Опрос недели: А что бы вы ответили Вячеславу Володину?
На этой неделе председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин, выступая на пленарном заседании, призвал депутатов задуматься о том, почему Татарстан и Башкортостан достигли разных успехов. «Это закон, который существенно влияет на наше государственное строительство. Вдумайтесь, мы с вами, принимая этот закон, делаем сильным государство или ослабляем его? Мы говорим о параде суверенитетов?» — заявил спикер. По его мнению, именно в этом кроется необходимость принятия законопроекта «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». А что бы вы ответили Володину? Почему Татарстан и Башкортостан, по-вашему, достигли разных результатов? «БИЗНЕС Online» отвечают Максим Шевченко, Михаил Делягин, Рафаэль Хакимов, Валентин Катасонов и др.
Максим Шевченко журналист, общественный деятельВо-первых, стоит напомнить спикеру Госдумы, что не надо стравливать народы. Они сейчас занимаются активным стравливанием татар и башкир. И это является одной из линий политики федерального центра. Они очень боятся консолидации Поволжья и тюркского ядра Поволжья на этих позициях. Поэтому это неслучайная оговорка, они стараются противопоставлять Татарстан и Башкортостан друг другу, татар и башкир. На это, уверен, они выделят большие средства. Оговорка Володина — оговорочка по Фрейду в данном случае. Почему, допустим, Татарстан не сравнить с соседней Нижегородской областью или с Чувашией, например? Нет, надо именно с Башкортостаном.
Во-вторых, потому что в Башкортостане была тирания Муртазы Рахимова. Тирания буквально, со всеми его приближенными. Мы же знаем прекрасно все эти имена, этих Сереж и так далее. А в Татарстане была гораздо более демократическая ситуация. При всем при том, что лидерство Минтимера Шаймиева было очевидным, его авторитет во всем этом. Никто не скажет, что в 90-е или 2000-е в двух республиках была вот прямо идентичная ситуация. В Татарстане гораздо больше свободы слова было всегда, больше свобод для общественных организаций. Если в Башкортостане просто взяли Айрата Дильмухаметова и кинули по фальшивому обвинению в тюрьму, то в РТ ничего подобного не происходило. Сейчас есть ВТОЦ, но это не инициатива Казани. Разгром ВТОЦ — инициатива Москвы, чтобы показать, что вот эти старички и старушки — страшная угроза конституционному строю Российской Федерации.
Поэтому республики и достигли разных успехов, поскольку РТ является одним из самых европейских регионов России. Казань тратит огромные средства на проведение международных общественных, спортивных форумов и так далее. Если память мне не изменяет, до ковида из Казани курсировало несколько рейсов прямых в Европу, в тот же Франкфурт. У других ничего подобного не было. Все-таки Татарстан всегда себя позиционировал как развивающийся субъект в составе РФ. А Башкортостан погряз во внутренних разборках элит, буквально в боях, за содовые месторождения, за Стерлитамак. Сколько там крови пролилось, на этих содовых заводах, это же описать даже невозможно. Вот вам и принципиальная разница.
Если в Татарстане и Шаймиев, и Минниханов во многом ставленники народа Татарстана, которые плоть от плоти народные, то кто там, в Башкортостане, находится у власти? Тот, кого пришлет федеральный центр. РБ фактически сломали политический хребет суверенитета, раздавив еще и башкирское национальное движение.
Михаил Делягин экономист и публицист, научный руководитель Института проблем глобализацииВо-первых, если по-честному, они разные. Во-вторых, я не знаю, что конкретно имеется в виду. Но качество управления в двух республиках отличается драматическим образом. В Татарстане есть вещи, которые я не разделяю, но управление там исключительно высокое. И даже реализация федеральных программ качественная.
