Ленар Габдурахманов: «Создаются специальные паблики с нулевой терпимостью к нарушениям ПДД. Они абсолютно бескорыстно выкладывают видео с нарушениями, потом мы выходим на них, берем контент и отрабатываем. И такого рода контента становится все больше, хотя 5 лет назад мы о таком не слышали» Ленар Габдурахманов: «Создаются специальные паблики с нулевой терпимостью к нарушениям ПДД. Они абсолютно бескорыстно выкладывают видео с нарушениями, потом мы выходим на них, берем контент и отрабатываем. И такого рода контента становится все больше, хотя пять лет назад мы о таком не слышали» Фото: «БИЗНЕС Online»

Будни @stop.cityracing: «Я тебя найду, дай номер телефона и порешаем вопрос на месте»

«Слышь, петух, я тебя все равно, сука, найду, черт… ты … мне тут лично гасишь, черт… ты сейчас очнись, дай мне свой номер телефона и подъезжай туда, или я подъеду и порешаем вопрос на месте, если ты не петух бывший…» Аудиосообщение с таким содержанием получил администратор аккаунта @stop.cityracing в «Инстаграме». Его автор за минуту совершил четыре нарушения ПДД — пересек сплошную, двигался по встречной полосе для движения, не уступил пешеходам и выехал за стоп-линию. Этого было достаточно, чтобы стать героем публикации в блоге, что и вызвало вспышку гнева.  

Подобные угрозы для @stop.cityracing не редкость. Но после продолжения общения с администраторами аккаунта тон у нарушителя резко изменился: «Я все прекрасно понимаю, сам много не нарушаю. 10 минут я стоял, меня никто не пускал, из-за этого психанул. Если гаишники отреагируют, я отреагирую. Я не скрываюсь. Надо будет — заплачу за свой косяк». 

95% постов у казанского аналога «стопхама» посвящено выявленным на дорогах нарушениям. В его паноптикуме собираются обочечники, лишенники, парковочные хамы и стритрейсеры всех мастей. В аккаунте появляются нарушения разного калибра — от юных казанцев, которые ездят, по пояс высунувшись из окна автомобиля, до пойманного на управлении в пьяном виде военного комиссара Кукмора Равиля Гафиева. И если наказание за первый проступок исчерпывается штрафом, то у второго правонарушения были серьезные последствия. Пьяный военком на Toyota Corolla сбил женщину, а содержание алкоголя в выдыхаемом им воздухе составляло 2 промилле — больше бутылки водки. За год работы в аккаунте опубликовано около 500 нарушений, а число подписчиков превысило 8 тысяч.  

Кроме нарушителей аккаунт прославился и в кругу инспекторов ГИБДД. «Создаются специальные паблики с нулевой терпимостью к нарушениям ПДД. Они абсолютно бескорыстно выкладывают видео с нарушениями, потом мы выходим на них, берем контент и отрабатываем. И такого рода контента становится все больше, хотя пять лет назад мы о таком не слышали», — заявил на брифинге 29 октября начальник ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов. В его словах легко угадывается аккаунт, о котором идет речь. По признанию Габдурахманова, 99% водителей соблюдают ПДД, и только 1% нарушает их и хвастается этим в интернете. «Любой нарушитель, который проезжает на красный свет, объезжает пробку по встречке, кроме негатива ничего не вызывает. Чем больше контента с фактами нарушений будет появляться, тем лучше нарушители станут понимать — в любую секунду с любого автомобиля его действия окажутся зафиксированы и он будет привлечен к ответственности», — подчеркнул спикер. 

О создателе аккаунта известно немного. Он представляется Русланом, но его ли это имя, не знают даже сотрудники ГИБДД, которые все чаще пользуются размещенным в паблике контентом для наказаний нарушителей. По профессии Руслан айтишник, и он пожелал сохранить анонимность в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Общение свелось к переписке в «Телеграме».

