55% казанских школьников выбрали для изучения в качестве родного татарский, тогда как русский — 44%. Такие цифры озвучили накануне чиновники казанского исполкома на мероприятии с участием председателя комиссии по сохранению татарского языка Марата Ахметова. Здесь подводили итоги Года родных языков и народного единства в части татарского направления. О том, почему сейчас учитель татарского вынужден привлекать учеников песнями и плясками, как цифры по обучению на татарском в детских садах входят в противоречие с реалиями жизни и что предпримут для сохранения родного языка в 2022 году, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Накануне под руководством Марата Ахметова подводили предварительные итоги Года родных языков и народного единства
Ахметов: «На рейтинг школы преподавание татарского языка никакого влияния не оказывает»
В Татарстане завершается Год родных языков и народного единства, объявленный Рустамом Миннихановым. Накануне в казанской татарской гимназии №12 под руководством председателя комиссии при президенте РТ по сохранению и развитию татарского языка Марата Ахметова подводили его предварительные итоги. Чиновники мэрии Казани и общественные активисты рассказывали здесь о реализованных проектах конкретно на татарском направлении, чем и было вызвано появление Ахметова. Модератором мероприятия выступила замруководителя исполкома Казани Гузель Сагитова, курирующая эту тему в исполкоме Казани.
Большинство представленных проектов не имеет прямого отношения к обучению, но должно косвенно влиять на языковую ситуацию. Например, это тематические вагоны в казанском метро, оформленные разговорными фразами на разных языках: они начали ходить в сентябре и будут курсировать до конца года. В том же метро и соцсетях транслируется 20 коротких видеороликов по основам татарского языка. Проведено 14 открытых хореографических и спортивных занятий на татарском языке, фотовыставка, фестиваль национального костюма, спектакль под открытым небом. В погоне за «заманча» («современным») проведены молодежные уличные фестивали, арт-фестивали, литературно-музыкальные концерты и литературный конкурс «Саумы, Казан». Сами проекты, конечно, не новость — в течение года о них сообщалось неоднократно, — но результаты и оценка со стороны главного борца за татарский язык представляют интерес. Скажем сразу — Ахметов одобрил все, а какие-то проекты предложил продолжить и на следующий год, запросив у организаторов сметы.
Из более профильных проектов, представленных председателю комиссии, — образовательный интенсив по изучению татарского языка для работников сферы услуг и цикл семинаров для учителей татарского языка, о которых рассказал преподаватель татарского языка, один из авторов известного учебника «Салям!» Рашат Якупов. Для работников гостиниц, общественного питания и розничной торговли весной было проведено 8 занятий, на которых они научились самым нужным фразам для их работы. Такие же курсы организованы для сотрудников мэрии Казани.
«Есть разные родители: кому-то необходим татарский язык, кто-то безразличен, кто-то считает, что им татарский совсем не нужен»
На семинарах учителя татарского языка изучали современные методы преподавания языков, в том числе международные методики. На последний семинар в декабре получил приглашение и сам Марат Готович.
— Есть разные родители: кому-то необходим татарский язык, кто-то безразличен, кто-то считает, что им татарский совсем не нужен. На рейтинг школы преподавание татарского языка никакого влияния не оказывает, директору школы татарский язык тоже не нужен, если он душой за него не болеет. В этой ситуации не падают ли духом учителя, не задаются вопросом, кому необходим их труд? — поинтересовался Ахметов у Якупова.
— Демотивация очень сильная, — не стал отрицать учитель, добавив, что здесь многое зависит от поддержки директора и государства в целом. Поэтому одна из целей семинаров — показать учителям татарского языка, что они не одни.
Поэт (и заведующий отделом развития языков народов РТ в республиканском кабмине) Рузаль Мухаметшин обратил внимание, что уроки татарского языка стали уж очень легкими: упор сделан на развитие разговорных навыков, а об орфографии и пунктуации речи уже не идет. Якобы детям даже не дают домашние задания, лишь бы оставались в татарских группах.
