Реджеп Тайип Эрдоган: «Мы приняли решение переименовать наш совет. Отныне он носит название „Организация тюркских государств“. Благодаря новому названию и структуре Организация тюркских государств будет активнее развиваться, укрепляться и усиливаться» Реджеп Тайип Эрдоган: «Мы приняли решение переименовать наш совет. Отныне он носит название «Организация тюркских государств». Благодаря новому названию и структуре Организация тюркских государств будет активнее развиваться, укрепляться и усиливаться» Фото: © Riccardo Antimiani/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Будет ли создана тюркская ООН?

В последнее время вокруг Турции происходит какая-то непонятная активность. Конечно, на память сразу приходит избитая фраза про звезды, которые зажигают, если это кому-то нужно. Однако так ли это? Но обо всем по порядку.

Первое важное событие — это VIII саммит «Совета сотрудничества тюркоязычных государств», который прошел в Стамбуле 12 ноября. Мероприятие посетили президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Киргизии Садыр Джапаров, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (Венгрия является государством-наблюдателем). Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов также присутствовал на саммите от имени Туркменистана, который впервые принял участие в качестве члена-наблюдателя.

«Мы приняли решение переименовать наш совет. Отныне он носит название „Организация тюркских государств“. Благодаря новому названию и структуре Организация тюркских государств будет активнее развиваться, укрепляться и усиливаться», — сказал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая с итоговым заявлением.

Кроме того, турецкий лидер заявил, что деятельность Организации тюркских государств не должна беспокоить другие страны. «Тюркские страны на протяжении тысячелетий оставались центром культуры и цивилизации. Я уверен, что так будет и впредь, — считает Эрдоган. — Организация тюркских государств не должна никого беспокоить. Наоборот, нужно стремиться стать частью этой восходящей структуры, основанной на исторической общности. Эта организация является платформой развития межгосударственных связей».

Мы видим, что официальная Анкара играет в свою игру. Идет выстраивание союза тюркских, а учитывая Венгрию, туранских государств. Мало того, на саммите устами туркменского лидера было заявлено, что необходимо добиваться того, чтобы между ООН и Организацией тюркских государств был подписан документ о сотрудничестве. Судя по всему, Организация тюркских государств претендует в ближайшем будущем на роль своего рода тюркской ООН.

В минувшую среду резиденцию президента Турции посетил Лидер Партии националистического движения (Milliyetçi Hareket Partisi, MHP) Девлет Бахчели В минувшую среду резиденцию президента Турции посетил лидер Партии националистического движения (Milliyetçi Hareket Partisi, MHP) Девлет Бахчели Фото: cкриншот из видео

Собиратель земель… тюркских

В минувшую среду резиденцию президента Турции посетил лидер Партии националистического движения (Milliyetçi Hareket Partisi, MHP) Девлет Бахчели. Эта партия выросла из турецкой молодежной организации ультраправых националистов «Серые волки», но со временем приняла формат респектабельной политической организации. MHP стоит на позициях пантюркизма и праворадикальной идеологии Третьего пути, т. е. отвергает как коммунизм, так и капитализм.

На парламентских выборах 2018 года Партия националистического движения выступала в составе Народного альянса, в котором доминировала эрдогановская Партия справедливости и развития (Adalet ve Kalkınma Partisi, AKP). Таким образом, под руководством Бахчели MHP полностью изменила ориентацию и вступила в коалицию с исламистами Эрдогана, что привело к расколу в организации.

Бахчели пришел к Эрдогану не с пустыми руками. Он преподнес турецкому лидеру карту «тюркского мира», в которую оказалось включено порядка 20 российских регионов.

Вроде ничего особенного. В Турции общетюркская тема невероятно популярна. Есть специальные ТВ-каналы, которые ежедневно рассказывают про культуру, обычаи и традиции тюркских народов, подобные карты фигурируют в школьных учебниках.

И это не первый подобный случай. В феврале этого года в эфире телеканала TGRT была показана карта, отражающая прогноз Stratfor (американская частная разведывательно-аналитическая компания — прим. ред.) по расширению турецкой сферы влияния. Предполагалось, что к 2050 году в нее войдет ряд государств Северной Африки, Ближнего Востока, бывшего СССР, а также регионы юга России, включая Крым, Кубань, Ростовскую область и республики Северного Кавказа.

Первый замглавы комитета Госдумы по обороне Александр Шерин призвал тогда Россию серьезнее относиться к подобным прогнозам, отметив также самоуверенность турецких властей.

«Турция после успешной операции в Нагорном Карабахе абсолютно уверовала в свои силы, и поэтому она официально обозначает, куда будет дальше идти», — заявил он РИА «Новости».

Можно назвать это пантюркизмом, но данный термин в Турции не в ходу. Это идет еще со времен Ататюрка, который осудил пантюркизм как несовместимое явление с собственной турецкой идеей. Еще в 1920-е годы произошла фрагментация идеологических течений, разделившихся на пантюркизм и тюркизм, на радикальный и умеренный исламизм, на неоосманизм и пантуранизм, при сохранении доминирующей роли сформированного Кемалем Ататюрком кемализма как основы турецкой модели демократии. Нынешняя политика Эрдогана — это скорее микс исламизма и неоосманизма.

