Накануне на международном форуме «Транспорт России» в Москве обсуждали новую транспортную стратегию РФ до 2030 года  — третью за 30 лет и первую подготовленную правительством Михаила Мишустина Накануне на международном форуме «Транспорт России» в Москве обсуждали новую транспортную стратегию РФ до 2030 года — третью за 30 лет и первую подготовленную правительством Михаила Мишустина Фото: mintrans.gov.ru

Стратегия готова, деньги есть. Но частных инвесторов не привлекают дороги России

Накануне на международном форуме «Транспорт России» в Москве обсуждали новую транспортную стратегию РФ до 2030 года — третью за 30 лет и первую подготовленную правительством Михаила Мишустина. На очереди стратегия развития строительной отрасли России, но транспортную «конституцию» президент РФ Владимир Путин уже одобрил.

«Впервые мы изменили концепцию и рассмотрели вариант клиентоцентричности, — сказал на форуме глава минтранса РФ Виталий Савельев. По его словам, прежде стратегии минтранса писали по отраслям, а теперь три выгодоприобретателя: человек, бизнес и государство. — Данная мысль красной нитью проходит через стратегию».

Участники дискуссии воспаряли в выси беспилотного транспорта, сшивания российских регионов нитками воздушных, водных, наземных трасс, гигантской роли железных дорог. На фоне транспортных проблем внутри малых и больших городов России все это смотрелось бы разговорами мечтателей, если бы не суммы. По прогнозу, в транспортную отрасль России до 2035 года вложат 60,4 трлн рублей, из которых 60% — внебюджетные источники. «Откуда придут эти деньги?» — задал модератор вопрос главе ВТБ Андрею Костину.

«Если говорить честно, то эти внебюджетные источники квазибюджетные. Речь идет об инвестиционных программах компаний, где контрольный пакет либо 100 процентов акций принадлежит государству или финансируется из фонда национального благосостояния, — ответил Костин. — Перспектива привлечения частных инвесторов имеется, прошли это на собственном опыте. А вместе с деньгами частные инвесторы привлекут экспертизу, в том числе цифровую».

По словам Костина, иностранных инвесторов интересуют примеры частно-государственного партнерства в дорожном строительстве. Но пока потенциальные инвесторы отвечают россиянам в духе: «Будь у вас пул из 7–10 платных дорог, то с удовольствием». Напомним, в России только две платные дороги: М4 «Дон» и М11 «Нева», строится М12 Москва – Казань. «Деньги есть: и государственные, и частные. Надо активнее работать», — сказал глава ВТБ.

В 2021 году дорожники тоже работают опережающими темпами. «Деньги и возможности есть», — подтвердил и вице-премьер РФ Марат Хуснуллин В 2021 году дорожники работают опережающими темпами. «Деньги и возможности есть», — подтвердил и вице-премьер РФ Марат Хуснуллин Фото: mintrans.gov.ru

Доля поездок на общественном транспорте вырастет на 15%, а мобильность жителей России — на 80%

В 2020 году в РФ перевыполнили план дорожного строительства. В 2021-м дорожники тоже работают опережающими темпами. «Деньги и возможности есть», — подтвердил и вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

«Марат Шакирзянович освоит. Он очень активный, профессиональный человек», — с улыбкой откликнулся Костин.

Экономический эффект от вложений оценивают в 90–180 трлн рублей до 2050 года. Развитие инфраструктуры, региональной и местной авиации, пригородных перевозок и других видов транспорта, стройка дорог увеличит мобильность жителей России на 80%

«Задача не написать транспортную стратегию ради транспорта, а увязать с развитием страны, регионов, — заявил Хуснуллин. — У нас развернута программа жилищного строительства, которая влияет на приведение дорог агломераций в нормативное состояние, строительство опорной сети, обходов городов. Где люди станут работать, где будут жить и как передвигаться между этими точками? Данный вопрос учтен в стратегии».