Учитель татарского языка Якупов подтвердил это наблюдение. «Мы иногда чай пьем на уроке, и порой это заинтересовывает других учеников выбирать татарский язык, — признался он. — Сегодня учителям татарского языка приходится много стараться, потому что без этого, если урок будет проводиться неинтересно, дети пойдут в русские группы, потому что им ЕГЭ надо сдавать и прочее. В таком случае учителю татарского языка, извините, приходится быть и артистом, и клоуном иногда, и танцевать, и плясать, и чаем поить. Это неправильно, но в текущей ситуации другого выхода нет».
Ирек Ризванов (правее) сообщил, что татарский язык как родной выбрали для изучения 55% обучающихся в Казани школьников, 44% выбрали русский
«Из трех моих детей двое прошли через татарский садик, и они там научились очень хорошо говорить по-русски»
Интересные официальные цифры озвучил здесь же начальник управления образования исполкома Казани Ирек Ризванов. Чиновник сообщил, что татарский язык как родной выбрали для изучения 55% обучающихся в Казани школьников, 44% выбрали русский.
В 167 муниципальных школах Казани сейчас обучаются 148 тыс. детей, из них 49% — татары, 41% — русские, еще 9% — дети из смешанных семей или представители других национальностей, доложил начальник управления образования. 83% татарских детей изучают татарский язык в качестве родного, 17% — русский. Среди русских детей картина следующая: 66% выбрали родным языком русский, 34% — татарский.
«Очень радует, что 34 процента русских выбрали татарский язык, но 17 процентов татар, выбравших русский, — это порождает вопросы. Мы будем продолжать работать в данном направлении», — отметил Ризванов. Также начальник управления сообщил, что в детских садах Казани 46% детей воспитываются на татарском языке: 31% — в татарских детских садах, 15% — в татарских группах в русских детских садах.
Правда, редактор Татарского книжного издательства Айсылу Галихаметова несколько усомнилась в показателях по детским садам. По ее словам, если ребенок ходит в татарский детский сад (таких в Казани 75), это вовсе не значит, что он воспитывается на татарском языке. «Из трех моих детей двое прошли через татарский садик, и они там научились очень хорошо говорить по-русски», — рассказала Галихаметова. Она видит причину этого в том, что в сады принимают всех детей по прописке, потому там не образуется татарская языковая среда.
— А если родители напишут заявление, что хотят, чтобы их ребенка воспитывали на татарском языке? — спросил Ахметов.
— Так мы для этого и отдаем детей в татарские садики, — сказала Галиахметова.
— Но они же не пишут заявление, — стоял на своем Ахметов. По соображению заместителя председателя Госсовета, даже в татарских садиках родители должны писать заявления, чтобы для их детей формировали отдельные татарские группы. Его оппонент пыталась объяснить, что дело не в родителях и воспитателях, но председатель комиссии остался при своем мнении.
— Если бы не было тяжело, наверное, и не было бы так интересно, — подвела итог заседанию Сагитова, передавая слово председателю языковой комиссии.
«Я всю жизнь работал в производстве. Не могу сказать, что язык и его судьба — это то, о чем мне приходилось все время думать, — начал Ахметов. — Но так получилось, что я стал руководителем данной комиссии, начал изучать, провел уже сотни и тысячи встреч, потому что искал ответы на вопросы. Самая большая проблема — это низкая духовная потребность, в последние 15 лет она все время уменьшалась. И мы в комиссии поставили такую цель — эту тенденцию остановить».
Чтобы заполнять духовный вакуум татарского народа и нужны все эти мероприятия и встречи, уверен зампредседателя Госсовета РТ. Но самое важное здесь — позиция руководства, считает Ахметов. «Если президент Татарстана будет все время говорить на татарском, минимум половина республики станет говорить на татарском», — пояснил председатель комиссии. По этой же логике обучают татарскому языку министров, замов и глав районов. Кроме того, Ахметов предложил сосредоточить работу на тех, кто хочет изучать татарский или к нему относится нейтрально, и не тратить время на противников.
Он также обратил внимание на внешний вид детских садов и школ, многим из которых нужен капитальный ремонт. О зарплатах младших воспитателей этих детских садов Ахметов в этот раз ничего не сказал, хотя ранее именно он поднимал вопрос текучки кадров. Тогда министр образования РТ Ильсур Хадиуллин ответил, что няни и кухонные работники не являются педагогическими работниками, поэтому их зарплатами ведает муниципалитет, а не министерство.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1127
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.