Оксана Мысова работает в области торговой недвижимости более 17 лет, имеет опыт в управлении торговыми центрами, аналитике и разработке концепций объектов. С конца лета Мысова занимается управлением казанского ЦУМа Оксана Мысова работает в области торговой недвижимости более 17 лет, имеет опыт в управлении торговыми центрами, аналитике и разработке концепций объектов. С конца лета Мысова занимается управлением казанского ЦУМа Фото предоставлено Оксаной Мысовой

Герой

Оксана Мысова работает в области торговой недвижимости более 17 лет, имеет опыт в управлении торговыми центрами, аналитике и разработке концепций объектов, работе с арендаторами, коммерциализации и маркетинге. С конца лета Мысова занимается управлением казанского ЦУМа. К команде Lynks Property Management, которая больше года назад заключила договор с ТЦ, присоединилась в 2019 году и отвечала за реализацию различных проектов в области управления, включая такие объекты, как Asia Mall — первый качественный ТЦ Киргизской Республики в Бишкеке, ТЦ «Фили Град» и «Мозаика» в Москве, а также участвовала в консалтинговых проектах компании. 

Очевидно, что ТЦ не может удовлетворить эти ожидания, так как сами торговые центры вряд ли получат существенную поддержку государства. Сейчас мы начинаем анализировать продажи октября «Очевидно, что ТЦ не может удовлетворить эти ожидания, так как сами торговые центры вряд ли получат существенную поддержку государства. Сейчас мы начинаем анализировать продажи октября» Фото: «БИЗНЕС Online»

Насколько тяжело кризис ударил по вашей компании?

  • Торговые центры вынуждены проверять QR-коды. Мы проверяем, потому что не хотим нарушать постановление кабмина РТ. В ТЦ пока закрылись не более 5% арендуемых площадей — арендаторы не справились с арендной и зарплатной нагрузкой в условиях резкого падения продаж.
  • Остальные арендаторы ожидают от торгового центра скидок, сопоставимых с процентом падения продаж. Очевидно, что ТЦ не может удовлетворить эти ожидания, так как сами торговые центры вряд ли получат существенную поддержку государства. Сейчас мы начинаем анализировать продажи октября. Будем смотреть, считать.
  • В управляющей компании казанского ЦУМа — подразделении федеральной управляющей компании Lynks Property Management — на сегодня вакцинированы 100 процентов сотрудников. Отказаться было нельзя: мы не можем рисковать бизнесом компании, торгового центра и рабочими местами сотрудников. Но в целом все отнеслись с пониманием, конфликтов не было.
  • Управляющая компания торгового центра — предприятие непрерывного цикла, потому что отвечает в том числе за координацию работы служб и систем ТЦ. Поэтому в нерабочую неделю мы работаем по графику дежурств, в остальное время — в обычном режиме.
  • Карантинные меры и введение QR-кодов сказались очень серьезно. Мы фиксируем падение трафика ТЦ на 70 процентов, продаж — примерно так же, за октябрь еще подсчитываем.
  • Вопрос сегодня, действительно, стоит о выживании. Дело в том, что ограничения ударили прежде всего по торговым центрам — они оказались в неравных условиях с отдельно стоящими магазинами, рынками, куда вход остается свободным. Я понимаю, с чем это связано — с необходимостью остановить эпидемию. Но если бы ограничения входа по кодам коснулись посещения абсолютно всех объектов сразу, картина была бы другой. 
  • С точки зрения бизнеса сейчас намного тяжелее, чем в 2020 году. Может быть, немного проще организационно. Тогда, в 2020-м, когда объявили самоизоляцию из-за пандемии, это вообще был шок и растерянность. Когда начались ограничения в прошлом году, у арендаторов в среднем имелся некий запас прочности, прибыль от стабильных продаж 2019-го. Мы знаем, что и тогда это не всех спасло, многие арендаторы закрылись. А сейчас резкое падение выручки произошло на фоне потерь 2020-го и довольно слабого 2021-го. Вот, кстати, наглядный пример восстановления: выручка 2021 года до октября выше того же периода 2020-го, но уровня продаж 2019-го она не достигала серьезно.

Основные меры, которые могли бы помочь избежать такого сильного падения — это перенос проверки кодов на входы магазины внутри ТЦ «Основные меры, которые могли бы помочь избежать такого сильного падения — это перенос проверки кодов на входы магазинов внутри ТЦ» Фото: «БИЗНЕС Online»

Что вы собираетесь делать?

  • На данный момент мы пытаемся оптимизировать расходы, но прогноз здесь неутешительный. На самом деле услуги подрядных организаций и расходные материалы только выросли. А сокращать расходы с потерей качества эксплуатации торгового центра мы не можем. Обходимся минимальными мерами. Например, закрыв один из входов, экономим на количестве постов охраны. Но при этом в торговом центре всегда должно быть безопасно, чисто, тепло и так далее.
  • В то же время совет торговых центров России и руководители ТРЦ Татарстана обращались с просьбами к руководству республики, Торгово-промышленной палате, муниципальным властям. Основные меры, которые помогут сократить потери, — снижение налогов на имущество, тарифов на вывоз мусора.
  • Перенос проверки кодов на входы магазинов внутри ТЦ позволил бы избежать такого сильного падения. В этом случае каждый ретейлер напрямую был бы зависим от вакцинации своих покупателей, что является более прозрачной и честной, на мой взгляд, схемой, и уровняло бы шансы магазинов в торговых центрах с магазинами стрит-ретейла. А перемещение непосредственно по общим зонам торгового центра намного безопаснее большинства мест в городе. Но говорить об этом уже поздно.

Ситуация показала, что позиция торговых центров очень уязвимая. А ведь торговые центры  — это концентрация рабочих мест и налогоплательщиков в виде арендодателей, арендаторов, сотрудников магазинов, подрядчиков «Ситуация показала, что позиция торговых центров очень уязвимая. А ведь торговые центры — это концентрация рабочих мест и налогоплательщиков в виде арендодателей, арендаторов, сотрудников магазинов, подрядчиков» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ваш прогноз по ситуации в отрасли

  • Увеличение пустующих площадей в торговых центрах, уменьшение эффективности работы оставшихся (ведь ТЦ — это синергия), сложное заполнение площадей в дальнейшем. Ситуация показала, что позиция торговых центров очень уязвимая. А ведь ТЦ — это концентрация рабочих мест и налогоплательщиков в виде арендодателей, арендаторов, сотрудников магазинов, подрядчиков.
  • Прогноз напрямую зависит от темпов вакцинации и длительности ограничительных мер. Сейчас есть угроза потерять самый важный торговый сезон — предновогодний. Тогда процент тех, кто не вернется в бизнес, будет значительно выше.

Ваш совет другим бизнесменам, оказавшимся в трудной ситуации

  • Быть гибкими. Мы, например, помогаем нашим арендаторам коммуницировать с посетителями, у которых еще нет QR-кодов, — перенаправляем звонки, организовали пункт выдачи товаров, даем информацию по доставке арендаторов. Нужно использовать любую возможность. Конечно, изучать и пользоваться всеми преференциями — субсидиями от государства, программами помощи. Быть открытыми — идти к партнерам, договариваться, искать новые пути взаимодействия. Не множить хаос с помощью ультиматумов и нечестной игры.