Трудности создает нехватка рабочих рук, пандемия, инфляция в мире и стране. Все это влияет на цену стройки: как заявил Хуснуллин, из-за роста цены металла трасса Москва – Казань подорожает на 14 млрд рублей.

Но вернемся к стратегии. К 2030 году правительство РФ ожидает роста числа машин в 20 российских агломерациях. При этом доля поездок на общественном транспорте в крупных городах России вырастет с 54 до 69%. «Роль общественного транспорта должна возрасти», — сказал Савельев и привел в пример Москву. Столице есть чем гордиться, общественный транспорт здесь на высоте — но это результат как администрирования, так и финансирования. В 2020 году бюджет столицы РФ направил на поддержку только наземного транспорта 68 млрд рублей — эта сумма сопоставима с двумя бюджетами Казани. А ведь есть еще строительство метро, которое масштабно ведется только в Москве благодаря поддержке федерального бюджета. 

В России намерены запустить новые низкобюджетные авиакомпании и создать региональные аэропорты. Пока в РФ один лоукостер — «Победа», недорогую авиакомпанию также создает S7 В России намерены запустить новые низкобюджетные авиакомпании и создать региональные аэропорты. Пока в РФ один лоукостер — «Победа», недорогую авиакомпанию также создает S7 Фото: «БИЗНЕС Online»

Ставка на лоукостеры, 3D-проекты дорог, биометрию, робомобили, железные дороги, но не скоростные

В стратегии-2030 появилась схема единой опорной транспортной сети, в которую кроме автомобильных дорог включили морские и речные порты, аэропорты, железные дороги. Так правительство намерено соблюдать транспортно-экономический баланс и «сшить» воедино страну площадью 17,3 млн кв. км нитками трасс, в том числе воздушных. Сделать это без авиации невозможно, поэтому в России намерены запустить новые низкобюджетные авиакомпании и создать региональные аэропорты. Пока в РФ один лоукостер — «Победа», недорогую авиакомпанию также создает S7.

В планах переход отрасли на электронный документооборот, биометрическую идентификацию в пригородных, междугородных и международных перевозках, 3D-проекты дорог. С 2022 года госзаказчики станут принимать проектно-сметную документацию с использованием BIM-технологии. По словам Савельева, цифровизация повысит производительность труда в 2 раза

Не забыли в стратегии и о новых источниках энергии — нулевых выбросов парниковых газов Россия намерена достичь к 2060 году. В планах запуск робомобилей и летающих пассажирских беспилотников. Кстати, в Казани тоже планируется открыть производство аэротакси уже к 2025-му. Но хребтом транспортной стратегии – 2030 и опорной сети дорог на форуме назвали железные дороги. Из 60,4 трлн рублей в «железку» вложат 36%. Провозная способность железных дорог по плану вырастет в 2,2 раза до 327 млн т грузов в год. «Наступил ренессанс железных дорог», — сказал в завершение дискуссии генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и напомнил, железная дорога — это такой же экологичный и быстрый транспорт. Например, контейнерный поезд из Китая в Финляндию через Транссибирскую магистраль идет 10 суток, а по морю путь займет 28 дней. 

«Изменения в мире будут происходить медленно, — согласился первый зампредседателя правительства РФ Андрей Белоусов и объяснил, зачем Россия вкладывает деньги в Транссибирскую магистраль и БАМ. — Спрос на углеводороды, твердое топливо в Юго-Восточной Азии, Китае сохранится на десятилетия в силу того, что электро- и теплогенерация Индии, КНР основаны на угле». 

Примечательно, что участники дискуссии даже не вспоминали о высокоскоростных железных дорогах Москва – Санкт-Петербург и Москва – Казань – Екатеринбург. Видимо, пока они не в фаворе — решение о постройке ВСМ примут в 2022 году. Впрочем, на обсуждении не раз говорили о том, что стратегия-2030 не мертвая и будет меняться. Осталось всего-то 8 лет — посмотрим, что получится.