Сериал «Живём хоккеем» решает понятные задачи. Раз в две недели через ютуб-канал в клубе показывают всем недовольным болельщикам, что «Ак Барс» делает всё для победы и отдаётся на 100%, а поражения остаются лишь частью игры Сериал «Живем хоккеем» решает понятные задачи. Раз в две недели через YouTube-канал в клубе показывают всем недовольным болельщикам, что «Ак Барс» делает все для победы и отдается на 100%, а поражения остаются лишь частью игры Фото: скриншот видео с YouTube-канала «Ак Барса»

Документалка в режиме Live

Обычный матч против «Витязя», камера молчаливо провожает в подтрибунное помещение хоккеиста «Ак Барса». Никиту Дыняка ведет под руки сотрудник клуба, лицо игрока на секунду-две кривится от боли. За кадром звучит голос самого форварда: «Даже если кто-то напишет, что Дыняк — труп или что-то в таком роде, я привык».

Без особых склеек на экране снова появился тот же хоккеист. Похоже, теперь у игрока ничего не болит, и он весело проверяет комментарии в «Инстаграме». «Вот видишь: „Удачи в новой команде“, — показывает Дыняк оператору. — Я даже лайк поставил». Дыняк заходит в профиль критика и невольно передает привет всему «БИЗНЕС Online». Автором коммента оказался Айрат Шамилов.

Сериал «Живем хоккеем» решает понятные задачи. Раз в две недели через YouTube-канал в клубе показывают всем недовольным болельщикам, что «Ак Барс» делает все для победы и отдается на 100%, а поражения остаются лишь частью игры. Полномасштабный документальный проект с доступом в раздевалку в вакууме — мечта архивариусов из 2018-го, сусло для The Last Dance Даниса Зарипова, практически агиография местного хоккейного святого.

Полномасштабный документальный проект с доступом в раздевалку в вакууме — мечта архивариусов из 2081-го, сусло для The Last Dance Даниса Зарипова, практически агиография местного хоккейного святого Полномасштабный документальный проект с доступом в раздевалку в вакууме — мечта архивариусов из 2018-го, сусло для The Last Dance Даниса Зарипова, практически агиография местного хоккейного святого Фото: скриншот видео с YouTube-канала «Ак Барса»

Но в том и проблема, что очень странно наблюдать жизнь казанской раздевалки практически в режиме Live. Зазор между условным матчем и релизом серии редко превышает 20 дней. Конечно, за это время забывается и счет, иногда даже и ход игры, погружение в контекст все равно важно. Но и при всем проникновении сториз «Инстаграма» таких внутряков в русском спорте приходится ждать до конца чемпионата.

«Живем хоккеем» будто играется в серьезную документалистику. Это же в первой серии понимают и сами игроки. Они не мешают операторам и камерам, не закрывают объектив, но все равно дурачатся. «Мы пришли сюда, были никем, а стали всем», — с пародийным пафосом заряжает Михаил Глухов. «Хоккей — игра секретов. Если мы расскажем ту или иную тактику, то на играх с нами будут ее знать», — открывает глаза зрителю Зарипов. И это смотрелось бы проходным синхроном, если бы за 10 секунд до интервью публике не показали кадры с теоретическим занятием «Ак Барса». И вряд ли это постирония в духе сериала «Офис».

Со стартом регулярки КХЛ «Живём хоккеем» скачет от матча к матчу в формате нарезок свадебного видео — перебивки игр, хайлайты, подсъем главного тренера Дмитрия Квартальнова, синхроны хоккеистов и какая-то грустная музыка на фоне Со стартом регулярки КХЛ «Живем хоккеем» скачет от матча к матчу в формате нарезок свадебного видео — перебивки игр, хайлайты, подсъем главного тренера Дмитрия Квартальнова, синхроны хоккеистов и какая-то грустная музыка на фоне Фото: скриншот видео с YouTube-канала «Ак Барса»

В сериале нет развития персонажей

Документальный сериал казанского клуба рассыпается даже жанрово. Он бодро стартует в формате устной истории, переходит на нечто вроде байопика и даже обещает интригующую завязку. Вот Зарипов просит медиабосса «Ак Барса» Михаила Степанова переписать текст — так сразу видно, что написано не самим хоккеистом. Данис органично живет в кадре и точно не испытывает дискомфорта от постоянного присутствия камер.

Оказывается, он готовился к визиту президента Татарстана и гендиректора «Татнефти» — перед ними объявляет команде о завершении карьеры по окончании сезона. 40-летний ветеран, похоже, отказался от помощи спичрайтеров и сформулировал мысли сам. Звездный новичок Дмитрий Кагарлицкий дважды признается, как его пробрало на речи Зарипова, — сначала в синхроне, затем самому Данису.

