5 вечеров современной академической музыки, 5 дирижеров, 8 солистов, 14 премьер и сотни благодарных слушателей — так завершился XI Международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia Пять вечеров современной академической музыки, 5 дирижеров, 8 солистов, 16 премьер и сотни благодарных слушателей — так завершился XI международный фестиваль современной музыки им. Губайдулиной Concordia Фото: ГАСО РТ

С глубоким философским характером

Пять вечеров современной академической музыки, 5 дирижеров, 8 солистов, 16 премьер и сотни благодарных слушателей — так завершился XI международный фестиваль современной музыки им. Губайдулиной Concordia, основанный худруком и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан Александром Сладковским. Да, название оркестра теперь звучит именно так — во время фестиваля правительство РТ сделало коллективу подарок, присвоив ему звание академического, что выглядит вполне заслуженно.

Как пояснили в пресс-службе ГАСО РТ, при подборе программы фестиваля важно было представить самые яркие музыкальные произведения XX–XXI веков. Большинство программных произведений Concordia объединяет их глубокий философский характер. Разумеется, неотъемлемой частью программы являются сочинения самой Софии Асгатовны Губайдулиной, 90-летие которой в этом году отмечалось как в России, так и за рубежом. «Программа такая, что глаза разбегаются, и хоть переезжай в Казань на три недели, чтобы неспешно погрузиться в разнообразие современной музыки», — отметила в газете «Музыкальная жизнь» доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая.

30 октября на концерте-открытии прозвучало сразу три ее произведения, два из которых были премьерными («Диалог: Я и Ты» (первое исполнение в Казани) и «Гнев Божий» (первое исполнение в России). Солировать пригласили лауреата многочисленных международных премий, кавалера ордена Искусств и литературы Вадима Репина, партию органа исполнила лауреат международных конкурсов Вероника Лобарева, а за дирижерский пульт встал создатель и руководитель ансамбля Hortus Musicus, дирижер Эстонского национального симфонического оркестра Андрес Мустонен.

10 ноября концерт также открылся произведением Губайдулиной — для зрителей прозвучала «Поэма-сказка» (1971). Продолжили программу сочинения известных российских современных композиторов, среди которых можно особо выделить Александра Чайковского и его мировую премьеру — Симфонию №5, которая специально создавалась для первого исполнения маэстро Сладковским. Солисты также соответствовали сложнейшему репертуару — сам Юрий Башмет и заслуженный артист России Михаил Дзюдзе, выдающийся исполнитель на балалайке-контрабасе. Дзюдзе успел не только выступить на концерте, но и провести мастер-класс в Казанской консерватории.

Солист на балалайке-контрабасе и посвящение Сладковскому от автора «Стана Тамерлана»

13 ноября концерт был посвящен современной немецкой музыке. Фестивальный вечер открыла казанская премьера сочинения молодого немецкого композитора Берке Бертельсмайер «Zimzum» 13 ноября концерт был посвящен современной немецкой музыке. Фестивальный вечер открыла казанская премьера сочинения молодого немецкого композитора Берке Бертельсмайер Zimzum Фото: ГАСО РТ

Интернациональная программа — немцы, японцы, итальянцы

13 ноября концерт был посвящен современной немецкой музыке. Фестивальный вечер открыла казанская премьера сочинения молодого немецкого композитора Берке Бертельсмайер Zimzum. Concerto soirée для фортепиано с оркестром итальянского композитора Нино Рота вместе с ГАСО РТ исполнил всемирно известный пианист, офицер ордена Британской Империи за заслуги перед музыкой Барри Дуглас. Также впервые в Казани было исполнено произведение Transient для оркестра Йоханнеса Мотчмана в переложении интерпретатора современной музыки Петера Тиллинга, который также был за дирижерским пультом в этот вечер. Завершила концертную программу российская премьера — Симфония №4 Ханса Вернера Хенце.

Концерт 15 ноября познакомил слушателей с современной японской музыкой. О ней не так много известно широкой публике, поэтому в ГАСО РТ сочли интересным познакомить зрителей с этим музыкальным пластом Концерт 15 ноября познакомил слушателей с современной японской музыкой. О ней не так много известно широкой публике, поэтому в ГАСО РТ сочли интересным представить зрителям этот музыкальный пласт Фото: ГАСО РТ

Концерт 15 ноября познакомил слушателей с современной японской музыкой. О ней не так много известно широкой публике, поэтому в ГАСО РТ сочли интересным представить зрителям этот музыкальный пласт. Программу вечера открыла казанская премьера сочинения Т. Такэмицу «Нами-но-Бон». Кульминацией первого отделения стало выступление всемирно известной пианистки Ю Косуге, которая исполнила вместе с татарстанскими симфониками Концерт №3 для фортепиано с оркестром Д. Фудзикуры (первое исполнение в Казани). Во втором отделении в исполнении оркестра прозвучали три казанские премьеры: «Японская сюита» А. Ифукубэ, Симфонический триптих Я. Акутагавы, «Рапсодия для оркестра» Ю. Тоямы. За дирижерским пультом в этот вечер был лауреат международных конкурсов дирижеров Юта Симидзу.

Программа заключительного концерта фестиваля Concordia была интернационально разнообразной — прозвучали произведения итальянского, американского, испанского и французского композиторов. Фестивальный вечер открыло сочинение Afterthought именитого современного итальянского композитора Джорджио Баттистелли (первое исполнение в России).

Солировали заслуженные артисты России, скрипач Лев Клычков и флейтист Максим Рубцов. Вместе с ГАСО РТ концертмейстер заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Клычков впервые в Казани исполнил Концерт для скрипки с оркестром американского композитора Сэмюэла Барбера, а концертмейстер флейт Российского национального оркестра Рубцов исполнил еще одну казанскую премьеру — Фантазию для благородного рыцаря (переложение для флейты с оркестром) испанского композитора Хоакина Родриго. Сюита №2 из балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля завершила концертную программу, которой завершился и XI международный фестиваль Concordia. За дирижерским пультом в этот вечер был главный приглашенный дирижер миланского оркестра I Pomeriggi Musicali Алессандро Кадарио.

На фестивале традиционно выступили артисты мирового уровня, которых зовут не только для услады слуха публики, но и для развития оркестра Сладковского На фестивале традиционно выступили артисты мирового уровня, которых зовут не только для услады слуха публики, но и для развития оркестра Сладковского Фото: ГАСО РТ

«Прививка актуальным искусством»

На фестивале традиционно выступили артисты мирового уровня, которых зовут не только для услады слуха публики, но и для развития оркестра Сладковского — например, Рубцов и Клычков в рамках фестиваля провели мастер-классы для музыкантов ГАСО РТ. Некоторые из артистов лично знакомы с композитором Губайдулиной и уже не раз исполняли ее произведения — Мустонен, Репин, Тиллинг. Среди именитых музыкантов были те, кто уже не в первый раз работал с ГАСО РТ, — Дуглас, Башмет, Репин. 

«Подобные программы, построенные на смелых контрастах, знакомящие с таким количеством новой современной музыки, нечасто встретишь в столицах. А тут полтора месяца фестивального марафона, дающего слушателям прививку актуальным искусством», — пишет Кривицкая. Такая приятная для всех «вакцинация» уже дала свой коллективный музыкальный «иммунитет» — казанская публика, в том числе благодаря усилиям Сладковского, слушает и слышит даже самую трудную для восприятия музыку, наполненную глубоким философским смыслом. 

Остается надеяться, что время до следующей Concordia пролетит быстро и встрече с симфоническими шедеврами не помешают никакие мировые катаклизмы.