В 1921 году, как раз во время грядущего страшного голода, около Тетюшей рыбаки поймали гигантскую белугу весом 960 килограммов В 1921 году, как раз во время грядущего страшного голода, около Тетюшей рыбаки поймали гигантскую белугу весом 960 килограммов

Царь-рыба времен царь-голода

Злая ирония, если не насмешка истории: в 1921 году, как раз во время грядущего страшного голода, около Тетюшей рыбаки поймали гигантскую белугу весом 960 килограммов. По рассказам очевидцев, в ней оказалось 12 пудов икры и добрый мешок раков, стерляди и налимов. Рыбу отправили в Казань, в музей, где из нее сделали чучело. А в Тетюшах гигантской белуге установлен памятник. На недавнем заседании круглого стола в Институте истории им. Марджани АН РТ, где собрались ведущие российские историки, которые работают над темой массового голода в стране, выступила Наталия Федорова, кандидат исторических наук, доцент из Казани. Она эту рыбину упомянула: «Те, кто бывал у нас в Национальном музее, видел, наверное, чучело громадной белуги, которую выловили именно в это время, в голодный 1921 год. Мне задали вопрос: а почему, собственно, люди тогда голодали? В Волге есть рыба, в лесах — грибы и ягоды. Крестьяне сами виноваты, что голодали. Они все зерно перевели на самогон.

Но, во-первых, для того чтобы получить самогон, нужно иметь это самое зерно. Во-вторых, медики утверждают, что самогон, как и водка, — очень калорийный напиток. И в 1920-е годы, действительно, детей поили самогоном, но только те, у кого он был. Человек забывал свое чувство голода, а заодно и получал калории. Пусть они были вредными, но они были!»

Чтобы закруглить «рыбную» тему, а заодно и тему прочего «подножного корма», который вроде бы мог от беды выручить, предоставим слово еще одному участнику круглого стола — Григорию Циденкову, кандидату социологических наук, доценту кафедры отечественной истории и археологии Самарского социально-педагогического университета, который в одном из своих интервью сказал следующее: «Накормить всех даже в Волге рыбы не хватало и сейчас не хватит. Да и выловить ее попросту не было тогда технической возможности: не существовало рыбной промышленности, специальных производств, которые бы добывали и хранили продукцию. То же самое и насчет охоты: кого может прокормить охотник, кроме себя, ну или кого-то, разок-другой подарив или угостив дичью?

Еще один очень важный момент — это пищевые традиции. Для начала XX века это было совершенно актуально. Людям крайне тяжело было переходить на непривычную пищу. У российских крестьян вплоть до ХХ века меню было почти всегда одинаковое: хлеб, щи да каша. По выходным — мясо. А если что другое…

Во время русско-японской войны 1904 года, когда российские войска оказались в Маньчжурии и в Корее, офицеры вполне нормально пробовали местную пищу, потому что они в жизни своей питались более-менее разнообразно. Солдаты же совершенно отказывались есть чумизу и просо, они требовали привозить хлеб. Если не было его подвоза, они натурально голодали. Так что российский крестьянин питаться одной рыбой не мог, от этого он бы попросту умер. Есть только рыбу могут эскимосы и чукчи, то есть народности Севера, у которых организм приспособлен».

Чучело 960-кг тетюшской белуги в Нацмузее РТ Чучело 960-килограммовой тетюшской белуги в Нацмузее РТ

«Кто виноват и что делали?»

Но возвратимся в Россию, в Татреспублику того времени, с вопросами, которые сами собой напрашиваются, когда возникает тема голода 1921–1923 годов: кто виноват, что делали, сколько народа голодало и сколько умерло?

Итоги голода стали достоянием гласности в 1923 году. По исчислениям Наркомздрава и ЦСУ, только от голода в течение 1921–1922 годов в Советской России умерли, по разным оценкам, от 5 млн до 5,2 млн человек. Число заболевших сыпным, возвратным, брюшным тифом, холерой и оспой составило 5,2 млн человек. С учетом смертности от разных болезней от эпидемий умерли еще 500 тыс. человек. Значит, всего умерли 5,7 млн человек.

