Кабинет министров Татарстана, наконец, опубликовал постановление о новых коронавирусных ограничениях, которые начнут действовать в ближайший понедельник, 22 ноября Кабинет министров Татарстана наконец опубликовал постановление о новых коронавирусных ограничениях, которые начнут действовать в ближайший понедельник, 22 ноября

Что изменится в общественном транспорте с 22 ноября?

Кабинет министров Татарстана наконец опубликовал постановление о новых коронавирусных ограничениях, которые начнут действовать в ближайший понедельник, 22 ноября. Что изменится? До улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки запрещается:

  • вход и нахождение зрителей старше 18 лет в театрах, кино- и концертных залах, цирках, на официальных физкультурных, спортивных, культурных мероприятиях без QR-кодов;
  • проезд пассажиров старше 18 лет в общественном транспорте и вход на станции метро без предъявления QR-кода о прививке от коронавируса или медицинском отводе от вакцинации. Исключение — легковое такси и межрегиональный транспорт. Таким образом, в пригородных поездах и самолетах ограничений пока нет;
  • продажа билетов на автовокзалах на пригородные и межмуниципальные маршруты гражданам старше 18 лет без QR-кода о вакцинации или медотводе. Исключение — межрегиональные маршруты.

Документ предусматривает, что до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки работа театров, кинотеатров (кинозалов), цирков, концертных залов возможна при условии, что зал заполнен не более чем на 50%, но не более 500 человек, имеющих QR-коды Документ предусматривает, что до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки работа театров, кинотеатров (кинозалов), цирков, концертных залов возможна при условии, что зал заполнен не более чем на 50%, но не свыше 500 человек, имеющих QR-коды

«Ответственность за вход и нахождение в транспортном средстве без предъявления QR-кодов несут поставщик, организующий перевозку пассажиров, и пассажир», — пояснили в ведомстве.

Также в документе указано, что с 22 ноября приостанавливается действие транспортных карт для жителей старше 60 лет. Исключение — граждане, сделавшие прививку, перенесшие заболевание в течение последних 6 месяцев или имеющие QR-код о медотводе. Еще одно нововведение: несовершеннолетним запрещено находиться в торговых и торгово-развлекательных центрах без сопровождения родителей. Ранее этот запрет действовал только на период нерабочих дней. Граждане с QR-кодом о медотводе не смогут попасть в общественные места: подойдет только документ о вакцинации или перенесенном в последние 6 месяцев заболевании.

Отдельное постановление описывает порядок приостановления действия транспортных карт для жителей старше 60 лет, которые не привились и не имеют медотвода. Согласно тексту, АО «Транспортная карта» получит доступ к базе данных, в которой будут указаны подлежащие временной блокировке транспортные карты. Вести эту базу станут минздрав и минтруд Татарстана. База будет обновляться каждый рабочий день. В течение 24 часов оператор обязан приостановить или возобновить действие карты в зависимости от наличия оснований. Если карта пополнена на декабрь 2021 года, но ее действие приостановлено и не возобновлено в течение декабря, пополнение перенесут на месяц, когда карта снова начнет действовать.

Проверять, как соблюдаются ограничения в транспорте, будут специально созданные в муниципалитетах мобильные группы, объявили сегодня перевозчикам на совещании в минтрансе РТ. Ведомство также дало вводные по новому режиму работы с 22 ноября. Предполагается, что кондуктор станет проверять наличие QR-кода, прежде чем продать билет. Если пассажир не может предъявить код, ему придется покинуть салон. На станциях метро QR-код будут проверять у турникетов. Ограничение не касается граждан моложе 18 лет, но проверяющий может попросить подтвердить возраст, если у него возникли сомнения.

Если при проверке обнаружат в транспорте пассажира без QR-кода, в отношении человека составят протокол по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ («Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»). Она предусматривает предупреждение или административный штраф для граждан в размере от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс., юридических — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Наконец, в документе сообщается, что до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки работа театров, кинотеатров (кинозалов), цирков, концертных залов возможна при условии, что зал заполнен не более чем на 50%, но не свыше 500 человек, имеющих QR-коды. Также должна соблюдаться равномерная рассадка зрителей. Признан утратившим силу пункт, который допускал проведение церемонии бракосочетания с ограниченным числом участников, исходя из площади помещения. Также утратил силу пункт, который приостанавливал работу ломбардов. В министерстве юстиции РТ нашему корреспонденту подтвердили, что деятельность ломбардов возобновлена, а церемонии бракосочетания по-прежнему можно проводить с гостями (в помещениях площадью до 40 кв. м — не более 10 человек, более 40 кв. м — из расчета один человек на 4 кв. м).

