В Казанском ТЮЗе зрителей пустили в репетиционный зал. Именно в этом камерном пространстве случилась новая премьера сезона В Казанском ТЮЗе зрителей пустили в репетиционный зал. Именно в этом камерном пространстве случилась новая премьера сезона

«125»

В Казанском ТЮЗе зрителей пустили в репетиционный зал. Именно в этом камерном пространстве случилась новая премьера сезона. Вдохновленные успехом спектакля «Иваново детство», который, судя по всему, уже стал символом нынешнего этапа развития театра, тюзовцы вновь взялись за знаменитое произведение середины XX века, выбивающееся из жестких советских канонов того времени. Питерский режиссер Петр Шерешевский поставил знаменитую «Тень» Евгения Шварца, впрочем, обозначив свою работу как «фантазия на тему пьесы».

Рождению этого проекта, да еще в необычном пространстве зеркального репетиционного зала, способствовала недавняя лаборатория в ТЮЗе, посвященная 125-летию Шварца. Между прочим, и об этом мало кто помнит, но выдающийся драматург, которого при жизни воспринимали исключительно как автора сказочных сюжетов, родился в 1896-м в нынешней столице Татарстана, где его не чуждый революционных взглядов отец учился на медика в Казанском университете.

В театре не исключают, что все три эскиза, показанные на лаборатории «125», превратятся в дальнейшем в полноценные спектакли. Но именно «Тень» была к этому ближе всего, и вот уже получила свое место в афише В театре не исключают, что все три эскиза, показанные на лаборатории «125», превратятся в дальнейшем в полноценные спектакли. Но именно «Тень» была к этому ближе всего и вот уже получила свое место в афише

В театре не исключают, что все три эскиза, показанные на лаборатории «125», превратятся в дальнейшем в полноценные спектакли. Но именно «Тень» была к этому ближе всего и вот уже получила свое место в афише. А 49-летний Шерешевский — это вполне себе статусное приобретение для списка приглашенных режиссеров ТЮЗа. Сам постановщик в различных интервью признавался, что в родном Петербурге не очень-то нужен, зато по городам, где он ставил спектакли (включая театр «Мастеровые» в Набережных Челнах), можно изучать географию России. Кроме того, автор казанской «Тени» поработал главрежем в Новокузнецке и Ижевске, а ныне в таком же статусе возглавляет в Питере негосударственный Камерный театр Малыщицкого, и он много раз номинировался на «Золотую маску». Вот и сейчас в числе претендентов на национальную театральную премию, которая будет вручена весной, в номинации «драма/работа режиссера» Шерешевский представлен дважды: «Тайм-аут» (театр «Красный факел», Новосибирск), «Дания тюрьма» (Камерный театр Малыщицкого).

В своем новом спектакле Шерешевский предлагает казанской публике собственное прочтение пьесы Шварца 1940 года, которая входит в знаменитую трилогию сатирических памфлетов писателя вместе с «Драконом» и «Голым королем». Впрочем, режиссер отказывается от глобальных задач исследования тоталитарного общества, предпочитая глубоко личную историю. Здесь потеря тени — это изменения, происходящие в самом человеке и меняющие его отношения с окружающим миром.

Двое на том самом матрасе — это Ученый и местная знаменитость, певица Юлия Джули (Дарья Бакшеева) Двое на том самом матрасе — это Ученый и местная знаменитость, певица Юлия Джули (Дарья Бакшеева)

Танцы и «С утра шел снег»

Параметры самого пространства диктуют устройство «сцены», в нескольких метрах от которой расположились зрители. По центру расположен стол с нагромождением предметов, напоминающих скорее о студенческой общаге из 1990-х, справа на матрасе под простынями двое — он и она. Там же в глубине реальное окно на улицу, которое периодически открывает главный герой, Ученый (Павел Густов), — не хватает воздуха. Клаустрофобической атмосферы добавляет и видеокамера, изображение с которой демонстрируется на большой экран проектора, телевизор, а также отражается в зеркалах. Кроме того, крупные планы становятся еще одним испытанием для актеров.