Для сравнения автор статьи «Покарание голодом» Тополянский (Тополянский Виктор Давыдович — известный терапевт, кандидат медицинских наук, доцент, обозреватель «Новой газеты», историк медицины, писатель — прим. ред.) приводит число погибших на фронтах Первой мировой войны. Из 15 млн мобилизованных были убиты 664 890 человек. Общие потери российской армии (убитыми и умершими от ран, болезней или отравления газами) с августа 1914-го по декабрь 1917 года включительно составили 1 661 804 человека. Таким образом, число погибших от массового голода втрое превысило величину безвозвратных потерь во время войны 1914–1917 годов.

Голод в Поволжье 1921–1922 годов, согласно данным официальной статистики, охватил 35 губерний (Поволжье, Южную Украину, Крым, Башкирию, Казахстан, частично Приуралье и Западную Сибирь) с общим населением в 90 млн человек, из которых голодали не менее 30 миллионов. Пик голода пришелся на осень 1921-го — весну 1922 года, хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920-го до начала лета 1923 года.

В 1922 году более 1,5 млн крестьянских детей, предоставленных самим себе, бродяжничали, прося подаяние и воруя, смертность в приютах для беспризорных достигала 50%. Советское центральное статистическое управление определило дефицит населения за период с 1920 по 1922 год равным 5,1 млн человек. Голод в России 1921 года, если не считать военных потерь, был крупнейшей для того времени катастрофой в европейской истории после Средневековья.

Кандидат исторических наук Тамина Биктимирова в интервью ИА «Татар-информ» сообщила: «В Татреспублике насчитывались всего 2 миллиона 797 тысяч 727 человек. Из них 969 900 были детьми. Как показывают организации помощи, лишь 3 процента этого населения могло без помощи дойти до нового урожая. А, по разным подсчетам, погибли от 400 тысяч до 1 миллиона человек». Академик АН РТ Индус Тагиров приводил данные, что численность населения Татарстана сократилась на 400 тыс. человек.

Электронная энциклопедия «Татарика»: «Во время голода 1921–1922 годов население Татарстана сократилось на 400–600 тыс. человек. От голодной смерти, болезней и других причин Тетюшский кантон потерял 66 тыс. человек (35% населения), Спасский — 48 тыс. (26%), Чистопольский — 79 тыс. (21%), Свияжский — 35 тыс. (22%), остальные кантоны — 5–10% своего населения. Численность татар уменьшилась почти на 25%, русских — на 11%, прочих — на 15%».

В 1922 году более 1,5 млн крестьянских детей, предоставленных самим себе, бродяжничали, прося подаяние и воруя, смертность в приютах для беспризорных достигала 50% В 1922 году более 1,5 млн крестьянских детей, предоставленных самим себе, бродяжничали, прося подаяние и воруя, смертность в приютах для беспризорных достигала 50%

Фатих Амирхан: «Татарский народ пострадал более других в голодные годы»

Почему именно татар, людей своей титульной национальности, Татреспублика недосчиталась более других? Миляуша Ахметова, автор исследования «Неизвестных страниц» дневника Фатиха Амирхана, пережившего те годы в Татарии, пишет: «Историография по теме подтверждает, что татарский народ от голода 1921 года и других лет пострадал очень сильно. Известный историк А. С. Пругавин, участвовавший в деле организации помощи голодающим в 1898–1899 годах, указал на основные причины голода: крайнюю необеспеченность населения в материальном отношении, условия быта и особенности склада татарской жизни».

Материал о поведении татар во время бедствия, публикуемый в то время на страницах «Мусульманской газеты», свидетельствует об их долготерпении: «Что бы с ними ни случалось и как бы они бедны ни были, но побираться не идут… Говорят, что у них еще „ладно“».

Ахметова приводит точку зрения писателя на эту тему: «Только за последнюю четверть века это уже третий голод в России. И больше остальных во время всех трех напастей оказался беззащитным, пострадал татарский народ, живущий вдоль Волги и Камы. Пострадавшие от голода больше остальных народов еще во времена самодержавия татары в первый же голод, случившийся уже после революции, наглядно продемонстрировали, что социальная революция им тоже ничем не смогла помочь…»

Писатель был убежден, что именно татарский народ пострадал более других в голодные годы. Пояснить это можно рядом причин. Амирхан, будучи инвалидом, не выходил из дому. К нему как к грамотному и мудрому человеку приходили множество «ходоков» из простого народа, разумеется, татар. Хотя он неплохо знал русский язык, читал чаще всего татарские газеты, где акценты по понятным причинам расставлялись на проблемах именно татарского народа. Этим можно объяснить столь однозначную оценку происходящего писателем.

