Александр Сладковский: «Моя задача — так стилистически выстроить программу, чтобы зритель ушел с концерта в состоянии шока со знаком „плюс“» Александр Сладковский: «Моя задача — так стилистически выстроить программу, чтобы зритель ушел с концерта в состоянии шока со знаком плюс»

«Стараюсь не повторяться и постоянно учу новые партитуры»

Вчера «татарстанские симфоники» вновь приехали в столицу, чтобы порадовать своих уже постоянных слушателей исполнительским мастерством и музыкальным вкусом. Напомним, ГАСО РТ — это первый и единственный региональный оркестр, проводящий собственный ежегодный абонемент в Московской филармонии, и именно тот коллектив, которому всегда «есть что сказать».

«Чтобы передать залу эмоциональный заряд, я выбираю для программы произведения, которые сам обожаю, стараюсь не повторяться и постоянно учу новые партитуры… Моя задача — так стилистически выстроить программу, чтобы зритель ушел с концерта в состоянии шока со знаком плюс», — утверждает художественный руководитель оркестра и главный дирижер Александр Сладковский и старается не изменять своим словам.

Вчера музыканты говорили на языках двух выдающихся британских композиторов — Бенджамина Бриттена и Густава Холста. Оркестр выбрал для исполнения два самодостаточных, мощных по эмоциональной составляющей произведения. В первом отделении музыканты играли трехчастный концерт для скрипки Бриттена, а солировала именитая скрипачка с солидным послужным списком выигранных конкурсов Алена Баева.

В первом отделении музыканты играли трехчастный концерт для скрипки Бриттена, а солировала именитая скрипачка с солидным послужным списком выигранных конкурсов Алена Баева В первом отделении музыканты играли трехчастный концерт для скрипки Бриттена, а солировала именитая скрипачка с солидным послужным списком выигранных конкурсов Алена Баева

Бриттен написал этот концерт во время своего короткого американского творческого периода и посвятил его бывшему учителю в Королевском музыкальном колледже Генри Бойзу. Произведение состоит, как было сказано выше, из трех частей: Moderato con moto, Vivace и «Пассакалия: Анданте ленто». И, несмотря на традиционную форму, сильно отличается от концертов из классических и романтических эпох.

Скрипка входит с песенным плачем, паря над оркестром. После музыка прерывается более милитаристской и ударной второстепенной темой. Во второй части она еще более наращивает темп, приобретает острохарактерные и гармонические обороты. И уже в финале Бриттен использует пассакалию. Эту старинную барочную форму композитор тоже трактует достаточно свободно, варьируя основную тему, меняя ее ритмический и мелодический рисунок. Зал наполняется эмоциональным вихрем, но в конце сочинение лишено оптимизма — в музыке слышны печальные трели, вопрошающие ожиданиям грядущих испытаний.

Хрупкая и утонченная Баева внесла в исполнение свой индивидуальный подход, украсив величественное и многогранное произведение Бриттена.

Для второго отделения маэстро Сладковский выбрал шедевр другого британского гения Холста — сюиту «Планеты» Для второго отделения маэстро Сладковский выбрал шедевр другого британского гения, Холста, — сюиту «Планеты»

«Сатурн, вестник старости»

Для второго отделения маэстро Сладковский выбрал шедевр другого британского гения, Холста, — сюиту «Планеты». Композитор был очень интересующимся и страстным человеком, вдохновлялся утопическим социализмом, изучал санскрит, теорию индийской музыки, а позже увлекся и астрологией. «Планеты» — это результат неожиданного интереса Холста. Причем ни к науке о небесных телах, то есть астрономии, ни к богам римской мифологии оно отношения не имеет. Собственно, это объясняет отсутствие в произведении «Земли».

Сюита состоит из 7 частей. Каждая имеет собственное «планетное» название, определяющее характер музыки. Произведение начинается с «Марса, вестника войны». Он передает ужасы, вызванные впечатлениями от Первой мировой войны. Музыка грохочет неумолимым жестким маршем и устремляется к торжествующему и брутальному унисону.

«Марс» сменяет нежная и волшебная пастораль «Венеры, вестника мира». Она полна гармонии легкости в противовес кровожадному Марсу. Изящное скерцо «Меркурий, крылатый посланник» создает ощущение воздушной легкости и трепета крыльев. А четвертый «Юпитер, приносящий радость» снова вносит маршевые ритмы, звучит величественно и сильно.

Для последней части к оркестру присоединился вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко Для последней части к оркестру присоединился вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко

«Сатурн, вестник старости», словно маятник, раскачиваясь, приближает старость. Нельзя ничего противопоставить неумолимому движению времени. Оно ритмично продолжает стоять на своем, и пульс становится все медленнее. Холст любил эту часть больше всего. Он даже предполагал более мрачный и печальный финал, но его переубедила дочь Имоген. Хотя сам автор пояснял, что финал не может быть таким приятным. В реальности это совсем не так.

«Сатурн» сменяет «Уран, волшебник» со своим широким спектром настроений — от приглушенной таинственности до шумного гротеска. И тут неожиданно громкое оркестровое звучание переходит в таинственного «Нептуна, мистика». Тут и внеземные тембры арфы, и причудливые диссонансы, и, конечно, завораживающие длинноты женского хора. Как раз для последней части к оркестру присоединился вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко.

Если в железном грохоте «Марса» чувствовалось что-то земное, то в конце композитор уносит слушателей в космическое пространство. По задумке автора, в конце звук должен был постепенно угасать. И если в эпоху цифровой звукозаписи или на современном концерте это можно сделать всего лишь одной ручкой, то в эпоху Холста ему пришлось применить новаторство. Хор пел в отдельной комнате с распахнутой дверью. Ближе к финалу дверь постепенно закрывали, и зритель слышал, как пение плавно исчезает, пока окончательно не станет всепоглощающей тишиной космоса.

В живом исполнении этот переход срежиссировал Сладковский. Росчерком дирижерской палочки он прервал затихающие голоса женского хора, погрузив почти одурманенных музыкой слушателей в космическое пространство гениальной музыки двух выдающихся британских композиторов.