«Штрафов за все время — немного, но были моменты на дороге, которые меняли отношение к поведению за рулем» «Штрафов за все время немного, но были моменты на дороге, которые меняли отношение к поведению за рулем» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Анонимность — наш «бронежилет». Бойцы спецподразделений носят их, потому что шансы выжить в «защите» гораздо выше»

— Руслан, расскажите о себе. Как у вас появилась идея создать проект, который ненавидят все нарушители ПДД?

— Мне скоро стукнет 33 года. Я руководитель небольшой организации, мы занимаемся интеграциями информационных систем, автоматизацией, консультационными услугами. В этой сфере я со школьной парты.

Водительское удостоверение я получил в 19 лет, за руль сел в 20. Это было отечественное авто, которое особо-то не разгонялось, да и оформлено было на отца, потому старался не нарушать — письма счастья в случае чего приходили к нему. В то время камер особо не было, но существовало много сотрудников «в поле».

Штрафов за все время немного, но происходили моменты на дороге, которые меняли отношение к поведению за рулем. Один из таких случаев был на трассе. Выехал как-то на обгон перед подъемом, светлое время суток, подъем протяженный, не особо резкий, вроде все просматривается, оказалось, что нет. М7 тогда не была такой широкой — всего две полосы, по одной в каждом направлении. А навстречу едет легковой автомобиль бежевого цвета, не увидел его, не опознал, пришлось остаться между полосами, прижавшись к попутному направлению — мне просто повезло, что машину не отбросило никуда и встречное авто сместилось к обочине. Этот случай навсегда привил привычку — убедиться на 100 процентов при обгоне — как того, в принципе, и требуют правила. Только это не означает, что ты увидел: на встречке пусто — и поехал. Это в том числе и прогнозирование — ты должен точно знать, куда ты и когда перестроишься обратно в свою полосу. Сейчас чаще всего я просто не обгоняю и жду момента для опережения — не путать с обгоном.

В то время начали появляться видеорегистраторы и видео моментов смертельных ДТП. С друзьями просматривали их, обсуждали. Через какое-то время по первым кадрам уже можно было понимать, что произойдет дальше. Все серьезные ДТП имеют одни и те же причинно-следственные связи. Просмотр подобных инцидентов стал для меня своего рода приложением к ПДД — что и где лучше не делать. Например, одна из частых причин ДТП на трассе — обгон на повороте, когда со встречного направления выходит автомобиль и с попутного.

Идея @stop.cityracing давно витала в мыслях, но не был понятен формат. Первые мысли начали зарождаться, когда появились первые объединения, группы, сообщества автолюбителей, которые от идей любви к автотюнингу перешли к съемкам видео про езду с грубыми нарушениями, опасными маневрами, провокациям и прочим. Когда едешь с семьей, а мимо проносится молодежь и устраивает опасные перестроения («шашки» — прим. ред.), то хочется по-родительски дать ремня, а нельзя. Пока дозвонишься в дежурную часть, их (нарушителей прим. ред.) и след простыл, да и наказать раньше не могли их. А кто-то из них еще и номера замажет/спрячет, и все, шансов найти их еще меньше. Они уверены, что такая маневренность — это проявление их мастерства. Я же считаю, что это плод работы интеллектуальных систем автомобиля.

— Кроме любителей быстрой езды есть другие типы нарушителей?

— В местах ремонта дорог или там, где образуются пробки, проявляют себя обочечники. Раньше я договаривался по радиосвязи с водителями большегрузов, их перекрывали, но не всегда и не везде удавалось это сделать. А ведь они лезут дальше, и ты в итоге стоишь, с места не двигаешься, потому что кто-то в потоке их пускает.

В городах рейсеры ездят по тротуарам, по встречке. Какое-то время я жил за городом, и всегда мне на глаза попадались такие «самые умные». Если заметил соседа по дому, можно прийти к нему вечером и объяснить, чем его действия на дороге оборачиваются для других водителей. Кто-то понимает, кто-то посылает.