Капитан, кажется, не думает о том, как понравиться зрителю, и просто формулирует чувства: «Эмоции такие, что я бы сейчас сел в лодку и поехал на рыбалку». Видимо, это высшая степень счастья для мужчины 1981 года рождения. И тут же его опрокинул едущий в салоне Артем Лукоянов: «Смотрю на тебя и думаю: боишься перепутать имя-отчество президента и гендиректора?»

Но после бодрой первой серии начинается жанровая полоса препятствий. Фокус на Зарипова смещается на всю команду — притом на всю целиком и ни на кого конкретно. Со стартом регулярки КХЛ «Живем хоккеем» скачет от матча к матчу в формате нарезок свадебного видео — перебивки игр, хайлайты, подсъем главного тренера Дмитрия Квартальнова, синхроны хоккеистов и какая-то грустная музыка на фоне.

Неудачный старт сезона (четыре поражения в 6 матчах) помогает команде документалистов, ведь скучно снимать одни победы — они в большинстве своем одинаковые и не добавляют динамики. У проигрышей всегда нет какой-то конкретной причины, и от этого их можно подсветить более объемно, особенно в формате YouTube-сериала.

Но авторы совсем этим не пользуются и все больше дробят сюжет на несколько эпизодических ролей. Главной ниточки, за которую можно ухватиться (самое очевидное — уход Зарипова), в шоу пока так и не появилось. Вроде бы в первом выпуске режиссер сталкивает для нас Даниса с 21-летним дебютантом КХЛ Кириллом Крутовым, но в следующих трех сериях их связь куда-то пропала и больше не появляется.

Если сравнивать «Живем хоккеем» с образцами жанра, то в хоккейном цикле очень не хватает развития персонажей. Игроки и тренеры не грустят из-за поражений, сильно не радуются будничным победам в регулярном чемпионате и даже традиционную речь в тюбетейках перед командой произносят буднично. Да, это важный элемент тимбилдинга и прекрасная мелочь для атмосферы в коллективе. Но победа в сентябре не равна победе в матче плей-офф, опытные хоккеисты топ-клуба КХЛ прекрасно это знают и потому не испытывают никаких эмоций от локальных успехов. А если персонажам на экране в целом все равно, то почему мы, зрители, должны что-то испытывать от такого экшена в кадре?


20 дней не хватает на фактурный эпизод с яркими событиями

В целом идея с документальным сериалом, который обновляется онлайн, выглядела спорно. В случае с тем же The Last Dance спортивные фанаты понимают, чем все закончится, а обычная аудитория Netflix просто наблюдала за прощальным сезоном Майкла Джордана, о котором знают всё. Создатели шоу о легендарном «Чикаго Буллз» понимали начало и конец, поэтому правильно выстроили драматургию до завершающего кадра.

Пример с альтернативным финалом — Sunderland ‘Til I Die от того же Netflix. Сезон команды, вылетевшей из премьер-лиги, получился еще ужаснее предыдущего, но и там документалка вышла уже после финиша чемпионата. «Ак Барс» же взялся за очень сложную задачу — продюсировать повествование в течение двух-трех недель, еще и без понятного ориентира, куда вести сюжет.

Поэтому в «Живем хоккеем» хватает проходных кадров, которые по итогам сезона казались бы неважными. Но сейчас, поскольку ярких событий за 20 дней часто не хватает на фактурный эпизод, авторы явно берут какие-то намеки на заход и не доводят их до конца. В мае – июне на монтаже фрагменты матча с «Куньлунем» точно отправились бы в корзину, но при приближении дедлайна сгодятся и они.

Из-за этого от сериала остается ощущение расширенных влогов для клубного телевидения, на которых еще и не хватает человеческих ресурсов. Например, Игорь Бобков и Зарипов с теплотой говорили про годы в Магнитогорске. Но дальше простых слов в шоу не пошли, и камера захватила только салют Зарипова болельщикам «Магнитки» перед уходом в подтрибунку. С трудом верится, что у обоих игроков «Ак Барса» не осталось знакомых в «Металлурге» — скажем, бывших партнеров или тренеров, клубного стаффа или пожилых работников ледовой арены, которых можно обнять или которым можно отбить пять для съемок в рапиде.

В «Ак Барсе» здорово придумали с самим концептом — сравнение с Джорданом наверняка польстит Зарипову. Но казанский клуб явно поспешил с реализацией и не вывез громоздкую идею, которая разваливается уже на самом старте. Да и сам Зарипов подсказал, что ему нужно для счастья. И это вовсе не прославляющая документалка, а простой отдых с удочкой где-нибудь на лодке.