Режиссер нас переносит в 1998 год, где героя Каца ждет Девушка (Полина Малых), а по телевизору показывают живой концерт «Аквариума» в «Программе А» Режиссер переносит нас в 1998 год, где героя Каца ждет Девушка (Полина Малых), а по телевизору показывают живой концерт «Аквариума» в «Программе А»

Двое на том самом матрасе — это Ученый и местная знаменитость, певица Юлия Джули (Дарья Бакшеева). У Шварца знакомство этих героев в гостинице столицы южного государства, куда главный герой приехал изучать его историю, обошлось без секса. Впрочем, Шерешевский не ставит пьесу «Тень», а деконструирует ее, лихо переставляя куски текста из начала в конец и наоборот, а также разбираясь с сюжетными линиями из оригинала. И вот уже Джули поет, но это больше напоминает вечер караоке «Звезды нашего санатория», чем профессиональный вокал, так что скорее характеризует происходящее в голове Ученого.

В программке к спектаклю нет такого героя, как Тень, зато есть Ученый в молодости (юный Ярослав Кац, актеру еще не исполнилось и 20 лет). Режиссер переносит нас в 1998 год, где героя Каца ждет Девушка (Полина Малых), а по телевизору показывают живой концерт «Аквариума» в «Программе А». Дальше будут разговоры, зажигательный номер — танец Девушки под БГ и его «С утра шел снег», несостоявшаяся любовная близость, нелепые объяснения…

Алексей Зильбер Алексей Зильбер

Так главный герой и превращается в собственную тень (ведя с собой шварцевский диалог от имени последней), отказавшись от болезненного чувства любви в угоду комфорту, но приходя к душевной пустоте. Шерешевский, кстати, все же вспоминает в какой-то момент, что имеет дело с остро политической пьесой, и наделяет Ученого социальными чертами. Судя по всему, он представитель либеральной оппозиции (а кто еще может мечтать сделать всех людей счастливыми), что в нынешние времена грозит даже потерей работы, а в конце выпивает на кухне со старым соратником Доктором (Алексей Зильбер) под гребенщиковский «Поезд в огне». Все это еще и наполняется фирменной питерской тоской, хотя место действия тоже вполне условно, а «спящая красавица жила в Дербышках».

Опытнейший Михаил Меркушин был чертовски хорош в роли Министра финансов. Стоило Меркушину-министру только появиться в инвалидной коляске перед публикой, становилось понятно, кто здесь главный актер Опытнейший Михаил Меркушин был чертовски хорош в роли Министра финансов. Стоило Меркушину-министру только появиться в инвалидной коляске перед публикой, становилось понятно, кто здесь главный актер

Цезарь Борджиа в плавках

От густонаселенной пьесы Шварца режиссер оставил всего 7 героев, но и здесь не у всех артистов была возможность себя проявить. Например, актер Виталий Дмитриев, игравший придворного журналиста Цезаря Борджиа, смог показать отличную спортивную форму, поскольку передвигался почти исключительно в плавках (видимо, для пущей убедительности истории про пересадку на лицо его «кожи из-под трусов»). За этого героя было немного обидно, особенно вспоминая, что в кино его играли Андрей Миронов и Михаил Козаков.

Главным триумфатором вечера стоит назвать 25-летнюю Полину Малых Главным триумфатором вечера стоит назвать 25-летнюю Полину Малых

А вот опытнейший Михаил Меркушин был чертовски хорош в роли Министра финансов, символизирующего то самое тоталитарное общество. Стоило Меркушину-министру только появиться в инвалидной коляске перед публикой, становилось понятно, кто здесь главный актер. Потом Министр финансов еще и непередаваемо корчил рожи, обращаясь к своей невесте Джули за званым ужином.      

Хотя главным триумфатором вечера стоит назвать 25-летнюю Малых. Эта молодая и привлекательная актриса запомнилась еще в «Ивановом детстве» в маленькой, но такой важной роли Мамы, поддерживая и даже создавая ту самую атмосферу ранних фильмов Тарковского. В «Тени» же она играет совершено иную героиню, к финалу спектакля фактически превращаясь в нового секс-символа русского театра в Казани, хотя для этого и пришлось мужественно пройти через сцену, где ее героиня была главным блюдом на пире шварцевских людоедов. 

К финалу спектакля Малых фактически превращается в нового секс-символа русского театра в Казани К финалу спектакля Малых фактически превращается в нового секс-символа русского театра в Казани

В общем, на выходе ТЮЗ получил яркую, самобытную и полемичную постановку с возрастным ограничением 18+. Хотя кого-то и может смутить (помимо красивых молодых женских тел, облаченных в рискующие сползти в подходящий/неподходящий момент простыни) спектакль по Шварцу, но не про «тень, знай свое место» (знаменитая фраза из пьесы здесь не звучит вовсе), а о том, что «рок-н-ролл мертв, а я еще нет».