КАМАЗ введет АвтоВАЗ в состав акционеров своей «дочки» — АО «Объединенные автомобильные технологии». На фото Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин КАМАЗ введет АвтоВАЗ в состав акционеров своей «дочки» — АО «Объединенные автомобильные технологии». На фото — генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ отдает 40% своей «дочки» АвтоВАЗу

КАМАЗ введет АвтоВАЗ в состав акционеров своей «дочки» — АО «Объединенные автомобильные технологии». Об этом решении сегодня сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе челнинского автогиганта. Известно, что ПАО «КАМАЗ» будет владеть 45% акций, АвтоВАЗ — 40%. По версии КАМАЗа, такая сделка необходима для развития компетенций ОАТ в области производства современных автомобильных компонентов. Оформление планируется завершить к концу 2021 года после получения соответствующих разрешений регулятора. Сделка безденежная.

«В настоящее время согласован план трансформации группы „ОАТ“, который позволит компаниям группы привлекать новых клиентов, развивать новые проекты и инвестировать в свое операционное и инженерное развитие на территории Российской Федерации», — добавили в компании. Логика проста: основной потребитель продукции ОАТ — АвтоВАЗ. Более 90% всей продукции группы ОАТ поставляется для автомобилей марки LADA. 

В группу ОАТ входит 10 предприятий в пяти регионах России по выпуску автокомпонентов В группу «ОАТ» входит 10 предприятий в пяти регионах России по выпуску автокомпонентов Фото: © Александр Кондратюк, РИА «Новости»

Что за «Объединенные автомобильные технологии»? 

В группу «ОАТ» входит 10 предприятий в пяти регионах России по выпуску автокомпонентов. Они производят комплектующие для трансмиссии, подвески, элементы кузова, рулевого управления, кондиционирования, светотехники, элементы систем охлаждения, отопления и других узлов для автомобилей. Например, в Димитровграде Ульяновской области ООО «ДААЗ» — радиаторы, топливные системы, системы охлаждения, штампо-сварные узлы, алюминиевое литье, производство оснастки и инструмента. ООО «ДЗПМ» занимается порошковой металлургией, светотехникой — ООО «Автосвет». В Тольятти ООО «РосАвтоПласт» производит пластиковый гранулят, АО «Мотор-Супер» — фильтры и детали из пластика, АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» и ООО «ЭВР» — подвески и тормозные системы. В Скопине Рязанской области ООО «СААЗ Комплект» — стойки и амортизаторы. В Вязниках Владимирской области ПАО «ОСВАР» — светотехнику. В Сердобске Пензенской области АО «СМЗ» — штампо-сварные узлы, также там есть собственная транспортная компания, ООО «ОАТ Карго». 

Машиностроительные предприятия группы «ОАТ», отмечено на сайте компании, обладают полным технологическим циклом производства компонентов — от сырья и заготовки до крупноузловой сборки — и производят более 4 тыс. наименований продукции для ведущих отечественных и иностранных автоконцернов. Основные заказчики — АвтоВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ и УАЗ.

До 90-х предприятия, составляющие ОАТ, входили в состав АвтоВАЗа. В 1991 году тольяттинский автогигант юридически вывел собственные производства автокомпонентов и стал работать с ними на аутсорсинге, оставаясь для них управляющей компанией. Впоследствии производство комплектующих взяла под свой контроль финансово-промышленная группа «СОК», как и ряд других предприятий, в том числе автозаводы «ИжАвто» и «РосЛада». В 2008 году «Ростех» руками компании «Рособоронэкспорт» вытеснил представителей СОК с АвтоВАЗа, который в том же году стал собственностью госкорпорации. В том же году и появились «Объединенные автомобильные технологии», а СОК потерял свои позиции в Поволжье. В отношении компании были возбуждены уголовные дела о банкротстве, а собственник группы Юрий Качмазов с другими топ-менеджерами в феврале 2011 года объявлен в розыск. 

