Будущий район застройки: набережная озера Кабан, растворение в природе и «шлейф» 90-х

— Что вы думаете о нынешнем месте для строительства нового здания театра близ пересечения улиц Нурсултана Назарбаева и Хади Такташа и о его контексте? Каковы недостатки и преимущества?

Олег Шапиро  сооснователь бюро Wowhaus:

 С одной стороны, это место вписывается в историю реконструкции и санации озера Кабан. С другой — это довольно заброшенный пустырь рядом с застройкой пятиэтажных жилых домов. Есть надежда, что этот новый мощный театральный комплекс сформирует здесь другую жизнь, повлияет на развитие всего района и сделает озеро Кабан активным не только в самом центре около старого театра, но и по всему периметру. В 10 минутах от территории нового театра в одном из цехов индустриального комплекса расположен креативный кластер Werk, так что данный район имеет все шансы развиться в один из самых интересных в городе.

Основной недостаток — это непосредственная близость жилых домов, в связи с чем есть несколько сценариев развития: либо они каким-то образом будут преобразованы во что-то более общественное, либо уживутся с театром (все-таки это не очень шумное заведение). Основной плюс — в том, что театр выйдет на набережную, и на озере Кабан появится еще одна важная точка притяжения. Театр даст городу развитие.

Асиф Хан: «Я чувствую, что это красивое место давно ждало именно театр имени Камала» Асиф Хан: «Я чувствую, что это красивое место давно ждало именно театр имени Камала» Фото предоставлено организационным комитетом конкурса на архитектурную концепцию театра им. Камала

Асиф Хан  консорциум «Асиф Хан и Элина Сафарова»:

— Я чувствую, что это красивое место давно ждало именно театр имени Камала. Прекрасная идея — создать жемчужину в завершение успешного проекта набережной озера Кабан. Озеро с театром на обоих берегах — это уникальная культурная зона, которая только дополнит всемирное наследие Казани, признанное ЮНЕСКО.

Представители Kengo Kuma & Associates:

— Мы считаем, что в данном проекте сложности и возможности идут рука об руку. Место под проект имеет форму полуострова с видом на озеро, что затрудняет создание «оборотной стороны», предназначенной для логистики. Это ограничение и сложная задача для планирования театральной системы. Но в силу этого проект каждого фасада обретает особую важность, и горожане смогут увидеть театр с разных сторон. К тому же вокруг него можно создать садовую систему с плавно соединенными пешеходными зонами.

Нужно добавить, что проект создается в России, где холодный климат — это постоянная и неизбежная проблема. Низкие температуры и влажность добавят сложностей. Однако неподражаемые заснеженные зимние пейзажи, замерзшая гладь озера и четкая смена времен года привнесут дополнительные возможности для визуальных и прочих изменений. Мы посвятили себя проектированию зданий, растворяющихся в природе. Встраивание здания театра в выразительные зимние и летние пейзажи станет для нас новой задачей и волнующей возможностью.

Представители «Архитектурной практики Новиковых» (Казань):

— Здесь, на месте, где появится новое здание национального театра, за более чем вековую историю произошло много драматических событий. Первоначально это была окраина города с буколическим пейзажем берегов озера и церковью Михаила Архангела в окружении слободы. В послевоенное время территория слободы подверглась тотальной перестройке в духе модернисткой архитектуры и градостроительства. На месте слободы и заливных лугов возникает микрорайон панельной пятиэтажной строчной застройки. В современном уже XXI веке были намерения частных девелоперов на маргинальных территориях берега озера реализовать коммерческую недвижимость. Работая над концепцией развития исторического центра, мы выступили с предложением развития здесь общественных парковых пространств и получили политическую поддержку. Поэтому мы рассматриваем проект театра как импульс трансформации и регенерации окраинной территории в общегородской ландшафтно-архитектурный ансамбль.

Вольф Д. Прикс: «Находясь между жилой застройкой и сельским берегом озера Кабан, участок является частью одного из зеленых поясов Казани и поэтому позволяет нам создать нечто уникальное» Вольф Д. Прикс: «Находясь между жилой застройкой и сельским берегом озера Кабан, участок является частью одного из зеленых поясов Казани и поэтому позволяет нам создать нечто уникальное» Фото предоставлено организационным комитетом конкурса на архитектурную концепцию театра им. Камала

Вольф Д. Прикс, Coop Himmelb (l) au (Вена, Австрия):

— Выбранное место для нового театрального комплекса позволит связать городскую ткань Казани вокруг озера Кабан более прочной связью. Это место создаст недостающее звено вдоль набережной между старым городом на севере и южной частью города. Находясь между жилой застройкой и сельским берегом озера Кабан, участок является частью одного из зеленых поясов Казани и поэтому позволяет нам создать нечто уникальное.

