Гигантская очередь у входа стояла уже с раннего утра. Но внутрь попадали лишь те, у кого не было проблем с QR-кодом Гигантская очередь у входа стояла уже с раннего утра. Но внутрь попадали лишь те, у кого не было проблем с QR-кодом

Очереди с раннего утра

В первый же день открытия выставки стены Новой Третьяковки прошли испытание на прочность количеством желающих увидеть работы Михаила Врубеля. Гигантская очередь у входа стояла уже с раннего утра. Но внутрь попадали лишь те, у кого не было проблем с QR-кодом. Отбор простой, но строгий: нет кода, нет прохода. И никакие уговоры здесь не действуют.

Этот масштабный и очень дорогой проект Третьяковка готовила больше года. Экспозиция включает более 50 живописных полотен, около 200 графических картин и порядка 30 майолик — керамических фигурок из обожженной глины, покрытых специальной глазурью. О Врубеле написаны сотни книг и научных работ, сняты десятки фильмов, сказаны тысячи слов, но он все равно остается одним из самых загадочных художников рубежа XIX–XX веков.

«Это очень серьезный вызов для нас. Казалось бы, имя Врубеля всем хорошо известно, но в течение прошлого века было всего две больших монографических выставки. Одна — в начале 20-х, а вторая — в 1956 году. То есть уже 65 лет работы Врубеля, бо́льшая часть которых хранится в двух крупнейших музеях — в Третьяковке и Русском, — не объединялись в одной экспозиции», — говорит директор галереи Зельфира Трегулова.

Чтобы охватить гигантское пространство, Чобан не только возвел специальные стены, но и сделал в них многоугольные дыры Чтобы охватить гигантское пространство, Чобан не только возвел специальные стены, но и сделал в них многоугольные дыры

В экспозиции нет привычного деления на хронологические периоды, виды искусства и техники. Выставочное пространство, за которое отвечал хорошо известный и в Татарстане архитектор Сергей Чобан (автор плана развития Адмиралтейской слободы Казани и куратор Российской молодежной архитектурной биеннале в Иннополисе — прим. ред.), взывает к восприятию самой формы врубелевских произведений, к сквозным мотивам его творчества. Выставка занимает целых три этажа и 12 залов. Чтобы охватить это гигантское пространство, Чобан не только возвел специальные стены, но и сделал в них многоугольные дыры. Отдаленно они напоминают соты или в тысячу раз увеличенные мазки, характерные для врубелевского письма. «Пространства должны окунать зрителя из высоких в низкие, из темных в светлые, в разные фазы существования Врубеля как человека и художника», — объяснял журналистам Чобан свою задумку.

Первым же делом зрителей встречает одна из самых сказочных и удивительных картин Врубеля — его знаменитая «Царевна-лебедь» Первым же делом зрителей встречает одна из самых сказочных и удивительных картин Врубеля — его знаменитая «Царевна-Лебедь»

Главные «Демоны» Врубеля

Первым же делом зрителей встречает одна из самых сказочных и удивительных картин Врубеля — его знаменитая «Царевна-Лебедь». Ее огромные глаза полны печали, тревоги, словно она предчувствует беду. Прообразом царевны стала жена художника, его обожаемая муза, певица и любимая исполнительница Николая Римского-Корсакова Надежда Забела-Врубель. Композитор написал оперу по сюжету «Сказки о царе Салтане» Пушкина, главную партию в которой исполнила Забела. Вдохновленный ее исполнением, Врубель создал одну из самых загадочных своих работ. Он часто писал ее портреты. И многие из них посетители увидят дальше, но именно этот, с еле узнаваемыми внешними сходствами, встречает гостей в начале.

Один короткий поворот за угол приводит зрителей в сердце главной темы для искусного художника и мечущегося человека Врубеля — к его «Демонам». «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» словно захватывают проходящих в цепкие лапы и уводят в свою темно-серую холодную пещеру. Этот зал даже цветовой гаммой напоминает потаенное демоническое логово или темные уголки человеческой души.

Один короткий поворот за угол приводит зрителей в сердце главной темы для искусного художника и мечущегося человека Врубеля — к его «Демонам» Один короткий поворот за угол приводит зрителей в сердце главной темы для искусного художника и мечущегося человека Врубеля — к его «Демонам»

Сам художник не раз говорил, что его демона не понимают: путают то с чертом, то с дьяволом. Но врубелевский герой вовсе не злобный дух. Это творческая душа, мечущаяся и страдающая под властью собственных дум, но при этом величавая и властная.

Бытует легенда, что «Демон поверженный» создавался в маленькой мастерской с мощным направленным источником света. А когда картина попала в выставочные залы, где освещение оказалось совершенно иным, краски ее померкли. Врубель был в ужасе. Он тотчас же взялся за краски и принялся переписывать картину прямо на глазах у изумленной публики. Но попытки были тщетны. Демон терял мерцание и выразительность, а художник утратил власть над своим творением в погоне за ускользающим образом.