Потом у вас в издании было несколько публикаций про молодежь. Речь не только про тех, кто гоняет, но и про тех, что собирались на НКЦ, у «Чаши», сейчас у них другие точки — речпорт и парковка перед Центральном стадионом. Из них единицы «шумят» (у кого установлен прямоток, жгут резину, дрифтуют, но и громкая музыка в том числе), в основном люди тихо и мирно общаются, но после некоторых оставался мусор. Кто-то из них даже высказался — они мусорят, чтобы дворникам было чем заняться. В какой-то момент все это дало толчок к активным действиям.

В итоге мы выбрали тот же формат, что и они, — социальная сеть «Инстаграм». 

— Кто это «мы»?

— Над проектом сейчас работают несколько человек, они заняты в разной мере — кто-то помогает с поиском, кто-то с монтажом, даже сам аккаунт веду не всегда я. Есть в команде люди, с которыми мы лично не знакомы. Они помогают с поиском нарушителей, кто-то постоянно мониторит социальные сети на факт/случаи грубого нарушения ПДД. Средний возраст людей у нас в команде около 32–35 лет.

Есть те, кто готов присоединиться, но пока не совсем понятен формат совместной работы со всеми желающими.

Сначала у проекта была задача опознать автомобили и сделать своего рода каталог нарушителей — потому что на своих видео они скрывают номера, мне показалось, что это их уязвимое место. 

— Почему вы действуете анонимно? 

— Это один из самых популярных вопросов, почему мы не называем своих имен, или предложения встретиться и познакомиться вживую. На самом деле я прекрасно понимаю, что в какой-то момент, скорее всего, мы обозначим себя. Но ни я, ни члены команды не публичные люди, это раз. Два: анонимность — это наш «бронежилет», «балаклава». Бойцы спецподразделений носят их не потому, что им страшно, а потому, что понимают: шансы выжить в «защите» гораздо выше.

Угрозы поступают, часть из них публикуется в разделе «Пожелания», но не все. На активные выпады в нашу сторону, конечно, не рассчитываем, но по вашим публикациям знаю, что поджечь автомобиль журналиста за разоблачающую публикацию — это не из рода фантастики. Кстати, один из нарушителей предлагал вознаграждение за наши данные. Но сумма была обидно смешной.

«Из-за моей осведомленности меня даже обвиняют в сговоре с ГИБДД. Якобы я неправомерно получаю доступ к их базам данных. Но вся информация есть в открытом доступе, и найти ее не так сложно» «Из-за моей осведомленности меня даже обвиняют в сговоре с ГИБДД. Якобы я неправомерно получаю доступ к их базам данных. Но вся информация есть в открытом доступе, и найти ее не так сложно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Из-за моей осведомленности обвиняют в сговоре с ГИБДД»

— С чего вы начали?

— Первыми «клиентами» у меня были нарушители с тех видео, которые они сами выкладывают. Там, где они носятся на красный, вылетают на встречку, уходят от погони ГИБДД. Все это сопровождается диким восторгом, чувством собственного превосходства и безнаказанности.

Первые наши публикации были связаны с теми, кто регулярно и грубо нарушает ПДД, а потом стали появляться видео самих нарушений. Механизм на тот момент был простым: нашел видео, изучил аккаунт, прошелся по интернету, социальным сетям — по крупинкам собрал образ. Параллельно запущен был механизм автоматического сбора информации по нарушениям в Татарстане. Эти данные открыты, нужно только знать принцип их формирования и где это можно посмотреть.

