На туристический форум «Ориентиры будущего»  съехались более 250 участников со всей России На туристический форум «Ориентиры будущего»  съехались более 250 участников из всех уголков России Фото: Анна Городнова

Татарстан метит на первые места в рейтинге регионов для российских путешественников 

6-й раз подряд Казань проводит у себя туристический форум «Ориентиры будущего». В этом году официальное открытие прошло на полях отеля Kazan Palace by Tasigo при аншлаге. На него съехались более 250 участников из всех уголков России: туроператоры, отельеры, рестораторы, инвесторы, руководители объектов туристского показа, организаторы событийных мероприятий и, конечно, чиновники. Еще порядка 500 участников из 45 российских регионов, а также ближнего и дальнего зарубежья смотрели форум в онлайн-формате по видеотрансляции.

Если в предыдущие годы темами обсуждения были вопросы пребывания иностранных туристов в России, увеличения процента внешнего туризма и цифровизации отрасли на российской и международной арене, то сегодня акцент поставили на внутреннем туризме и его трендах как источнику новых возможностей для бизнеса. Модератор форума, замгендиректора агентства стратегических инициатив Ольга Захарова напрямую констатировала успехи внутреннего турпродукта. «Я у кого ни спрошу, все честно говорят: „Заработали много за этот год, спасибо пандемии!“»

Основной тренд сейчас на развитие внутреннего туризма Основной тренд сейчас — на развитие внутреннего туризма Фото: «БИЗНЕС Online»

Действительно, основной тренд сейчас — на развитие внутреннего туризма. С учетом пандемии он останется доминирующим надолго, считает замгендиректора федерального туроператора «TUI Россия» Александр Сирченко. Теперь надо лишь грамотно воспользоваться теми условиями, которые существуют благодаря ограничениям. Масса стран отгородились «железным занавесом», кое-где без «ковидных паспортов» не впускают, а российские вакцины все еще не получили «одобрямса» со стороны Всемирной организации здравоохранения. Вдобавок в России действует неплохой допинг туристического кешбэка — в общем, власти тоже стараются придать отрасли дополнительного ускорения, отметил Сирченко. По его словам, теперь надо закрепить успех и придать устойчивости желанию путешествовать по родной стране. Главный ориентир здесь — сам турист и его «хотелки». Ждать какого-то глобального инвестора, приходящего в регион, не нужно. Спикер привел в пример показатели своей компании: если раньше доля внутрироссийского туризма в TUI Россия была порядка 2–3% во всем объеме направлений, то сейчас — 20–23%. «По отдельным направлением мы увеличили в 10–15 раз количество туристов, которые привозим в регионах. Эти механизмы — чартерные перевозки и субсидирование чартерных перевозок, они помогают», — заверил Сирченко. По итогам года туроператор намерен обслужить 1,8 млн туристов, что превысит допандемийные показатели.

Стихийность, по мнению Лейлы Фазлеевой заключается в том, что люди стали меньше планировать, но больше собираться в группы «вдруг» и «в связи» Стихийность, по мнению Лейлы Фазлеевой, заключается в том, что люди стали меньше планировать, но больше собираться в группы «вдруг» и «в связи» Фото: «БИЗНЕС Online»

С претензией на первые места во внутреннем туризме — Татарстан, заявила подключившаяся к беседе заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева. «И очень за это бьемся, на самом деле. Для тех туристов, которые приезжают к нам из-за пределов Российской Федерации, мы тоже делаем все возможное. Основные тренды, на мой взгляд, — событийность, стихийность, „спасибо пандемии“ и „в поисках счастья“». Стихийность, по мнению Фазлеевой, заключается в том, что люди стали меньше планировать, но больше собираться в группы «вдруг» и «в связи». 

«Открылось сообщение — полетели. Закрылось — не полетели, собрались в группу с друзьями и близкими — это тоже событие и стихия, — философски заметила вице-премьер. — Как раз в таком стихийном, как правило, есть истина. Потому что именно в стихии выбирается все самое важное и принимаются экстренно обоснованные решения. Наверное, на меня здесь немного давит то, что я председатель штаба по коронавирусной инфекции в Татарстане, поэтому вы понимаете, как часто приходится принимать решения. И я, конечно, вижу, как это отражается на туризме».

«Люди решили праздновать по полной!»: где встретить Новый год без QR-кодов и комендантского часа

Впрочем, на предстоящие новогодние праздники у Татарстана, похоже, все отлично складывается — в это по крайней мере верят в госкомитете по туризму РТ. В разговоре с журналистами председатель комитета Сергей Иванов рассказал, что отели будут забиты почти под завязку. 