Представители консорциума «Восточный ветер» под лидерством КГАСУ (Казань):

— Мы полностью поддерживаем выбор территории: новое здание будет территориально связано с прежним знаковым объектом театра имени Камала, озеро их, безусловно, объединяет. Мы видим данный объект как ландшафтную историю. Более того, создание в этой части города столь значимого и социально активного объекта способно стать аттрактором развития всех прилегающих территорий и особенно развития города Казани в сторону набережной Волги. С выносом химзавода и созданием транспортного кольца Казань получит новую территорию для развития и для нее уже будет создан сильный магнит в виде нового здания театра.

Олег Шапиро: «Скорее всего, наш консорциум предложит авангардный проект театра, который будет достаточно сильно выделяться из окружающей среды и обращать на себя внимание, что, собственно, театр и должен делать» Олег Шапиро: «Скорее всего, наш консорциум предложит авангардный проект театра, который будет достаточно сильно выделяться из окружающей среды и обращать на себя внимание, что, собственно, театр и должен делать» Фото предоставлено организационным комитетом конкурса на архитектурную концепцию театра им. Камала

От авангардного проекта до общественного пространства: какую идею фикс преследуют архитекторы?

— Какие идеи вы хотите привнести в новый театр имени Камала?

Шапиро:

— Скорее всего, наш консорциум предложит авангардный проект театра, который будет достаточно сильно выделяться из окружающей среды и обращать на себя внимание, что, собственно, театр и должен делать. Мы его видим как знаковое иконическое здание, новую доминанту и символ города. Сейчас есть такая тенденция, что люди боятся таких авангардных форм, говорят, что это неорганично будет выглядеть в городе, и, наверное, это не будет похоже на традиционную застройку Казани.

Но ведь в Казани есть и другая традиция — яркая архитектура. В свое время, когда появился существующий (старый) театр имени Камала, он был ни на что не похож. В городе должны присутствовать объекты, которые выделяются на фоне цементирующей его среды. Наше предложение будет наследовать двум этим линиям: с одной стороны, мы смотрим на культурные коды, которые уже сложились здесь, с другой — такой город, как Казань, претендующий быть в линейке мировых столиц, должен иметь несколько презентующих сооружений, которыми гордятся жители, а другие стремятся это увидеть.

Хан:

— Безупречное функционирование, татарская душа… И театр, театр, театр…

Kengo Kuma & Associates:

— Мы надеемся создать театр, который будет гармонировать с природой и культурой. Считаем, что архитектура — это не столько доминанта, сколько то, что служит средой, объединяющей людей, природу и культуру. В этом плане Казань — уникальный город. Мы надеемся создать здание, которые станет достоянием этой земли и живущих здесь людей. Мы скромно прислушаемся к местной культуре и особенностям, изучим их, найдем своеобразные элементы, воспроизведем и истолкуем их на языке архитектуры и создадим такое место, которое полюбят жители Казани.

«Архитектурная практика Новиковых» (Казань):

— Мы еще только на полпути, любая архитектурная идея должна вырасти, так же как растет и развивается наш театр имени Камала. Может, одна из идей —  театр, открытый к будущим изменениям?

Прикс: 

— К сожалению, мы пока не можем рассказать вам об этом. Но мы тщательно изучили контекст.

Консорциум «Восточный ветер»: «Для нас важно ухватить саму душу нашей культуры» Консорциум «Восточный ветер»: «Для нас важно ухватить саму душу нашей культуры» Фото предоставлено организационным комитетом конкурса на архитектурную концепцию театра им. Камала

Консорциум «Восточный ветер» под лидерством КГАСУ (Казань):

— Для нас важно ухватить саму душу нашей культуры и эти сильные традиции облечь в новую форму, которая откроется будущему и творческим экспериментам, которые исконно рождает искусство театра. Это будет богатое сценарное пространство, открытое городу и миру. Нам кажется важным рассматривать архитектуру шире конкурсного техзадания, чтобы проект расширения оказался действительно успешным, и мы надеемся, что зрители, работники театра, город также примут наши идеи и вместе мы сможем работать над их реализацией.

Открытость, доступность, технологичность: какими быть пространствам театра?

— Какие вообще есть особенности проектирования театральных зданий: что нужно учитывать?