Изначально в @stop.cityracing публиковались короткие однодневные истории с нарушениями и «деаноном». Первые жалобы пошли сразу, более того, герои публикаций призывали всех жаловаться на наш аккаунт, блокировать его и так далее. Но мы правила социальной сети не нарушаем, поэтому эффект от жалоб был обратным — больше людей заинтересовалось нашим проектом, начали скидывать видео, фото нарушений. Скриншоты из чатов, где лихачи что-то обсуждают, хвастаются друг перед другом. Не все, кто состоит в подобных сообществах, поддерживают нарушения и подобный образ управлениями автомобилем, многие понимают деструктивность такого подхода.

Автоматическая система сбора информации о правонарушениях давала материалы для постов — кто чаще нарушает за короткий промежуток времени, кто грубо ездит. Мне приходилось фильтровать «скоростные» нарушения в диапазоне 20–40 километров в час, так как их очень много, а нарушения на трассах старался просто не учитывать: все-таки основной девиз — «Город не место для гонок».

— Как вы вычисляете владельца автомобиля и его правонарушения по номеру машины?

— Из-за моей осведомленности меня даже обвиняют в сговоре с ГИБДД. Якобы я неправомерно получаю доступ к их базам данных. Но вся информация есть в открытом доступе, и найти ее не так сложно. Первое — это российский союз автостраховщиков: по номеру автомобиля вам покажут имя и отчество, дату рождения собственника и страхователя и дополнительную информацию, в том числе VIN. По VIN можно проверить автомобиль на сайте залогов и получить куда больше сведений, если автомобиль в залоге. На сайте ГИБДД по VIN можно узнать об ограничениях и возбужденных делах ФССП — а по возбужденному делу вы уже увидите дополнительные данные. Так как большинство регулярных нарушителей редко заботятся о том, чтобы уплатить штраф в срок, их часто можно найти на сайте ФССП.

Остальные нюансы тоже лежат на поверхности, но раскрывать я их пока не буду. Все есть в интернете, и все общедоступно, я не копаюсь в tor’ax, даркнетах и базах данных силовиков.

Мой средний маршрут в день — это от 5 до 20 километров. Поначалу мне казалось, что не так много людей вокруг меня нарушает ПДД. Но когда начали присылать нарушения, стало понятно, что их очень много. Сейчас практически все нарушения в моем канале поступают от подписчиков или из других групп. Установить личность человека занимает от 20 секунд до 2 минут, если хороший стабильный интернет и нет сбоев на серверах.

«Для меня показательным стало ДТП с футболистом «Рубина», где, якобы, он не виновен. Я изучил его профиль штрафов и стало понятно, что он в принципе ПДД не соблюдает» «Для меня показательным оказалось ДТП с футболистом «Рубина», в котором якобы он не виновен. Я изучил его профиль штрафов, и стало понятно, что он в принципе ПДД не соблюдает» Фото: скриншот из видео

«Многие из нарушителей говорят: «Я выплачу штраф, не переживай», — система наказания не работает»

— Есть ли какие-то отличительные черты у тех, кто совершает по 100–200 нарушений ПДД в год?

— Для меня показательным оказалось ДТП с футболистом «Рубина», в котором якобы он не виновен. Я изучил его профиль штрафов, и стало понятно, что он в принципе ПДД не соблюдает. На его счету было более 200 нарушений за 8 месяцев — в том числе превышение более чем на 100 километров в час скоростных ограничений (то есть там, где ограничение 40, ехал на скорости 140).

У одного из автомобилей, который принадлежит Рамилю Ахметову, сыну Газинура Ахметова, генерального директора ООО «Ак Таш», количество выплаченных штрафов приближается к 1 тысяче (первый штраф датируется 1 июля 2019-го, то есть чуть больше чем за два года). Что для него проехать со скоростью 140 там, где ограничение 60? Всего 5 тысяч — для таких нарушителей это не деньги. У некоторых спортсменов такое же отношение. С их зарплатами полмиллиона на штрафы — это оплата «комфорта», как некоторые из нарушителей выражаются.