Амирхан открыто обличает руководителей республики в бездарности, некомпетентности, неумении быстро и толково организовать помощь голодающим».

Что интересно, тогда писателя за его позицию опасались печатать даже хорошо знакомые ему коллеги. А сейчас радикальной точки зрения Амирхана придерживаются многие люди и даже современные исследователи: «В том, что случилось, виноваты большевики с их грабительской продразверсткой».

«Без руководства большевиков Россия с голодом бы не справилась»

«С распадом СССР в российской историографии наступает совершенно новый период, характеризующийся отказом от принципов марксистско-ленинской идеологии, — написала в диссертации Анастасия Федотова, кандидат исторических наук, доцент КФУ. — В статьях, появившихся в журналах в начале 1990-х, исследователи рассматривают проблему голода с точки зрения ответственности правящей партии за сложившуюся ситуацию. Позиция авторов по отношению к коммунистической партии в этих публикациях открыто негативная».

По мнению того же Циденкова, считать, что продразверстка была причиной голода, — «несусветная глупость, тем более для профессиональных историков». Как пишет специалист, «продразверстка — инструмент для борьбы с голодом, одна из реагирующих мер». Это лишь следствие голода, а следствие никак не может быть причиной.

«Дело в том, что голод пришел к нам раньше, чем в 1921 году, — историк объясняет свою точку зрения в интервью благотворительному сайту „Милосердие“. — В 1916 году наметились серьезные проблемы с продовольствием. В 1917–1919 годах армия и города уже голодали. При временном правительстве, в августе 1917-го, армия была снабжена продовольствием где-то на треть.

Именно поэтому уже в конце 1916 года начинает складываться механизм будущей продразверстки — с целью перераспределять имеющиеся у государства ресурсы. Благодаря этой политике выжили, например, города Центральной России. Между прочим, продразверстка использовалась, так сказать, и в обратную сторону, когда из городов изымались излишки запасов, чтобы кормить деревню.

Не будем забывать еще и то, что 1920-й — это последний год продразверстки. Если уж говорить о роли большевиков, то им в заслугу следует поставить отмену продразверстки. Как раз в 1921 году ее заменили продналогом. Так что повторю: считать продразверстку причиной голода ни в коем случае нельзя, но фактором, усилившим голод в отдельных местностях, — можно. Другое дело, что при большевиках, в 1918–1919 годах, случались перегибы. Встречались банды, которые сами себя называли продотрядами, не имея на то никаких полномочий. Проявились и ошибки в самой разверстке. Но все это было не критично.

Что же до крутизны мер… Тут нужно обратиться к свидетельствам иностранных миссий. А они в один голос заявляют: без руководства большевиков Россия с голодом бы не справилась. С таким масштабным голодом можно справиться только при содействии местных органов власти, которые должны быть сильными и эффективными. Иначе просто невозможно — будет то же самое Сомали, куда, сколько ни отправляй продовольствия, все вылетает в дыру, и люди продолжают умирать».

«Сборище мерзавцев, прорвавшихся к власти»

Итак, перегибы. Кто же тогда «прогибался»? Амирхан не стеснялся открыто, с риском для жизни, отвечать на этот вопрос уже в то время (орфография и пунктуация документа сохранена — прим. ред.): «…стоящая у власти группа Саитгалеева — Бургана Мансурова (в те годы в Татарии должность председателя президиума ЦИК ТАССР занимал Бурхан Хуснутдинович Мансуров, председателя совета народных комиссаров АТССР — Сахиб-Гарей Саид-Галиев — прим. ред.) сыграла большую роль в обрушившемся на татарский народ голоде, подтверждая свою репутацию столичных лизоблюдов, они свалили с ног крестьянские хозяйства принудительной сдачей излишков хлеба, чрезмерной разверсткой, налагаемой местными большевиками. Я хорошо знал, что группа Саитгалеева — Мансурова, состоящая из прежних мелких чиновников-татар и младших чинов татарской полиции, типа унтеров, вывернувшихся наизнанку и выкрасившихся красной краской, была ничем иным, как сборищем мерзавцев, прорвавшихся к власти».

