1. Пространство ГЭС-2 располагается в здании одной из старейших электростанций Москвы. Оно было построено в 1907 году, больше века питало энергией город. А в 2014-м его купил предприниматель, крупнейший акционер холдинга «СИБУР» Леонид Михельсон, чтобы превратить предмет культурного наследия в арт-резиденцию на Болотной площади. За несколько месяцев до открытия случился первый формальный выход в свет: в Москву прибыла скульптура «Большая Глина №4» Урса Фишера, ранее выставлявшаяся в Нью-Йорке и во Флоренции. Ее установили на набережной перед зданием ГЭС-2. Появление скульптуры Фишера было воспринято неоднозначно и вызвало резонансные обсуждения на самых разных уровнях.

  2. По заказу фонда современного искусства V-A-C, который тоже принадлежит Михельсону, реконструкцию завода доверили маститому итальянскому архитектору Ренцо Пьяно. Именно он создавал центр Помпиду в Париже. Пьяно решил не просто сохранить максимум от оригинального облика ГЭС-2, но и натурально вживить бывший завод в культурную карту города. Так Дом культуры обрел белые стены, гигантские окна, прозрачную крышу и небесно-голубого цвета трубы. Они эстетическая доминанта и рабочая необходимость. Трубы отвечают за вентиляцию, без которой функционирование ГЭС невозможно.

  3. «Я не представляла гигантского объема станции, пока не попала внутрь. Оказалось, это целый город в городе, да еще рядом с Кремлем, — вспоминает генеральный директор V-A-C Тереза Иароччи Мавика. — Индустриальное пространство исчерпало себя, один исторический цикл закончен, и теперь начинается другой. Для нового этапа требовалась бережная реставрация с уважением к прошлому и желанием сохранить его. Не восстанавливать искусственно — зачем переделывать так, чтобы выглядело точь-в-точь как было? История всегда оставляет следы, и они не менее интересны. Для Ренцо принципиально важно не сломать, не выбросить, не стереть, а оживить объект как свидетеля истории».

  4. С главного входа посетители сразу попадают на «Проспект». Это своеобразная центральная улица ГЭС-2. Отсюда можно попасть в библиотеку, книжный магазин, кафе, ремесленные комнаты или сесть в мягких креслах и разглядывать прозрачный потолок — еще одно ноу-хау здания. В него вмонтированы солнечные батареи, которые позволяют вырабатывать примерно 10% необходимой зданию энергии.

  5. «Кровля здания стеклянная, да еще с солнечными батареями. Естественно, невозможно было такую конструкцию возвести на прежних фундаментах. В итоге мы практически все это здание поднимали на домкратах, делали новый фундамент», — отмечал ранее в комментариях сам Михельсон, водивший пару дней назад по зданию самого Владимира Путина.

  6. Противникам новаторства можно выдохнуть. Команда постаралась сохранить все возможное от прежней электростанции. В том числе металлические крыши, качавшие когда-то воду трубы, метлахскую плитку на полу, лестничные марши, каменные ступени, лепнину, чугунные трубы, которые представляют фрагменты оборудования ГЭС. Какие-то предметы специально возвращали из музея транспорта Москвы на свое законное место в ГЭС-2.

  7. Через центральный «Проспект» можно попасть в специально высаженную березовую рощу из 600 деревьев. Для этого уровень земли пришлось немного приподнять. По словам кураторов фонда, каждое дерево было бережно доставлено из средней полосы России и высажено у Дома культуры. Там же располагается инсталляция Джузеппе Пеноне, которая ведет дополнительный разговор на тему связи с природой. Художник уверен, что такую связь было необходимо выстроить именно в центре города. Пока тут будут расти традиционно русские березки, а в дальнейшем появится еще и черемуха.

  8. Таким образом, ГЭС-2 должна стать просто тусовочным местом в центре Москвы. Как говорят создатели, здесь можно проводить рабочие встречи, ходить на свидания, привести ребенка на детскую площадку или просто прогулять пару в институте. Вход на территорию Дома культуры будет свободным. За исключением мероприятий с ограниченной вместимостью.