Но прямой связи между ценой автомобиля и отношением к ПДД я не находил. Между определенными марками, точнее, характеристиками автомобилей, связь есть. Например, на автомобиле, у которого под капотом 400 «лошадей», сложно некоторым людям ездить спокойно. Но в основном у нарушителей нет типичного портрета, это может быть и юнец, только что получивший ВУ, и аксакал — 40 лет за рулем и считает, что ему все можно, он все умеет. На производстве с кем чаще фиксируются несчастные случаи? С теми, кто давно работает, потому что начинает пренебрегать правилами и техникой безопасности, слишком самоуверенные. На дороге практически то же самое, но в ускоренном формате — поездил чуток, почувствовал немного автомобиль и думаешь, что все можешь и все контролируешь.

Количество нарушений зависит от человека и его отношения к правилам. Некоторые относятся к штрафу как к плате за услугу, налогу. Да и нарушителей этим оправдывают: «Он же выплатил эти 300 штрафов, зачем выложили?» Наши штрафы низкие, это не наказание. А 50-процентная скидка при погашении в течение двух недель вообще сводит все на нет. Мы часто любим смотреть на зарубежный опыт в каких-то сферах, почему здесь эту историю не применяем — не совсем понятно.

Но не только кандидаты в список Forbes относятся так к штрафам, многие из нарушителей прямо говорят: «Я выплачу штраф, не переживай». То есть система наказания не работает. Нештрафуемый порог в 20 километров в час многие воспринимают как разрешенный. Начинается обсуждение нарушения, там на снимке для публикации скорость автомобиля 82 на участке, где можно 60. Обязательно найдется пара-тройка человек, кто скажет: «Он всего на 2 километра в час превысил — что он тут делает?»

— Что делать с теми, кто исповедует такой подход к ПДД?

— Давно идут разговоры о повышении штрафов, о создании «банка нарушений» — по схожести того, что был в СССР. За каждое нарушение — балл в «банку», она заполнилась — будь добр, верни ВУ, изучай теорию, приходи через год. Наполнил еще раз банку — через три года (условно, срок должны определить законодатели).

Но нужно понимать, что кого-то это не остановит. Периодически выявляются те, кто управляет автомобилем, будучи уже лишенным ВУ. За это предусмотрено наказание по пункту 2 статьи 12.7 КоАП — 30 тысяч рублей, или до 15 суток, или исправительные работы, но я ни разу не слышал, чтобы кому-то их давали. К слову, даже штраф-то не все выплачивают, раз в полгода обязательно попадается нарушитель с неуплаченным штрафом за данное нарушение либо за отказ от медосвидетельствования. А это работа не только автоинспекции, но и приставов.

Пока не последует серьезных наказаний, пока сумма штрафа за превышение будет меньше, чем стоимость дневной парковки в центре — о каком порядке на дорогах может идти речь? Мы согласимся с подписчиками в том, что выглядит вся эта система наказаний как способ сбора денежных средств. В ноябре мы делали приблизительный расчет — сумма штрафов за один день с камер в Татарстане с учетом 50-процентной скидки около 4 миллионов рублей в сутки. Когда сумма штрафа станет на порядок выше, доходность камер уменьшится — люди начнут либо скрывать номера (наказание за это давно пора ужесточать, в том числе и за парковку без номеров на платных муниципальных стоянках — ребята, вы занимаете места тех, кто готов заплатить), либо переставать нарушать. Да и сами штрафы должны быть дифференцированными, скорее всего. Есть же транспортный налог, возможно, по похожему принципу.

Но один из ключевых моментов — необходимо понимание неотвратимости наказания.

«Пока не будет серьезных наказаний, пока сумма штрафа за превышение будет стоить меньше, чем стоимость дневной парковки в центре — о каком порядке на дорогах может идти речь?» «Пока не последует серьезных наказаний, пока сумма штрафа за превышение будет меньше, чем стоимость дневной парковки в центре — о каком порядке на дорогах может идти речь?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если нарушитель — сотрудник органов, делаем на этом особый акцент, покровительством не занимаемся»

— Как реагируют на ваши посты VIP-нарушители?