Сам художник не раз говорил, что его демона не понимают: путают то с чертом, то с дьяволом Сам художник не раз говорил, что его демона не понимают: путают то с чертом, то с дьяволом

Предложение оперной диве

Как известно, иллюстрации Врубеля выходят далеко за пределы прямой функции — изобразительного комментария к тексту. Его серия работ над произведениями Лермонтова, которые тогда еще неизвестному художнику заказал издатель Петр Кончаловский, — отдельное произведение искусства. Этим проникновенным иллюстрациям и метким наброскам выделен целый небольшой зал, вход в который просматривается через проем в стене.

Ближе к середине экспозиции располагается зал с ранними работами Врубеля. Тут и небольшие итальянские пейзажи, бегло написанные на деревянных дощечках, и схематичные портреты прохожих. Художник славился не только своим наметанным глазом и искусным владением пером, но и быстротой работой. Врубель не делал массы набросков даже к своим большим и значимым произведениям. Среди экспонатов раннего этапа творчества можно встретить и первые майолики. Например, голову египтянки, которая на самом деле была Верой Мамонтовой, дочкой прославленного мецената и покровителя Врубеля Саввы Мамонтова. К слову, она же позировала Валентину Серову для «Девочки с персиками».

Среди этих разножанровых и преимущественно небольших по размеру картин удивительно видеть узкое двухметровое полотно «Богоматери с младенцем». Художник писал его для оформления иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Но у врубелевской Богоматери совсем не смиренный и благостный взгляд. Ее глаза широко раскрыты, как и у младенца, зрачки сужены в напряжении. Этот взор скорее внушает безумие и тревогу, чем спокойствие и смирение.

Ломаная дорога из сквозных проходов в стенах ведет зрителей в следующий зал, в сердце художника, где их ждет его муза Забела-Врубель. Он писал ее портреты почти с первого дня знакомства. А влюбился, по собственному признанию, еще до того, как увидел. Врубель влюбился в голос Забелы в частной опере Мамонтова. Говорил, что все певицы поют как птицы и только Надя — как человек. У нее было камерное сопрано, диапазон небольшой, но звучала душа.

Художник почти сразу сделал оперной диве предложение, а та отшутилась. Мол, если напишет ее на портрете похожей, то даст согласие. Никого художник не изображал так часто, как свою жену. Он писал ее в разных образах, придумывал сказочные и театральные костюмы, наделял мистическими чертами, окружал необыкновенной природой. Она угадывается не только в «Царевне-Лебеди», но и в дриаде с картины «Сирень», и в гетевской Маргарите.

Неожиданно на пути зрителей оказывается темный зал, из которого волшебным светом красуются сказочные майолики Врубеля Неожиданно на пути зрителей оказывается темный зал, из которого волшебным светом красуются сказочные майолики Врубеля

«Мы представляем безумие Врубеля не как болезнь, а как художественное инакомыслие»

Важное место в жизни художника занимал меценат Савва Мамонтов. Его парадный портрет занимает особое место на выставке, а по обеим сторонам от полотна располагаются керамические львиные головы, выполненные в технике майолика.

Неожиданно на пути зрителей оказывается темный зал, из которого волшебным светом красуются сказочные майолики Врубеля. Лель, Мизгирь, царь Берендей, герои оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» — все они эффектно сверкают разноцветной глазурью в ярко освещенных витринах, установленных в тотально черном зале. А в центре этой красоты располагается белоснежный костюм Снегурочки, сделанный по эскизу Врубеля специально для его жены. А рядом с черным залом стоит еще одно необычное творение мастера — мозаичный камин. На нем изображена встреча богатырей Вольги и Микулы Селяниновича. Камин выполнен с таким выразительным мастерством, что его орнаменты можно разглядывать бесконечно.

Лель, Мизгирь, царь Берендей, герои оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» — все они эффектно сверкают разноцветной глазурью в ярко освещенных витринах Лель, Мизгирь, царь Берендей, герои оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» — все они эффектно сверкают разноцветной глазурью в ярко освещенных витринах

Ближе к выходу в темном тоннеле висит целая серия графических рисунков. Эти работы Врубель писал в психиатрической клинике. Его моделями были обычные санитары, смотрители и душевнобольные пациенты. «Мы представляем безумие Врубеля не как болезнь, а как художественное инакомыслие. Когда освобожденный от пут времени разум художника как бы улавливает ветер XX века», — сказала куратор Ирина Шуманова.

В последние годы жизни художник сознательно избегал цвета, масла. Он решил поставить, казалось бы, заведомо проигрышную для любого мастера задачу — угольным карандашом изобразить преломление света на перламутровой раковине. Этому художественному эксперименту отведен целый зал. Врубель считал, что если ему удастся передать цвет перламутровой раковины простым карандашом, то зрители смогут смотреть на его картины так, как он их видит сам.

Замыкает выставку еще одна загадочная работа мастера, его последнее творение — «Шестикрылый серафим». Считается, что в небесное существо трансформировался не дававший покоя Врубелю демон. Мастер создал полотно в 1904 году, перед тем как погрузился в полную слепоту и помрачение рассудка. Последние 6 лет он не покидал квартиры и, как вспоминают современники, все время открывал настежь окно и дышал холодным воздухом. Умерший от пневмонии Врубель навеки вписал свое имя в историю искусств как первый русский художник, сделавший высшим смыслом саму живопись.