Как рассказала заведующая детским садом Мария Елпидинская, даже одежда воспитанников должна соответствовать русской культуре, например, девочки не носят ни шорты, ни джинсы, только — платья и юбки. А у педагогов жесткий дресс-код Как рассказала заведующая детским садом Мария Елпидинская, даже одежда воспитанников должна соответствовать русской культуре, например, девочки не носят ни шорты, ни джинсы, только платья и юбки. А у педагогов жесткий дресс-код Фото: Сергей Елагин

Пером и чернилам — чистописание по-классически

В этот необычный в традиционном понимании детский сад «Росток» родители готовы записывать детей едва ли не с рождения, хотя открылся он всего лишь менее года назад. И тому есть причины — здесь не только особая атмосфера и комфортные условия, но и воспитание, основа которого — традиционные православные ценности. Стиль детского сада — единый, классический, спокойный, но каждый кабинет и зал имеют свою изюминку. Например, музыкальный зал — нежный, светлый, тут развивают в детях художественный вкус, знакомят с культурой и тем, что сегодня называется истинным кодом православного народа. В спортивном зале для ребят созданы все условия для подвижных игр и спортивных занятий. А еще в детсаду есть бассейн и соляная пещера. Но главное — образование в традициях классической русской педагогики. Как рассказала заведующая детским садом Мария Елпидинская, даже одежда воспитанников должна соответствовать русской культуре, например, девочки не носят ни шорты, ни джинсы, только платья и юбки. А у педагогов жесткий дресс-код — никаких брюк и распущенных волос, только строгие прически.

Интересно, но даже обучение письму здесь ведется по классике чистописания столетней давности: сначала дети учатся писать карандашом печатные буквы, потом — пером и чернилами, затем — заправленной чернилами ручкойФото: Сергей Елагин

Интересно, но даже обучение письму здесь ведется по классике чистописания столетней давности: сначала дети учатся писать карандашом печатные буквы, потом — пером и чернилами, затем — заправленной чернилами ручкой. В результате почерк вырабатывается великолепный.

«Когда детки пишут пером, появляется нажим. Они быстро понимают, что красивый почерк будет только при правильной посадке, и сами себя заставляют сидеть красиво и правильно. Искусство красивого и изящного письма развивает мелкую моторику, что, в свою очередь, является стимулом для интеллектуального развития ученика», — делится методом Мария Валерьевна.

Особую роль в православном детском саду играет недавно освященный домовой храм.

«В нем все для детей, — говорит Мария Валерьевна. — Иконостас низкий, чтобы они имели возможность лицезреть на уровне своих глаз изображения Божией Матери, Спасителя, святых. И в росписи храма присутствуют тем или иным образом дети».

«В нем [храме] все для детей, — говорит Мария Валерьевна. — Иконостас низкий, чтобы они имели возможность лицезреть на уровне своих глаз изображения Божией Матери, Спасителя, святых»Фото: Сергей Елагин

«Ушинский говорил, что на родной почве надо работать своими инструментами»

Об уникальном частном детском саде «Росток» и столь же редкостном в наши дни классическом воспитании детей рассказывает его директор протоиерей Алексей Чубаков.

— У вас необычный детский сад, в чем его отличие от традиционных детских дошкольных учреждений?

— Этот детсад — дошкольное звено нашей православной гимназии. Она действует уже 12 лет, сегодняшние 9-классники с нами с четырех лет, они пришли еще в группу дошкольной подготовки. Сначала в самой гимназии работало дошкольное отделение, но было осознание того, что это должно быть отдельно стоящее здание с дошкольной программой «Русская классическая школа». В январе нынешнего года наш новый детсад «Росток» посетил и одобрил президент Татарстана, после чего мы начали набор деток.

Наверное, немного есть в Казани частных детсадов, которые имеют такую инфраструктуру. У нас отдельно стоящее здание площадью 4 тысячи квадратных метров. Здесь можно было бы разместить и 250, и 300 детей, но наш детсад рассчитан на 120, в группе — не более 15 человек. Есть зона бассейна, музыкальный и спортивный залы, группа дошкольной подготовки, классы. И храмовое помещение, что для нас немаловажно.

Что касается содержательной части, то та программа, по которой мы обучаем наших деток и в гимназии, и в детском саду, основана на лучших традициях русской педагогики. Ее основатель — Константин Дмитриевич Ушинский, знаменитый педагог с широким взглядом на мир, человек широкой русской души. Он много поездил по европейским странам, взял оттуда самые передовые педагогические практики и положил их на нашу почву, культуру. К слову, он сам был многодетным отцом. Благодаря ему в базовые знания были привнесены эти — на тот момент инновационные — педагогические системы, но с широким пониманием русского мира. Ушинский говорил, что на родной почве надо работать своими инструментами. Так что программа действительно уникальная. Образование, по Ушинскому, — это важная часть воспитательного процесса, а не отдельно образование и отдельно воспитание.

