48 — летний Дмитрий Грузков — бизнесмен, занимается регулярными перевозками пассажиров в Зеленодольске и Зеленодольском районе 48-летний Дмитрий Грузков — бизнесмен, занимается регулярными перевозками пассажиров в Зеленодольске и Зеленодольском районе

Герой

48-летний Дмитрий Грузков — бизнесмен, занимается регулярными перевозками пассажиров в Зеленодольске и Зеленодольском районе. Его ООО «Экспресс» (бренд «Зеленодольское ПАТП») обслуживает 6 внутригородских и 8 пригородных маршрутов, в том числе до Казани. Предприниматель также владеет в Зеленодольске совмещенным с автовокзалом бизнес-центром «Мирный».

Каждый день начинаю с планерки, на которой убеждаю коллег прививаться. Вакцинируем тут же — в собственном медкабинете и уже готовимся к ревакцинации Каждый день начинаю с планерки, на которой убеждаю коллег прививаться. Вакцинируем тут же, в собственном медкабинете, и уже готовимся к ревакцинации

Насколько тяжело кризис ударил по вашей компании?

  • У ЗПАТП, как и других предприятий Зеленодольска, нерабочие рабочие дни. Работаем по графику выходного дня, на линиях 30% подвижного состава. Не можем себе позволить возить воздух. Часть сотрудников отправили в оплачиваемый отпуск. Выручка с начала «куардауна» сократилась на 30%. 
  • В группе компаний работают 333 человека, из которых привили 84%. Каждый день начинаю с планерки, на которой убеждаю коллег прививаться. Вакцинируем тут же, в собственном медкабинете, и уже готовимся к ревакцинации. В БЦ тоже открыли пункт вакцинации для жителей Зеленодольска, который теперь закрыт, поскольку невакцинированных в торговые центры пускать нельзя.
  • С марта 2020 года на предприятии никто не заразился коронавирусом, но среди болевших распространены два диагноза: грипп и внебольничная пневмония. Конечно, по требованию Роспотребнадзора водители и кондукторы по-прежнему дезинфицируют салоны автобусов на конечных остановках, соблюдают масочный режим. К слову, государство компенсирует расходы на антиковидные мероприятия — с начала пандемии вернули 200 тыс. рублей.
  • В 2020 году ЗПАТП ушло в минус на 70 млн рублей, из которых 47 млн рублей списали по первому этапу программы ФОТ 3.0. Но убыток в 23 млн рублей так и остался. Во время жестких ограничений 2020 года сократился выход машин на городские маршруты, автобусы Зеленодольск – Казань встали из-за запрета въезда в столицу РТ. Не привозили и 10% дневной выручки. В Зеленодольске и Зеленодольском районе цена проезда не регулируется госкомитетом РТ по тарифам, поэтому с 1 ноября 2020 года стоимость билета вынужденно повысили на 5 рублей до 25 рублей наличными, по картам — до 23 рублей. Также пришлось отказаться от добровольно введенных льгот для студентов ради сохранения в городе льготных проездных для школьников.
  • Дополнительную проблему перевозчикам республики создал минтранс РТ, отказавшись компенсировать деньги за поездки пенсионеров и других льготников. Из-за этого с августа по декабрь 2020 года предприятие недополучило 7,3 млн рублей. А за 2021-й нам задолжали 28 млн рублей. С такой же проблемой столкнулись перевозчики в 33 городах и районах РТ. И это в условиях пандемии, когда упал пассажиропоток! В ситуацию трижды вмешивался прокурор республики Илдус Нафиков. И только в начале октября предприятие получило 28 млн рублей компенсаций, которые потратили на покупку в лизинг пяти новых «НЕФАЗов» и трех метановых «СИМАЗов». Но компенсацию за 2020 год власти не выплатили и не планируют.
  • В 2021 году ситуация гораздо лучше, потому что предприятие перестроилось, да и нынешний локдаун намного мягче. Обстановка меняется не так быстро, как марте и апреле 2020 года, нет жесткой самоизоляции. Да, нужны QR-коды, но на 100% бизнес не закрыли. Татарстан ввел разумные ограничения для предпринимателей, голос бизнеса все-таки услышали. Но убыток по итогам 2021 года все равно будет существенным.