Шапиро:

— Мы считаем, что современные культурные учреждения — музеи, театры — отошли от концепции закрытых храмов искусства и стали дружелюбными, проницаемыми общественными пространствами. Эти учреждения более не места для избранных, они стали интересными для всех — сюда можно приходить не только строго во время спектакля, но в любое время, здесь всегда будет чем заняться: кафе, мастер-классы, книжный магазин и так далее. В техническом задании сказано, что в театре должна прослеживаться связь с традицией, но при этом он должен быть современным. На наш взгляд, современный городской театр — это открытый театр, взаимодействующий со зрителями не только во время спектакля.

Хан:

— Новые пространства для выступлений и публики могут быть мирового класса, но давайте также не будем забывать о местах для репетиций и подготовки — исполнителей обычно не принимают в расчет. Я хотел бы убедиться, что публике, исполнителям и тем, кто их поддерживает, дано самое лучшее.

Представители Kengo Kuma & Associates: «Мы хотим, чтобы в XXI веке пространство нового театра было очень доступным, без строгости или формальных границ, чтобы формировалась атмосфера творчества и сопричастности» Представители Kengo Kuma & Associates: «Мы хотим, чтобы в XXI веке пространство нового театра было очень доступным, без строгости или формальных границ, чтобы формировалась атмосфера творчества и сопричастности» Фото предоставлено организационным комитетом конкурса на архитектурную концепцию театра им. Камала

Kengo Kuma & Associates:

— Мы хотели бы создать пространство для наполненного жизнью культурного сообщества, привлекающего резидентов и гостей как днем, так и ночью, и обеспечить международное качество, что обогатит и улучшит культурную жизнь в Казани и России. Также мы хотим, чтобы в XXI веке пространство нового театра было очень доступным, без строгости или формальных границ, чтобы формировалась атмосфера творчества и сопричастности.

Театр также поддержит исследование нового музыкального языка. Это важное движение в современной российской музыке. Театр будет заботиться и о художниках, и о гостях как о едином сообществе, тем самым усиливая самобытность Казани. Все пространства станут богатыми, стимулирующими, а также местами способствующими размышлениям. Они будут вдохновлять на возвышенное художественное выражение и представление, приглашая оценить музыку и искусство как часть цельного и объединяющего опыта. Это ощущение будет усилено благодаря концепции, открыто соединяющей и устанавливающей связь разных пространств с природной средой и вплетенной в архитектурное видение.

«Архитектурная практика Новиковых» (Казань):

— Одна из главных задач связана с технологией театра. Наши идеи построены так, чтобы здание было эффективным и удобным для каждого будущего пользователя, как зрителям, артистам, так и всем посетителям парка озера Кабан. Надеемся, с помощью наших коллег из Theatre Projects, реализовавших современные проекты театров по всему миру, мы ответим на эту триединую задачу.

Прикс:

— Театральное здание должно быть привлекательным и вдохновляющим не только для гостей, артистов и сотрудников, но и для всех горожан. Культурные здания создают платформу для общения, представления и обмена опытом. Исключительная интеграция общественных благ и новейших технологий в театр обеспечит функциональность и успех постановок.

Консорциум «Восточный ветер» под лидерством КГАСУ (Казань):

— В театре сходятся две силы. Одна — это люди, работающие в театре: актеры, сотрудники мастерских, сцены; люди, которые буквально живут в нем. Надо в первую очередь думать о них, а они очень разные, и их жизнь в театре очень разнообразна и интересна. Вторая сила — это зрители, для которых театр — это окно в другой мир, возможность получить совершенно новый опыт и эмоции. В момент, когда эти силы сталкиваются и происходит магия театра, для нас важно не потерять ее и максимально раскрыть. Этот момент может произойти в любой части театра, в зрительном зале, в фойе, в парке, на площади. Помимо этого архитектуре нужно быть максимально комфортной, чтобы инфраструктура театра была интуитивной и незаметной, и при этом оставаться очень выразительным образом, чтобы опыт посещения мог вдохновлять зрителей долгое время.

«В театре сходятся две силы. Одна — это люди, работающие в театре: актеры, сотрудники мастерских, сцены; люди, которые буквально живут в нем» «В театре сходятся две силы. Одна — это люди, работающие в театре: актеры, сотрудники мастерских, сцены; люди, которые буквально живут в нем» Фото: «БИЗНЕС Online»

Казанский конкурс как вклад в наследие татар

— Как вы считаете, чем отличается конкурс по проектированию здания театра имени Камала от других международных конкурсов и почему участие в нем важно для вас?