Кто же такой предсовнаркома Татреспублики Сахиб-Гарей Саид-Галиев, занимавший в ней должность, аналогичную той, какую Ленин занимал в Советской России? Как и почему активный «урало-башкирский товарищ» оказался в Казани, где вскорости возглавил первое правительство новорожденной республики? Дмитрий Люкшин, казанский кандидат исторических наук, в свое время изложил корреспонденту «БИЗНЕС Online» свое видение тех событий.

Вкратце оно сводится к следующему. Сблизившись с самим Лениным со времен его участия во втором съезде коммунистических организаций народов Востока в конце 1919 года, Саид-Галиев начинает работать под непосредственным руководством всероссийского пролетарского вождя. Незаурядные организаторские способности посланца большевиков Татарии, его боевая деловитость, энергия проявляются в этот период во всей полноте. Именно перед ним Ленин поставил конкретную задачу: обеспечить продовольствием циклопического количества армию примерно в 2 млн штыков в условиях отсутствия этого самого продовольствия. И Саид-Галиев берется эту задачу выполнить при условии, что власть он и его сторонники у губкома заберут и сами станут ее осуществлять. Ленин обрадовался и поручил Саид-Галиеву сбор продовольствия в формате продразверстки. Она и была проведена. Последствия ее известны.

Завышенная продразверстка (свыше 10 млн пудов, что составляло 35% валового сбора хлебов) уменьшила норму потребления хлебной продукции на душу населения до 3 пудов. Это при том, что нормальное годовое потребление на одного человека считалось в 15 пудов, а 12 означало жизнь впроголодь.

«У них своя свадьба, у нас — своя»

Историк Биктимирова дорисовывает портрет руководителя правительства Татреспублики: «Мерзкое поведение отдельных личностей тоже стоит упомянуть. Вот тот же Сахибгарей Саид-Галиев, угождая Москве, обрек свой собственный народ на гибель. Умирали не просто от голода. Люди поднимали бунт — и жестоко за это были наказаны. В Мензелинском, Бугульминском кантонах начинается „Вилочное движение“. На территории нынешнего Атнинского, Балтасинского, Арского районов крестьяне пытаются вернуть отобранный у них хлеб. Подавлять восстания отправляют армию. Тот же Саид-Галиев писал в отчете, что в деревню Масловка Лаишевского района были направлены три взвода солдат и что они хорошо выполнили свою работу. Какая работа? Конечно, они расстреливали людей.

(В информсводке ВЧК за 26 октября 1920 года говорилось: „Татарская республика… Крестьяне относятся к советской власти недружелюбно по причинам разных повинностей и разверстки, при недороде в этом году местами в республике отказались от выполнения разверстки. В последнем случае умиротворяюще действуют посылаемые в такие места вооруженные отряды“, — прим. ред.)

А ведь в это время в Татарстане стоит Запасная армия — 48 тысяч человек. Эту армию тоже кормит народ. И вот этот Саид-Галиев собирает руководство этой армии и прямо в центре города, в гостинице „Совет“, устраивает свою свадьбу. Причем он уже был женат, в Москве у него находились жена и ребенок. Он женится еще раз и делает свадьбу в то время, когда люди тысячами умирали от голода».

В записях от 15 октября 1921 года со скорбью к неимущим, голодающим Амирхан ставит вопрос о социальном расслоении: «С одной стороны, на городских улицах мрут с голоду разорившиеся крестьяне, их жены и дети; тот безногий, безрукий мальчик, околевая на морозе, до сих пор просит милостыню на улице; а советские буржуа, советская бюрократия с наслаждением уплетают пирожные, запивая настоящим кофе с молоком и сахаром, сидя в дорогом кафе прямо перед глазами того смертельно голодного мальчишки…»

Мирсаид Султан-Галиев, очевидец тех событий, писал: «Крестьянство Татарской Республики, давшее 22 млн пудов хлеба, кормившее целых полтора года всю Запасную армию Советской Федерации, затем испытало на себе тяжелый кошмар голода 1921 года с его разрухой, людоедством и т. д.».

Голод 1921–1923 годов привел к случаям людоедства и вызвал массовый рост беспризорности Голод 1921–1923 годов привел к случаям людоедства и вызвал массовый рост беспризорности

«В Венгрии в то же время посадили на кол семью людоедов»

Голод 1921–1923 годов привел к случаям людоедства и вызвал массовый рост беспризорности. Есть было совершенно нечего, и, как только заканчивалась лебеда, трава, желуди, кора деревьев и даже земля и глина, некоторые в прямом смысле обезумевшие от голода люди не брезговали есть трупы умерших или убивать своих близких, чтобы прокормить остальных.