  9. Но тем, кто хочет пропитаться современным искусством или внести собственную лепту, здесь можно даже жить. Для этого в ГЭС-2 предусмотрены «Своды». Это такой центр художественного производства, который разместился в здании бывших складов XIX века. Его случайно обнаружили во время демонтажа соседнего здания. Теперь на 2 тыс. кв. м стоят мастерские с лучшим оборудованием. И всем этим можно пользоваться бесплатно. Достаточно подать грантовую заявку и получить одобрение фонда. Кроме того, ГЭС-2 может даже предоставить общежитие — на территории находится 6 комфортабельных квартир — на время творческого процесса.

  10. Выставочная программа заслуживает отдельного внимания. Во-первых, она уже расписана на три года. «Святые варвары, или Оба хуже» — это первая история ГЭС-2, состоит из пяти сезонов, по два в год. А между ними — перерыв на перемонтаж. Но общие зоны ГЭС-2 будут оставаться открытыми все время.

  11. В центре программы — российская культура последних десятилетий и все, что на нее повлияло. Тут и всякого рода стереотипы о России: высокодуховная, избранная и самобытная, но и варварская, не вполне цивилизованная, отсталая. В центре первого сезона — съемки настоящей «Санта-Барбары» исландского художника Рагнара Кьяртанссона. Он размышляет о том, что именно в 90-е, когда сериал показали в России, в страну хлынуло искусство. Автор проекта намерен переснять все серии знаменитой саги прямо на глазах у посетителей.

  12. Каждый день съемочная группа будет снимать ровно одну серию. Тут же ее смонтируют и покажут зрителям на специальной площадке. За процессом можно наблюдать абсолютно спокойно. Площадка включает четыре специально созданные локации, монтажную комнату, гримерный и костюмерный цеха.

  13. Кроме того, Кьяртанссон вместе с Ингибьорг Сигурьонсдоттир курирует выставку «В Москву! В Москву! В Москву!», которая собрана из работ их друзей – художников и музыкантов. Название отсылает к знаменитой реплике чеховских трех сестер в одноименной пьесе. По легенде художник в детстве зачитывался классиком, а когда приехал в московский «Макдоналдс», то на кассе увидел Машу, Олю и Ирину. Тогда же он подумал: «А они все-таки добрались до Москвы!» По мотивам этой истории была создана фотография, которая стала отправной точной цикла работ разных художников данной выставки.

  14. Еще одно выставочное пространство состоит почти полностью из русских художников. Оно называется «Я моторы-гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». Это строчка из знаменитой песни «Мумий Тролля». Здесь располагается масса отдельных выставок, объединенных одной темой карнавала.

  15. Кураторы распланировали полугодовую программу перформансов. Например, VR-выставку в специально созданном игровом мире, рейв на подземной парковке, стендап выступления на Ярмарочной площади.

  16. Художники массово стараются переосмыслить влияние культуры 90-х на современный мир. И если на первом этаже вовсю снимается «Санта-Барбара», то этажом ниже Алена Апина и Ирина Салтыкова читают на видео переведенные на английский язык стихи своих культовых песен. По мнению кураторов и художников, именно так строчка «Ясный мой свет, ты напиши мне» приобретает почти шекспировское звучание.

  17. Помимо прочего, на территории пройдут кинопоказы и обширная просветительская программа. Для того чтобы попасть на сеанс, достаточно регистрации и наличия QR-кода.

  18. Конечно, точная сумма вложений в ГЭС-2 неизвестна. За выкуп здания компания «Новатэк» заплатила 1,7 млрд рублей. Реконструкция здания, по оценке британского издания The Art Newspaper, обошлась в 150 млн евро. Работы по перекладке коммуникаций, благоустройству моста и территорий вокруг Дома культуры взял на себя город — имущественный комплекс Москвы, по словам его руководителя Владимира Ефимова, выделил на эти цели 10 млрд рублей.

  19. За тем, станет ли ГЭС-2 одной из главных культурных точек притяжения в Москве, будет следить и «БИЗНЕС Online».