Шапиро:

— В истории современной России это один из немногих случаев, когда объявлен конкурс на строительство нового крупного объекта культуры, который, очевидно станет новым символом города и целой республики — Татарстана. Это серьезное событие. В нашей стране редко проектируют архитектурные мировые звезды, разве что частные девелоперы могут себе такое позволить, а в этом конкурсе очень сильный список участников. Мы участвуем в консорциуме с известной архитектурной группой Кэнго Кума, и нам это очень интересно прежде всего в творческом плане.

Хан:

— Для меня этот конкурс — как инвестиция в культурное наследие будущих татар. Этим зданием я хочу сделать подарок театру на будущее. Я встретил современную, вдохновляющую театральную команду и был поражен публикой, с которой познакомился. Верю в творческий дух настоящего и будущего поколений, и поэтому новый театр имени Камала очень важен для меня.

Kengo Kuma & Associates:

— Для нас проектирование зданий театров — это всегда увлекательное дело, полное интересных задач. Весь процесс напоминает разговор величественной и непредсказуемой природы с творческим потенциалом художников. Всегда здорово присоединяться к этому общению, а также доносить до аудитории совершенное, не повседневное ощущение пространства. Это для нас интересная задача. При этом уникальное культурное наследие Казани вселяет уверенность в то, что этот проект может стать для нас совершенно особенным. Европейская и азиатская культуры, а также различные религии идеально сосуществуют в этом месте, создавая своеобразный культурный фон. Богатые художественные ремесла, рожденные из уникальности казанской культуры, также служат источником большого вдохновения. Наш офис находится в Азии, но сотрудники и идеи приходят к нам из всех уголков мира, поэтому нам очень близок такой контекст смешения культур, который создает атмосферу и в этом месте. Конкурс по проектированию театра имени Камала привлекает нас своим особым очарованием. Участие в нем — честь для нас, и мы надеемся предоставить уникальное конкурсное предложение для этой земли.

«Архитектурная практика Новиковых»: «Набережная озера Кабан - место, с которым у нас связано несколько лет профессиональной жизни» «Архитектурная практика Новиковых»: «Набережная озера Кабан — место, с которым у нас связано несколько лет профессиональной жизни» Фото предоставлено организационным комитетом конкурса на архитектурную концепцию театра им. Камала

«Архитектурная практика Новиковых» (Казань):

— Набережная озера Кабан не просто современное и популярное общественное пространство в историческом центре Казани, но и место, с которым у нас связано несколько лет профессиональной жизни. Сначала — участие вместе с одной из лучших архитектурных студий Европы Archea Associati (Италия) в финале международного конкурса на концепцию развития системы озер Кабан, а затем по приглашению Наталии Фишман-Бекмамбетовой — участие в роли координатора по реализации первого участка набережной от театра Камала до фитнес-центра, а также разработка детального проекта этой территории. 

Прикс:

— Организация, детальная подготовка и открытое общение между всеми вовлеченными сторонами делают данный проект уникальным. Для архитектора этот конкурс — прекрасная возможность спроектировать что-то особенное и специфическое. Глубокое вовлечение организаторов конкурса, городского планирования и команды театра имени Камала на данном этапе приведет к успешному конкурсу с отличным результатом, на который повлияют не только архитекторы, но и пользователи и планировщики города. Для Coop Himmelb (l) au важно принять участие в этом конкурсе, поскольку мы рассматриваем данный проект как уникальную возможность создать катализатор культурной активности в городе Казани.

Консорциум «Восточный ветер» под лидерством КГАСУ (Казань):

— Театр имени Камала является сердцем татарской культуры, а в театре очень сильно символическое начало, когда подтекст важнее формы. Так и для нашей команды очень символично, что экспериментальная казанская архитектурная школа будет впервые представлена среди финалистов настолько знакового объекта. Все члены нашего консорциума являются либо носителями татарской культуры, либо тесно с ней связаны, именно поэтому для нас этот конкурс так важен и близок. Каждый из нас жил или живет в Казани, мы переживаем за город и хотим предложить для театра имени Камала новое будущее, а для города — уникальное место. Для нас это не только вопрос архитектуры конкретного здания, а размышление о том, что есть казанская городская культура в целом и архитектура и театр в частности. Может ли сегодня зазвучать новый татарский авангард?