Невольно задаешься вопросом: а что, эта дикость творилась только в пределах наших границ? Циденков: «То же самое было и в Европе, причем совершенно с такими же ужасами. Еще в ХI веке случился всеевропейский голод, потрясающая засуха, и этому осталось множество средневековых свидетельств. Во Франции целенаправленно боролись с людоедами. Например, один рыцарь в голодающей местности со своими людьми убил священника, захватил церковь, а потом хватал проезжих. Всего он съел 48 человек. В Венгрии в то же время посадили на кол семью людоедов, которые сожрали из своей деревни 30 детей и 8 взрослых».

Почему такое стало возможным? Ученый постарался подойти к этому явлению с научной точки зрения: «Во время голода пропадает мораль, потому что утоление голода, пропитание — это нормальный первичный инстинкт любого живого существа. Голод сильнее страха. Если вам страшно, но вы очень голодный, вы все равно пойдете за продовольствием. Голод сильнее морали, он ее убивает.

Изучая проблему голода, пришли к определению трех его стадий во время катастроф.

«Во время голода пропадает мораль, потому что утоление голода, пропитание — это нормальный первичный инстинкт любого живого существа. Голод сильнее страха» «Во время голода пропадает мораль, потому что утоление голода, пропитание — это нормальный первичный инстинкт любого живого существа. Голод сильнее страха» Фото: «БИЗНЕС Online»

Первая. Стадия возбуждения. Человек ищет пропитание любыми способами. Это может продолжаться от недели до двух в зависимости от организма, запасов и других факторов.

Голода в России прекрасно нам показывают всю эту картину. Первый голод, который упомянут в летописях. 1024 год, Суздаль. Колоссальный неурожай, нет подвоза продовольствия, в отсутствие механизмов борьбы с голодом пытались спасти народ увещеваниями. Ярослав Мудрый прямо говорил суздальцам, что голод наведен на них за грехи. Те не согласились, и первое, что они сделали, — это убили всех едоков, не производящих продовольствия, то есть своих стариков и детей, чтобы избавиться от лишних ртов. После чего сели на ладьи и ограбили волжских булгар. Вот поведение толпы в голод. Она верит любым слухам, она готова на все, лишь бы достать себе пропитание.

Голод 1070 года в Ростове. Он вызвал вспышку возврата к язычеству, потому что православные священники опять же говорили, что голод — это воздаяние за грехи, ничего конкретного не предлагали, потому народ их просто поубивал. Князьям пришлось жестоко вмешиваться и все приводить к порядку.

Вторая стадия — угнетение. Организм человека сжег свой запас жировых клеток, начинается его разрушение. Человек еще сохраняет способность мыслить логически. Но в этой логике начинается аномалия, на данной стадии человек совершает действия и поступки, необъяснимые в нормальных условиях. В этот момент для него уже нет никаких религий, люди способны на любое преступление. У них уже нет ни чувства стыда, ни брезгливости. На этой стадии и начинается людоедство. Совершенно спокойно могут съесть своего умершего родственника.

Третья стадия — терминальная, когда человек уже впадает в полную апатию, он уже ничего не может делать, просто лежит и дожидается смерти. Если рядом положить еду, он уже на нее не реагирует».

«Не давайте моим деткам хлеба. Дайте им умереть спокойно»

Когда об ужасах, происходящих в голодающих районах Советской России, начала публиковать материалы даже партийная печать, 21 января 1922 года корреспонденты «Правды» написали из голодного края:

«Заехали мы вдвоем в одну глухую заброшенную деревушку, заходим в первую попавшуюся избу. На постели лежит еще молодая женщина, а по разным углам на полу — трое маленьких ребят. Жутко стало… Повнимательнее взглянули кругом и видим, что дети еле дышат и лежат со связанными ручонками и ногами.

— Что же хозяйка у тебя с детьми-то, больны?

— Нет, родные, здоровы, только тоже десять суток не ели…

— Да кто же их связал-то да по углам разбросал?

— А сама я до этого дошла. Как проголодали четыре дня, стали друг у друга руки кусать, ну и связала я их, да и положила друг от дружки подальше.