А в Башкортостане мы видим нечто, напоминающее бардак и неорганизованный произвол, вплоть до действий руководства республики, которые иногда вызывают ощущение разжигания межнациональной розни. Когда решением главы вводится национальный костюм, то, простите, давайте вспомним еще о русском национальном костюме. Давайте я в косоворотке буду в Башкортостане ходить на официальные мероприятия…
В таких вещах, особенно в регионах, где эта тема чувствительна, желательно применять голову. И то же самое мы видим в антикоронавирусных ограничениях. Да, в Татарстане они мне кажутся чрезмерно жесткими. QR-код на междугородний транспорт — это нечто выходящее из ряда вон. Но я понимаю, откуда это берется, потому что люди очень четко выполняют инструкции федералов. Даже не выдаваемые, а просто подразумеваемые. И я понимаю, что региональные власти пытаются предугадать пожелания федералов, даже не ориентируясь на законы и на все остальное. Но это оборотная сторона системы, к сожалению. А в Башкортостане это производит характер какой-то непредсказуемой неопределенности. Это как если бы сейчас устроили очередную блокаду Севастополя местные власти, после чего стали бы трогательно заботиться об инвестиционном климате. Хотя «Боржоми» пить уже сильно поздно. В общем, разные республики, разный производственный потенциал и разное качество управления.
Рафаэль Хакимов научный руководитель Института истории им. Марджани АН РТПонятно, почему достигли более высоких результатов. Татарстан своей головой думал, мы сами принимали решение, а Башкортостан смотрел на Москву. Я не хочу ругаться на Володина, кто он такой? Себя он не смог показать, хоть и поставили его во второй раз… В общем, нам нужно думать своей головой.
Ринат Хайров экс-депутат Госдумы РФНе скажу, что Татарстан и Башкортостан совершенно разные. Но в свое время я руководил налоговыми органами Татарстана и очень хорошо помню, сколько мы собирали налогов. Башкортостан был находился впереди, а Татарстан — чуть позади. Потому что в первом численность населения тогда была порядка 4,2 миллиона человек, а у нас — примерно 3,8 миллиона. И НДФЛ тогда у них был больше.
У нас производилась нефтедобыча, у них — нефтепереработка. То есть у наших соседей имелись и нефтехимические, и нефтеперерабатывающие предприятия, которые все это делали. Здесь этого не было. В общем, они шли впереди.
Далее произошло то, что произошло. Татарстан начал наращивать свои объемы переработки. Первый раз мы обожглись, когда построили завод в Кременчуге и все это осталось на Украине. Это был единственный завод там, который перерабатывает тяжелую, высокосернистую нефть. И когда пошли эти процессы по Украине, там нас практически кинули. Мы потеряли Кременчуг и вынуждены были строить свое производство. Построили ТАНЕКО, свою переработку, начали развивать глубокую переработку нефти в бензин светлый, в дизель светлый. И, естественно, начали развивать нефтехимию. Мы ушли дальше вперед в этом направлении. Разумеется, больше налогов стало поступать. Кроме того, мы повернулись лицом к инвесторам, они сами начали приезжать, создавать рабочие места. Та же зона «Алабуга». Вы же понимаете, как это происходит, когда дают землю, участки, точки подключения. Предприятия начинают развиваться. Как это называется? Деньги к деньгам? Экономический климат у нас, в республике, стал лучше, чем в Башкортостане. А Башкортостане что подорвало? Все их заводы ушли в «Роснефть», головная компания находится, естественно, не в Башкортостане. Налоги потекли в другом направлении. Там только налог на имущество они платят и НДФЛ. Вот и все…
Валентин Катасонов экономистЯ не специалист по региональным экономикам, входящим в состав Российской Федерации. Я скорее экономист-международник и могу лишь на примере межстрановых сопоставлений объяснить. Одна из основных причин таких расхождений определяется не какими-то объективными показателями или параметрами, а тем, к сожалению, что статистика в разных странах по-разному лукавит. Есть страны, которые более честно отражают экономическую ситуацию, другие — менее… Я просто не исключаю такой версии, что статистика в Башкортостане и Татарстане устроена по-разному. И это, кстати, неправильно, потому что у нас каждый субъект страны выстраивает какие-то свои правила, а когда еще сверху глава этого субъекта начинает давать команды местным статистическим службам, то получаются такие вещи. Это моя версия.