При встрече ни Эрдоган, ни Бахчели каких-либо заявлений относительно карты не сделали, но намек был понятен без слов. Карта — это символ, своего рода подарок в честь успешного проведения «исторического» VIII саммита стран – членов тюркского совета. 

Фото: haber7.com

Скорее жив, чем мертв

Еще один кейс — гюленовский. Все знают, что это «больная мозоль» Эрдогана. Гюлен обвиняется Турцией в причастности к попытке государственного переворота в июле 2016 года, в ходе которого были задействованы танки и вертолеты, атакован парламент и убиты безоружные граждане. Сам Гюлен отрицал какую-либо причастность к этим событиям. В результате развернувшейся после попытки переворота «чистки» в Турции арестованы 218 тыс. человек, 50 тыс. осуждены, 140 тыс. гражданских служащих уволены.

Путч был подавлен, но «осадочек остался». На Востоке врагов так быстро не прощают, точнее, их не прощают никогда. Попытки Анкары «выкурить» Гюлена из пенсильванского ранчо путем официальных запросов об экстрадиции не увенчались успехом, но это не значит, что опасность для него миновала.

Под конец минувшей недели новость о смерти Фетхуллаха Гюлена, который якобы был отравлен неизвестными на своей ферме в Пенсильвании, вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Первым эту сенсационную новость обнародовал оппозиционный турецкий ТВ-канал OdaTV. Все остальные СМИ поместили на своих страницах данную информацию со ссылкой на этот единственный источник.

Уже в тот же день гюленисты стали опровергать эту новость, мол, наш лидер «живее всех живых». Были помещены свежие фото и видео с Гюленом, но оппоненты сразу же заявили, что это монтаж и «консервы». Интересно, что американские СМИ как бы не заметили эту новость, хотя само событие могло было бы стать сенсацией, достойной первых полос. Как сообщил РИА «Новости»  представитель регионального отделения полиции в штате Пенсильвания Поконо-Маунтин, «в системе нет данных, которые бы подтвердили сообщения [о смерти Гюлена]».

В итоге эта история не получила развития. И на данный момент доподлинно неизвестно, жив Гюлен или мертв. Рядом турецких экспертов было высказано мнение, что оппонент Эрдогана, скорее всего, жив. Мол, ЦРУ и ФБР охраняют его как зеницу ока и не в их интересах раньше времени сбрасывать такую «козырную карту». Она еще может пригодиться как рычаг давления на Турцию. Именно из-за отказа выдавать Гюлена отношения между США и Турцией находятся на крайне низком уровне. С другой стороны, Анкара в такой форме могла послать Гюлену «черную метку», напомнив ему, что возмездие неотвратимо. В любом случае «отравление» Гюлена — это большой плюс к стремительно снижающемуся в последний месяц рейтингу президента Турции.

Два месседжа Эрдогана

Сквозь все эти разные события тянется красная нить. Мы видим здесь два месседжа, направленных вовне и внутрь Турции. Для страны ноябрь — это не просто календарный, а сакральный месяц. Год назад Азербайджан победил во Второй карабхской войне. Ни для кого не секрет, что де-факто это была победа турецкого оружия. Для официальной Анкары данное событие стало моментом истины. С ноября 2020 года начался перелом во внешней политике. Турция и ее лидер стали чувствовать себя иначе, все чаще и чаще присматривая себе место в шеренге великих держав. Очарованные не только силой, но и лаской старшего брата, тюркские братья из Средней Азии открыто обозначили свои симпатии. Пошли разговоры о создании так называемой «Армии Турана», активизировалась турецкая дипломатия. Организация тюркских государств — это не только отголосок тех событий, а их логическое завершение и кульминация.

Месяц назад, во время своего октябрьского турне по Африке, Эрдоган горячо раскритиковал систему совбеза ООН, в который входит всего пять стран, решающих судьбы мира. Эрдоган открыто продемонстрировал Западу, что «мальчик подрос», уже готов пуститься в самостоятельное плавание и не остановится ни перед чем. Этим демаршем он дал ясно понять, что претендует на майку лидера.

В наши дни фокус мировой политики направлен на Восточную Европу. Далек от завершения гуманитарный кризис с мигрантами на польско-белорусской границе, осложняется ситуация по украинской повестке дня. На этом фоне Турция как бы выпала из актуальной повестки. Но Эрдоган, уже нагулявший политический вес и аппетит, хочет повернуть свет софитов вновь в свою сторону. И это ему удается. В качестве регионального лидера он несомненно состоялся.

Второй месседж направлен внутрь страны. В эти дни Турция испытывает ряд экономических проблем. Турецкая лира упала до рекордно низкого уровня после того, как Центральный банк (ЦБ) республики понизил базовую процентную ставку на 100 базисных пунктов — с 16% до 15%. В результате решения ЦБ турецкая валюта повторила свой исторический минимум и достигла отметки 10,98 к $1. С начала года лира обесценилась почти на 30% по отношению к доллару, став самой слабой валютой развивающихся рынков.

Все это не прибавило популярности президенту Турции, рейтинг которого снижается день ото дня. Внешняя повестка дня, успехи на международном поприще могут немного сдержать падение доверия к лидеру страны. В данном случае все методы хороши, и Эрдоган остается верен себе: он пускает одновременно стрелы сразу по всем направлениям. До сих пор они достигали своих целей.