Через 8 лет работы под контролем «Ростеха» ОАТ представлял собой печальное зрелище. По итогам 2016 года головное АО показало выручку в 119 млн рублей (минус 9%) и чистый убыток 228 млн рублей. За 2014–2016 годы структура проела на убытках 483 млн рублей собственного капитала, который на 1 января 2017 года составлял минус 330 млн рублей. 

О том, что ОАТ перешли на баланс КАМАЗа, стало известно в начале 2018 года. 20 февраля КАМАЗ приобрел 49% голосующих акций ОАТ, еще 51% в рамках той же сделки ушел «Ремдизелю». Цель покупки актива руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в беседе с «БИЗНЕС Online» тогда обозначил как «возрождение автокомпонентной отрасли в России». «Мы первыми страдаем от того, что в России нет качественных автокомпонентов, которые бы удовлетворяли наших потребителей. Никто не хочет покупать автомобиль, у которого, условно говоря, течет радиатор или ненадежен любой другой компонент. Весь негатив от потребителей ложится на КАМАЗ, поэтому мы вынуждены покупать зарубежные аналоги, за что нас снова критикуют. Мы заинтересованы в том, чтобы в России появились хорошие отраслевые производители, и рассчитываем, что в рамках развития этой компании, в рамках импортозамещения компоненты удешевятся», — говорил Афанасьев. 

Надежды на светлое будущее не подкреплялись финансовыми успехами. В 2018 году балансовая стоимость 12 заводов ОАТ, по оценкам нашего издания, составляла минус 1 млрд рублей. Впоследствии разница между активами (8,4 млрд) и обязательствами (15,4 млрд) группы составляет уже минус 7 млрд рублей. К 2021 году ситуация не улучшилась — по итогам 2020-го убыток ОАТ до налогообложения составил 1,02 млрд против прибыли до налогообложения в 18 млн рублей годом ранее. Теперь после неполных трех лет работы под контролем КАМАЗа убыточный актив частично возвращается в руки прежнего хозяина. 

О том, что ОАТ перешло на баланс КАМАЗа стало известно в начале 2018 года О том, что ОАТ перешли на баланс КАМАЗа, стало известно в начале 2018 года Фото: «БИЗНЕС Online»

«Идет подготовка к созданию мегахолдинга по производству российских автомобилей?»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили последствия намечающейся сделки.  

Вячеслав Субботин — автомобильный эксперт:

— Эта сделка никак не изменит рынок автокомпонентов и их производство. История с производством компонентов для производителя LADA давняя. Когда-то в СССР существовал ряд производств комплектующих, принадлежащих государству. Потом самарская компания «СОК» подобрала этот комплекс. Они почти вошли в правление АвтоВАЗа. Но потом СОК отодвинул «Ростех». А теперь это производство будут возвращать АвтоВАЗу.

Все, что популярно из продукции АвтоВАЗа сейчас, — это автомобили Renault, которые он производит на своем конвейере, LADA Largus, автомобиль от того же производителя, и своя модель — LADA Vesta. Потому в конечном итоге деятельность «Объединенных автомобильных технологий» направлена на поставку деталей для автомобилей Renault. Передавать это производство на сторону в Renault не согласны — тогда они не смогут контролировать ни объемы, ни качество, ни поставки комплектующих. А когда сделка будет завершена, они начнут это контролировать. Интерес АвтоВАЗа к этой сделке также связан с развитием компонентной базы для автомобилей, построенных на базе Renault.

Роман Гуляев — автомобильный эксперт:

— Возможно, идет подготовка к созданию какого-то большого мегахолдинга по производству российских автомобилей, стратегически важного для нашей страны. Туда войдет самый крупный производитель грузовых автомобилей и самый крупный производитель легковых автомобилей. Даже несмотря на то, что и у того, и у другого де-факто есть иностранные акционеры, но они контролируются «Ростехом». Потому эта сделка сама по себе ничего не изменит. Разве что, будучи акционером, АвтоВАЗ сможет теснее работать над разработкой компонентов автомобилей, над тем, что нужно разрабатывать.

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Не меняются ни производители, ни их заказчики — меняется только форма собственности (доли). АвтоВАЗу будет проще давить на поставщиков, которые наполовину являются своими. Но принципиально это картину не изменит.