ЧИНОВНИКИ ДУМАЛИ УЛУЧШИТЬ БИЗНЕС-КЛИМАТ БЕЗ БИЗНЕСА

После перерыва на обед в первый день Гайдаровского форума экономисты обсуждали «Предпринимательский климат». Его обсуждают всегда и везде, и уже одно словосочетание должно подсказывать бизнесменам, что ничего результативного из обсуждений - после обязательных перечислений проблем, «административных барьеров», «высоких налогов» - все равно не вынесут. Тем не менее на этот раз зрелое зерно оказалось в рассуждениях Рубена Варданяна - председателя совета директоров «Тройки Диалог», и Леонида Казинца - председателя совета директоров корпорации «Баркли». К моменту обсуждения «Предпринимательского климата» ряды либералов, экономистов и просто слушателей изрядно поредели. Зал откровенно пустовал.

Ведущий пленарной дискуссии президент ММВБ-РТС (биржи, как известно, недавно объединились) Рубен Аганбегян начал с честного признания, что по рейтингу экономических свобод газеты Wall Street Journal Россия находится на 143 месте из 184 стран. Хуже всего обстоят дела с правами собственности и инвестициями и финансовыми свободами. Первым слово взял директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства МЭРТ РФ Сергей Беляков, который заметил, что еще не так давно чиновники дистанцировались от экспертов и бизнеса, думая самостоятельно этот самый климат улучшить. Не получилось. Спросили у бизнеса, что мешает. Получили ключевые и в общем-то стандартные направления, на которых необходимо министерству сконцентрировать свою работу. Главным направлением стал «инвестиционный климат». «Это не фетиш, поверьте. А то как только какая-нибудь дискуссия начинается, обязательно всплывает «инвестиционный климат», - заметив зевки в зале и точно извинившись сказал Беляков. – Просто если надо построить эффективную экономику, надо создать условия для появления рабочих мест».

ЧЕГО ХОЧЕТ МЭРТ РФ

По его словам, Россия - очень привлекательный рынок. Но из-за плохого инвестиционного климата страна рискует не реализовать свой потенциал и потерять человеческий капитал (люди просто уедут туда, где им будет лучше работаться - ред.). Далее Беляков достал еще один рейтинг, в котором Россия по климату оказалась на 120 месте из 183. Однако гордо заметил, что «мы в числе лучших стран по количеству и качеству реформ, направленных на улучшение условий бизнеса» (жаль только, что результата от этих качественных реформ не так уж много - ред.). Беляков признал, что впадать от этого в эйфорию не надо. И заявил, что их министерство очень хочет довести приток иностранного капитала (в минувшем году он составил – не считая оттока – $65 млрд. - ред.) до 70 - 75 миллиардов. И за 30 лет войти в Топ-10 стран по предпринимательскому климату.

ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ДУМАЕТ СТАНОВИТЬСЯ В РФ МИЛЛИАРДЕРОМ

Варданян, взяв слово, обратился к залу. Спросил, кто тут считает себя средним классом (две-три руки). Кто бизнесмен (пять-шесть человек). Кто намерен стать через 20 лет миллиардером - долларовым, уточнил он. Поднялась рука скромной молодой женщины, сидевший впереди корреспондента «БИЗНЕС Online». «Ну вот видите, большинство не верит, что это в принципе возможно», - грустно заметил Варданян. Но несмотря на это, перечислил основные качества эффективной работы государства с бизнесом (как, в его понимании, работает Сингапур): прагматизм (делать только то, что возможно сделать сегодня – камешек в огород наполеоновских мечтателей из МЭРТ РФред.), открытость, ориентация на бизнес, когда государственная машина настроена на то, чтобы помочь, а не помешать. В Сингапуре, по его словам, меритократия – власть лучших – и отбор лучших. Люди мечтают стать чиновниками (в России тоже, стоит заметить, увы, в ущерб мечтам о собственном бизнесе - ред.).

vardanyan.jpg
По мнению Варданяна, есть много успешных людей,
которые умеют заработать деньги, пользуясь как раз
неэффективностью законов или бизнеса

ИНКВИЗИЦИЯ И МЕНТАЛИТЕТ ГРЕЦИИ

А вообще, считает глава «Тройки Диалог», существует три пути для изменения ситуации: реформация, революция и инквизиция. И сразу же вспомнил ситуацию с Грецией.

- Я был очень удивлен, когда узнал, что за последнюю тысячу лет Греция находилась в дефолте 850 лет, - заметил Варданян. – Так может, это закономерность?

Варданян считает, что, так или иначе, пресловутый «предпринимательский климат» также всецело зависит от ментальности управленцев. По его словам, есть два кардинально разных умения – умение зарабатывать и умение создавать бизнес. И есть много успешных людей, которые умеют заработать деньги, пользуясь как раз неэффективностью законов или бизнеса. Напротив, умеющим создавать бизнес двигает «мечта, любовь к своему делу». И рассказал о том, как посещал три разных поликлиники, построенных на частные деньги. В одной, где «с любовью», - все замечательно. В другой владелец, получив кредит от банка, сэкономил на окнах, установив дешевые, и теперь они не открываются.

КТО ОСНОВНОЙ ИНВЕСТОР СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РФ?

Казинец, вместо того чтобы абстрактно рассуждать о «предпринимательском климате», достаточно предметно поговорил о «климате» в строительной отрасли. И насмешил зал, рассказав об основных инвесторах строительной отрасли РФ – Кипр, Великобритания и Британские Вирджинские острова (иными словами, оффшоры). Он не стал размышлять над тем, почему так сложилось, зато перечислил то, что, по его словам, мешает бизнесу строить. Во-первых, сегодня, заявил он, покупательная способность населения упала, «ипотека не работает», процентная ставка не уменьшается, и желающие купить квартиру просто не в состоянии этого сделать. Во-вторых, отрасль испытывает недостаток финансирования и оборотного капитала – ставки по кредитам высокие. В-третьих, по-прежнему существуют проблемы с разрешительной документацией – ни одна процедура не носит уведомительного характера. В-четвертых, налицо острая нехватка квалифицированных специалистов: «Мы отстали от наших зарубежных конкурентов так же, как отстали от них по компьютерам и телефонам. Если хотя бы у одного человека в зале будет мобильник от российского производителя – это уже очень здорово!», - заявил Казинец.

«1000-ПРОЦЕНТНАЯ ВЫГОДА С ГОСЗАКАЗОВ»

И в завершении доклада сделал справедливый вывод о том, что принятие любого закона или акта должно способствовать росту национальной экономики: «Если в начале документа не написано, как он будет улучшать благосостояние национального производителя, – этот закон будет вредить», - заметил Казинец. Да и какой смысл отдельным «пригретым» компаниям делать свое производство эффективным, если на махинациях с госзаказами можно получить «1000-процентную выгоду», тогда как увеличение эффективности производства даст 3 - 4%.

- Пока отрасль управляется в ручном режиме, эффективность будет падать. Нужны долгосрочные хорошо спрогнозированные изменения. Проводить реформы сразу в 20 направлениях (это уже был прямой намек на деятельность МЭРТ РФ - ред.), плохо подготовленных – бессмысленно.