— Игнорируют. Ни угроз, ни сообщений от них не поступает. Если отметили — просто блокируют доступ аккаунта к их странице, чтобы в дальнейшем не могли отмечать.

— Бывали ли случаи, когда приходилось удалять посты про нарушителей?

— Удалять посты по обращению не приходилось, но такие просьбы поступают регулярно. Одно из последних было связано с фотографией с места ДТП, по номеру авто в интернете идет ссылка на наш профиль — а там автомобиль в ДТП с разбитым передом. Им нужно его продать, и, видимо, хотят скрыть этот факт. Но у нас принципиальная позиция — не удалять контент.

— Это не порождает конфликтные ситуации?

— Это порождает перепалку в комментариях и угрозы в личных сообщениях. Дальше обычно дело не доходило, хотя все очень хотят встретиться вживую. Не понимаю смысла — осознают же, что мордобоя, скорее всего, не будет. А если будет — то последует и самооборона, и заявление.

Были ребята агрессивно настроенные, спустя какое-то время стали поддерживать и осуждать нарушения. Есть те, кто теперь старается ездить по правилам, чтобы не попасть в ленту. Или, как один сознался, нарушает, только если видит, что никого рядом с видеорегистратором нет.

— Как к вашему аккаунту относятся в ГИБДД?

— Чаще всего сотрудники инспекции не обозначены напрямую в сети. Но кто-то в личных сообщениях, кто-то в «Телеграме» высказывал слова поддержки. Другие интересовались, кто стоит за аккаунтом, сотрудники или нет. Некоторые комментируют публикации. За последний год в ГИБДД начали чаще обращать внимание на нарушения, которые публикуются. Запрашивают дополнительные материалы — время, дату, место.

Но не только ГИБДД интересуется правонарушениями. Если они были допущены на служебных автомобилях, связываются начальники автопарка, запрашивают какие-то данные, чтобы внутри провести проверку и объяснить сотруднику, что не стоит так поступать. Среди последних случаев — автомобиль Genesis G80 обгонял затор по встречке. Автомобиль принадлежит ПАО «Ак Барс Банк» — связались, обещали разобраться. Этот автомобиль был замечен не первый раз — до этого он по тротуару объезжал затор. Был случай с автомобилем ГБУ «Управление материального обеспечения» (в аккаунте Руслана опубликовано фото, на котором машина пересекла сплошную и движется по встречке, прим. ред.). Мы хотели получить данные, что, где, при каких обстоятельствах, но подписчик, приславший фото, не сохранил данные о месте и времени правонарушения.

— И все же человеку со стороны может показаться, что ваш аккаунт аффилирован с правоохранительными органами. Не возникает таких подозрений у вашей аудитории?

— Несмотря на все уверения, что никто из нашей команды не является действующим сотрудником правоохранительных органов либо не связан с ними через родственников, остаются те, кто не верит. Переубеждать большого желания нет. Если нам известно, что нарушитель — сотрудник правоохранительных органов, делаем на этом особый акцент, покровительством мы не занимаемся.

Но, думаю, это логично, что мы будем стараться налаживать связь с органами, чтобы нарушения не оставались незамеченными.

— В комментариях к постам вам часто советуют обратить внимание на нарушения, которые допускают инспекторы ГИБДД — продают права, берут взятки на экзаменах и прочее…

— Когда поступают подобные комментарии или сообщения, всегда предлагаю обратиться в правоохранительные органы и предоставить информацию о преступлении компетентным службам. Если кто-то пришлет подобный контент, незамедлительно передам его на проверку в соответствующие органы, это серьезные преступления и обвинения, которые должны расследоваться и наказываться.

