдинову.

Начиная с первого этапа, мы свернули с 987-го км М7 направо в сторону села Костенеево Елабужского района по «убитой» асфальтированной дороге Начиная с первого этапа мы свернули с 987-го километра М7 направо, в сторону села Костенеево Елабужского района, по «убитой» асфальтированной дороге Фото: Андрей Титов

На месте будущего моста уже стоит тяжелая техника

Чтобы посмотреть, как все выглядит на местности, мы проехали по маршруту трассы. Начиная с первого этапа свернули с 987-го километра М7 направо, в сторону села Костенеево Елабужского района, по «убитой» асфальтированной дороге. Это первый населенный пункт, рядом с которым пройдет скоростная трасса. Но новый маршрут, по нашим наблюдениям, проложен чуть дальше — будет врезка с федеральной трассы, которая пройдет в километре от Костенеево.

Проехав мимо села и еще 11 км, мы добираемся до Котловки. Существующая дорога идет через густые заросли, сквозь них когда-то проложили узкую асфальтированную дорогу. Однако вскоре местные обнаружили, что берег реки богат песком, и тяжелая техника, возившая его на стройки, практически уничтожила покрытие. Сегодня не все машины способны проехать к песчаному берегу Камы через раздробленный асфальт, который к тому же разбавлен глубокими ямами.

Проезжая мимо села и еще 11 км, мы добираемся до Котловки. Существующая дорога идет через густые заросли, сквозь которые когда-то проложили узкую асфальтированную дорогу Проехав мимо села и еще 11 км, мы добираемся до Котловки. Существующая дорога идет через густые заросли, сквозь которые когда-то проложили узкую асфальтированную дорогу Фото: Андрей Титов

На месте будущего моста корреспонденты «БИЗНЕС Online» обнаружили тяжелую технику: бульдозер, экскаватор, рядом стоял вагончик строителей. Однако застать его обитателей нам не удалось, при виде чужаков с места в спешном порядке уехала машина с несколькими людьми в салоне. Смеем предположить, что это были продавцы того самого песка, а не строители новой дороги.

Берег действительно богат песком. В то же время вокруг все указывает на то, что в жаркие дни место популярно у отдыхающих: вокруг разбросан мусор, битые бутылки, видны следы от костров. С одной стороны, новый мост лишит Нижнекамск места для отдыха, с другой — может, оно и к лучшему…

Котловка расположена в тупике, и на то, что в скором времени тихий уголок станет окрестностями скоростной трассы, жители поселка реагируют, мягко говоря, неоднозначно Котловка расположена в тупике, и на то, что в скором времени тихий уголок превратится в окрестности скоростной трассы, жители поселка реагируют, мягко говоря, неоднозначно Фото: Андрей Титов

«В крайнем случае продадим дачу и смотаемся в другое село»

Котловка расположена в тупике, и на известие, что в скором времени тихий уголок превратится в окрестности скоростной трассы, жители поселка реагируют неоднозначно. «Мы недавно здесь, под Котловкой, дачу купили. Из минусов — шум может быть от трассы. Деревня утратит свою удаленность, и так вон Нижнекамск видно», — поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» житель поселка Владимир. Его супруга Вера обозначила, что новую дорогу проложат в 2–3 км от Котловки и это хорошо: если бы проходила через само село, тогда это действительно была бы крайне неприятная новость. «В Чистопольском районе трасса через Красный Яр идет на Чистополь. Там жители, например, рады, у них торговля пошла — картошку продают, яблоки, рыбу. Село ожило. Там тоже тупик был». По словам Веры, дорога может решить проблему с безработицей и в Котловке — здесь, например, растет много яблонь. Ну а если шум от дороги окажется невыносимым, решение есть: «В крайнем случае продадим дачу и смотаемся в другое село. Подальше».

Другая наша собеседница, Татьяна Александровна, живет в Котловке уже 30 лет. Она помнит времена, когда ездила в Нижнекамск на лошади. Сейчас, чтобы сократить путь и не объезжать на машине 100 км (чтобы попасть в Нижнекамск, нужно выехать на М7, доехать до Елабуги, Челнов и оттуда свернуть на дорогу в город), зимой работает ледовая переправа через село Покровское. «15 минут — и в Нижнекамске!» — объясняет нам Татьяна Александровна. Когда здесь построят мост, добираться до Нижнекамска можно будет быстрее. А это значит, что сельчане всерьез смогут задуматься о поиске работы в городе.

В целом наша собеседница поддерживает строительство новой автодороги, только опасается, что из-за моста не сократится, а, наоборот, возрастет число отдыхающих на берегу Камы, а значит, увеличится и количество мусора вокруг Котловки. «Челнинские все сюда отдыхать приезжают. Не надо и на море ездить, у нас вот здесь море. Будет ли удобен мост, не знаю. Но так ближе окажется намного. Сейчас мы делаем большой крюк через Челны», — говорит Татьяна Александровна. 

Хотя сами нижнекамцы обычно ездят в Казань через Чистополь (по мосту рядом с Сорочьими Горами), путь для них не станет короче. Зато новая трасса — большой плюс для промышленников. Раньше, чтобы выйти на М7, нужно было проехать 40 км, а сейчас дорога пройдет рядом с нефтехимической промзоной. Основным преимуществом станет оптимизация транспортных потоков через центр нефтехимической промышленности республики, и, конечно, произойдет снятие транспортной нагрузки с плотины Нижнекамской ГЭС. Кроме того, предусмотрено удачное пересечение железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспортных потоков. Источники «БИЗНЕС Online» говорят, что проектом создания мощного логистического терминала уже заинтересовался крупный федеральный игрок.