Альмир Михеев депутат Госсовета РТ, председатель татарстанского отделения «Справедливой России»
Я бы призвал Вячеслава Володина задуматься над тем, почему Российская Федерация называется именно федерацией, и напомнил бы значение данной формы государственного устройства. Наша страна слишком большая и неоднородная, поэтому любые попытки власти превратить федерацию в армию обернутся крахом и приведут к крайне неэффективному государственному устройству.
Возможно, у некоторых представителей элиты сложилось неверное впечатление о субъектах: регионы им могут видеться лишь строчками в таблице бюджета. Но хотелось бы им напомнить, что в России 85 субъектов федерации, каждый со своими особенностями в экономике, социальной жизни, культуре. Мы занимаем 17 миллионов квадратных километров, растянутых на 11 часовых зон. За пределами Москвы проживают 132 миллиона граждан Российской Федерации, 34 процента из которых никогда даже и не были в Москве.
В Татарстане понятие «малая родина» существует и отзывается в мировоззрении жителей республики. Труды и чаяния жителей Татарстана связаны с родным городом и родной республикой. Казань еще 15 лет назад из провинциального захолустного грязного города превратилась в один из лучших (а для меня — в лучший) городов России. Нам есть чем гордиться.
Закон Клишаса – Крашенинникова не о наименовании должности главы субъекта. Он отнимает самостоятельность субъектов в части назначения региональных министров, снижает значимость главы как политической фигуры. Даже всенародно избранного главу можно будет просто снять с формулировкой «утрата доверия». А статья 60 допускает возможность регулировать полномочия органов госвласти субъекта на некоторой части территории федеральным законом. То есть федеральный центр может прямо управлять частью территорий, а это грубо нарушает принципы федеративности. Фактически мы видим в законе волю на усиление контроля за регионами. Вот только хватит ли, извините, мозгов для того, чтобы все контролировать? Или федералы будут просто сидеть на основных финансовых потоках, а остальное пустят на самотек?
Для нашей страны реальный федерализм — возможность принимать решения на местах, возможность тратить там, где зарабатывается. Это единственный, по моему мнению, путь прогресса и процветания. А отрицание федерализма стимулирует сепаратизм.
Роберт Нигматулин научный руководитель Института океанологии им. Ширшова, академик АН РФУ нас произошло ослабление федерализма. Губернаторы — это практически назначенцы, их могут снять — это неправильно. Я считаю, что федерализм нужно укреплять, разумный суверенитет республик, областей и краев нужно укреплять. А то у нас все свалено на центральную власть, которая со всем этим не справляется.
Татарстан побогаче, но и Башкортостан — тоже неслабая республика. Да, у нас разные положения, но это не значит, что надо усиливать централизацию, роль в управлении регионом федеральных органов. Я жил в Башкортостане, когда там был достаточно крепкий, скажем так, суверенитет. Тем не менее после моего отъезда из республики усилилось влияние федеральной власти.
У нас главы регионов являлись членами Совета Федераций, вместе с главой парламента. Это была действительно федерация. А сейчас не федерация, а огромная страна, и федерализация очень сильно отстала. Это одна из причин многих провалов.
Я не знаю, что имел в виду Володин, говоря о том, почему Татарстан успешен. У нас в республике больше добывается нефти, более крепкое сельское хозяйство. РТ по показателям всегда идет выше Башкортостана. При этом две близкие по своему менталитету, по своим взглядам республики. Понимаете, слова Володина никакого отношения к делу не имеют. Ну разные у нас успехи. Значит, нужно анализировать деятельность глав, посмотреть, в чем дело. А у нас сейчас делаются шаги по ослаблению самостоятельности регионов.