«Мы ожидаем такого же потока туристов, как в 2020 году. Гостиницы готовы и готовят новогодние программы, готовят также программы все туристические объекты. По статистике бронирований мы видим, что это очень высокий процент, порядка 85−90 процентов номерного фонда занято», — сказал Иванов, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». На положительную динамику в том числе повлиял и запуск туристических чартерных рейсов из Москвы в Казань. Это мнение, однако, отчасти противоречит опасениям отельеров, которые говорят, что гарантированное бронирование на новогоднюю ночь пока находится на отметке 50–60%, хотя обычно номерной фонд на Новый год был расписан на 100%, а на сайтах бронирования висели листы ожидания. Видимо, Иванов солидарен с Фазлеевой и ее надеждами на стихийного туриста?

Отрезвление — вот главный тренд туризма, считает Валерий Федоров Отрезвление — вот главный тренд туризма, считает Валерий Федоров Фото: «БИЗНЕС Online»

Топ жалоб на российский отдых: питание, логистика и цена комфорта

Отрезвление — вот главный тренд туризма, считает гендиректор всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров. В 2020 году из-за ограничений поездок за рубеж в России произошел расцвет внутреннего туризма — многим, по его словам, это понравилось. «В 2020 году было очарование в каком-то смысле. Многие открыли впервые для себя страну. Поняли, что в Ниццу не пускают, но есть Геленджик», — с долей юмора заметил спикер. Но уже в 2021-м стало понятно, что красивых мест, которые были бы еще и хорошо оборудованы, где комфортно выстроена логистика, где можно вкусно поесть, маловато.

Предоставлено ВЦИОМ

ВЦИОМ провел исследование по изучению отношения россиян к внутреннему туризму.  Выяснилось, что за последние пять лет 42% наших сограждан ездили отдыхать в другие регионы России, причем 29% делали это неоднократно. Почти половина из них предпочитают отдых в сельской местности, на даче и огороде. На втором месте по виду отдыха — домашний, тройку замыкает пляжный отдых. За активный отдых и путешествие на авто высказалась почти четверть опрошенных.  

Мнение
Показатели удовлетворенности от путешествий в России не выросли, а снизились. Это я называю отрезвлением. Если мы понимаем, что мы еще не так хорошо можем предлагать и продавать, значит, мы должны что-то изменить, и это задача на следующие годы.
Валерий Федоров   Гендиректор ВЦИОМ
Валерий Федоров гендиректор ВЦИОМ

К примеру, упали показатели такого аспекта отдыха, как возможность узнать новое и побывать в интересные местах. «В том году оценка была 4,3, а в этом — 4,1. Почему? Потому что число мест, куда можно доехать по приемлемой цене не умереть там с голоду, оказалось конечным», — отметил Федоров. Традиционно болевые точки российского отдыха связаны с деньгами, а проще говоря — с соотношением цены и качества. Оно оценивается как плохое или очень плохое. Туристов не устраивает питание, комфортное проживание и стоимость проезда до курорта.

Предоставлено ВЦИОМ

«А что такое приемлемая цена?» — спросила Захарова. «Для каждого она своя», — ответил гендиректор ВЦИОМ и заверил, что приведенные оценки «вполне релевантны». Прогнозы же российских туристов позитивны. Как только пандемия коронавируса завершится и будут сняты все ограничения, 58% выступят за путешествия по России, и только треть хотели бы выехать за рубеж. 

Предоставлено ВЦИОМ

Есть и беда с привлечением туристов со стороны регионов. Истории вроде «купить магнитик» уже никого не заводит, поэтому регионам важно выделить уникальность собственного бренда, говорили участники форума. По данным агентства стратегических инициатив, Россия занимает лишь 65-е место из 99 в рейтинге стран по «устойчивости» в туризме. К примеру, россияне в 10 раз реже, чем в Китае, и в 17 раз реже, чем в США, путешествуют по своей стране. Траты же наших туристов на $25 млрд превышают расходы за рубежом, чем иностранцев в России. Чтобы увеличить число поездок по стране, туристы должны в том числе понимать, какой сервис им будет оказан на месте. Поэтому важно повысить долю классификации отелей страны. Почти 60% средств размещения на сегодня не классифицированы.

Елена Лысенкова напомнила, что большая часть мер поддержки бизнесу направлена именно классифицированные отели Елена Лысенкова напомнила, что бо́льшая часть мер поддержки бизнесу направлена именно на классифицированные отели Фото: Анна Городнова

Заместитель руководителя Ростуризма Елена Лысенкова напомнила, что бо́льшая часть мер поддержки бизнесу направлена именно на классифицированные отели. «Все отсрочки и пролонгации возможности оказания гостиничных услуг неклассифицированными средствами размещения заканчиваются 1 января 2022 года. И даже те маленькие предприятия, которые могли оказывать услуги, не проходя классификацию, должны быть стопроцентно классифицированы», — сказала Лысенкова.