Как сумасшедшие бросились мы к своей маленькой корзинке, чтобы дать погибающим детям по кусочку хлеба. Но мать не выдержала, спустилась с постели и на коленях стала упрашивать, чтобы мы поскорее убрали хлеб и не давали его ребятам. Хотелось выразить порицание этой матери, выразить свое возмущение; но слабым плачущим голосом она заговорила:

— Они больно мучились семь ден, а потом стали потише, теперь уже ничего не чувствуют. Дайте им спокойно умереть, а то покормите сейчас, отойдут они, а потом опять будут семь ден мучиться, кусаться, чтобы снова так же успокоиться… Ведь ни завтра, ни через неделю никто ничего не даст. Так не мучайте их. Христа ради, уйдите, дайте умереть спокойно…»

30 января 1922 года Политбюро ЦК РКП (б) запретило публиковать сообщения о массовом людоедстве и трупоедстве в голодающих районах страны.

«Ужин отдай врагу?»

Государственная власть РСФСР, выступая верховным распорядителем всех ресурсов, первой стала организовывать помощь населению, а российская и мировая общественность соответствующим образом отреагировала на ее призыв к участию в этой помощи. «Нам помогали почти все страны, которые в то время присутствовали на карте мира, — сообщает Циденков. — О ком я не знаю, так это Сиам — современный Таиланд, Боливия, Колумбия, Гватемала, ну и, пожалуй, все. Последним на моей карте помощи появился Парагвай, который единственный откликнулся на призыв помочь бороться с малярией, прислал научные труды о своем опыте в этой области. Ни у кого другого такого опыта не было.

Взгляд на голод в Поволжье 1921–1923 годов сегодня сильно идеологизирован. Что было раньше, примерно то же самое мы наблюдаем и сейчас, но только с точностью до наоборот. При советской власти, в СССР если о голоде и писали, то обязательно указывали на роль коммунистической партии, роль иностранного пролетариата, почти полностью игнорируя остальную иностранную помощь. А ведь в России активно действовало три десятка зарубежных организаций».

Если при советской власти иностранную помощь все-таки упоминали, то обязательно присутствовала «шпионская деятельность» наиболее крупной и эффективной иностранной организации — АРА. Американская администрация помощи (American Relief Administration, ARA) — формально негосударственная организация в США, существовавшая с 1919-го до конца 1930-х годов.

Первоначально в задачи АРА входило осуществление плана американского правительства по «остановке большевизма в странах Европы посредством продовольствия, поскольку большевизм, по оценке Вудро Вильсона, 28-го президента США, лауреата Нобелевской премии мира 1919 года, — это голод и хаос». С помощью продовольствия АРА боролась, к примеру, с Советской Венгерской Республикой, политическим режимом, существовавшим в Венгрии примерно на 23% ее территории в период с 21 марта 1919-го до 6 августа того же года. Освобожденную от повстанцев-коммунистов территорию АРА наводняла продуктами. Если учесть, что в окруженной СВР царил голод, то понятно, на чьей стороне были симпатии населения. В результате первая советская Венгрия просуществовала всего 133 дня.

23 июля 1921 года глава АРА, министр торговли США, будущий 31-й президент страны, ярый антикоммунист Герберт Гувер прислал на имя писателя Максима Горького телеграмму, в которой предлагал помощь голодающим в Советской Республике и одновременно требовал освободить всех американских граждан, арестованных за антисоветскую деятельность. США формально находились в состоянии войны с РСФСР, но АРА было на это наплевать — она фактически являлась государством в государстве. Достаточно сказать, что у нее имелся свой морской флот.

1 сентября 1921 года в Петроград из Гамбурга прибыл пароход «Феникс», который привез 700 т продовольствия для АРА. Пять дней спустя открылась первая кухня АРА в школе № 27 на Мойке. 3 сентября 1922 года АРА приезжает в Татреспублику. Руководитель казанской организации «АРА» — американский писатель Д. Р. Гайльдс. Об истинных масштабах катастрофы американцы узнали, только прибыв на место. Они думали, что голодают только дети, и были готовы оказать помощь 15 тыс. детей. В Казани они увидели тысячи умирающих от голода: на улицах, в переулках, на вокзалах. Тогда они взялись за дело по-настоящему.