Также в документе указано, что с 22 ноября приостанавливается действие транспортных карт для жителей старше 60 лет. Исключение — граждане, сделавшие прививку, перенесшие заболевание в течение последних 6 месяцев или имеющие QR-код о медотводе Также в документе указано, что с 22 ноября приостанавливается действие транспортных карт для жителей старше 60 лет. Исключение — граждане, сделавшие прививку, перенесшие заболевание в течение последних 6 месяцев или имеющие QR-код о медотводе

«Ноябрьские» деньги льготников-антиваксеров «сгорят» на транспортных картах

Самое интересное, конечно, транспортная часть. Еще раз обратим внимание: с 22 ноября транспортные карты «бескуарных» льготников будут заблокированы. Те, кто пополнил карту на декабрь, деньги не теряют: они перейдут на следующий месяц. Но воспользоваться картами смогут, только когда будет снята блокировка.

А вот те пенсионеры и льготники, которые спокойно ездили себе до 22-го числа безо всяких прививок и медотводов, потеряют право проезда — хотя заплатили за это деньги. О какой сумме речь? Единый месячный социальный проездной на все виды транспорта для льготника стоит 526 рублей. Нетрудно подсчитать, что за 9 оставшихся до конца ноября дней каждый льготник с заблокированной картой недосчитается 158 рублей. По оценкам генерального директора АО «Транспортная карта» Дениса Эйдлина, сегодня на руках у татарстанцев старше 60 лет порядка 300 тыс. карт. Это примерно 30–40% от общего числа карт, которыми владеют льготники. У какого количества льготников будут заблокированы карты, пока неясно. 

Сегодня в беседе с нашим корреспондентом Эйдлин уточнил: если в ноябре не совершено ни одной поездки по транспортной карте, которая заблокирована, то ресурс переносится на следующий месяц. Строго говоря, вряд ли таких льготников окажется много. «Если же совершена хотя бы одна поездка, то ресурс не переносится, так как количество поездок по льготной карте не лимитировано», — пояснил спикер.

Кроме того, есть еще один нюанс. По сути, деньгами наказаны и добросовестные граждане, которые пошли прививаться, скажем в первой декаде ноября, — как только появилась информация о повальной «куаризации» в автобусах. Ведь даже технически получить QR-код у них не получится — не хватает времени. Более того, уже прошедшие вторую вакцинацию люди из-за сбоев с вводом информации на сайте госуслуг тоже испытывают проблемы с формированием кодов. «Мы организовали прививку персонала на предприятии, и у меня есть несколько человек, которым QR-код так и не пришел за всю неделю», — приводит пример источник «БИЗНЕС Online» в транспортной сфере. 

Все это, однако, не помешает антиваксерам старше 18, но моложе 60 на свой страх и риск пользоваться транспортными картами. Этой категории проездные не блокируют. Но поездки в транспорте для них будут сродни прогулке по минному полю — даже если удастся обмануть кондуктора, есть риск попасть на штраф. А заодно подставить и водителя с кондуктором, и владельца автобуса. 

Руслан Юсупов: «Я сегодня написал письмо в комитет по транспорту. С 22 ноября сокращаю подвижной состав на 50% в связи с тем, что не смогу обеспечить контроль на маршруте» Руслан Юсупов: «Я сегодня написал письмо в комитет по транспорту. С 22 ноября сокращаю подвижной состав на 50 процентов в связи с тем, что не смогу обеспечить контроль на маршруте»

«Мы договорились, что ответственность будут нести должностные лица предприятия»

Постановление вышло — но в среде перевозчиков все равно остаются вопросы, как организовать процесс. Как быть с ответственностью за его выполнение? Кто будет виноват — перевозчик, кондуктор, «бескуарный» пассажир? Как уточнил осведомленный источник «БИЗНЕС Online», вину в случае выявленных нарушений понесут все же и перевозчик, и сам пассажир. Первый должен организовать процесс контроля QR-кодов в соответствии с постановлением. Второй обязан выполнять эти требования. К контролю за наличием QR-кодов у пассажиров привлекут полицейских, добавил собеседник.

Сразу несколько перевозчиков в беседе с нашим корреспондентом рассказали, что с началом разговоров о проверках QR-кодов к ним потоком пошли кондукторы. Люди не горят желанием делать свою работу еще более собачьей — и так жизнь непростая. Но когда в результате выявления в салоне хотя бы одного вольного или невольного антиваксера тебе грозит штраф в половину месячной зарплаты — какой смысл работать? Тем более что тайно затесавшихся QR-зайцев может оказаться несколько, и тогда ты еще и должен останешься! «Мы у себя договорились, что ответственность за эти случаи будут нести руководящие должностные лица предприятия, — говорит один из собеседников. — Только на этих условиях удалось уговорить волнующийся коллектив. Так что пусть проверяющие потом выстраиваются в очередь в приемной от забора до обеда, я буду защищать спокойствие своих людей». Но весь негатив это не снимает. У кондукторов остаются вопросы: «С какой радости мы должны брать на себя дополнительную работу, которая не оплачивается? У нас будет скандал на скандале с угрозой мордобоя, мы на это не подписывались!» Ответов нет — и, похоже, не будет.