— Как вы оцениваете проекты ГИБДД РТ — телеграм-канал для жалоб на нарушения ПДД и пьяных водителей, «Народный инспектор». Пользуются ли они популярностью, высока ли их эффективность? В чем их сила и в чем слабость в сравнении со @stop.cityracing?

 Подобный канал — это отличное решение! Надеюсь, что он рабочий. К сожалению, нет полной возможности проверить, насколько оперативно проверяется информация и доводится до постов. Но определенную популяризацию канал и приложение набирают, и это правильно — мы все устали от беспорядка на дороге, от вседозволенности, от хамства. Звонить по телефону долго, неудобно, нужен оперативный формат связи — и телеграм-бот его прекрасно восполняет.

У «Народного инспектора» есть свои минусы — его можно оспорить и, как вариант, узнать заявителя. Хотя, возможно, при ознакомлении с материалами дела заявителя обезличивают, мне не приходилось сталкиваться. Бот решает эту проблему. Надеюсь, что их сила — в оперативности донесения информации. Наша сила — в том, что мы максимально стараемся обезличить нашего подписчика, приславшего нарушение. Если на видео есть номер телефона (в отражении лобового стекла от таблички), номер автомобиля на штампе даты видеорегистратора — затираем; если видим, что у нарушителя есть видеорегистратор — стараемся не выкладывать нарушение сразу, а на следующий день, например, чтобы запись с его регистратора уже была стерта.

«Наша сила — в том, что мы максимально стараемся обезличить нашего подписчика, приславшего нарушение» «Наша сила — в том, что мы максимально стараемся обезличить нашего подписчика, приславшего нарушение» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Есть опасение, что мы обвиним не тех»

— К каким выводам вы пришли за год работы @stop.cityracing?

— Судя по количеству публикаций и сообщений в личке, нарушений стало только больше. Это логично — аудитория наша выросла, и сообщений начало поступать больше. В городе гоняют там, где нет камер и есть возможность «притопить». У меня не меньший ужас вызывает отношение к проезду на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречку — не на всех перекрестках есть камеры, а подобные нарушения сплошь и рядом. Я не говорю сейчас про разворот через две сплошные на улицах Космонавтов, Ершова — это в рамках нормы стало уже. Становится нормой езда по тротуару, езда по трамвайным путям, хотя не везде по ним можно ездить, не все знают данные правила.

Есть и позитивные сдвиги, но я не могу сказать, что это результат работы моего проекта, инспекция ГИБДД тоже не спит и проводит профилактические мероприятия.

Для меня важно, что люди перестали принимать за норму хамское отношение на дороге, когда кто-то считает себя умнее, хитрее, главнее, — обочечников, любителей езды по встречке, которые хотят первыми приехать к своей точке, наплевав на безопасность и интересы соблюдающих ПДД окружающих.

Мы начали собирать пул экспертов — это автоюристы, которые принимают участие в обсуждении каких-либо нарушений, где возникают сложности или спорные моменты. Очень надеюсь, что и со стороны ГИБДД смогу получать оперативные разъяснения по поводу правил проезда и/или каких-то неоднозначных моментов на дороге.

— В первом посте у вас в аккаунте опубликован манифест, который содержит такие строки: «Наша цель — пропаганда нулевой терпимости к злостным и систематичным нарушениям ПДД». Спустя год это актуально?

— Да. Только хочу добавить, что в том числе «За порядок и культуру на дорогах». Это ведь не только пропустить, несмотря на свой приоритет, но и не выезжать на забитый перекресток, создавая неудобства остальным участникам дорожного движения.

Иногда спрашивают, что здесь делает это видео — на нем же нет грубого нарушения. Например, езда по обочине попутного направления — штраф всего 1,5 тысячи, лишения ВУ не предусматривает, но сам поступок такой себе. Очень редко публикуем нарушения, связанные с парковкой, — они не всегда отражают действительность в полной мере, ну и в принципе все мы знаем о проблемах парковки во дворах, в том числе чтобы избежать использование площадки для решения личных интересов и конфликтов между соседями.