Стоимость одного километра поездки автобуса в Зеленодольске 130 рублей, в день автобус проезжает 250 км. Итого с одного автобуса должно получаться 32,5 тыс. рублей выручки в день Стоимость одного километра поездки автобуса в Зеленодольске — 130 рублей, в день автобус проезжает 250 километров. Итого с одного автобуса должно получаться 32,5 тыс. рублей выручки в день

Что вы собираетесь делать?

  • Повышать с 1 января 2022 года цену проезда до 30 рублей за наличку и до 27 рублей по картам — так получится едва свести концы с концами. Цена дизельного топлива, запчастей выросла, метан в РТ за год подорожал на 20% до 19,6 рубля за кубический метр. Стоимость одного километра поездки автобуса в Зеленодольске — 130 рублей, в день автобус проезжает 250 километров. Итого с одного автобуса должно получаться 32,5 тыс. рублей выручки в день. При сокращении доходов на 30% данная сумма снижается до 21,7 тыс. рублей ежедневно. И эти выпадающие доходы никто не компенсирует.
  • Вынуждены обновить 14 автобусов — это еще одна причина повышения тарифов. В Казани часть стоимости лизинговых автобусов компенсирует федеральный бюджет по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги», но в районах данная программа не работает! Оплата первоначального взноса, лизинговые платежи лежат только на плечах перевозчиков. Да, в этом году ПАТП вложило в обновление парка 59 млн рублей, но нужно еще. Например, пока автобус средней вместимости Lotos стоит 10 млн рублей, итого 140 миллионов. А как платить лизинг при поездках льготников за 20 рублей и остальных пассажиров — за 25? Такие тарифы не рассчитаны на оплату лизинга.
  • Добиться повышения компенсации за льготников Зеленодольска и Зеленодольского района до 25 рублей. Если попытка удастся, то предприятию не придется повышать цену проезда до 30 рублей за наличный расчет. Эта проблема характерна и для других районов и городов Татарстана, так как пенсионеры и льготники составляют до 50% пассажиропотока на муниципальных и пригородных маршрутах. Пока бюджет компенсирует за льготников только 20 рублей, при этом поездки по социальному проездному без ограничений. Получается так, что обычные пассажиры платят и за себя, и за пенсионеров-льготников повышенным тарифом.
  • Участвовать в программе ФОТ 3.0 — эта поддержка, как и в 2020 году, будет кстати. Уже веду переговоры с банком о получении нового кредита на погашение старого — это рефинансирование долга с отсрочкой платежа еще на полгода. Платить надо будет не по 5 млн рублей в месяц, а вдвое меньше. 
  • В случае дальнейшего ухудшения ситуации перестанем платить по кредитам, которые субсидирует правительство, сократим число автобусов на линиях, откажемся от ремонта техники — только замена масла, резины и фильтров. Автобус сломался? В калашный ряд. Так вместо 100 автобусов через месяц будет 90, через два — 80, через три — 70. Интервалы движения увеличатся, а через год-полтора выпускать на линии уже станет нечего.

Рост времени ожидания общественного транспорта, потому что без покрытия убытков у предприятий уже не получается держать интервалы. Во время пандемии это чревато новым ростом заболеваемости Рост времени ожидания общественного транспорта, потому что без покрытия убытков у предприятий уже не получается держать интервалы. Во время пандемии это чревато новым ростом заболеваемости

Ваш прогноз по ситуации в отрасли

  • Рост времени ожидания общественного транспорта, потому что без покрытия убытков у предприятий уже не получается держать интервалы. Во время пандемии это чревато новым ростом заболеваемости. А очередные «карантикулы» только усугубят обстановку в отрасли.
  • Неизбежный рост цены проезда в муниципалитетах, потому что кабмин РТ пока не увеличивает размер компенсаций за льготников, растут цены на топливо, электричество, отопление, запчасти, надо повышать и заработную плату.

Ваш совет другим бизнесменам, оказавшимся в трудной ситуации

  • Выживать даже с минимальной господдержкой, перестроить бизнес под новые условия.