Некоторые собеседники поддерживают строительство новой автодороги, только опасаются, что из-за моста не сократится, а наоборот увеличится количество отдыхающих на берегу Камы, а значит и количество мусора вокруг Котловки Некоторые собеседники поддерживают строительство новой автодороги, только опасаются, что из-за моста не сократится, а, наоборот, возрастет число отдыхающих на берегу Камы, а значит, увеличится и количество мусора вокруг Котловки Фото: Андрей Титов

«Татары испокон веков жили там, где центральная дорога, торговые пути»

После моста новая трасса пройдет близ села Большое Афанасово, которое расположено в восточном Закамье, в 2 км к юго-западу от Нижнекамска. Историки говорят, что первые жители на камском левобережье, где сегодня стоят села Большое и Нижнее Афанасово, появились в конце XVII века. Эти места заинтересовали Петра I. Тогда здесь была девственная тайга. Позже обосновавшиеся тут купцы Стахеевы не разрешали валить ценный лес. Но пожертвовать какой-то частью лесного массива сейчас все-таки придется.

В Нижнекамском районе новая трасса пройдет совсем рядом с селом Шингальчи, которое расположено примерно в 15 км к югу от Нижнекамска. Примечательно оно тем, что, по мнению отдельных ученых, именно в этом селе в 1183 году родился, а затем жил основоположник татарской поэзии Кул Гали, автор знаменитого во всем тюркском мире произведения «Кыйсса-и Йосыф».

Несмотря на историческое богатство своего села, местные жители не против будущей трассы. «Татары испокон веков жили там, где центральная дорога, торговые пути. Думаю, новая дорога даст в том числе и экономический рывок для поселков, улучшится благосостояние, — рассказал в беседе с нашим корреспондентом местный житель, который представился Денисом. — Негативных факторов в этой истории я не нахожу. Почему мы должны быть против трассы? Дороги у нас „убитые“. Сегодня, к сожалению, деревни вымирают. А вымирают они по причине отсутствия качественной инфраструктуры».

«Была тихая деревушка, а теперь рядом будет оживленная трасса, много машин. Кому это может нравиться?» «Была тихая деревушка, а теперь рядом проложат оживленную трассу. Много машин... Кому это может нравиться?» Фото: Андрей Титов

«То, что у нас появится дорога, — это, наверное, и хорошо. Экология? Сейчас уже больше смотришь на удобство», — говорит Резеда-апа, которая работает продавцом в местном магазине. Главным преимуществом она назвала будущий мост через Каму, который соединит Елабужский и Нижнекамский районы: «У нас народ, чтобы летом поехать в Мамадыш, вынужден переправляться через реку на пароме. Зимой приходится ездить в объезд. Поэтому считаю, что все отнесутся [к новой трассе] только положительно, — добавила наша собеседница. — Я слышала, что люди очень ждут прямую дорогу. Некоторые закупают земли на участках в Соколках, где рядом скоро будет дорога. Другие ждут, когда появится трасса, чтобы продать свои участки подороже. В будущем спрос на эти земли вырастет. Раньше не было никакой инфраструктуры, новая дорога решит многие проблемы». 

Правда, информация у сельчан устаревшая — мы уже говорили о том, что минтранс РФ удешевил проект и мост было решено проложить в районе села Котловка.

Нашлись и те, кто не особо рад будущим переменам. Неподалеку от сельской мечети, которая, к слову, считается одной из самых красивых в Татарстане, наши корреспонденты встретили местного жителя. Беседовать на тему новой дороги бабай отказался, выдав лишь: «Была тихая деревушка, а теперь рядом проложат оживленную трассу. Много машин... Кому это может нравиться?»

Трасса после поселков Шингальчи и Верхние Пинячи (здесь начинается третий этап) пройдет через лесной массив, у пересечения с Альметьевским шоссе появится транспортная развязка. Всего на новом маршруте развязок будет 7. Кроме того, построят 17 мостов и 45 дорожных переходов. Далее дорога пройдет близ садового товарищества «Ромашка-1».

«Было бы неплохо, потому что так быстрее, трасса будет скоростная, многоголосная, 1,5-2 часа — уже в Казани! В среднем сейчас добираемся за 3-3,5 часа», — поделился мнением с нашим корреспондентом водитель автобуса маршрута Комсомолец-Челны «Было бы неплохо, потому что так быстрее. Трасса будет скоростной, многополосной: 1,5–2 часа — уже в Казани! В среднем сейчас добираемся за 3–3,5 часа», — поделился мнением с нашим корреспондентом водитель автобуса маршрута Комсомолец – Челны Фото: Андрей Титов

Сильно ли почувствуют разницу во времени при поездке в Казань жители поселка Комсомолец, что в 28 км от Челнов? «Было бы неплохо, потому что так быстрее. Трасса будет скоростной, многополосной: 1,5–2 часа — уже в Казани! В среднем сейчас добираемся за 3–3,5 часа», — поделился мнением с нашим корреспондентом водитель автобуса маршрута Комсомолец – Челны. 

Конечная точка обходной дороги, где она вновь сливается с М7, разместится у поселка Сосновый Бор. Оттуда федеральная трасса «Волга» идет на Уфу.