Я категорически против, не поддерживаю парковку на тротуаре, зеленой облагороженной зоне либо иную другую, которая приносит неудобства другим участникам дорожного движения. Особенно если водитель систематически оставляет автомобиль таким образом, чуть ли не до обеда — это все-таки ненормально.

Сейчас, с началом учебного года, набирают популярность видео и нарушения правил парковки возле учебных учреждений — возможно, стоит вообще пересмотреть сам подход к этому.

Получается ли вести пропаганду — это другой вопрос, но внутренне я ощущаю поддержку со стороны общества и рост сознательности.

— Вы выносите нарушителей на суд общественности, а для многих он страшнее штрафа. Бывали случаи, когда вы обвиняли не тех нарушителей? 

— Есть опасение, что мы обвиним не тех. Но, разбирая каждый случай, стараемся достоверно установить того, кто управлял автомобилем. При возможности обращаемся лично к нарушителю — чтобы не только узнать, он ли управлял ТС, но и получить какой-то комментарий. И здесь был такой случай, что в публикации я отметил не того водителя — они были полными тезками, и на вопрос, он ли управлял автомобилем, ответил утвердительно. Потом уже в комментариях и в личной беседе выяснил, что он пошутил, не подумал о том, что произойдет. Удалил его упоминание из публикации, принес извинения и в комментариях, где обращались к нему, везде указал, что данный человек не имеет никого отношения к указанной ситуации. Конфликт был исчерпан, на какое-то время он стал одним из активных комментаторов.

— Есть ли будущее у @stop.cityracing?

— В комментариях много пожеланий и рекомендаций, что делать и как. Но сейчас устанавливается рабочий контакт с ГИБДД РТ, хотелось бы плотно поработать по формированию в обществе чувства ответственности на дороге. Принцип «моя хата с краю, ничего не знаю» здесь не подходит. Как и отношение в духе «я никому же не помешал» или «мне он не помешал, зачем буду о нем сообщать, спешит, может, куда». Каждый участник дорожного движения должен понимать, что отсутствие камер и сотрудников на дороге не делает ПДД необязательными. Однозначно, не хочется, чтобы площадка становилась местом выяснения отношений — кто-то кого-то подрезал, и нам отправляют видео и придумывают нарушения. Были такие случаи, если нет нарушения на видео, то не публикуется.

Есть планы на развитие социальной рекламы БДД, а также проработку сотрудничества с минмолодежи, комитетом молодежи Казани. Одними штрафами сложно формировать позитивное движение, нужен и «пряник». В Казани есть места и условия для тех, кто действительно увлекается автомобилями — нужно вынести места сборов из жилых зон в безопасные. Необходимо работать с молодежью, тем более есть ребята, которые попадали в нашу ленту, но продолжают общаться, задают вопросы, где-то обращаются с просьбой подсказать, помочь разобраться. Я стараюсь донести до них, что никто не говорит, что они плохие, просто поступки, которые они совершают, не всегда продуманные, безопасные и могут привести к непредвиденным последствиям, о которых придется сожалеть, а возможности исправить не появится.

Буквально на днях был случай — «ВАЗ-21074» въехал на территорию гимназии и начал дрифтовать на футбольном поле. И это в период, когда везде говорят о необходимом усилении защищенности детей. Вроде детская шалость, а в результате четыре протокола об административных правонарушениях и направление дела в отделение по делам несовершеннолетних — автомобилем управлял бывший ученик этой школы, 16-летний житель поселка Куюки. Стоило оно того? Не думаю. Есть вопрос и к самой школе — как такое стало возможно? Минобрнауки позже предоставило ответ — охранник не успел закрыть ворота.

Безопасность зависит от каждого из нас, оставаться равнодушным, безучастным сегодня непозволительная роскошь.