«Если мы говорим об открытости театра, как примеры — «Электротеатр Станиславский» и «Гоголь-центр» в Москве (на фото), театр-комплекс в Хельсинки, близко к этому — оперный театр в Осло» «Если мы говорим об открытости театра, как примеры — «Электротеатр Станиславский» и «Гоголь-центр» в Москве (на фото), театр-комплекс в Хельсинки, близко к этому — оперный театр в Осло» Фото: © Александр Уткин, РИА «Новости»

Мировой опыт, или С кого Казани брать пример?

— Какие, по вашему мнению, примеры театров во всем мире подходят для Казани?

Шапиро:

— Если мы говорим об открытости театра, как примеры — «Электротеатр Станиславский» и «Гоголь-центр» в Москве, театр-комплекс в Хельсинки, близко к этому — оперный театр в Осло.

Хан:

— Сегодня люди и человеческая культура находятся под угрозой со стороны технологической культуры. Спроектировать театр сегодня — это акт сопротивления. Я хочу помочь будущим поколениям не потерять связей со своими корнями. Поэтому для меня большая честь иметь возможность работать над этим поручением.

 Kengo Kuma & Associates:

— Компания ККАА видит в каждом проекте уникальную возможность и интересную задачу. У каждого из них свои параметры, клиентские запросы, особый контекст, климат и обитатели. Особенности места дают намеки для проекта, поэтому офис предпочитает сначала слушать, ничего при этом не навязывая. В дальнейшем каждая работа отличается и выполняется с учетом индивидуальных особенностей. Очень сложно найти театры, у которых были бы схожие природные и культурные контексты. И мы хотели бы узнать больше о местных театрах, например о казанском театре оперы и балета. Мы стремимся понять, как жители Казани используют это здание и почему оно нравится или не нравится людям, и предложить им более точный проект.

Для проектирования пространства для представлений мы изучаем как традиционный, так и современный дизайн, например Театр Колон, Опера Земпера, Венская государственная опера и миланский театр Ла Скала. Его масштабы, формы и стремление вверх сравнимы с традиционными западными театрами. Наше предложение для оперного театра в Шэньчжэне имеет ценность и для этого проекта, поскольку в нем тоже сочетаются западная и восточная культуры, и при проектировании мы проверили несколько новейших театральных технологий. При этом театры в местах с холодным климатом и на побережье тоже могут подарить нам вдохновение в ходе проектирования.

«Архитектурная практика Новиковых» (Казань):

— В заявочном листе мы показали примеры ранее выполненных работ нашего консорциума, в том числе в оперном театре Осло, в конгресс-центре в Валенсии — это сценические площадки мирового класса. Надеемся, реализованный национальный театр в Казани в свое время также станет объектом для вдохновения архитекторов.

Прикс:

 Здание должно соотноситься с местом, где оно расположено. Мы разработали несколько проектов, в которых видим концепции, которые могли бы подойти для Казани. Дом музыки в Ольборге (Дания) создает взаимодействие пользователей и публики, открывается к фьорду или реке и является катализатором развития речного фронта для городской ткани города Ольборга. Конференц-центр Далянь в Китае использует новую типологию циркуляции, которая способствует взаимодействию и выступает в качестве достопримечательности на воде для развития города Далянь. Киноцентр Пусан в Южной Корее создает место для публики и икону для набережной. В Кемерово здание не только является иконой для города, но и имеет общие помещения центра искусств и Русского музея, способствующие развитию общего общественного пространства, а с рестораном на вершине станет местом назначения для города, привлекая к себе все больше людей. Севастополь с его большой общественной террасой также объединяет оперный театр и общественное использование, которым все жители Севастополя смогут наслаждаться как местом отдыха, даже когда нет спектакля.

Консорциум «Восточный ветер» под лидерством КГАСУ (Казань):

— Новый театр имени Камала закладывается в принципиально иную эру, когда переосмысляется не только архитектура, но и в целом уклад жизни, поэтому вопрос не совсем корректный: должны быть сформулированы новые принципы. В постпандемию, в цифровую эпоху, заново определяется, что является общественным пространством и сценическим искусством вообще — наш проект внесет свою точку зрения. Разумеется, мы стремимся к тому, чтобы новое здание театра имени Камала стало уникальным и не было похоже на все остальные театры мира.

Решение о необходимости построить новое, современное по оснащению здание камаловского принял президент РТ Рустам Минниханов. Старт заявочной кампании был объявлен 23 июля на большой сцене театра Камала. Конкурс курирует помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова совместно с минкультом РТ и исполкомом Казани. В финал конкурса вышли 8 команд, подробнее о которых ранее рассказывал «БИЗНЕС Online».