Неясно и то, как кондукторы будут доказывать свои права антиваксерам в салоне. «Я читаю этот документ как обычный гражданин, и понимаю, что ездить в автобусе нельзя. Без кода меня кондуктор выпроводит. Но на каком основании? Где написано, что у них есть полномочия на подобное? Нам было бы значительно легче, если бы было отдельно прописано, что полномочия по контролю несет перевозчик, мы бы ссылались на это», — рассказал первый заместитель директора ООО «Байлык № 3» Руслан Юсупов. Собеседник издания опасается случаев «террора» со стороны антиваксеров. «Представьте, в автобусе 100 человек, из них 99 процентов привиты, с кодами, но один скандалист без кода, он не выходит. По инструкции водитель вынужден остановить автобус и вызвать полицию. В итоге 99 законопослушных пассажиров опоздают на работу из-за одного шизофреника. Они-то почему должны страдать?»

Так или иначе, перевозчики как могут начинают готовиться к тому, что начнется через четыре дня. «Я сегодня написал письмо в комитет по транспорту. С 22 ноября сокращаю подвижной состав на 50 процентов в связи с тем, что не смогу обеспечить контроль на маршруте, — рассказал Юсупов. — На один автобус я буду сажать по два кондуктора, иначе мы не успеем обилечивать пассажиров». Сколько продлится эта мера, неизвестно, Юсупов рассчитывает, что через несколько дней напряженность спадет. «Нам надо первую волну натиска снять, люди могут не поверить до конца, что коды вводят, что проверять их будут и так далее, а через 2–3 дня появится опыт, они оценят запрет, начнут пользоваться такси, а скандалы поутихнут, не могут люди три дня подряд ездить и скандалить», — полагает он. 

«Я заранее прошу прощения у наших жителей, которые пользуются моим маршрутом из-за этих неудобств, — обратился через наше издание к пассажирам Юсупов. — Да, интервал движения автобусов вырастет, но это вынужденные меры».

Единственная надежда перевозчиков — на то, что в первые дни не будет проверок со стороны полиции и Роспотребнадзора и удастся отладить контрольный процесс в салонах автобусов. Как говорят, пока никаких указаний правоохранительные органы на сей счет не имеют, но ведь еще не вечер. 

Единственная надежда перевозчиков — на то, что в первые дни не будет проверок со стороны полиции и Роспотребнадзора, и удастся отладить контрольный процесс в салонах автобусов Единственная надежда перевозчиков — на то, что в первые дни не будет проверок со стороны полиции и Роспотребнадзора и удастся отладить контрольный процесс в салонах автобусов

Субсидии на смартфоны и моральный аспект транспортной «куаризации»: «Если льготник без кода замерзнет насмерть — кто ответит?»

Какие новости в части субсидий перевозчикам на покупку смартфонов для считывания QR-кодов? По данным источников нашего издания, телефоны уже начали поступать к транспортникам. «К 22 ноября необходимое оборудование для проверки QR-кодов будет у перевозчиков. Power-банки также предусмотрены», — сообщил «БИЗНЕС Online» Эйдлин. Что это за устройства и сколько всего передадут перевозчикам, собеседник издания уточнить не смог. Вместе с тем заметил, что передача оборудования «сейчас в процессе». 

Нерешенной остается еще пара некрасивых моментов. Постановление можно было выпустить значительно раньше. А теперь на его выполнение по факту осталось два рабочих дня. К 22 ноября надо извернуться, чтобы обеспечить кондукторов смартфонами, инструкциями, выпустить необходимые приказы по предприятиям. Операторы транспортных карт, как говорят перевозчики, уже собирают заявки — сколько надо сотовых телефонов для контроля кодов. Но их в любом случае выдадут раза в 3–4 меньше, чем нужно. Остальное — выбор перевозчика, и ему гораздо проще тупо сократить количество машин на низкомаржинальных линиях, чем искать деньги из воздуха. «Мне зарплату, что ли, задержать? Или за солярку не заплатить? Откуда взять, не знаю — проще не работать», — примерно так выглядит их логика. 

Ну и, наконец, та этическая ответственность, о которой говорил наш собеседник накануне. Как быть, если высаженный из салона невольный антиваксер преклонных лет отдаст богу душу в мороз на остановке посреди поля? А что, если обнаружится зашедшая в деревне мать с ребенком — ее тоже взашей и на мороз? Кто ответит, если что случится, — кабмин, кондуктор, перевозчик? В постановлении об этом не сказано, а потому бизнес будет вынужден снова выкручиваться из таких непонятных обстоятельств.

Подвис вопрос и субсидий перевозчикам в случае сокращения выручки и пассажиропотока. В самом документе о подобном не сказано ни слова. Возможно, этот вопрос, как и другие, власти осветят на брифинге, по данным нашего издания, он запланирован на завтра. Надежда на компенсации есть — ведь в постановлении не упоминалась и раздача смартфонов, а по факту процесс уже запущен.