Дети получают питание от Американского комитета в Казани, 1921-1922 гг. Дети получают питание от Американского комитета в Казани, 1921–1922 годы

Американцы поделили Россию на «дистрикты»

«Все голодающие регионы американцы поделили на „дистрикты“, например, поволжские — Казанский, Самарский, Саратовский, Симбирский, Царицынский. Они не совпадали с административно-территориальным делением страны. Их выбор объяснялся факторами наличия железных дорог, рек и расположением складов… Во главе каждого дистрикта стоял окружной супервайзер, в рамках своего дистрикта он обладал высшими полномочиями. В каждом дистрикте действовали по 5–6, максимум 10–12 американских спасателей. Огромная удаленность, расстояния, плохие коммуникации, качество взаимоотношений с местными жителями — все это приводило ко многим импровизациям, отходом от „канонов“, способствуя многообразию видов деятельности АРА.

Общей чертой для всех дистриктов (в большей или в меньшей степени) являлось привлечение к участию в спасательных операциях местного населения. Принятие решений по ключевым вопросам — где, кого и как кормить и ряд других — сохранялось за американцами, наблюдавшими за осуществлением помощи самим населением. Как подразумевало само название организации, американские сотрудники помощи должны были быть „администраторами“ работы других. Поэтому их численность была небольшой (от 180 до 300 в разное время). Основная тяжесть ложилась на те 120 тыс. россиян, которых АРА привлекала для осуществления спасательных операций. Без них спасение голодающих было бы невозможным. Они работали в созданных под руководством американцев 18 тыс. 485 местных комитетах и 28 тыс. 483 питательных пунктах (данные на декабрь 1922 года)», — сообщает во «ВКонтакте» Рамиль Бикмухаметов.

Толпа у врачебно-питательного поезда Толпа у врачебно-питательного поезда

«Чем свиньям, лучше уж русским»

22 декабря 1921 года конгресс США после длительных дебатов одобрил выделение $20 млн для закупки продуктов у американских фермеров для Советской России. Гуверу удалось убедить конгрессменов принять решение о расширении помощи. «Продовольствие, которое мы хотим направить в Россию, является излишком в Соединенных Штатах, — заявил он. — Мы сейчас скармливаем молоко свиньям, сжигаем кукурузу в топках. С экономической точки зрения посылка этого продовольствия для помощи не является потерей для Америки». Он смог убедить консервативных, антисоветски настроенных законодателей в том, что помогать можно и без официального признания советского правительства.

В ходе своей гуманитарной миссии АРA оказала помощь РСФСР в объеме около $80 млн (если пересчитать на современные доллары, это будут миллиарды). Это одна из самых масштабных гуманитарных миссий XX века.

По данным сайта «Академик», в мае 1922 года АРА кормила 6 млн 99 тыс. 574 человека, американское общество квакеров — 265 тыс., международный альянс «Спасем Детей» (Save the Children Alliance) — 259 тыс. 751 человека, нансеновский комитет — 138 тыс., шведский «Красный крест» — 87 тыс., германский «Красный крест» — 7 тыс., английские профсоюзы — 92 тыс., Международная рабочая помощь — 78 тыс. 11 человек. К 1 июня 1922-го одних советских столовых было открыто в голодных губерниях свыше 7 тыс., а столовых иностранных организаций — до 9,5 тысячи.

Но не надо идеализировать иностранцев. C ними расплачивались золотом, драгоценностями, музейными ценностями и тем, что реквизировали у церкви. Но, как говорится, в определенных обстоятельствах бывает не до жиру.

«Кто еще кормил наших граждан, инопланетяне?»

«Почему нам помогали? — продолжает Циденков. — Во-первых, простое чисто человеческое сочувствие к беде. Во-вторых, многие сами переживали подобное, много людей, стран тогда недоедали, питались плохо и знали не понаслышке, что такое голод (что интересно, в 1923 году в Татреспублике собирали помощь для голодающих детей Германии. А ведь в том году голодная катастрофа у нас еще окончательно не завершилась! — прим. ред.).

В 1990-е мы получили доступ к очень многим заграничным архивам. Кстати, советские архивы по голоду 1921–1923 годов были всегда открыты для исследователей. С открытием архивов зарубежных началось повальное увлечение иностранной гуманитарной помощью. В том числе и я увлекся. Появились публикации, в которых многие сделали ошибочный вывод о том, что нас спасли иностранцы. Хотя иностранные организации помощи начали работать у нас в стране осенью 1921 года, но на пик своей деятельности они выходят только в июне — июле 1922-го. Вот в это время, в течение этих двух месяцев, все вместе взятые иностранные организации кормили около 11 миллионов человек. После произошел резкий спад, иностранцы у нас кормили 3, максимум 5 миллионов человек. А до весны 1922 года все иностранцы кормили до 1,5 миллиона. То есть в самое страшное время голода, осенью и зимой с 1921 на 1922 год, спрашивается, кто кормил остальные 38,5 миллиона наших граждан, инопланетяне?»