Протоиерей Алексей Чубаков: «Что касается содержательной части, то та программа, по которой мы обучаем наших деток и в гимназии, и в детском саду, основана на лучших традициях русской педагогики»Фото: Сергей Елагин

«В русских сказках всегда понятно, что черное, что белое»

— И как воспитывают детей в православном детсаду?

— Иногда родители спрашивают: почему у вас православный детский сад, что у вас православного? Мне всегда хочется задать встречный вопрос: что православного в Федоре Михайловиче Достоевском? В Николае Семеновиче Лескове? Это русские классики. Но, не зная церковной жизни, элементарных понятий русской православной культуры, читать этих авторов, да и многих других классиков, тяжело. Для нас принципиально, что совсем недавно в детсаду был освящен домовый храм, в котором каждую среду мы планируем совершать литургию.

А вопрос о том, что мы должны воспитывать в наших детях, — главный. Сейчас основная проблема, с которой сталкиваются родители, педагоги, да и все общество, — это отсутствие у детей понятий добра и зла, четкой грани между такими понятиями. Так вот, программа русской классической школы дает эти базовые понятия.

Ребенок, еще будучи малышом, задает себе вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? И для нас важно дать ему эти представления, научить жить в таких нравственных координатах. К сожалению, с дошкольниками об этом не говорят, их этому не учат. Я удивляюсь: сейчас, когда смотришь многие современные мультфильмы, художественные фильмы, в том числе детские, складывается впечатление, что они нацелены на стирание границ между добром и злом. Но в русских сказках неслучайно всегда понятно, что черное и что белое, где добро и где зло. И добро всегда побеждает. А сейчас эти понятия стираются.

«У нас обычные дети, совершенно замечательные, с чистыми душами, с непосредственным мировосприятием» «У нас обычные дети, совершенно замечательные, с чистыми душами, непосредственным мировосприятием» Фото предоставлено ЧДОУ «Росток»

— Мы это видим, когда дети стреляют в детей…

— Я был однажды на факультете журналистики и беседовал с без пяти минут выпускниками. Мы говорили о культовом рок-музыканте Курте Кобейне, который в 27 лет покончил жизнь самоубийством, жестко сидя на наркотиках. Он вырос в простом районе, простым мальчишкой, жил в бедной семье, тем не менее в 27 лет достиг очень многого в материальном плане, был кумиром многих. На примере Курта Кобейна мы как раз говорили, что такое хорошо и что такое плохо, что такое добро и зло. И одна девушка сказала: «Зачем вы нам рассказываете о добре и зле? Это равнозначные понятия! И на чьей стороне будет сила, на той стороне буду и я». Конечно, я надеюсь, что в этом заявлении была молодежная бравада. Но все-таки оно меня несколько напугало.

Поэтому очень важно, чтобы наши дети могли четко ориентироваться в системе нравственных координат, четко отличать, что такое хорошо и что такое плохо, где добро, а где зло, что черное, а что белое. А в остальном… У нас обычные дети, совершенно замечательные, с чистыми душами, непосредственным мировосприятием.

«Принимаем детей из всех семей, которые готовы взаимодействовать с нами, с администрацией детсада именно по дошкольной программе русской классической школы, тех, для кого история нашей страны, ее культура имеют не второстепенное значение»Фото предоставлено ЧДОУ «Росток»

— Кого вы принимаете в детсад?

— У нас есть определенный отбор. Но принимаем детей из всех семей, которые готовы взаимодействовать с нами, с администрацией детсада именно по дошкольной программе русской классической школы, тех, для кого история нашей страны, ее культура имеют не второстепенное значение. Порой даже родители из неправославных семей говорят нам: хотим, чтобы наш ребенок изучал историю нашей страны, православную культуру. Так что у нас есть дети из смешанных семей.

— Как выстраиваются отношения с родителями?

— Так как наш детский сад — частный, платный, понятно, что родители приходят с определенными запросами. Надо сказать, что та сумма, которую родители оплачивают, — это сумма себестоимости содержания одного ребенка в детском саду. Наш детсад совершенно не коммерческий проект.

Знаете, что я заметил, общаясь с родителями? Что у многих на первом месте в вопросе даже дошкольного образования стоит: а сколько иностранных языков вы изучаете? А есть ли у вас английский? А есть ли китайский? Но тот же Ушинский говорил, что изучение иностранных языков в младенчестве, до тех пор пока ребенок не станет хорошо и правильно говорить по-русски, не рекомендуется. А у нас складывается впечатление, что мы своих детей готовим к массовой миграции. К сожалению, никто не задает вопрос глубинный: а будет ли мой ребенок понимать, что такое хорошо и что такое плохо? Что такое добро и что такое зло? На мой взгляд, это базовое понятие, которому мы должны ребенка научить.