Я пришел к выводу, что губернаторы, президенты регионов должны выбираться и должна быть борьба. У нас же все выборы проходят под 80–90 процентов. Это говорит о том, что не налажен отбор кадров региональных руководителей. Опять же, когда я был в Башкортостане, Рахимов тогда проводил первые свои выборы президента республики, и они проходили в серьезной борьбе мнений. Это было правильно. Потом, конечно, все было схвачено, что и стало причиной всех неприятностей. (Фото: Dyor – собственная работа, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org)
Вадим Хоменко вице-президент АН РТСогласен, что по ряду показателей Татарстан находится выше. Например, в ПФО регион занимает ведущее место по подаче патентных заявок, в части промышленной позиции, в сельскохозяйственной инновации. В республике есть опорные экономические точки: прежде всего нефтехимическая отрасль, опирающаяся на собственную добычу нефти и ее переработку с самой высокой глубиной переработки нефти, с приближением к 100 процентам. В Башкортостане, насколько я знаю, таких технологий нет. Сохранив за собой контрольные пакеты акций под контролем «Татнефти», на нижнекамских заводах Татарстан сумел в большей степени контролировать и направлять их на интересы республики. Башкортостан этого лишился, потому что все перешло в собственность, скажем так, небашкирских инвесторов. РТ отстаивает свои права на предприятия, собственность, хотя мы видим последние события, когда в состав СИБУРа вошел ТАИФ.
Во-вторых, наш научно-технический комплекс. В Башкортостане также есть своя Академия наук, но она потеряла свои институты, а мы сохранили. Татарстан позиционируется как крупный центр решения евразийских проблем. Здесь проводят крупнейшие симпозиумы — это имиджевая сторона. Конечно, нас огорчают некоторые федеральные решения, например нерешенность межбюджетных отношений. По-прежнему львиная часть налогов из республики уходит в федеральный бюджет. То есть ряд принимаемых решений не стимулируют Татарстан к дальнейшему развитию. Или, допустим, научно-образовательный центр мирового уровня. В Башкортостане он есть, а заявку Татарстана не поддержали. Возможно, в Москве исходят из того, что наш регион и так силен, но поддержать надо было, серьезная заявка.
В общем, ряд решений, принимаемых на федеральном уровне, до сих пор ограничивает возможности еще более ускоренного развития. Я не скажу, что мы стремительно развиваемся, так как в целом развитие в стране замедленное, но стимулы дополнительные были бы.
Дамир Исхаков доктор исторических наук, этнологЯ ведь могу ответить только так, как ему не понравится. Его выступление показывает уровень нашей политической элиты в лице Володина. Они вообще не понимают специфики России и не осознают, как надо двигаться дальше, выбирая наихудший сценарий развития страны, к величайшему сожалению. Нам с российской элитой не повезло.
И Татарстан добился бо́льших успехов, чем Башкортостан, именно из-за того, что имел особый статус. То есть находился в более федеративных связях с московским центром, чем Башкортостан. В РБ ситуация в этих взаимоотношениях была изначально хуже. Мы же имели особый договор, соответственно, многие вещи могли выстраивать самостоятельно, невзирая на московскую политику, что мы и делали. В итоге наш результат оказался лучше. Поэтому весь крик Володина о том, что нам надо федерализм ликвидировать, с намеком, что республики вообще мешают. Это, на самом деле, действия против российских интересов. Чем больше они будут угнетать республики, тем хуже. Это касается не только республик, но и регионов тоже. Чем меньше федерализма, тем хуже будет российская экономика, социальное и политическое развитие — тоже.
Илдар Баязитов председатель совета НИБФ «Ярдэм»Почему Татарстан обогнал Башкортостан? Наверное, все дело в грамотном управлении внутри национальной республики. Мы видим, что Казань сегодня — современный город. Наша республика во многом впереди других регионов, что видно даже по дорогам, когда едем из той же Кировской области или другого региона. Просто нельзя равнять всех под одну гребенку.
Если Татарстан вырвался вперед, это же не провинность, а заслуга, надо брать с него пример. И дело даже не в названии должности главы региона, президент там или кто, дело в его самостоятельности. Глава, в нашем случае президент, должен решать какие-то вопросы без оглядки наверх. Решать так, как ему нужно, потому что здесь на месте виднее.
Я вообще считаю, что сейчас и Башкортостан пытается наверстать, что-то такое сделать. Просто пока не будет внутренней идентификации жителей республики, пока люди не начнут гордиться ею, если всех уровняют, не дай бог, мы превратимся просто в какую-то соседнюю область.
Фото на анонсе: duma.gov.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 917