Большевистская «продовольственная программа» от папы Петра Великого

До 1921 года в России не существовало механизмов для борьбы с массовыми голодами. Были отдельные правители, которые пытались это сделать, но их преемники все это рушили и благополучно забывали. Так что опять приходилось раз за разом снова изобретать все эти механизмы. Иногда поступали самым нелепым образом. Скажем, при Николае I просто раздавали помещикам деньги, на которые они, по идее, должны были кормить своих крестьян. В то же время никак не проверяли, как именно помещики данные средства расходуют. Об этом упоминает, например, Александр Пушкин. В своих письмах он рассказывает о графе Кочубее, который получил 200 тыс. рублей на питание своих многочисленных крепостных, приехал в Петербург и закатил на эти деньги серию балов.

В результате в Российской империи так и не сложилась система продовольственной безопасности. «Голод 1921–1923 годов подтолкнул советское правительство к решительным шагам в этом направлении, — завершает тему самарский исследователь. — Удивительно, что за основу, то ли сознательно, то ли по наитию, но была взята „продовольственная программа“… отца Петра I царя Алексея Михайловича Тишайшего и его администрации, то есть аж из XVII века. Оказывается, в России еще в XVII столетии была разработана стратегия, включающая в себя как реагирующие, так и превентивные меры борьбы с массовым голодом. Для своего времени они были удивительно разумными. Вот они. В первую очередь это прекращение любого вывоза хлеба из пострадавших областей. Борьба со спекулянтами. Борьба с кулаками, как тогда называли сельских ростовщиков. Выдача крестьянам беспроцентной ссуды государственным зерном, чтобы они не занимали семена у кулаков и не шли к ним в кабалу. Создание магазинов — таких складов на случай голода, где зерно хранилось неприкосновенно под ответственностью воевод. И, конечно, забота о пострадавших от голода крестьянах. Освобождение их от налогов, прощение недоимок.

К сожалению, весь этот опыт был забыт и отринут уже во времена Петра I. Вновь к нему обратились только в 1921 году и частично использовали. Уже в 1923-м принимается пакет мер, которые в итоге ликвидируют угрозу голода в Поволжье. Это мелиорация полей. Это высаживание чересполосиц — деревьев, которые ограничивают и останавливают суховеи. Это внедрение новейших методов сельского хозяйства — механизация, удобрения. И, конечно же, создание крупных производящих хозяйств».

Сытый голодного не разумеет

«В 1924 году планировалось даже создать Институт голода, который занимался бы соответствующими проблемами. Потом, правда, от этой идеи отказались. Но голод продолжали изучать, а с 1949 года активно сотрудничали по этому вопросу с ООН. СССР внес огромный вклад в изучение голода на планете.

Кстати, в результате голода 1921–1923 годов доверие к советской власти серьезно укрепилось. Всем стало очевидно, что в целом она не бросила народ на произвол судьбы. Что власть пришла и помогла. К тому же многие советские чиновники сами страдали и умирали от голода. Такое тоже было. Власть смогла победить бандитизм, который расцвел в пораженных голодом губерниях.

К началу голода доверие полным не было. А после него общество сплотилось вокруг власти. Все успехи первых пятилеток во многом обусловлены тем гигантским кредитом доверия, который был обеспечен мерами по борьбе с голодом 1921–1923 годов», — завершает тему Циденков.

В результате голода по природным причинам с 1930-х годов в Поволжье не было. Но в период 1930-х — середины 1950-х годов советская страна пережила еще два голода — в 1932–1933 и 1946–1947 годах. Поскольку факты этих голодоморов тщательно скрывались правительством, то и тема голода 1920-х годов постепенно стала непопулярной. Как у широкой публики, так и в научных кругах.

Действительно, спустя век после голодного ада больше интересны компьютерные игры, телесериалы о ментах, в крайнем случае — что-то из биографий великих личностей. Сытый голодного не разумеет…